Чтение художественной литературы для подготовительной к школе группы
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Назаренко Марина Владимировна

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

СЕНТЯБРЬ

Для чтения детям.

Рассказывание:

Былина «Илья Муромец и Соловей  - разбойник»,  русская народная сказка «Лисичка – сестричка и волк», нанайская народная сказка «Айога».

Программные задачи:

 Учить понимать образное содержание произведения, главную мысль русской народной сказки. Совершенствовать умение связно передавать содержание произведения. Воспитывать любовь к народным сказкам.

 Чтение:

 Сказка Х.-К.Андерсена «Дюймовочка», сказка В.Сутеева «Под грибом», рассказ К.Ушинского «Четыре желания», Э.Успенский «Сколько у меня игрушек», сказка «Мужик и медведь».

Программные задачи:

Продолжать учить различать жанровые особенности сказки. Формировать оценочное отношение к героям. Учить осмысливать содержание прочитанного.

Для заучивания наизусть:

 И.Бунина «Листопад»                                            З.Александрова «В грибном царстве».

Лес, точно терем расписной,                                 Разбежались по полянке мухоморы и поганки,
Лиловый, золотой, багряный,                                   Чтобы сбить тебя с пути и от белых отвести.
Веселой, пестрою стеной                      Там, где солнышко пригрело, задержаться можно смело:
Стоит над светлою поляной.                                  Значит, здесь семья маслят или рыжики стоят.

Березы желтою резьбой                               А под елкой, а под елкой кто-то спрятался в иголках,
Блестят в лазури голубой,                           В темной шляпке набекрень боровик укрылся в тень.
Как вышки, елочки темнеют,                                             А веселые ребята – тонконогие опята –
А между кленами синеют                                       Притаились возле пня и кричат«Ищи меня!».
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.                             Нам и лето, нам и осень чудеса всегда приносят,
Лес пахнет дубом и сосной,                                      Но грибы, что дарит лес, -это чудо из чудес!
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
 

Программные задачи:

 

Учить читать наизусть стихотворения. Воспитывать любовь к природе осенью, эмоционально реагировать на литературные произведения.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

ОКТЯБРЬ

Для чтения детям.

Рассказывание:

 Сказка В.Сутеева «Яблоко», рассказ В.Бианки «Купание медвежат», А.Куприна «Слон», сказка А.Толстого «Сорока».

 Программные задачи:

Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объёму литературный текст. Учить объяснять непонятные слова, встречающиеся в тексте. Различать простейшие случаи многозначности слова.

 

Чтение:

А.Босов «Волшебная корзина», рассказ К.Паустовского «Тёплый хлеб» , Д.Мамин – Сибиряк «Серая шейка», Н.Рубцова «Про зайца»

Программные задачи:

 Учить слушать художественное произведение, понимать образное содержание сказки, оценивать характеры персонажей. Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений. Воспитывать желание заботиться о других людях.

Для заучивания наизусть:

ОВОЩИ. Ю.Тувим                                               «Осенью» Максимилиан Волошин
Хозяйка однажды с базара пришла,                                        Рдяны краски,
Хозяйка с базара домой принесла:                                          Воздух чист;
Картошку,                                                                                  Вьётся в пляске
Капусту,                                                                                     Красный лист, —
Морковку,                                                                                  Это осень,
Горох,                                                                                         Далей просинь,
Петрушку и свёклу.                                                                   Гулы сосен,
Ох!..                                                                                             Веток свист.

Вот овощи спор завели на столе -                                           Ветер клонит
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:                                 Ряд ракит,
Картошка?                                                                                  Листья гонит
Капуста?                                                                                     И вихрит
Морковка?                                                                                  Вихрей рати,
Горох?                                                                                         И на скате
Петрушка иль свекла?                                                               Перекати-
Ох!..                                                                                             Поле мчит.
 

 

Программные задачи: Учить читать наизусть стихотворения. Воспитывать любовь к природе осенью, эмоционально реагировать на литературные произведения.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

НОЯБРЬ

Для чтения детям.

Рассказывание:

 В.Драгунского «Сверху вниз, наискосок!», М.Зощенко «Великие путешественники», П.Ершова «Конёк - Горбунок», Ш.Перро «Кот в сапогах»

Программные задачи:

Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ. Развивать умение пересказывать сказку по плану. Формировать образность речи, понимание образных выражений.

Чтение:

М.Булатова «Голубая птица», Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилась», Х.-К.Андерсен «Гадкий утёнок», стихотворение В.Маяковского «Кем быть?», С.Баруздин «Кто построил этот дом?», русская народная сказка «Зимовье зверей», сказка В.Сутеева «Палочка - выручалочка», И.Бутман «Прогулка по лесу», И.Соколов – Микитов «Листопадничек», рассказы К.Ушинского «Васька», «Лошадка», «Хавронья», сказка «Сивка -Бурка».

