Проект "Лесные странички".К 125-летию В.К.Бианки
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Образовательный проект "Лесные странички ", приуроченный к 125 летию писателя-натуралиста В.К.Бинаки был реализован для детей с тяжелыми нарушенями речи с целью формирования у   детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире, приучения к чтению и к миру художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lesnye_stranichki.docx59.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Огонек» г. Поронайска

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Поронайская централизованная библиотечная система"

«ЛЕСНЫЕ СТРАНИЧКИ»

СОВМЕСТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ

( К 125-ЛЕТИЮ  В. К. БИАНКИ)

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Автор и разработчик:

Ольга Николаевна Бельды,

учитель-логопед МБДОУ

 «Детский сад №8 «Огонек» г.Поронайска

2019, февраль-март

г.Поронайск

        Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях требует от педагогов разнообразия форм и приемов, активизирующих познавательную и речевую деятельность детей. Традиционные формы педагогического воздействия не всегда создают возможность активных партнерских отношений как между родителями, так и между социальными партнерами дошкольного учреждения, что в  свою очередь снижает качество коррекционно-образовательной работы.

Одной из форм взаимодействия является проектная деятельность, в которой участвуют все специалисты, педагоги детского сада, родители воспитанников, а также наши социальные партнеры  - муниципальное бюджетное учреждение культуры "Поронайская централизованная библиотечная система", при этом они взаимодействуют не только с главными участниками проекта - детьми, но и между собой.

Предлагаем вашему вниманию один из вариантов такого сотрудничества -  проект, разработанный учителем-логопедом О.Н.Бельды, выполненный при помощи воспитателей Е.А.Евдокимовой, А.П. Сидоровой и при непосредственном участии сотрудников МБУК «Поронайская ЦБС» Л.Б.Анисимовой и А.А.Сыромятниковой.

Проект «Лесные странички» ( к 125-летию В.К.Бианки)

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации проекта -11.02 2019г. по 20.03.2019г .

        Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста к миру художественной литературы; расширение и закрепление знаний детей о сезонах года.

        Задачи проекта:

  • воспитывать у детей интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст;
  • воспитывать любовь к природе через знакомство с произведениями  В.Бианки;
  • осуществлять сотрудничество с детской библиотекой для приобщения детей к социальному миру;
  • расширять представление об особенностях словесного искусства;
  • развивать словесное творчество детей;
  • вызвать у детей интерес и желание изучать сезонные изменения, взаимосвязь в явлениях живой и неживой природы, используя художественное слово;
  • воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к природе, развивая наблюдательность и интерес к окружающему.

Тип проекта:  художественно – творческий.

Участники проекта:

педагоги МБДОУ, дети старшей и подготовительной логопедических  групп, родители,  МБУК «Поронайская  ЦБС».

Актуальность проекта

        Одним из путей повышения качества дошкольного образования  является установление прочных связей с социумом как акцентного направления образовательной работы, от которой зависит успешная интеграция детей с ОВЗ в общество.

 Общеизвестно, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи, поэтому развитие речи является одним из важнейших разделов специальной дошкольной педагогики и психологии.

Нарушения речевого развития оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка. Тяжёлое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста представляет собой комплекс нарушений:        

- отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря,

-  нарушения грамматического строя речи,

- недоразвитие фонетико-фонематических процессов, а также высших психических функций;

- недостатки развития связного высказывания.

Наряду с особенностями речи  имеются и недостатки в развитии неречевых процессов: памяти, внимания, воображения, мыслительных операций, умении устанавливать причинно-следственные связи.

Все это предполагает комплексное воздействие на все стороны психоречевого развития  и должно осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей в различных видах деятельности.  Одним из них является ознакомление с произведениями художественной литературы. Произведения писателей - натуралистов в работе с детьми с ОВЗ рассматриваются как равнозначное средство в ряду других средств развития речи.

Через художественное слово у детей обогащается словарный запас, расширяется и углубляется кругозор, формируются необходимые для жизни знания, умения и навыки. Дети знакомятся с новыми понятиями, с новыми выражениями, которые потом закрепляются сначала в пассивном, а затем в активном словаре ребенка. Художественная литература является не только средством коррекции, но и действенным средством интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к обучению в школе.

        Как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. Это касается и детей с нарушениями речи. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. Художественная литература оказывает  очень сильное влияние на речь детей.

          Родителям гораздо удобнее дать ребенку гаджет, включить телевизор и т. п., чем уделить некоторое время живому общению с ним, читая книгу и рассматривая иллюстрации. Конечно, в таких условиях очень трудно приучить ребенка не просто взять в руки книгу, а видеть в ней источник знаний и расширения кругозора.

        Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная.

        Беседы с  родителями  и детьми, а также отсутствие интереса и любви к литературе, отсутствие понимания значимости библиотеки в нашей жизни направило наш педагогический коллектив, родителей МБДОУ на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы.

        Проект посвящён ознакомлению дошкольников с лучшими образцами детской художественной литературы, прежде всего  творчеством В.Бианки. Важность  проекта заключается в том, что  наши дети мало знают о стране, в которой живут, о родном городе, природе и ее изменениях. Проект направлен на развитие и углубление у детей дошкольного возраста эстетического познания о литературе, которая является источником знаний, расширения кругозора, обогащения внутреннего мира человека.

Постановка проблемы

        В ходе реализации проекта «Лесные странички» дети не только узнали о творчестве писателя Виталия  Константиновича Бианки, но и много нового и интересного о  лесных жителях и природных изменениях.

 Наша задача состояла  в том, чтобы помочь детям увидеть красоту художественного слова, всё разнообразие творчества писателя. И тем самым приобщить дошкольников к общечеловеческим нравственным ценностям.

        При построении коррекционно-образовательного  процесса основное содержание проекта раскрывалось  через непосредственно образовательную деятельность с детьми, деятельность при проведении режимных моментов и самостоятельную деятельность детей, а также взаимодействие с родителями.

        Мы  использовали следующие  формы работы с литературными произведениями:

- выразительное чтение;

- совместное обсуждение прочитанного произведения;

- пересказ;

- словесное рисование;

- иллюстрирование  сказки;

-просмотр мульфильмов;

-драматизация отрывка из сказки;

Этапы работы над проектом

Подготовительный:

- подбор методической, детской художественной литературы, пособий и наглядного материала;

- наличие предметно – развивающего пространства;

- план взаимодействия с библиотекой.

Основной:

- выполнение основных мероприятий, намеченных для достижения поставленной цели.

Заключительный:

- проведение итогов реализации проекта, обобщение его результатов, распространение опыта и дальнейшего его развития;

- подготовка материалов для размещения на сайте МБДОУ.

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Срок

Подготовительный этап

Пополнение библиотеки, фоно и видеотеки и предметно – развивающей среды групп:

- звуки леса, звуки природы и т.д.

- подборка мульфильмов по мотивам произведений В.Бианки: «Мышонок Пик», «Как Муравьишка домой спешил», «Первая охота» и т.д.

- портрет В.К.Бианки;

- подборка детских книг о природе;

- составление картотеки книг по вопросам детской литературы и детского чтения;

- картотека дидактических игр по развитию образной речи;

-анкетирование родителей

11.02.2019 -15.02.2019

Основной этап

Консультации для родителей

  •  Примерные списки литературы для домашнего чтения.

Участие в конкурсах, выставках продуктивной деятельности в рамках тематики проекта

- Тематическая  выставка,  посвященная творчеству В.Бианки;

- Выставка детских рисунков по мотивам прочитанных сказок «Мышонок Пик», « Как Муравьишка домой спешил»;

- викторина по сказке  В.Бианки «Синичкин календарь»

Практическое художественное творчество

- изготовление атрибутов в Уголок природы  - дерево «Времена года»

Целевые экскурсии:

- Экскурсия в МБУК «Поронайская ЦБС»;

-библиотечный урок  «Лесные полянки Виталия

Бианки»

Заключительный этап:

  • Проведение итогов реализации проекта.
  • Создание видеофильма о проекте
  • Подготовка материала для размещения на сайте ДОУ

 

20.02.2019г 

 

 

21.02.2019 

 

 

04.03.2019 

15.03.2019

 

 

20.03.2019 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

- Проявление у детей интереса и уважения к творчеству В.Бианки;

- Создание качественной предметно-пространственной речевой среды.

- Формирование у детей устойчивого интереса к художественному слову.

Приложение 1.

Анкета для родителей

1. Как часто вы читаете своему ребенку художественную литературу?

2. Какие книги читаете?

3. Что чаще читаете: сказки, рассказы, стихи?

4. Отдаете ли вы предпочтение каким-либо писателям или поэтам?

5. Имеете ли дома детские  книги или берете их в библиотеке?

6.Проявляет ли ваш ребенок интерес к чтению? Что чаще просит почитать?

7.Произведения каких писателей ваш ребенок знает наизусть?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тема: Лесной сказочник. (Знакомство с творчеством Виталия Бианки)

Возраст детей: 6-7 лет

Цель: формирование первоначальных представлений о творчестве В.Бианки,

воспитание интереса и любви к чтению.

