конспект
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Гаврилова Светлана Анатольевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazhov.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий творческого вечера по творчеству П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки» (подготовительная группа)

Светлана Анатольевна Гаврилова 

      Цель: обобщение и закрепление знаний о прочитанных сказах П. П. Бажова

Задачи:

1. Пробуждать интерес к уральским сказам через создание эмоциональной    атмосферы.

2. Актуализировать знания о содержании сказов П. П. Бажова.

3. Способствовать развитию творческих способностей детей.

4. Воспитывать чувство гордости за литературное наследие Урала.

Материал:

- портрет писателя;

- книги П. П. Бажова;

- выставка рисунков, поделок по сказам П. П. Бажова;

- предметы из сказов (решето с перьями, оранжевый платок, камешки);

- видео презентация с викториной по сказам П. П. Бажова.

Предварительная работа:

1. Заучивание стихотворений о сказах П. П. Бажова.

2. Посещение библиотеки..

3. Чтение сказов «Огневушка – поскакушка»«Серебряное копытце»«Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Медной горы хозяйка».

4. Творческие работы по сказам П. П. Бажова.

5. Коллекции камней и изделий.

       Ход мероприятия:

Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал и встают в круг. Их встречает Хозяйка Медной горы.

Хозяйка: Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники? Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться?

Ребенок: Мы пришли и поучиться и знания свои показать.

Хозяйка: Ну коли учиться, так другой разговор. И знания ваши проверю.   Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы?

Дети: Да!

Дети ведут хоровод «Уральский хоровод»

Дети садятся на стульчики.

Хозяйка: Первым делом, ребята, я хочу вас познакомить со сказочником Павлом Петровичем Бажовым.

Показ портрета писателя

Бажов Павел Петрович - знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

 Жить на Урале и не знать сказов Павла Петровича Бажова невозможно.

 (звучит музыка)

Воспитатель читает стихотворение:

 «Гордое имя Урал»

Найдешь ли прекрасней уральского края?

Здесь горные реки в ущельях играют,

Здесь горы в зеленых, лохматых уборах,

Прозрачные воды шумят на озерах,

Здесь золотом, хлебом богата земля,

Кругом самоцветы, железо, руда

Живут здесь умельцы мастеровые,

Из камня цветы вырезают живые,

Слова здесь не ценят, а ценят дела,

Чтоб дружбою крепла уральцев семья.

Здесь сказы Бажова все помнят и знают,

Рябинка  листвою тихонько качает.

Любимый Урал!

Недаром ты гордостью Родины стал!

Ребята расскажете стихотворения о земле писателя?

1. То приветлива, то сурова

    Сходит с каменных гор заря.

    Ты прекрасна, земля Бажова,

    Трудовая  Урал-земля!

2. Прорастают цветы сквозь скалы,

    Полыхает огнем гора:

    Это новые пишут сказы

    Рудознатцы и мастера.

3. Над Уральским хребтом рассветы

    Рукотворным горят огнем,

   Отшлифованы самоцветы

   Жизнью, радостью и трудом.

4. И становится делом слово,

    В каждом камне – цветы цветут…

    Продолжается сказ Бажова,

   Продолжается Жизнь и Труд!

Павла Петровича, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком. Павел Петрович Бажов был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу. Ходил  Павел  Петрович присматривался к окружающей жизни, прислушивался, записывал красивые народные слова, разговоры и рассказы. Потом на основе этих записей он напишет много сказов.

(Сказ – это литературное произведение, в котором рассказчиком является  не сам писатель, а другой человек.  Герои  обычные люди).

  Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка». Эти сказы принесли автору заслуженную славу. В Москве есть улицы, названные имени Павла Бажова и Малахитовая. В память о писателе в областном городе Екатеринбурге есть памятник и дом-музей.

  В этом году 28 января исполнилось 140 лет со дня его рождения. 2019 год в Свердловской области назван годом П. П. Бажова.

Галерее находятся картины – иллюстрации к сказам. Я знаю, что вы очень любите рисовать и создали целую коллекцию работ по сказам П.П.Бажова.  А узнаете ли вы сказ по картинам – это мы сейчас проверим.

