"Методическое обеспечение по ознакомлению дошкольников с ДЦП старшей группы с книжной культурой"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Сошникова Светлана Валентиновна

Данный материал содержит конспект совместной деятельности педагога и детей (план-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками с ДЦП старшего возраста) по ознакомлению с книжной культурой на тему: "Чтение русской народной сказки "Зимовье зверей". Также представлен перспективный календарно-тематический план по ознакомлению дошкольников с ДЦП старшей группы с книжной культурой на январь месяц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabotv_var._blok_.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

           План-конспект непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками с ДЦП в старшей группе

по ознакомлению с книжной культурой

Тема: Чтение  русской народной сказки «Зимовье зверей»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи: 

Воспитательные:

  1) Воспитывать у детей желание и умение слушать художественный текст, следить за развитием сюжета, подвести к пониманию образного содержания пословицы. (ОО « Художественно-эстетическое развитие»)

2) Воспитывать у детей  интерес к книжной иллюстрации. (ОО « Художественно-эстетическое развитие»)

   3) Побуждать детей работать в коллективе. (ОО «Социально – коммуникативное развитие»)

Развивающие:

    1) Формировать у детей умение понимать и оценивать характеры героев. (ОО   «Социально-коммуникативное развитие»)

  2)  Совершенствовать у детей умение передавать интонацией голоса и характер персонажей. (ОО «Речевое развитие»)

3) Упражнять детей в умении по представлению изображать сказочную избушку-зимовье. (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

Образовательные:

1) Закреплять у детей знания и представления о животных, их разнообразии.

(ОО «Познавательное развитие»)

Методы и приемы:

  1. Наглядный: Вносим красочно-оформленную книгу. Показываем иллюстрации.
  2. Словесный: Загадываем загадки о животных. Рассказываем, поясняем, беседуем. Повторно читаем.
  3. Практический:  рисуем, драматизируем фрагменты из сказки.

Материалы и оборудование:

  1. Дидактический материал:

Иллюстрации, книга, маски, шапочки, загадки.

  1. Раздаточный материал:

Альбомные листы, цветные карандаши.

  1. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

Ширма-домик, стенд для выставки рисунков.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение, загадывание  загадок, рассказывание, пояснение.

Коммуникативная деятельность

Беседа.

Двигательная деятельность

Физминутка

Изобразительная деятельность

Рисование.

Игровая деятельность

Игра – драматизация

Логика образовательной деятельности

Название этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-целевой

Вносит стимульный материал (книгу). Предлагает рассмотреть книгу.

Знакомятся и рассматривают книгу.

Стимулировано

 и активизировано внимание детей. 

Обеспечивает его восприятие, осмысление, мотивирует на ознакомление с  новой сказкой, но чтобы узнать о ком эта сказка, предлагает разгадать загадки.

Показывает иллюстрации животных.

Разгадывают загадки.

Рассматривают иллюстрации.

Совершенствуется умение отвечать на вопросы.

Актуализированы знания детей о животных

Содержательно-деятельностный

Предлагает послушать сказку.

 Рассказывает сказку.

Вовлекает в беседу, задает вопросы.

Просит пояснить образное содержание пословицы.

Осуществляет оценку суждений.

Принимают предложение.

Слушают сказку.

Отвечают на вопросы.

Выдвигают свои гипотезы.

Рассуждают.

Ознакомлены  с русской народной сказкой «Зимовье». Умеют слушать художественный текст и следить за развитием сюжета.

Совершенствовано умение отвечать на вопросы. Понимать и оценивать характеры героев.

     Понимание образного содержания пословиц.

Проводит физминутку

Читает повторно отрывок из сказки.

Предлагает нарисовать по представлению - избушку.

Раздает материал.

Предлагает маски- шапочки животных для обыгрывания сюжета и  договориться кем из животных будут дети.

Выполняют упражнения

Слушают отрывок из сказки.

Принимают предложение - рисуют

Знакомятся с масками, договариваются между собой.

Драматизируют отрывок из сказки.

