«Социальный проект» Тема: «Наш земляк – Максим Горький»
проект по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Червоткина Галина Николаевна

В проекте  представлен опыт работы по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с творчеством и жизнью нашего земляка Максима Горького. Раскрыты методы и приёмы, стимулирующие развитие познавательного интереса к  данной теме. Представлена работа по взаимодействию с семьями воспитанников и городской библиотекой в рамках проекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Многофункциональный сервисный центр системы образования»

Информационно – диагностический центр

 

Конкурс

«Калейдоскоп методических идей»

Номинация «Социальный проект»

Тема: «Наш земляк – Максим Горький»

Подготовительная к школе группа

Автор: воспитатель МБДОУ д/с № 35

 Червоткина Галина Николаевна

Высшая квалификационная категория

2018 год

  1. Информационная карта.

Наименование проекта

«Наш земляк – Максим Горький»

Автор проекта

Червоткина Галина Николаевна                                       воспитатель высшей квалификационной категории. Образовательная организация: МБДОУ детский сад № 35 городского округа г. Шахунья.

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Горький – один из самых значительных  и известных в мире русских писателей и мыслителей. Для нижегородцев личность Горького особенно значима. Ведь здесь в Нижнем Новгороде он родился, здесь прошли его детство и юность, здесь он сделал свои первые шаги к мировой славе.

В 2018 году, когда все нижегородцы готовились  к 150 – летнему юбилею А. М. Горького, проблема актуализации творческого наследия писателя стала особенно острой и значимой. К этому грандиозному событию мы разработали проект «Наш земляк – Максим Горький», направленный на культурное развитие современного поколения через активное привлечение детей к изучению городского пространства, связанного с именем А. М. Горького, творческому прочтению произведений всемирно известного писателя – классика, созданию рисунков к произведениям автора.

Цели и задачи проекта

Цель:  Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Максима Горького

Задачи: 

  1. Продолжать развивать интерес детей к детской художественной литературе через произведения писателя;
  2. Пополнять литературный багаж сказками М. Горького;
  3. Способствовать развитию художественно – речевых исполнительских навыков детей через драматизацию сказок М. Горького.
  4. Способствовать развитию детского творчества через создание книжек – самоделок.
  5. Привлечь внимание родителей к проблеме угасания художественного чтения, стимулировать их к посещению библиотек.

Краткая аннотация содержания проекта

В проекте  представлен опыт работы по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с творчеством и жизнью нашего земляка Максима Горького. Раскрыты методы и приёмы, стимулирующие развитие познавательного интереса к  данной теме. Представлена работа по взаимодействию с семьями воспитанников и городской библиотекой в рамках проекта.

Сроки выполнения проекта

Среднесрочный:  05.03. – 05. 04. 2018 год

Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта

Требуется изготовление:

- детских костюмов и масок для инсценировки

-  листы бумаги для рисования сюжетов по сказкам писателя

-различные художественные средства

                              Актуальность и важность данной проблемы.

Детей  со старшей группы начинаю знакомить с творчеством разных писателей. Читаю захватывающие сказки Отфрида Пройслера, Г. Х. Андерсена, Астрид Линдгрен, интересные рассказы  Николая Носова, Валентины Осеевой  и других писателей. Ребята узнают авторов по фотографии, называют произведения, которые он написал. Дети с удовольствием пересказывают отрывки из любимых произведений.                                                                                                                      17 февраля мы с ребятами ездили в г. Нижний Новгород на Легоквест по приглашению директора центра развития «Жираф» Татьяны Лобзиной. В Н. Новгороде мы увидели повсюду афиши, на которых был портрет Максима Горького. Город готовился к знаменательной дате писателя – земляка и это чувствовалось повсюду. В метро, трамвае, автобусах я читала высказывания Горького, которые были такие сильные и жизненные, что остались актуальными по сей день. Невольно вспомнились произведения школьной программы: грустные и печальные.  Задумалась: мы не читаем произведения Горького в детском саду, его нет даже в нашей программе, а  мне хотелось бы что – то прочитать и рассказать ребятам. Через некоторое время  старший воспитатель  предложила провести работу по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с творчеством нашего земляка Максима Горького. Возникла идея проекта «Наш земляк – Максим Горький».

