Литературная гостиная
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Рахматалиева Хамида Айткалеевна

При организации и проведении литературной гостиной, у детей формироватся любовь к природе, обогащаются представления об окружающем мире, внимательное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

Цель: Формировать у детей любовь к природе, расширить представление об окружающем мире, воспитывать внимательное отношение к природе.

Участники: дети подготовительной группы.

Воспитатель: сегодня почтальон принес нам в группу письмо (читает):

«Кому: детский сад «Светлячок», детям подготовительной группы.

 Интересно от кого оно? Обратного адреса нет, от кого не написано. Давайте прочитаем его, может быть догадаемся, кто его написал.

Здравствуйте дорогие ребята!

Вы уже были в гостях у моего брата и сестер. Теперь настал мой черед пригласить вас к себе в гости. В моих владениях вы не увидите ни изумрудных полян, ни багряной листвы, ни лазурных вод. Не люблю я пестрых красок. Просторы моих полей белы и чисты, все спокойно, тихо. Я –хозяйка строгая. Не награжу теплым лучиком, не повеселю птичьим пением. Но меня все равно ждут, готовятся к встрече со мной. Вот и вас я приглашаю к себе в гости. Найдете вы меня по заячьим следам. До свидания.

Воспитатель: (удивленно) Интересное письмо: в письме не написано от кого, и слова встречаются непонятные. 

Например: настал мой черед, что значит «черед»?) Правильно, это значит очередь.

В моих владениях… Это где? (В моих землях).

Нет изумрудных полян - это значит (зеленых).

Багряная листва…Это значит оранжевая.

Лазурные воды каки (голубые, синие)

Просторы полей- значит большие, без края.

Кто же нас пригласил к себе в гости, догадались (ответы детей)

Воспитатель: пойдем в гости? В письме сказано, что дорогу мы найдем по следам.

-По чьим следам? (заячьим).

У воспитателя в руках и на полу разложены следы (отпечатки) медвежьих, волчьих, птичьих (сорока, клест), лисьих, заячьих.

-Посмотрите, как вы думаете, чей это след (ответы-медвежий, волчий, лисий, заячий, птичьи).

-Как же мы найдем нужный нам след, здесь их так много? Нам нужно быть очень внимательными, Мы сейчас станем следопытами.

-Вы знаете, кто такой следопыт? (человек, который умеет распознавать следы, читать их. (следопыт)

  По следам, дети приходят в зал.

В зале на мольбертах репродукции картин русских художников, на экране заставка – зима.

-Посмотрите, куда мы попали?

-Какое время года изображено на картинах (Зима). Так вот, кто пригласил нас в гости – Зима.

Природа зимой особенная: деревья в красивых зимних нарядах, белоснежным ковром покрыта земля, переливающийся снег, блестящий иней. Зимой природа спит, укрывшись белым одеялом мягкого снега.

-Ребята, а вы любите зиму?

Мы любим ее за чудесные морозы, за праздники. Но еще больше любили это время года русские поэты, они восхищались красотой русской зимы и находили в зиме много нового, красивого, и могли описать любой уголок природы как сказочный дворец.

Чтение стихов о зиме (слайды – зимний пейзаж)

1.Чародейкою зимою,      

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит,

И стоит он очарован,

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным околдован,

В чудной шапке снеговой.

-Кого поэт И. Тютчев в стихотворении назвал «чародейкой»?

-Бабу Ягу, Василису Премудрую? (Зиму)

-Что же волшебного она сделала? (околдовала лес, он стал неподвижным как в сказке, замер).

2.Вот север тучи нагоняя,        

Вздохнул, завыл и вот сама

Идет волшебница-зима.

Пришла. Рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов. (А. С. Пушкин)

-О ком это стихотворение? О зиме?

-И снова А. С. Пушкин как называет зиму? (Волшебница) Правильно. Потому, что только волшебница может причудливыми, удивительными клоками и волнистыми коврами рассыпаться, повиснуть на суках дубов, среди полей, среди холмов.

3.Опять зима посеребрила,          

Порошей спящее село,

И ель остекленев, застыла,

И лед на речке как стекло,

И розовеющее небо.

И первый утренний дымок,

И запах пирогов и хлеба,

И свежий с поля ветерок,

Все, все отрадно мне и мило,

Встречая день, всему я рад,

Опять зима посеребрила,

Калитки, крыши, ель и сад. (А. С. Пушкин)

В этом стихотворении, автор описывает спящее село: утренний дымок, калитки, крыши домов стоят в серебре.

-Ребята, как же поэты называют зиму в своих стихотворениях? (зимушка, чародейка, волшебница, гостья).