Программные задачи: Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа, закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Учить правильно воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев. Формировать оценочное отношение к героям.

Для заучивания наизусть:

Э.Мошковской «Добежали до вечера»                      А.Барто «У меня живёт козлёнок»

Мы бежали и спешили,                                                            У меня живет козленок,
Потому что быстро жили!                                                    Я сама его пасу.

Мы бежали и скакали,                                                          Я козленка в сад зеленый
И с утра не отдыхали,                                                               Рано утром отнесу.
И поели На бегу,                                                                   Он заблудится в саду
И попили На скаку,                                                                    - Я в траве его найду.
Запыхались, Спотыкались,
Утомились, Удивились:

Добежали мы до ВЕЧЕРА,
Видим — дальше делать нечего:

В небе звёздочка зажглась,
Надо жить
Не торопясь...

Программные задачи:

Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения. Развивать умение подбирать рифмы к различным словам, выразительно читать наизусть стихотворение.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

ДЕКАБРЬ

Для чтения детям.

Рассказывание:

 Сказка по народным сюжетам «Снегурочка»

 Программные задачи:

Учить понимать образное содержание сказки, характеры героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Познакомить с новым художественным произведением. Учить определять  характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев.

Чтение:

Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб», энциклопедия «Живой мир», М.Пляцковский «Колючка на ужин», Г.Снегирёв «Пингвиний пляж», сказка Р.Киплинга «Слонёнок», К.Коровин «Белка», Н.Рубцов «Про зайца», Д.Мамин – Сибиряк «Медведко», С.Георгиев «Я спас Деда Мороза», И.Суриков «Зима», Э.Мошковская «Какие бывают подарки», песня «Как пошла коляда…», С.Маршак «Тает месяц молодой», К.Горбатов «Старый город. Зима», А.С.Пушкин «Зимний вечер», Г.Ладонщиков «Зимние картинки»

Программные задачи:

Учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения. Развивать умения с помощью мимики, жестов, интонации создавать выразительные образы.

Для заучивания наизусть:

С.Маршака «Тает месяц молодой»                                         И.Сурикова «Зима»

Тает месяц молодой.                                               Белый снег, пушистый в воздухе кружится 
Гаснут звезды чередой.                                    И на землю тихо падает, ложится. 
                                                                                   И под утро снегом поле побелело, 
Из распахнутых ворот                                     Точно пеленою все его одело.
Солнце красное идёт.
                                                                             Темный лес что шапкой принакрылся чудной 
Солнце за руку ведёт                                   И заснул под нею крепко, непробудно… 
Новый день и Новый год!                                  Божьи дни коротки, солнце светит мало,                                                                     Вот пришли морозцы - и зима настала.

Программные задачи:

Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения. Развивать умение подбирать рифмы к различным словам, выразительно читать наизусть стихотворение. Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, выучить его наизусть. Закрепить знания о различии стихотворного и прозаического жанров.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

ЯНВАРЬ

Для чтения детям.

Рассказывание:

 Сказка К.Ушинского «Лиса и козёл», сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы», Ю.Коваля «Стожок»

Программные задачи:

Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ. Развивать умение пересказывать сказку по плану. Формировать образность речи, понимание образных выражений.

Чтение:

 Сказка «У страха глаза велики», сказка «Айога», стихотворение И.Токмакова «Мне грустно», Е.Пермяков «Про нос и язык», А.Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы», Е.Трутнев «Первый снег», В.Одоевский «Мороз Иванович», Н.Сладков «Суд над декабрём», С.Иванов «Каким бывает снег», стихотворение С.Маршака «Откуда стол пришёл?», Г. –Х.Андерсен «Сказки», К.Чуковский «Федорино горе».

 Программные задачи:

Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа, закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Учить правильно воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев.

Для заучивания наизусть

ЗИМНЕЕ УТРО                                                                               Берёза

Мороз и солнце; день чудесный!                                                  Белая берёза
Еще ты дремлешь, друг прелестный —                                       Под моим окном
Пора, красавица, проснись:                                                           Принакрылась снегом,
Открой сомкнуты негой взоры                                                     Точно серебром.
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!                                                                    На пушистых ветках

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,                                             Снежною каймой

 На мутном небе мгла носилась;                                                   Распустились кисти                         

Луна, как бледное пятно,                                                               Белой бахромой.
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —                                                              И стоит береза
А нынче... погляди в окно:                                                             В сонной тишине,


Программные задачи:

Учить чувствовать ритм стихотворения, понимать замысел произведения. Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы в стихотворениях. Учить детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворение передавая побудительную и вопросительную интонацию; активизировать лексику по теме

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

ФЕВРАРЬ

Для чтения детям.