Хозяйка: Молодцы, ребята,  узнали сказы! А игры вы знаете, какие?

Ответы детей. Дети играют в игру «Заря».

Теперь  хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы.

1-2-3- -повернись, в комнате Знаний окажись!

Звучит волшебная музыка.

 

Еще раз вспомним героев сказов – добрых, талантливых людей. У меня есть моя волшебная малахитовая шкатулка. Она не только полна драгоценных камней, но еще и поможет нам оказаться в сказке. Итак, отправляемся! Закрываем глаза и повторяем за мной: раз, два, три, шкатулка в сказку дверь нам отвори! (Звучит русская народная музыка).

 Хозяйка медной горы:

-Вот мы и в сказке.

Стихи

Реб.1:   На дворе пурга в окно стучится

             В комнате уютно и темно

             Мне сегодня что-то вдруг не спится

            Ночь уж на дворе стоит давно.

Реб. 2: Начинает мама тихо сказы

            О хозяйке, что живет в горе.

            Вижу я Данилушку и сразу

            Ящерки мелькнули на заре.

Реб. 3. И от этих сказов стало снова

           На душе так чисто и светло

           В царство сказов дедушки Бажова

           На Урал, как птицу, занесло…

 Хозяйка: .А вот и первое задание из малахитовой шкатулочки

1 задание

Узнай сказ по отрывку.

• «Хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось и вышла бы Марьюшка замуж! Пожелали так, и плиточки у обоих стали золотые»… (ответ детей«Голубая змейка»)

• «Как темнеть стало, запобаивалась, села к окошечку, смотрит по лесу какой-то комочек катится»… (ответ детей«Серебряное копытце») .

• «Вот у них и повелось. Как суббота, старатели домой, а дедко Ефим с Федюнькой на прииске останутся»… (ответ детей«Огневушка-поскакушка») .

• «След Копытца серебрится

Вьётся змейкою в ночи.

А в избушке кошка Мурка

И Дарёнка на печи» (ответ детей«Серебряное копытце») .

- А теперь попробуйте отгадать  загадки:

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Муренка,

И смотрит на них из окошка …. (Даренка)

2. Шапочке Лейка

Говорит: «Смелей-ка,

С горки катится на нас

…. … (Голубая змейка)

5. Как кукленка, девочка

Спляшет вам с припевочкой.

Появляется в огне.

Как зовут? Скажи-ка мне.

Звали эту веселушку – (Огневушка – поскакушка)

Хозяйка Медной горы:

Молодцы, все загадки разгадали.

Хозяйка: А теперь отдохнем! Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры. А какой камень воспел Павел Петрович Бажов в своих сказах?  

Дети: малахит.

Хозяйка: Правильно! У меня есть такой малахит! Самое время и в игру с ним поиграть.

Игра «Малахит»

Дети под музыку передают самоцвет, на ком музыка обрывается, тот-говорит прилагательное о камне и танцует.

Дети садятся на стульчики.

Хозяйка: Вот посмотрите, какой у меня короб. Он не простой, в нем лежат очень интересные предметы. И вы  сейчас назовете эти предметы. И скажите, из какого они сказа.

1. Малахитовая шкатулка (Сказ «Малахитовая шкатулка»).

2. Оранжевый платочек («Огневушка-поскакушка»).

3. Кошка Муренка (Сказ «Серебряное копытце»)

Хозяйка: Молодцы, порадовали меня знаниями.

  Спасибо вам, дети! Я очень рада была встрече с вами, мне очень  понравилось  как здорово вы управились со всеми моими загадками.  

 - Ребята, чему учат сказы  П .П .Бажова? (Высказывания детей).

-Человек должен любить животных.

- Очень важно быть скромным.

-Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены. Главная тема сказов Бажова – это радость в творчестве, умении жить в гармонии с природой, находить счастье в самой жизни. Счастье для героев Бажова не в богатстве, а в творчестве, труде, познании природы, в простых житейских радостях

«В который раз склонимся мы над книжкой,

Вп--итаем мудрость этих слов

.Нам не забыть рассказов деда  Слышко

(вместе) Спасибо, добрый дедушка Бажов»

На этом мы закончим наше занятие. Все сегодня молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....