Собственная методическая разработка психологического занятия для детей с родителями старшей группы детского сада по произведениям С.Я. Маршака
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Голубева Наталья Леонидовна

Тема: «По произведениям С.Я.Маршака»

Цель:

Развитие интереса к художественной литературе и чтению.

Задачи:

  1. Развитие навыков вербального и невербального общения.
  2. Снятие телесного и эмоционального напряжения.
  3. Создание эмоционально положительного климата в группе.
  4. Закрепление знаний детей о творчестве С. Я. Маршака.
  5. Развитие слухового восприятия, памяти и речи.
  6. Развитие коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.
  7. Ознакомление родителей с игровыми формами взаимодействия с детьми; разучивание стихов с помощью метода «Мнемотаблицы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собственная методическая разработка

психологического занятия

для детей с родителями старшей группы детского сада

Конспект

Тема: «По произведениям С.Я.Маршака»

Цель:

Развитие интереса к художественной литературе и чтению.

Задачи:

  1. Развитие навыков вербального и невербального общения.
  2. Снятие телесного и эмоционального напряжения.
  3. Создание эмоционально положительного климата в группе.
  4. Закрепление знаний детей о творчестве С. Я. Маршака.
  5. Развитие слухового восприятия, памяти и речи.
  6. Развитие коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.
  7. Ознакомление родителей с игровыми формами взаимодействия с детьми; разучивание стихов с помощью метода «Мнемотаблицы».

Предварительная работа

Чтение и заучивание стихов и сказок С. Я. Маршака.

Материалы

Музыкальное сопровождение, мяч, мнемотаблица с стихотворением С.Я.Маршака «Два кота», картинки с изображением животных.

Ход занятия

Этап I. Организационный

Приветствие. Игра «Здравствуйте!»

Игра проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени и здороваясь передает цветок соседу.

Игра-разминка «Молекулы»

Участники свободно передвигаются по группе под музыку. Музыка останавливается, участники должны объединиться сначала в пары, затем под музыку участники вновь двигаются, музыка останавливается – в тройки, в четверки, в пятерки, в пары, в четверки и т.д.

Объявление темы занятия.

Этап II. Практический

Психолог. Дорогие родители, ребята усердно готовились и хотят вам показать, что они узнали о творчестве С.Я.Маршака.

Психолог предлагает выучить стихотворение С.Я.Маршака «Два кота» с помощью мнемотаблицы.

Два кота

Жили-были два кота –

Восемь лапок, два хвоста,

Подрались между собой

Серые коты. Поднялись

У них трубой серые хвосты.

Бились днем и ночью.

Прочь летели клочья,

И остались от котов

Только кончики хвостов.

 Психолог. В нашей стране вряд ли найдется человек, которому было бы неизвестно имя этого писателя, ведь его стихи и загадки знают многие взрослые и дети. Сейчас, мы с вами отгадаем кто же это! Я буду вам читать загадки, а вы постарайтесь на них ответить.

1. Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

- Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

В лесу цветет подснежник,

А не метель метет,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не метет!

1 вопрос:

Кто помог бедной падчерице исполнить глупый каприз королевы и приказание жадной мачехи? (Ответ: Месяцы).

2. Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки

- Оказалось, это брюки….

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

2 вопрос:

Кто это такой? (Ответ: рассеянный).

3. Сунул голову в окошко,

Поглядел …

- Да это кошка!

Пропадешь ты здесь в огне.

Полезай в карман ко мне!

3 вопрос:

Назовите имя пожарного спасшего девочку Лену и кошку из огня. (Ответ: Кузьма).

4. Швырнула она чемодан,

Ногой отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку …

- Отдайте мою собачонку!

4 вопрос:

Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая в другой город? (Ответ: багаж).

5. Нынче праздник веселый у нас.

На дворе под гармонику пляс.

Мы прогнали медведя в леса,

Без хвоста убежала лиса.

Вот такие чудеса!

5 вопрос:

Кто напевал эту песенку? (Ответ: звери).

6. - Голосок твой слишком тонок

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

6 вопрос:

Кому не нравился голосок матери? (Ответ: мышонок).

7. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке

В синей форменной фуражке?

7 вопрос:

Кто это? Назовите профессию героя стихотворения. (Ответ: почтальон).

8. Люди спрашивают:

- Кто это у вас?

А девочка говорит:

- Это моя дочка.

Люди спрашивают:

- Почему у вашей дочки серые щечки?

А девочка говорит:

- Она давно не мылась.

8 вопрос:

Кто был завернут в платок у девочки? (Ответ: котёнок).

Дети отвечают.

Психолог. Молодцы, ребята, справились с заданием. Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Отец его работал мастером на заводе. Он самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Память об этих бесконечных и нелегких переездах сохранилась в стихах Самуила Яковлевича Маршака о его детстве.

Психолог.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С Цифрой «5» на медной бляшке,

В синей фирменной фуражке?

Это он, это он ...

Дети (хором). Ленинградский почтальон!

Раздается стук в дверь. Открывается дверь, входит Почтальон под музыку.

Почтальон. Здравствуйте, дети! А откуда вы меня знаете?

Психолог. Вы пришли к нам из книги замечательного писателя С.Я.Маршака.