Рассказывание:

 Русская народная сказка «Василиса прекрасная», Н.Сладкова «Воробьишкина весна», Е.Шварца «Рассеянный волшебник»

Программные задачи:

Продолжать знакомить с русской народной сказкой. Учить воспринимать короткие литературные произведения, объяснить непонятные слова. Учить осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений.

Чтение:

 С.Погореловский «Урожай», В.Серова «Золотая рожь», К.Паустовский «Тёплый хлеб», Ю.Ждановская «Нива», Н.Носов «Незнайка и его друзья», «Незнайка на луне», В.Бианки «Приспособился», В.Маяковский «Кем быть?», С.Маршак «Откуда стол пришёл?», К.И.Чуковского «Федорино горе», рассказы Н.Носова «Мишкина каша», русская народная сказка «Лиса и журавль», С.Баруздин «Кто построил этот дом?», С.Махотин «Завтрак».

Программные задачи:

Знакомить с новыми художественными произведениями. Учить определять характер персонажей, передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев.

Для заучивания наизусть

 НИВА.                                                                                                         «Зима! Крестьянин, торжествуя…»

(Ю.ЖДАНОВСКАЯ)                                                                                                                  А.Пушкин

НИВА МОЯ, НИВА, НИВА ЗОЛОТАЯ!                                               Зима!.. Крестьянин, торжествуя, 

ЗРЕЕШЬ ТЫ НА СОЛНЦЕ, КОЛОС НАЛИВАЯ.                             На дровнях обновляет путь; 

ПО ТЕБЕ ОТ ВЕТРУ, СЛОВНО В СИНЕМ МОРЕ,                               Его лошадка, снег почуя, 

ВОЛНЫ ТАК И ХОДЯТ, ХОДЯТ НА ПРОСТОРЕ.                            Плетется рысью как-нибудь; 

НАД ТОБОЮ С ПЕСНЕЙ ЖАВОРОНОК ВЬЁТСЯ,                                    Бразды пушистые взрывая, 

НАД ТОБООЙ И ТУЧА ГРОЗНО ПРОНЕСЁТСЯ.                                   Летит кибитка удалая; 

ЗРЕЕШЬ ТЫ И СПЕЕШЬ, КОЛОС НАЛИВАЯ.                                      Ямщик сидит на облучке 

НИВА МОЯ, НИВА, НИВА ЗОЛОТАЯ!                                             В тулупе, в красном кушаке. 

                                                                                                           Вот бегает дворовый мальчик, 

                                                                                                               В салазки жучку посадив, 
                                                                                                                Себя в коня преобразив; 
                                                                                                              Шалун уж отморозил пальчик: 
                                                                                                                  Ему и больно и смешно, 
                                                                                                                  А мать грозит ему в окно.

Программные задачи: Воспитывать на стихотворном материале любовь к Родине, уважение к труду хлеборобов. Развивать интонационную выразительность, силу голоса, умение правильно расставлять акценты при чтении стихотворения.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

МАРТ

Для чтения детям.

Рассказывание:

 Ненецкая сказка «Кукушка» Д.Мамина – Сибиряка «Медведко»

 Программные задачи:

 Учить понимать образное содержание сказки. Учить понимать переносный смысл пословиц. Обратить внимание на нравственные качества героев сказки. Воспитывать отрицательное отношение к невнимательности, равнодушию, безразличию.

Чтение:

П.Воронько «Лучше нет родного края», В.Бианки «Голубые лягушки», А.Милн «Непослушная мама», Д.Габе «Моя семья», Г.Виеру «Мамин день», рассказ Г.Скребицкого «Счастливый жучок», рассказ Г.Скребицкого «На лесной полянке», Н.Сладков «Весенние радости», Н.Павлова «Под кустом», Н.Асеев «Москва - Россия», М.Исаковский «Москва», И.Черницкий «Есть на свете город».

 Программные задачи:

Учить слушать художественное произведение, понимать образное содержание сказки, оценивать характеры персонажей. Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений. Воспитывать желание заботиться о других людях.

         Для заучивания наизусть

 Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...»                          Е.Благина «Посидим в тишине»

Зима недаром злится,                                                                Мама спит, она устала…
Прошла её пора –                                                                       Ну и я играть не стала!
Весна в окно стучится                                                               Я волчка не завожу,
И гонит со двора.                                                                       А уселась и сижу.