Повышают свою двигательную активность

Развивают умение изображать  избушку по представлению.

Совершенствуют умение передавать интонацией голоса и характер персонажей.

Оценочно-рефлексивный

Организует выставку рисунков, помещает рисунки на стенд.

 

Предлагает для рассматривания книгу-сказку «Зимовье»

Рассматривают рисунки, выбирают наиболее удачные.

Рассматривают книгу.

Закреплено умение работать в коллективе, обсуждать работы помещенные на стенде.

Сформирован повышенный интерес к художественной литературе


Перспективный календарно-тематический план

по ознакомлению дошкольников с книжной культурой

Группа старшая

1-2 неделя (январь)

Непрерывная образовательная деятельность

Совместная деятельность педагога и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

(оснащение РППС)

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

1 неделя

2 неделя

Вид детской деятельности в форме

Задачи:

Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства  

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора  Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений  Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Тема недели:

«Здравствуй Зимушка Зима!»

Вид детской деятельности коммуникативная в форме ситуативный разговор о характерных признаках зимы

Задачи:

закрепить знания о зимних явлениях природы

Вид детской деятельности восприятие художественной литературы и фольклора в форме чтение стихотворения С.Есенин «Поет зима, аукает»

Задачи:

Продолжать развивать умение понимать содержание  стихотворения, помочь осмысливать значение образных выражений.

упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности.

Вид детской деятельности изобразительная в форме рисования по стихотворению «На деревья на лужок, тихо падает снежок»

Задачи:

Совершенствовать умение передавать в рисунке характерные признаки зимы.

Вид детской деятельности восприятие художественной деятельности и фольклора в форме пересказ рассказа К. Лукашевич «Добрая девочка»

Задачи:

Формировать умение пересказывать короткий рассказ без помощи воспитателя.

Вид детской деятельности музыкальная в форме хороводная игра «Игра со снежками»

Задачи:

Согласовывать действия с текстом песни, вызывать эмоциональный отклик.

Тема недели:

«Снег снежок»»

Вид детской деятельности коммуникативная в форме рассказывание на тему «Из личного опыта»

Задачи:

Предложить детям составить рассказ на тему «Зима» из личного опыта.

Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным.

Вид детской деятельности восприятие музыки, художественной литературы и фольклора  в форме разучивание стихотворения Е.Благинина «Зима»

Задачи:

Продолжать развивать умение понимать содержание  стихотворения, выразительно декламировать его.

Вид детской деятельности изобразительная в форме рисования рисом «Снежинки»

Задача:

Совершенствовать умение передавать в рисунке характерный образ снежинки в рисунке.

Вид детской деятельности восприятие музыки, художественной литературы, фольклора  в форме театрального этюда «Кружение этюда»

Задача:

Закреплять умение детей передавать поэтическое произведение движениями жестами.

Вид детской деятельности

Восприятие художественной литературы и фольклора:

Потешки о снеге, морозе, льде.

Задачи:

Развивать умение сравнивать свойства изучаемых объектов, передавать в речи ход и результаты рассуждений.

обогащать словарный запас детей , формировать грамматический строй речи.

Актуальная среда

1 неделя

Внести иллюстрации о зиме, рассказами и стихами о зиме, развивающую игру «Зима в деревне и городе».

Разместить в уголке художественной литературы детские книги: «Зимовье зверей», «Стихи о зиме», «К нам пришла зима», картины и серии «Таня не боится мороза», «Играем зимой».

2 неделя

Внести альбом «Какие бывают снежинки»

Инсценировка сказки «Два Мороза»

Расположить в уголке художественной литературы интерактивную игрушку «Снежинка», которая имеет в сборнике стихи о снеге, снежинках.

Разместить в театральном уголке шапочки и маски (Дед Мороз, волк, заяц, снежинка, метель) для обыгрывания придуманных фрагментов.

1 неделя

Рекомендовать стихи для заучивания и чтение детям в «Речевой газете».