Зима морозная, холодное время года, иногда бывает очень суровой. Нашим пернатым друзьям-птицами и животным непросто: и голодно и холодно и поэтому, чтобы им жилось веселее их нужно подкармливать. Ребята, но птицы и звери и сами могут заботиться о себе зимой, давайте посмотрим.

Инсценировка по рассказу Николая Сладкова «Бюро добрых услуг»

 Давайте послушаем наших мам. (слайды для каждого месяца)

Рассказ Николая Сладкова «Лесные тайнички».

-Ребята, а в какие игры можно играть зимой?

Игра «Что мы делаем зимой» (под музыку)

Дети:

Нам мороз не беда,

Не страшны нам холода.

Ходим в шубах и ушанках

И катаемся на санках.

Воспитатель: Как?

Дети: А вот так!

Имитируют езду на санках.

Воспитатель: А потом?

Дети: Потом на лыжи встанем и с горы кататься станем.

Воспитатель: Как?

Дети: А вот так!

Имитируют езду на лыжах.

Воспитатель: Молодцы! А ещё?

Дети: А ещё берём коньки и бежим мы на катки.

Воспитатель: Как?

Дети: А вот так!

Имитируют катание на коньках.

Воспитатель: А потом?

Дети: Потом в снежки играем, очень метко попадаем.

Воспитатель: Как?

Дети: А вот так!

Имитируют игру в снежки.

Столько много было сказано о зиме, давайте сейчас все мы покажем в наших рисунках (рисование в нетрадиционной технике, с участием родителей).

И вот на смену холодной, суровой зиме приходит долгожданная весна. Как же мы ее ждем, когда за окном бушуют метели и трещат морозы! Уходит она, и за окном начинает сиять весеннее солнышко, наполняя сердце радостью и вдохновением! Тают сосульки. Весело чирикают воробьи.

Об этом послушаем наших ребят
1.Не зря называют            

   Весну утром года

   От зимнего сна

    Пробудилась природа.

    И, словно будильник,

    Ручей зазвенел,

    От этого звона

    Весь снег потемнел.

2.Весёлое солнышко                          

   Вдруг засверкало,

   Сосулек под крышею

    Вовсе не стало.

    И слышен с утра

    Во дворе звонкий крик,

    Воробушков стайка:

    «Чирик! Чик-чирик!»

- А теперь посмотрим на экран (открывается картинка лесной поляны, леса, звучат голоса птиц). Природа просыпается от зимней спячки. Весной появляются у зверей детеныши. Почти все малыши – зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат. 
И, я предлагаю вам поиграть в игру «Назови детенышей».

В процессе игры на экране картинки с изображением животных и их детенышей.

*Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут ее

Кто это? (Это лиса)

А как называют детеныша лисы? (Лисенок)

*Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать,

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

Кто это? (Белка)

А как называют детеныша белки? (бельчонок)

заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).

А теперь усложним игру: вы должны назвать папу, маму и детеныша (можно и детенышей во множественном числе) животных: лис — лиса — лисенок, заяц — зайчиха — зайчонок, волк —волчица — волчонок, еж — ежиха — ежонок, лев — львица — львенок, тигр — тигрица — тигренок, слон — слониха — слоненок.

 Инсценировка по рассказу Николая Сладкова «Зимние долги»

Весна - это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь

Об этом расскажут нам наши мамы

Рассказ Н. Сладкова «Ранняя птичка»

Заклички про весну

Идёт матушка-весна,
Отворяйте ворота,
Первый март пришёл -
Всех детей провёл;
А за ним апрель -
Отвори окно и дверь;
А уж как пришёл май -
Сколько хочешь гуляй.

Ну, а что бы весна пришла к нам быстрей, давайте слепим жаворонков из теста (с участием родителей).

На этом наше путешествие закончено. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей групп старшего дошкольного возраста на тему: "Наш город Торопец, воспетый в стихах и песнях"

Это мероприятие явилось составной частью  Дня родного края, который мы ежегодно проводим в рамках зимних каникул в ДОУ....

Конспект НОД "Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака"

Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ. Обобщает знания детей о творчестве С. Я. Маршака...

Презентация к нод "Литературная гостиная по произведениям С.Я. Маршака"

Презентация исползуется в ходе нод по ознакомлению с художественной литературой  "Дитературная гостинная по произвдениям С.Я Маршака....

Литературная гостиная "В гостях у сказки"

Конкурс по русским народным сказкам с интересным сюжетом. Дети помогают Ивану Царевичу  вызволить из плена Елену Прекрасную. Проходят разные испытания.Угадывают сказки, собирают картинки-сказки,о...

Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».

Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...

Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»

Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...