И всё засуетилось,                                                  Не шумят мои игрушки,                                                                                                                                                                         

Всё нудит Зиму вон –                                                                  Тихо в комнате пустой.                                                                         И жаворонки в небе                                                                    А по маминой подушке                                                                                                                         
Уж подняли трезвон.                                                                    Луч крадется золотой.                                                  Зима еще хлопочет                                                                         И сказала я лучу:

И на Весну ворчит.                                                                    – Я тоже двигаться хочу!
Та ей в глаза хохочет                                                                   И пуще лишь шумит...                                                           

Взбесилась ведьма злая                                                              Я бы многого хотела:
И, снегу захватя,                                                                       Вслух читать и мяч катать,
Пустила, убегая,                                                                          Я бы песенку пропела,
В прекрасное дитя...                                                                    Я б могла похохотать,

Весне и горя мало:                                                                      Да мало ль я чего хочу!        Умылася в снегу                                                                         Но мама спит, и я молчу.
И лишь румяней стала                                                              Луч метнулся по стене,
Наперекор врагу.                                                                        А потом скользнул ко мне.
                                                                                                   – Ничего, – шепнул он будто, –
                                                                                                         Посидим и в тишине!..

Программные задачи:  Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение; Развивать интонационную выразительность речи, восприятие ритма стихотворения. Развивать умение видеть красоту родной природы, умение объяснять значение устаревших слов и выражений.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

АПРЕЛЬ

Для чтения детям.

Рассказывание:

 Рассказ В.Бианки «Лесные домишки»

Программные задачи:

 Закреплять умение пересказывать литературный текст, подбирать определение и сравнение. Закреплять понимание специфики жанра рассказа, умение ставить ударение в словах, определяя ударный и безударный слоги.

Чтение:

Н.Носов «Незнайка на Луне», П.Клушанцев «О чём рассказал телескоп», К.Булачёв «Тайна третьей планеты», А.Толстой «Филиппок», З.Александрова «Родина», Стихотворение С.Маршака «Откуда стол пришёл?», Г. –Х.Андерсен «Сказки», К.Чуковский «Федорино горе».

Программные задачи:

Учить слушать художественное произведение, понимать образное содержание сказки, оценивать характеры персонажей. Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений. Воспитывать желание заботиться о других людях.

 

Для заучивания наизусть

А.Блока «На лугу»

Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звонче
Над лугом голоса.
Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.

 

Программные задачи:

 Учить выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, читать поэтические произведения в лицах. Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть

 

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

МАЙ

Для чтения детям.

Рассказывание:

 Э.Шима «Очень вредная крапива», М.Пришвина «Золотой луг»

Программные задачи:

Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения. Воспитывать наблюдательность, желание разбираться в явлениях природы.

 

Чтение:

Н.Сладков «Весенние радости», Н.Павлова «Жёлтый, белый, лиловый», А.Платонов «Неизвестный цветок», Сказка В.Катаева «Дудочка и кувшинчик», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка», В.Бианки «Купание медвежат», М.Пришвин «Роса», Рассказ С.Алексеева «Первый ночной таран», Ю.Коваль «Выстрел», Ф.Тютчев «Весенние воды»,

Н.Заболоцкий «На реке», Рассказ Е.И.Чарушина «Кабан»,  А.Платонов «Неизвестный цветок»,

Н.Павлов «Жёлтый, белый, лиловый»

Программные задачи:

Продолжать учить видеть жанровые особенности сказочного жанра.

Развивать способность к эмоциональному восприятию образного содержания сказки.

Развивать умение находить связь содержания сказки с различными пословицами о труде.

Для заучивания наизусть

«Лучше нет родного края» П.Воронько

Жура-жура-журавель! 
Облетал он сто земель. 
Облетал, обходил, 
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля: 
– Где же лучшая земля? – 
Отвечал он, пролетая: 
– Лучше нет родного края!

Программные задачи:

 Развитие интереса к художественной литературе. Учить чувствовать ритм стихотворения. Развивать поэтический слух, умение выделять в тексте выразительные средства. Воспитывать интонационную выразительность при чтении стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_v_plan_log_pod.gr_.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

СЕНТЯБРЬ

Для чтения детям.

Рассказывание: 

Былина «Илья Муромец и Соловей  - разбойник»,  русская народная сказка «Лисичка – сестричка и волк», нанайская народная сказка «Айога».

Программные задачи:

 Учить понимать образное содержание произведения, главную мысль русской народной сказки. Совершенствовать умение связно передавать содержание произведения. Воспитывать любовь к народным сказкам.