Чтобы понять отношение родителей и детей  к книге, чтению,  писателям, а именно к Горькому, предложила им ответить на вопросы анкеты «Роль книги в Вашей жизни».  После анкетирования   получились следующие  результаты: родителей, которые читают своим детям книги часто или несколько раз в неделю оказалось всего 15 %, остальные честно ответили, что читают редко или вообще не читают. Эти же родители беседуют с ребёнком о содержании книг.  5% опрошенных читают книги ребёнку ещё до рождения, 15 % читают книги, начиная с раннего возраста. Домашняя библиотека составляет от 10 до 30 книг у 20% опрошенных. Родители все хотят, чтобы их ребёнок любил читать и считают, что компьютер не может заменить книгу. Читающие родители приобщают детей к произведениям длительного чтения. Но,  как показал опрос, таких родителей немного:  3 человека.  Родители помнят книги своего детства. Дети знают многих писателей, но никогда не слышали про Горького. Родители про Горького слышали, но мало что знают о нём. На основании анкетирования возникла необходимость познакомить детей и родителей с творчеством Максима Горького.

Горький – один из самых значительных  и известных в мире русских писателей и мыслителей. Для нижегородцев личность Горького особенно значима. Ведь здесь в Нижнем Новгороде он родился, здесь прошли его детство и юность, здесь он сделал свои первые шаги к мировой славе. Читать и перечитывать Горького можно и нужно всю жизнь. И не только читать, но и почитать, хранить память о его жизни в нашем крае.                                                                             Когда идёт грандиозная  подготовка к 150 – летнему юбилею А. М. Горького, проблема актуализации творческого наследия писателя становится особенно острой и значимой. К этому  событию мы разработали проект «Наш земляк – Максим Горький», направленный на культурное развитие современного поколения через активное привлечение детей к изучению городского пространства, связанного с именем А. М. Горького,  прочтению произведений всемирно известного писателя – классика, созданию рисунков к произведениям автора.  В проекте  мы использовали новые социальные практики для того, чтобы активизировать творческие, познавательные и интеллектуальные способности детей, стимулировать их к посещению библиотек. Практика убедительно показывает, что работа по популяризации имени и творчества великого земляка востребована населением и будет продолжаться.

                            Сбор и анализ информации по избранной проблеме.

В электронном журнале «Справочник старшего воспитателя» был опубликован проект педагогов г. Нижний Новгород к 150 – летию Максима Горького. Ознакомившись с информацией, я начала собирать материал по проекту: читала биографию писателя, произведения для детей, рассматривала иллюстрации к сказкам, пыталась драматизировать их. Использовала следующую литературу:

  1. М. Горький «Детство».
  2. А. Елисеева. А. М. Горький в Нижнем Новгороде.
  3. В. Блохина. Максим Горький в родном городе.
  4. О. М. Лебедева. Пешковы. Васильевы. Лебедевы.
  5. Е. Никитин. Семь жизней Максима Горького.
  6. М. Горький. Случай с Евсейкой.
  7. М. Горький. Воробьишко.
  8. М. Горький. Про Иванушку -дурачка.
  9. М. Горький. Жил – был самовар.
  10. М. Горький. Домик Каширина.
  11. В. Приходько. Как были написаны эти сказки.
  12. М. Горький. Горящее сердце.
  13. Интернет – ресурсы.

 Детям сразу понравились произведения нового писателя: они с интересом слушали рассказ о его  жизни, рассматривали книжки и просили родителей взять книжки Горького в библиотеке.

 

                                          Реализация плана действий проекта.