Почтальон. А ребята знают, как называется эта книга?

Ответы детей («Почта»).

Почтальон. Молодцы! Я приношу в дома разные письма, телеграммы и посылки. Но сегодня у меня удивительный день. Все письма и посылки адресованы в одно и тоже место - в наш детский сад.

Психолог. Дорогой почтальон, вы попали как раз по этому адресу и мы с удовольствием примем все письма и посылки, которые вы принесли.

Почтальон. Моя почта сегодня необычная. В каждом письме, посылке и телеграмме находятся разные задания, которые помогут мне узнать, хорошо ли ребята из вашего детского сада знают произведения Самуила Яковлевича Маршака. (Достает первый конверт.) Вот и первое задание.

Почтальон. Ребята посмотрите, у меня в сумке целая пачка телеграмм. Но есть одна проблема – аппарат, который на почте принимает телеграммы, сломался и не напечатал последние слова. Но если вы хорошо знаете произведения Маршака, вы мне можете прочитать телеграмму полностью.

Бегемот разинул рот:

Булки просит … (бегемот)

Гриб растет среди дорожки –

Голова на тонкой … (ножке)

Жук упал, и встать не может.

Ждет он, кто ему … (поможет)

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от … (страха)

Роет землю серый крот –

Разоряет… (огород).

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему … (бока)

Ведущий:

- Молодцы, ребята! Справились с заданиями.

Почтальон хвалит детей и предлагает распаковать следующую посылку, в ней находится мячик.

Почтальон:

- Ребята, давайте мы с вами встанем в круг и поиграем в игру «Мой веселый звонкий мяч».

Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Дети (хором):

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Раз, два, три – беги!

Дети передают мяч из рук в руки по кругу, пока звучит музыка, когда заканчивается музыка и тот, у кого остался мяч, разворачивается и держит мяч в руках и выходит в круг. Тому ребёнку загадывается задание

«Назови героя»

1. Усатый …(полосатый)

2. Ванька …(встанька)

3. Умный … (мышонок)

4. Рассеянный с улицы … (Бассейнной)

5. Детки в … (клетке)

Психолог. Молодцы, ребятки! Справились и с этим заданием.

Почтальон достает следующий конверт с заданием.

Почтальон. Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке», правда? Это очень поучительная история о маленьком мышонке. Он не очень любил песни, которые пела ему перед сном мама. Поэтому маме пришлось срочно искать няню для своего любимого сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку?

- Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду. (Утка)

- Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара. (Жаба)

- Спи, мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок. (Лошадь)

- Баю-баюшки, хрю-хрю.

Успокойся, говорю. (Свинка)

- Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло:

Там и тихо, и тепло. (Курица)

- Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать! (Кошка)

А чью песню не смог услышать мышонок?

(Щука)

Почтальон хвалит детей и предлагает следующий конверт с заданием.

Почтальон. А в этом конверте пригласительный билет в зоопарк. Нам с вами предстоит вспомнить обитателей зоосада, о которых написал свои стихи Маршак.

Почтальон показывает картинки с изображением животных, а дети по очереди рассказывают стихи о них: «Слон», «Жираф», «Верблюд», «Пингвин», «Кенгуру», «Тигрёнок».

Тигрёнок

Вы не стойте слишком близко -

Я тигрёнок, а не киска!

Слон

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре.

Кенгуру

Вот полюбуйтесь на игру

Двух австралийских кенгуру.

Они играют в чехарду

В зоологическом саду.

Жираф

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Пингвин

Правда, дети, я хорош?

На большой мешок похож.

На морях в белые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду.

Верблюд

Бедный маленький верблюд:

Есть ребёнку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра

Почтальон хвалит детей.

Психолог. Вот и подходит к концу наша викторина по произведениям С.Я. Маршака. Он был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрые, умнее, могут утешить и развеселить.

Почтальон. А в моей сумке осталась последняя посылка. Но перед тем, как мы ее откроем, все вместе с ребятами станцуем веселый танец. (С детьми проводится веселый танец).

Этап IV. Рефлексивный

Награждение детей медалями «Знаток творчества С.Я.Маршака»

Спасибо всем!

На этом наше занятие завершается. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия занятий по речевому развитию в старшей группе детского сада по обучению детей рассказыванию по теме "Домашние животные".

Занятия по обучению рассказыванию в старшей группе детского сада. Занятия содержат много дидактических игр,загадок, упражнений....

Серия занятий по речевому развитию в старшей группе детского сада по обучению детей рассказыванию по теме "Домашние животные".

Занятия по обучению рассказыванию в старшей группе детского сада. Занятия содержат много дидактических игр,загадок, упражнений....

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.Задачи:- закреплят...

Конспект физкультурного занятия для детей с ОНР старшей группы детского сада на тему: "Зимующие птицы"

Конспект предназначен для воспитателей групп ОНР, инструкторов по физической культуре детского сада; приурочен к тематической неделе: "Зимующие птицы"....

Методическая разработка "Перспективное планирование образовательной деятельности в старшей группе детского сада для детей с ОВЗ".

Содержание психолого-педагогической работы с детьми с ТНР 5-6 лет представлено по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», &la...

Учебно-методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

Учебно-методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.Составление описательного рассказа по кар...