 Чтение:

 Сказка Х.-К.Андерсена «Дюймовочка», сказка В.Сутеева «Под грибом», рассказ К.Ушинского «Четыре желания», Э.Успенский «Сколько у меня игрушек», сказка «Мужик и медведь».

Программные задачи: 

Продолжать учить различать жанровые особенности сказки. Формировать оценочное отношение к героям. Учить осмысливать содержание прочитанного.

Для заучивания наизусть:

 И.Бунина «Листопад»                                            З.Александрова «В грибном царстве».

Лес, точно терем расписной,                                 Разбежались по полянке мухоморы и поганки,
Лиловый, золотой, багряный,
                                   Чтобы сбить тебя с пути и от белых отвести.
Веселой, пестрою стеной
                      Там, где солнышко пригрело, задержаться можно смело:
Стоит над светлою поляной.
                                  Значит, здесь семья маслят или рыжики стоят.

Березы желтою резьбой
                               А под елкой, а под елкой кто-то спрятался в иголках,
Блестят в лазури голубой,
                           В темной шляпке набекрень боровик укрылся в тень.
Как вышки, елочки темнеют,                                            
 А веселые ребята – тонконогие опята –
А между кленами синеют
                                       Притаились возле пня и кричат«Ищи меня!».
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
                             Нам и лето, нам и осень чудеса всегда приносят,
Лес пахнет дубом и сосной,
                                      Но грибы, что дарит лес, -это чудо из чудес!
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Программные задачи: 

Учить читать наизусть стихотворения. Воспитывать любовь к природе осенью, эмоционально реагировать на литературные произведения.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

ОКТЯБРЬ

Для чтения детям.

Рассказывание:

 Сказка В.Сутеева «Яблоко», рассказ В.Бианки «Купание медвежат», А.Куприна «Слон», сказка А.Толстого «Сорока».

 Программные задачи:

Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объёму литературный текст. Учить объяснять непонятные слова, встречающиеся в тексте. Различать простейшие случаи многозначности слова.

Чтение: 

А.Босов «Волшебная корзина», рассказ К.Паустовского «Тёплый хлеб» , Д.Мамин – Сибиряк «Серая шейка», Н.Рубцова «Про зайца»

Программные задачи:

 Учить слушать художественное произведение, понимать образное содержание сказки, оценивать характеры персонажей. Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений. Воспитывать желание заботиться о других людях.

Для заучивания наизусть:

ОВОЩИ. Ю.Тувим                                               «Осенью» Максимилиан Волошин
Хозяйка однажды с базара пришла,                                        Рдяны краски,
Хозяйка с базара домой принесла:                                          Воздух чист;
Картошку,                                                                                  Вьётся в пляске
Капусту,                                                                                     Красный лист, —
Морковку,                                                                                  Это осень,
Горох,                                                                                         Далей просинь,
Петрушку и свёклу.                                                                   Гулы сосен,
Ох!..                                                                                             Веток свист.

Вот овощи спор завели на столе -                                           Ветер клонит
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:                                 Ряд ракит,
Картошка?                                                                                  Листья гонит
Капуста?                                                                                     И вихрит
Морковка?                                                                                  Вихрей рати,
Горох?                                                                                         И на скате
Петрушка иль свекла?                                                               Перекати-
Ох!..                                                                                             Поле мчит.

Программные задачи: Учить читать наизусть стихотворения. Воспитывать любовь к природе осенью, эмоционально реагировать на литературные произведения.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

НОЯБРЬ

Для чтения детям.

Рассказывание:

 В.Драгунского «Сверху вниз, наискосок!», М.Зощенко «Великие путешественники», П.Ершова «Конёк - Горбунок», Ш.Перро «Кот в сапогах»

Программные задачи: 

Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ. Развивать умение пересказывать сказку по плану. Формировать образность речи, понимание образных выражений.

Чтение: 

М.Булатова «Голубая птица», Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилась», Х.-К.Андерсен «Гадкий утёнок», стихотворение В.Маяковского «Кем быть?», С.Баруздин «Кто построил этот дом?», русская народная сказка «Зимовье зверей», сказка В.Сутеева «Палочка - выручалочка», И.Бутман «Прогулка по лесу», И.Соколов – Микитов «Листопадничек», рассказы К.Ушинского «Васька», «Лошадка», «Хавронья», сказка «Сивка -Бурка».

Программные задачи: Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа, закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Учить правильно воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев. Формировать оценочное отношение к героям.