Задачи:

Коррекционно –образовательные:  

-формирование интереса к художественной литературе и чтению;

-пополнение экспрессивного словаря словами-антонимами и глаголами;

-закрепление представлений о сезонных изменениях в природе.

Коррекционные-развивающие:

-развитие связной речи, речевого слуха, памяти, общей моторики, творческого воображения

Воспитательные:

- воспитание навыков сотрудничества, инициативности, любви к книге и чтению.

Оборудование: портрет писателя В.Бианки, модель природного календаря, мини-выставка книг В.Бианки, презентация «Лесной сказочник».

Предварительная работа:

1. Беседа о временах года, установление причинно-следственных связей.

2.«Звуковая палитра» : накопление фонотеки «Звуки природы» : шум листвы, звуки дождя, шум ветра и т.д.; слушание П.И.Чайковского «Времена года»

3.  Изготовление атрибутики к пособию «Времена года»

4. Отбор книг и произведений В.Бианки

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Ритуал начала занятия.

( дети стоят полукругом)

- Здравствуйте, дети! Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки!

Вы сегодня улыбались? Давайте все вместе улыбнемся: я улыбнусь вам, а вы – друг другу. (дети улыбаются)

- Ребята! Посмотрите, какая сегодня погода? (солнечная, хорошая, яркая, зимняя)

- Послушайте загадки, о чем они:

1) Запорошила дорожки

    Разукрасила   окошки.

    Радость детям подарила.

    И на санках прокатила. (Зима)

2)  Солнце ласково смеется,

     Светит ярче, горячей,

     И с пригорка звонко льется

     Разговорчивый ручей. (Весна)

- А что такое зима, весна?  (времена года)

- Какие еще времена года вы знаете? (лето, осень)

- А как называется порядок времен года? (календарь)

2. Беседа о творчестве В. К. Бианки. (у полки с книгами В.Бианки)

- Сегодня мы с вами начнем разговор о писателе, который очень любил природу, наблюдал за ней и очень занимательно рассказывал. Это Виталий Константинович Бианки.  И сегодня он приглашает вас на экскурсию.  Я приглашаю вас пройти к нашей книжной полке.

- Вы  пришли на нашу небольшую выставку книг, которые написал это замечательный автор.

        Тридцать пять лет писал  Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

( Далее – рассматривание книги,  чтение отрывков из произведений)

  1. …Наладили парус, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению. Ветер подхватил кораблик и погнал его от берега. Мышонок крепко вцепился в сухую кору и не шевелился… ( «Мышонок Пик»)
  2. …Взвизгнул Щенок, хвост поджал, повернулся – да через луг, да в подворотню. Забился в конуру и нос высунуть боится. А звери, птицы и насекомые – все опять за свои дела принялись. («Первая охота»)
  3. …Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл.. ( «Кто чем поет?»)
  4. …- Календарь – это расписание работы солнышка на весь год. Год состоит из месяцев, и январь – его первый месяц, носик года. За ним идет еще десять месяцев – столько, сколько у людей пальцев на передних лапах: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. А самый последний месяц, двенадцатый, хвостик года – декабрь. («Синичкин календарь»)

3.Дидактическая игра «Верно-неверно»

Дети должны  найти ошибку и ответить правильно:

Зимой снег тает.

Летом птицы улетают в теплые края.

Медведи впадают в спячку весной.

Зайцы летом белые, а зимой серые.  

( Дети исправляют ошибки)

4. Звуковая викторина.

Прослушивание аудиозаписей «Шумы природы» и их отгадывание.

4.Заключительная часть.        

- Ребята,  о чем же писал Виталий Бианки?( о природе)

- Как нужно относиться к природе?

-Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «солнышко»! Я всего лишь произнесла это слово, а вы уже улыбнулись.

5. Рефлексия.

-У вас есть солнышки  и тучки. Выберите то, что вам больше нравится.

- Наша прогулка в природу вместе с Виталием Бианки не заканчивается, а только  начинается.

Список источников:

1.Т.И. Бобкова, В.Б.Красносельская, Н.Н.Прудыус, О.И.Спроге. Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР.- М.:ТЦ Сфера, 2008.- 160с.

2.О.Н.Лиманская . Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения.-М.: ТЦ Сфера, 2009.-176 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тема: Путешествие Муравьишки . Развлечение по мотивам сказки В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил»

Возраст детей: 5-6 лет

Цель: формирование первоначальных представлений о творчестве В.Бианки,

воспитание интереса и любви к чтению.

Задачи:

Коррекционно -образовательные:  

-формирование интереса к художественной литературе и чтению;

-закрепление представлений о временных изменениях в природе.

