конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группы по теме "Книга-величайшее из чудес, созданное человеком" (М. Горький)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Шаркалова Светлана Анатольевна

 

    ЦЕЛЬ: Показать значение книги в человеческой жизни. Развивать интерес к чтению художественной литературы, книгам. Закрепить правила сохранения зрения при чтении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  МБДОУ детский сад №1 п. Радченко

               Конспект непосредственно образовательной  деятельности

                          по чтению художественной литературы

                       в подготовительной  к школе группе

                                               по теме:

              Книга - «величайшее из чудес, созданное человеком».

                                                                                     

                        Подготовила и провела: воспитатель Шаркалова С.А.                                                              

                                               

                                                     2012 г.

    ЦЕЛЬ: Показать значение книги в человеческой жизни. Развивать интерес к чтению художественной литературы, книгам. Закрепить правила сохранения зрения при чтении.

   ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер (показ слайдов), портрет М. Горького.

   ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание разных по жанру и содержанию книг. Загадывание загадок о книгах. Экскурсия в библиотеку, знакомство с профессией библиотекаря.

 

                                    ХОД ЗАНЯТИЯ

   I часть. Организационный момент.

  Воспитатель обращает внимание детей на «чудо-дерево», на котором появился конверт.

Воспитатель: - «Ребята, отгадайте загадку:

                           Есть листок, есть корешок,

                           А не куст и не цветок.

                           Нету лап, нету рук,

                           А приходит в дом как друг

                           На колени к маме ляжет,

                           Обо всём тебе расскажет.

                                                                     (книга)

Воспитатель: «Молодцы, быстро отгадали мою загадку. А кто мне напомнит, какой день мы отмечаем в 26 ноября?  (Ответы детей)

- Правильно, Всемирный день чтения. Как называется помещение, в котором хранятся наши книги? ( Дети:- библиотека). А как называется профессия человека, который работает в библиотеке? (Дети: - библиотекарь).

- Ребята, вам хотелось бы узнать, где находится самая главная библиотека нашей страны? (положительные ответы детей).

- А вы хотите узнать об удивительном писателе, который в детстве очень любил читать? (положительные ответы детей).

- А ещё я познакомлю вас со стихотворениями одной девочки, которые она начала писать, когда ей было всего 5 лет, так же как и вам.

Получив положительные ответы, воспитатель предлагает детям разместиться на стульчиках.

II часть. Основная.

 1). Рассказ воспитателя с сопровождением показа слайдов: -В самом центре Москвы, недалеко от Кремля стоит огромное серое здание с колоннами - Российская государственная библиотека (слайд №1). Здесь собраны миллионы книг (слайд №2), и среди них есть самые древние, совершенно непохожие на те, которыми мы с вами пользуемся сейчас. Это рукописные книги (слайд № 3). Писались они от руки, очень давно, когда ни печатных станков, ни бумаги не было. Их листы плотные, потому что сделаны из тонко выделанной телячьей кожи. Их переплёты выполнены из досок и тоже обтянуты кожей, а у некоторых книг даже украшены драгоценными каменьями (слайд № 4). Такая книга писалась очень долго и стоила очень дорого. Книг было мало. Но некоторые люди даже в те далёкие времена собирали целые библиотеки рукописных книг. Книги любили, перед ними преклонялись. Прежде чем начать читать, человек мыл руки, клал книгу на чистое полотенце и, перекрестившись, открывал нужную страницу.

  Книга для человека была чудом. Ведь из неё можно было узнать о давно прошедших временах, научиться тому, чего не умеешь. Внимательно прочитанная хорошая книга научит человека понимать происходящее.

  Один человек сказал о книге так: «Книга – это окна, через которые душа смотрит на мир. Жилище без книг всё равно что комната без окон».

  Сейчас, стоит нам захотеть, мы берём книги в руки и читаем. Почти нет такого дома, такой семьи, где не было бы библиотеки или хотя бы десятка книг.

 – А у вас дома есть библиотека или полочки с книгами? (Ответы детей). В жизнь каждого человека книга входит по-своему. Кто-то спокойно берёт её с полки домашней библиотеки, а кто-то беспокойно ждёт того времени, когда можно будет найти книгу и почитать её.

Физминутка.

     Открывай скорее книжку! (маршируем)

     В книге мошка, мышка, мишка,  (изображаем животных)

     В книжке мячик, круглый бок (руки на поясе)

     Вверх-вниз, прыг-скок  (прыжки).

     В книжке зонт, открой и пой, (открываем зонт)

     Лупит дождь, а ты сухой (барабаним пальчиками по телу).