Для заучивания наизусть: 

Э.Мошковской «Добежали до вечера»                      А.Барто «У меня живёт козлёнок»

Мы бежали и спешили,                                                            У меня живет козленок, 
Потому что быстро жили!
                                                    Я сама его пасу.

Мы бежали и скакали,                                                          Я козленка в сад зеленый
И с утра не отдыхали,
                                                               Рано утром отнесу.
И поели На бегу,                                                                  
 Он заблудится в саду
И попили На скаку,
                                                                    - Я в траве его найду.
Запыхались, Спотыкались,
Утомились, Удивились:

Добежали мы до ВЕЧЕРА,
Видим — дальше делать нечего:

В небе звёздочка зажглась,
Надо жить
Не торопясь...

Программные задачи:

Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения. Развивать умение подбирать рифмы к различным словам, выразительно читать наизусть стихотворение.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

ДЕКАБРЬ

Для чтения детям.

Рассказывание:

 Сказка по народным сюжетам «Снегурочка»

 Программные задачи: 

Учить понимать образное содержание сказки, характеры героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Познакомить с новым художественным произведением. Учить определять  характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев.

Чтение: 

Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб», энциклопедия «Живой мир», М.Пляцковский «Колючка на ужин», Г.Снегирёв «Пингвиний пляж», сказка Р.Киплинга «Слонёнок», К.Коровин «Белка», Н.Рубцов «Про зайца», Д.Мамин – Сибиряк «Медведко», С.Георгиев «Я спас Деда Мороза», И.Суриков «Зима», Э.Мошковская «Какие бывают подарки», песня «Как пошла коляда…», С.Маршак «Тает месяц молодой», К.Горбатов «Старый город. Зима», А.С.Пушкин «Зимний вечер», Г.Ладонщиков «Зимние картинки»

Программные задачи: 

Учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения. Развивать умения с помощью мимики, жестов, интонации создавать выразительные образы.

Для заучивания наизусть: 

С.Маршака «Тает месяц молодой»                                         И.Сурикова «Зима»

Тает месяц молодой.                                               Белый снег, пушистый в воздухе кружится 
Гаснут звезды чередой.
                                    И на землю тихо падает, ложится. 
                                                                                   И под утро снегом поле побелело, 
Из распахнутых ворот
                                     Точно пеленою все его одело.
Солнце красное идёт.
                                                                             Темный лес что шапкой принакрылся чудной 
Солнце за руку ведёт
                                   И заснул под нею крепко, непробудно… 
Новый день и Новый год!
                                  Божьи дни коротки, солнце светит мало,                                                                     Вот пришли морозцы - и зима настала.

Программные задачи: 

Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения. Развивать умение подбирать рифмы к различным словам, выразительно читать наизусть стихотворение. Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, выучить его наизусть. Закрепить знания о различии стихотворного и прозаического жанров.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

ЯНВАРЬ

Для чтения детям.

Рассказывание:

 Сказка К.Ушинского «Лиса и козёл», сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы», Ю.Коваля «Стожок»

Программные задачи: 

Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ. Развивать умение пересказывать сказку по плану. Формировать образность речи, понимание образных выражений.

Чтение:

 Сказка «У страха глаза велики», сказка «Айога», стихотворение И.Токмакова «Мне грустно», Е.Пермяков «Про нос и язык», А.Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы», Е.Трутнев «Первый снег», В.Одоевский «Мороз Иванович», Н.Сладков «Суд над декабрём», С.Иванов «Каким бывает снег», стихотворение С.Маршака «Откуда стол пришёл?», Г. –Х.Андерсен «Сказки», К.Чуковский «Федорино горе».

 Программные задачи: 

Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа, закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Учить правильно воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев.

Для заучивания наизусть

ЗИМНЕЕ УТРО                                                                               Берёза

Мороз и солнце; день чудесный!                                                  Белая берёза
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
                                       Под моим окном
Пора, красавица, проснись:
                                                           Принакрылась снегом,
Открой сомкнуты негой взоры
                                                     Точно серебром.
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
                                                                    На пушистых ветках

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,                                             Снежною каймой

 На мутном небе мгла носилась;                                                   Распустились кисти                          

Луна, как бледное пятно,                                                               Белой бахромой.
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —                                                            
 И стоит береза
А нынче... погляди в окно:
                                                             В сонной тишине,


Программные задачи: 

Учить чувствовать ритм стихотворения, понимать замысел произведения. Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы в стихотворениях. Учить детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворение передавая побудительную и вопросительную интонацию; активизировать лексику по теме

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

ФЕВРАРЬ

Для чтения детям.