Этап

Мероприятие

Участники

Подготови-тельный

5 марта –

9 марта

Анкета для  родителей «Роль книги в Вашей жизни»

воспитатель: Червоткина Г. Н.

Оформление стенда для родителей «Наш Горький»

Червоткина Г. Н.

Разработка проекта «Жизнь и творчество Максима Горького». Подбор консультаций для родителей.

Старший воспитатель, педагоги учреждения.

Подбор детской художественной литературы, ознакомление с литературой.

Воспитатели, библиотекарь.

Выставка книг  М. Горького для дошкольников: «Самовар», «Случай с Евсейкой», «Воробьишко», «Про Иванушку – дурачка»

Воспитатели, библиотекарь.

Основной

12 марта –

28 марта

Чтение литературы о жизни и творчестве М. Горького.

воспитатель: Червоткина Г. Н.

Оформление  тематической выставки «Максим Горький – детям» для родителей.

Воспитатели, библиотекарь.

Знакомство детей с биографией и творчеством писателя

Червоткина Г. Н.

Показ презентации для детей  «Памятные места в Нижнем Новгороде, связанные с именем М. Горького»

Воспитатели, библиотекарь.

Экскурсия в библиотеку на тему: «Детство М. Горького»

Воспитатели, дети, родители.

Виртуальная экскурсия по местам, где жил писатель

Червоткина Г. Н.

Чтение произведений: «Воробьишко», Про Иванушку дурачка», «Случай с Евсейкой», «Самовар»

Червоткина Г. Н.

Беседа с детьми на тему: «Творчество Горького»

Червоткина Г. Н.

Инсценировка сказки «Самовар»

Воспитатели, дети, логопед.

Просмотр мультфильма «Воробьишко»

Воспитатели, дети, библиотекарь.

Инсценировка сказки «Воробьишко»

Воспитатели, дети, логопед.

Создание рисунков по сказкам писателя.

Воспитатели, дети.

Творческая мастерская «Издаем книгу»

Воспитатели, дети.

Домашнее чтение «Горящее сердце», «Утро».

Родители.

Беседа по произведениям, прочитанным дома.

Воспитатели, дети и родители.

Оформление выставки рисунков в библиотеке.

Старший воспитатель: Комарова Н. А. воспитатель: Червоткина Г. Н.

Выставка книжек – малышек, созданных детьми по сказкам Максима Горького.

Библиотекарь, воспитатель, родители.

Тематическое занятие «Наш земляк – Максим Горький»

Червоткина Г. Н.

Викторина по произведениям писателя.

воспитатель: Червоткина Г. Н.

Фотоконкурс «Селфи с любимой книгой»

Старший воспитатель

Литературный вечер, посвящённый 150-летию М. Горького.

Старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей и подготовительной группы.

Заключи –тельный

29 марта –

5 апреля

Выполнение итоговой презентации  для педагогов и родителей.

Червоткина Г. Н.

Оформление «Альбома иллюстраций к произведениям Максима Горького».

Воспитатели и дети.

Представление презентации «Наш земляк – Максим Горький» для педагогов на педсовете.

Червоткина Г. Н.

Оценка результатов деятельности воспитанников, педагогов и родителей в рамках проекта.

Старший воспитатель, заведующий.

Вручение книги  Максима Горького «Воробьишко» самым активным участникам проекта.

Воспитатели, старший воспитатель, заведующий.

Реализация проекта проходила в три этапа.

На подготовительном этапе я изучила некоторые моменты из жизни писателя, подобрала детскую художественную литературу и совместно с библиотекой организовала выставку книг М. Горького для дошкольников у нас в группе.  

В ходе основного этапа проекта мы знакомили дошкольников с биографией  и творчеством писателя.  С помощью электронной  презентации «Максим Горький» показали детям памятные места в Нижнем Новгороде, которые связаны с именем писателя.

Во время виртуальной экскурсии по местам, где жил писатель, ребята увидели домик Кашириных, богатую комнату в доме, в которую нельзя было заходить мальчику и комнату бабушки, в которой он любил находиться.