     Киска в книжке близко-близко

     На цветной картинке киску     (гладим себя по голове)

     Долго глажу я рукой-

     Ведь у киски мех такой!

     

2) Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.

       - В России жил удивительный писатель. Звали его Максим Горький (показ портрета). Когда вы будете учиться в школе, вы познакомитесь с его произведениями. Детство его было трудным. Он рано потерял родителей. И поэтому ему самому приходилось зарабатывать деньги на жизнь. Зарабатывал он мало, и этих денег на книги не хватало. Но он так хотел читать, что разными способами находил себе книги и читал. Вот что он пишет сам о том времени:

   «Читал я в сарае, или на чердаке, что было неудобно, холодно. Иногда, если книга была интересная или надо было прочитать её скорее, я вставал ночью и зажигал свечу, но старая хозяйка, заметив, что свечи по ночам тают, стала мерить их палочкой и прятать эти палочки. Если утром в свече не хватало воска или я не успевал обламывать палочку на сгоревший кусочек воска, в кухне начинался крик».

   Когда маленький Максим Горький открывал книгу, мир в котором его постоянно ругали и даже били, становился другим. Вот что он писал:

     «Когда я перевёртывал страницу огромного тома, красный язычок светильника трепетно колебался, грозя погаснуть, дым ел глаза, но всё эти неудобства исчезали в наслаждении, с которым я рассматривал иллюстрации.

      Эти иллюстрации раздвигали передо мной землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне высокие горы, красивые берега морей».

  Воспитатель обращает внимание детей на то, что можно ли читать при свечах или ночью (правила сохранения зрения). ( Ответы детей.)

 

Физминутка

(движения выполняются в соответствии со словами)

          Мы топаем ногами,                      

          Мы хлопаем руками,                          

          Киваем головой,                                    

          Мы руки поднимаем,                                    

          Мы руки опускаем,

          И крутимся потом.

3)  Воспитатель: -«Книга часто способствует тому, что человек сам начинает сочинять. И не обязательно каждый человек, с детства читающий книги, когда вырастет станет поэтом или писателем, но он станет грамотным, культурным и интересным человеком.

   Помните, с самом начале нашей беседы я обещала познакомить вас со стихами одной девочки. Её зовут Лена Петрова. Она живёт в городе Москве.   Первые стихи она написала в 5 лет. Послушайте.

                                Спи, малышка, засыпай.

                                Сны тебе приснятся.

                                Спи, не бойся. Темноты

                                Нечего бояться.

  - А 7-8 лет она сочинила «Азбуку».

                                  Буква «Ж».

                       Кто с этой бедной буквою

                       Лично не знаком,

                       Те, все без исключения,

                       Считают «Ж» жуком.

                       Поверьте, вы ошиблись.

                       «Ж» вовсе и не жук,

                       А бабочка-красавица,

                       Летящая на луг.

   -Вам понравились её стихи? (ответы детей).

   - Лена росла в семье, где любят книги. Она рано научилась читать, много сочиняла. И именно книги определили её профессию. Сейчас Лена учится в университете и готовится стать специалистом по литературе.

 

  III часть. ИТОГ.  

Воспитатель: -Какие вы молодцы! Мне очень понравилось как вы сегодня внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы. Что нового вы узнали? (Ответы детей). Я надеюсь, что те книги которые мы с вами читаем в детском саду станут вашими друзьями на всю жизнь. Став взрослыми, вы побываете в Москве, в самой большой библиотеке нашей страны, увидите древние книги, с необычными иллюстрациями и поймёте что книга - «величайшее из чудес».

   

   

 

 

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в подготовительной к школе группе по тем

Цель. Ввести в круг чтения детей произведения современной детской литературы; представить современный детский журнал; расширить знания детей об окружающем мире. Продолжать развивать у детей эмоциональ...

"Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группы"

Презентация отражажает принцип подбора художественныж произведений для дальнейшего планирования работы с детьми  в частности при составлении рабочих программ на учебный год....

Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 4 на тему: «Путешествие по миру литературы»

Данный конспект поможет педагогам выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.Так...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «Чтение сказки «Про зайца – длинные уши…» Д.Мамина-Сибиряка»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...

Конспект ООД по Коммуникативной деятельности (Чтение художественной литературы) в подготовительной к школе группе

Конспект ООД по Коммуникативной деятельности (Чтение художественной литературы) в подготовительной к школе группеТема: заучивание стихотворения С.Есенина «Берёза»Задачи:Образовательны...