Рассказывание:

 Русская народная сказка «Василиса прекрасная», Н.Сладкова «Воробьишкина весна», Е.Шварца «Рассеянный волшебник»

Программные задачи: 

Продолжать знакомить с русской народной сказкой. Учить воспринимать короткие литературные произведения, объяснить непонятные слова. Учить осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений.

Чтение:

 С.Погореловский «Урожай», В.Серова «Золотая рожь», К.Паустовский «Тёплый хлеб», Ю.Ждановская «Нива», Н.Носов «Незнайка и его друзья», «Незнайка на луне», В.Бианки «Приспособился», В.Маяковский «Кем быть?», С.Маршак «Откуда стол пришёл?», К.И.Чуковского «Федорино горе», рассказы Н.Носова «Мишкина каша», русская народная сказка «Лиса и журавль», С.Баруздин «Кто построил этот дом?», С.Махотин «Завтрак».

Программные задачи:

Знакомить с новыми художественными произведениями. Учить определять характер персонажей, передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев.

Для заучивания наизусть

 НИВА.                                                                                                         «Зима! Крестьянин, торжествуя…»

(Ю.ЖДАНОВСКАЯ)                                                                                                                  А.Пушкин 

НИВА МОЯ, НИВА, НИВА ЗОЛОТАЯ!                                               Зима!.. Крестьянин, торжествуя, 

ЗРЕЕШЬ ТЫ НА СОЛНЦЕ, КОЛОС НАЛИВАЯ.                             На дровнях обновляет путь; 

ПО ТЕБЕ ОТ ВЕТРУ, СЛОВНО В СИНЕМ МОРЕ,                               Его лошадка, снег почуя, 

ВОЛНЫ ТАК И ХОДЯТ, ХОДЯТ НА ПРОСТОРЕ.                            Плетется рысью как-нибудь; 

НАД ТОБОЮ С ПЕСНЕЙ ЖАВОРОНОК ВЬЁТСЯ,                                    Бразды пушистые взрывая, 

НАД ТОБООЙ И ТУЧА ГРОЗНО ПРОНЕСЁТСЯ.                                   Летит кибитка удалая; 

ЗРЕЕШЬ ТЫ И СПЕЕШЬ, КОЛОС НАЛИВАЯ.                                      Ямщик сидит на облучке 

НИВА МОЯ, НИВА, НИВА ЗОЛОТАЯ!                                             В тулупе, в красном кушаке. 

                                                                                                           Вот бегает дворовый мальчик, 

                                                                                                               В салазки жучку посадив, 
                                                                                                                Себя в коня преобразив; 
                                                                                                              Шалун уж отморозил пальчик: 
                                                                                                                  Ему и больно и смешно, 
                                                                                                                  А мать грозит ему в окно.

Программные задачи: Воспитывать на стихотворном материале любовь к Родине, уважение к труду хлеборобов. Развивать интонационную выразительность, силу голоса, умение правильно расставлять акценты при чтении стихотворения.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

МАРТ

Для чтения детям.

Рассказывание:

 Ненецкая сказка «Кукушка» Д.Мамина – Сибиряка «Медведко»

 Программные задачи:

 Учить понимать образное содержание сказки. Учить понимать переносный смысл пословиц. Обратить внимание на нравственные качества героев сказки. Воспитывать отрицательное отношение к невнимательности, равнодушию, безразличию.

Чтение: 

П.Воронько «Лучше нет родного края», В.Бианки «Голубые лягушки», А.Милн «Непослушная мама», Д.Габе «Моя семья», Г.Виеру «Мамин день», рассказ Г.Скребицкого «Счастливый жучок», рассказ Г.Скребицкого «На лесной полянке», Н.Сладков «Весенние радости», Н.Павлова «Под кустом», Н.Асеев «Москва - Россия», М.Исаковский «Москва», И.Черницкий «Есть на свете город».

 Программные задачи: 

Учить слушать художественное произведение, понимать образное содержание сказки, оценивать характеры персонажей. Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений. Воспитывать желание заботиться о других людях.

        Для заучивания наизусть

 Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...»                          Е.Благина «Посидим в тишине»

Зима недаром злится,                                                                Мама спит, она устала…
Прошла её пора –                                                                       Ну и я играть не стала!
Весна в окно стучится                                                               Я волчка не завожу,
И гонит со двора.                                                                       А уселась и сижу.