Экскурсия в библиотеку «Детство Горького», познакомила ребят с детством писателя.

Просмотрев с детьми  мультфильм «Воробьишко» в библиотеке, мы поговорили с детьми о содержании сказки. Сделали вывод: нужно слушаться старших.

Особое внимание уделили чтению сказок Максима Горького «Воробьишко», «Жил – был самовар», «Про Иванушку – дурачка», «Случай с Евсейкой». После прочтения произведений, детям было предложено нарисовать иллюстрации  к сказкам писателя. Ребята нарисовали хорошие рисунки,  в результате была организована выставка рисунков в библиотеке «Давайте Горького читать».

 После проведения всех мероприятий, с детьми была проведена беседа  на тему «Творчество Горького».

Родителям было предложено домашнее чтение «Горящее сердце», «Утро».

Дети продемонстрировали свои знания произведений писателя  на викторине  «По сказкам Горького». Ребята могли узнать знакомое произведение по одной строчке, или по иллюстрации, они также могли рассказать эпизод, который видели на картинке.

Итоговым мероприятием был литературный вечер, посвящённый 150 – летию со дня рождения Максима Горького. Активное участие приняли родители во время работы над драматизацией сказок Горького: шили костюмы, готовили маски и атрибуты. Музыкальный руководитель приготовила с детьми танец обитателей моря, в котором очутился Евсейка и танец «Самовар». Дети драматизировали сказки: «Про Иванушку – дурачка», «Самовар», «Воробьишко». Мы с ребятами приняли активное участие в ежегодной Всероссийской акции «Неделя детской книги, которая в этом году называлась «Давайте Горького читать». Наши рисунки по сказкам Горького украсили выставку в библиотеке. Выставку в библиотеке мы пополнили фотографиями «Селфи с любимой книгой». А также организовали выставку – экспозицию «Книга своими руками», на которую представили 27 книг, изготовленных детьми и родителями.

Даже после окончания проекта дети в свободной деятельности изображали «Пудика», «Иванушку – дурачка», «Евсейку» и «Самовар», а также цитировали отрывки из понравившихся произведений. Герои сказок Максима Горького  стали для ребят родными и знакомыми.

                                                Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

  1. Знают писателя Максима Горького;
  2. Пополнили литературный багаж произведениями Максима Горького.
  3. Узнают его произведения среди других;
  4. Знают, чему  учат сказки М.Горького;
  5. Инсценируют отрывки понравившихся произведений в самостоятельной творческой  деятельности;
  6. Изготавливают книжки – самоделки по произведениям;
  7. Рисуют иллюстрации к сказкам в самостоятельной художественной деятельности;
  8. Используют в речи цитаты и выражения из любимых сказок.

Для родителей:

  1. Количество родителей посетивших библиотеку со своими детьми на «Книжкиной неделе» составило  30 %
  2. Количество, записавшихся  в библиотеку за одну неделю 7 человек.
  3. Количество книг, взятых для прочтения в библиотеке – 18, в том числе и М. Горького.

Для педагогов:

  1. Включение регионального компонента в образовательные области «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
  2. Обогащение базы методического кабинета опытом по работы по проектной деятельности и подробной информацией о творчестве М. Горького.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Максим Горький"

Презентация педагогического проекта  "Максим Горький"...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема проекта: «Связующая нить»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ направлен на организацию и проведение мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей....

ПРОЕКТ «Наш земляк – Максим Горький»

Познакомить детей с творчеством писателя земляка М.Горького как сказочника....

Педагогический информационно-исследовательский проект "Максим Горький"

ТИП ПРОЕКТА: ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: КРАТКОСРОЧНЫЙ.УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ; ПЕДАГОГИ; РОДИТЕЛИ.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с историей Нижегородского края ...

Социальный проект. Тема:м "Я и другие"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.Детский сад явл...