Предложить составить и оформить книжку -  самоделку на тему: «Загадки о зиме». Поместить в родительском уголке папку -  передвижку «Почитайте детям о зиме»

2 неделя

Рекомендовать заучить стихотворение И.Никитина «Жгуч мороз трескучий»

Предложить прочитать рассказ В.Бианки «Январь». Разучивание стихотворения о зиме

Предложить прослушать стихотворение А. Фета «Мама глянь- ка из окошка…»и зарисовать понравившийся отрывок.

3-4 неделя (январь)

Непрерывная образовательная деятельность

Совместная деятельность педагога и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

(оснащение РППС)

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

3 неделя

4 неделя

Вид детской деятельности в форме

Задачи:

 Воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2.      Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия)

3.      Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения

4.      Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

Тема недели:

«Елочка краса»

Вид детской деятельности коммуникативная в форме заучивание стихотворения Александрова «Елочка»

Задачи:

Знакомит с содержанием произведения, способствовать эмоциональному восприятия стихотворения.

Развивать умение разгадывать загадки о «Елочке»

Вид детской деятельности коммуникативная в форме чтение сказки Бажова «Серебряное копытце»

Задачи:

Помочь детям эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения, помочь овладеть приемом сравнивания.

Тема недели:

«Зима шагает по Земле»

Вид детской деятельности

Вид детской деятельности изобразительная  в форме рисования «Потешки о животных»

Задачи:

Помочь вспомнить содержание малых фольклорных форм и передать образ в рисунке.

Вид детской деятельности коммуникативная в форме чтение Г.Цыферова «В медвежий час»

Задачи:

Помочь детям понять тему, образное содержание и идею сказки, значение пословицы и ее связь с сюжетом сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

Вид детской деятельности восприятие художественной литературы и фольклора в форме ситуативного разговора по произведениям С.Козлова «Зимние сказки» Задачи: обеспечить усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него

Актуальная среда

3 неделя

Внести альбом «Необыкновенные приключения Елочки»

Разместить иллюстрации «Елочка красавица»

Расположить в уголке сенсорного развития макет елочки для дидактической игры «Наряди елочку»

4 неделя

Внести альбом «Животные зимой»

Разместить в уголке познания иллюстрации «Жизнь в лесу»

Расположить в уголке художественной литературы подборку книг о животных севера.

Предложить детям бросовый материал и бумагу для создания избушки с самоцветами по сказке Бажова «Серебряное копытце»

3 неделя

Рекомендовать заучить с детьми В.Берестов «Елочный шар»

Предложить прочитать Г.Скребитский «Белая шубка»

4 неделя

Рекомендовать совместно с детьми найти и оформить в книжку – малышку потешки и пословицы о животных.

Предложить выучить пальчиковую игру «Медвежата»

Предложить прослушать с детьми аудиозапись сказки Сутеева «Елка» и зарисовать понравившийся фрагмент.

Итоговое мероприятие месяца:   Создание книжек – малышек  на тему: «Потешки о животных».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологией, по методической теме «Мы – Земляне». 2010 -2011 год( Старшая группа)

Экология довольно интересный и занимательный предмет. Предлагаю вам перспктвный план по экологии для старшей группы....

Методическое обеспечение программы. Картотека театрализованных игр для старших дошкольнико 5-6 лет "Загадки без слов"

   Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказ­ка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «прожива­ет» с героем весь его путь. В процессе и...

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с литературой и развитие речи старшая группа.

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с литературой и развитие речи старшая группа....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Беседа о снеге"

В данной методической разработке содержится информация о том, как помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха, активизировать речь за счёт новых слов, развивать творческ...

Методическое обеспечение "Развитие танцевально-игрового творчества в старше дошкольном возрасте в процессе музыкальной деятельности"

Методическое обеспечение "Развитие танцевально-игрового творчества в старше дошкольном возрасте в процессе музыкальной деятельности"...

Перспективное планирование по ознакомлению детей старшей группы с книжной культурой

Художественная литература — бесценный источник мудрости, сильнейшее средство для развития речи, а также интеллектуального, эстетического и духовного обогащения личности ребёнка....