И всё засуетилось,                                                  Не шумят мои игрушки,                                                                                                                                                                        

Всё нудит Зиму вон –                                                                  Тихо в комнате пустой.                                                                         И жаворонки в небе                                                                    А по маминой подушке                                                                                                                        
Уж подняли трезвон.                                                                    Луч крадется золотой.                                                  Зима еще хлопочет                                                                         И сказала я лучу:

И на Весну ворчит.                                                                    – Я тоже двигаться хочу!
Та ей в глаза хохочет                                                                   И пуще лишь шумит...                                                          

Взбесилась ведьма злая                                                              Я бы многого хотела:
И, снегу захватя,                                                                       Вслух читать и мяч катать,
Пустила, убегая,                                                                          Я бы песенку пропела,
В прекрасное дитя...                                                                    Я б могла похохотать,

Весне и горя мало:                                                                      Да мало ль я чего хочу!        Умылася в снегу                                                                         Но мама спит, и я молчу.
И лишь румяней стала                                                              Луч метнулся по стене,
Наперекор врагу.                                                                        А потом скользнул ко мне.
                                                                                                  – Ничего, – шепнул он будто, –
                                                                                                        Посидим и в тишине!..

Программные задачи:        Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение; Развивать интонационную выразительность речи, восприятие ритма стихотворения. Развивать умение видеть красоту родной природы, умение объяснять значение устаревших слов и выражений.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

АПРЕЛЬ

Для чтения детям.

Рассказывание:

 Рассказ В.Бианки «Лесные домишки»

Программные задачи:

 Закреплять умение пересказывать литературный текст, подбирать определение и сравнение. Закреплять понимание специфики жанра рассказа, умение ставить ударение в словах, определяя ударный и безударный слоги.

Чтение: 

Н.Носов «Незнайка на Луне», П.Клушанцев «О чём рассказал телескоп», К.Булачёв «Тайна третьей планеты», А.Толстой «Филиппок», З.Александрова «Родина», Стихотворение С.Маршака «Откуда стол пришёл?», Г. –Х.Андерсен «Сказки», К.Чуковский «Федорино горе».

Программные задачи: 

Учить слушать художественное произведение, понимать образное содержание сказки, оценивать характеры персонажей. Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений. Воспитывать желание заботиться о других людях.

Для заучивания наизусть

А.Блока «На лугу»

Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звонче
Над лугом голоса.
Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.

Программные задачи:

 Учить выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, читать поэтические произведения в лицах. Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГУППЫ

МАЙ

Для чтения детям.

Рассказывание: 

 Э.Шима «Очень вредная крапива», М.Пришвина «Золотой луг»

Программные задачи: 

Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения. Воспитывать наблюдательность, желание разбираться в явлениях природы.

Чтение: 

Н.Сладков «Весенние радости», Н.Павлова «Жёлтый, белый, лиловый», А.Платонов «Неизвестный цветок», Сказка В.Катаева «Дудочка и кувшинчик», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка», В.Бианки «Купание медвежат», М.Пришвин «Роса», Рассказ С.Алексеева «Первый ночной таран», Ю.Коваль «Выстрел», Ф.Тютчев «Весенние воды»,

Н.Заболоцкий «На реке», Рассказ Е.И.Чарушина «Кабан»,  А.Платонов «Неизвестный цветок»,

Н.Павлов «Жёлтый, белый, лиловый»

Программные задачи: 

Продолжать учить видеть жанровые особенности сказочного жанра.

Развивать способность к эмоциональному восприятию образного содержания сказки.

Развивать умение находить связь содержания сказки с различными пословицами о труде.

Для заучивания наизусть

«Лучше нет родного края» П.Воронько

Жура-жура-журавель! 
Облетал он сто земель. 
Облетал, обходил, 
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля: 
– Где же лучшая земля? – 
Отвечал он, пролетая: 
– Лучше нет родного края!

Программные задачи: 

 Развитие интереса к художественной литературе. Учить чувствовать ритм стихотворения. Развивать поэтический слух, умение выделять в тексте выразительные средства. Воспитывать интонационную выразительность при чтении стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группы по теме "Книга-величайшее из чудес, созданное человеком" (М. Горький)

  ЦЕЛЬ: Показать значение книги в человеческой жизни. Развивать интерес к чтению художественной литературы, книгам. Закрепить правила сохранения зрения при чтении....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в подготовительной к школе группе по тем

Цель. Ввести в круг чтения детей произведения современной детской литературы; представить современный детский журнал; расширить знания детей об окружающем мире. Продолжать развивать у детей эмоциональ...

"Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группы"

Презентация отражажает принцип подбора художественныж произведений для дальнейшего планирования работы с детьми  в частности при составлении рабочих программ на учебный год....

Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 4 на тему: «Путешествие по миру литературы»

Данный конспект поможет педагогам выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.Так...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «Чтение сказки «Про зайца – длинные уши…» Д.Мамина-Сибиряка»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...