Коррекционные-развивающие:

-развитие связной речи, речевого слуха, памяти, общей моторики, творческого воображения

Воспитательные:

- воспитание навыков сотрудничества, инициативности, любви к книге и чтению.

Оборудование: модель природного календаря, мини-выставка книг В.Бианки, картинки насекомых (муравей, паук, жужелица,  кузнечик,  водомер, гусеница),  пазлы «Насекомые»

Предварительная работа:

1. Беседа о частях суток, установление причинно-следственных связей.

2.  Изготовление атрибутики к пособию «Времена года»

3. Отбор книг и произведений В.Бианки

4.  Чтение сказки и просмотр мультфильма « Как Муравьишка домой спешил».

  1. Организационный момент.

(Дети входят в зал, украшенный в виде лесной полянки. Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»)

Ведущий:- Ребята! Куда это мы попали? ( на лесную полянку)

- Что вы вас окружает? ( цветы, бабочки, жучки…)

- А как вы думаете, в какое время мы сейчас отправимся ? ( в лето)

- Скажите, кого летом много, а зимой не видно? ( насекомых)

2. Загадка.

И под тяжелой ношей

Спешит на помощь друг

Тут народ хороший,

В беде не бросят вдруг.

Без работы – хоть убей!-

Жить не может … ( муравей).

- Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Их называют «санитарами леса». Муравейники надо оберегать и сохранять. В какой сказке главный герой -муравей? ( дети отвечают)

Нашему Муравью нужна помощь, чтобы  до заката солнца добраться до своего муравейника. Для этого необходимо пройти испытания.

3.  Предлагаю игру  «Сложи муравейник». Вам надо из геометрических  фигур сложить домик для Муравья.

Цель: развитие зрительного внимания и целостного воприятия.

(Дети складывают домик )

-Ребята! Нашему Муравьишке надо помочь добраться до своего муравейника и по пути преодолеть испытания.

4. Игра «Закончи предложение».

Цель: закрепление знаний о частя суток посредством пословиц и поговорок.

Утро вечера …. ( мудренее)

Скучен день до вечера, коли …( делать нечего)

Хвали утро днем, а день …(вечером)

Без обеда не красна … ( беседа)

5.Игра « Что сначала, что потом»

Цель: закрепление понятия «сутки»

( Оборудование : картинки с изображением частей суток)

Задание: разложи картинки по порядку. (ночь-утро-день-вечер)

6. Игра «Кто прилетел»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Задание: запомнить всех насекомых - муравей, паук, жужелица,  кузнечик,  водомер, гусеница.

- Прослушайте стишок, запомните, кто за кем прилетел.

 Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики , глаза.

Пожужжали, полетали

От усталости упали.

7.Игра «Доскажи словечко».

Закончи стихотворение  подходящим по смыслу словом.

  1. Если пил ты чай с медком,

С нею хорошо знаком.

Много меду собрала

Работящая …( пчела)

  1. Вы на домик мой взгляните:

Он сплетен из тонких нитей.

Цокотухе я не друг.

Потому что я … ( паук)

  1. Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей

Кто строитель…? ( муравей)

Итог:

- Ребята! Благодаря нашим усилиям Муравьишка успел попасть домой до заката солнца.

Список источников:

1)Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. -СПб.: Речь; М.:Сфера.2010.- 143с.

2) Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий.- М.:Сфера, 2005.-96с.

Бельды Ольга Николаевна. Проект «Лесные странички» .К 125-летию В.Бианки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Растительный мир планеты Земля. Рассказ В. Бианки "Разговор птиц в конце лета" в подготовительной группе.

Данная методическая разработка расширяет представления детей об окружающем мире, способствует развитию логического мышления, фантазии детей; знакомит детей с рассказом В.Бианки «Разговор пти...

Конспект вечера досуга в старшей группе по произведениям В.Бианки "Путешествие в сказочную страну природы"

Вызвать интерес к произведениям В. Бианки и пополнить знания детей в области природного мира. Обобщить знания детей о жизни птиц, животных, насеомых, рыб. Сформировать понятия, что лес - общий дом для...

Презентация к 125-летию В.В. Бианки

Презентация к 125-летию В.В.Бианки...

Буклет «Страна под названием Лето»

На дворе прекрасное время года  -  лето? Это самое удивительное время года, когда распускаются цветы и зеленеет листва.Растительный мир — это наш зеленый друг. И малыш скорее это пойме...

Познавательно-творческий проект "Путешествие по лесным сказкам", посвященном 130-летию со дня рождения русского писателя В.В. Бианки

Цель проекта: Познакомить детей с творчеством В.В. Бианки.        Задачи проекта:- познакомить детей с творчеством и литературными произведениями В.В....