Конспект занятия по художественной литературе в младшей группе ЦТНР. Тема "Матрешки-затейницы" (ознакомление с малыми фольклорными жанрами)
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)
Цели:
Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы.
Обогатить словарь детей за счёт понятий: загадка, считалка, шутка-прибаутка, чистоговорка, пословица.
Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах.
Развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений. Развивать память, чувство юмора, мелкую и общую моторику.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по художественной литературе
в младшей группе ЦТНР.
Воспитатель
Калюжная Т.А.
Тема: «Матрешки-затейницы».
Ознакомление с малыми фольклорными жанрами.
Цели:
Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы.
Обогатить словарь детей за счёт понятий: загадка, считалка, шутка-прибаутка, чистоговорка, пословица.
Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах.
Развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений. Развивать память, чувство юмора, мелкую и общую моторику.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование:
Матрешки.
Карточки с изображением ответов на загадки.
Аудиозапись народных песен.
Заготовки для рисования по количеству детей, ватные палочки, гуашь.
Ход занятия:
В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка, отдал Иван куколку маме Машеньки, и она ее раскрасила. Так красиво у нее получилось! И кукла эта не простая получилась, а секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано пять штук. Машенька назвала эту куколку Матрешка. И ни на миг с ней больше не расставалась
Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В гости к нам сюда идут -
Всех матрешками зовут.
Эта игрушка с сюрпризом...
Посмотрите-ка, ребята,
Чем матрешечка богата?
Каждая Матрешка со своей затеей. Но давайте по-порядку. Чем нас порадует первая Матрешка?
Матрешка с загадками
-Эта матрешка любит всем загадки загадывать. У вас есть карточки с картинками-отгадками. Отгадывайте загадку, говорите отгадку, показывайте картинку.
В сказке - он тонул в болоте,
У него большой животик.
А еще - огромный рот.
Угадали?...( бегемот)
Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!» (лягушка)
Это что за великан
Держит в хоботе фонтан?
Умываться любит он,
И зовут чистюлю ...! (Слон)
- Молодцы ребята, а давайте наших зверят блинами накормим. Сначала надо замесить тесто.(арт гим-ка)
Умницы. Давайте посмотрим что же нам следующая матрешка приготовила.
Матрешка со считалками
Эта матрешка к нам пришла и считалки принесла.
А помогут нам с вами рассказать считалочку наши пальчики, ну ка где наши пальчики
-Ладушки, ладушки!(хлопаем в ладоши на ударный слог)
Где были?
-У бабушки.
-Что ели?
-Кашку.
-Что пили?
-Бражку.
-Кашка сладенька. (гладим рукою животик)
-Бабушка добренька.(гладим рукой по голове)
-Попили, поели (снова по животику)
-Домой полетели (улетаем)
- Посмотрим что же для нас следующая матрешка приготовила.
Матрешка с шутками-прибаутками
А эта матрешка - веселушка-хохотушка. Сама любит посмеяться и вас повеселить хочет. Послушайте ее смешные шутки-прибаутки.
«Небывальщина»
По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит.
Свинья на ели гнездо свила.
Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят.
По сучкам висят, полететь хотят.
Почему эта шутка-прибаутка называется «Небывальщина». Чего из того, о чем говорилось в шутке, не бывает.
Матрешка с чистоговорками (с дыхательными упражнениями)
А эта Матрешка учит правильно говорить, чисто произносить звуки. А забава ее так и называется - чистоговорка.
А-а-а, а-а-а – у меня есть мама
А-а-а, а-а-а – у меня есть папа
О-о-о, о-о-о –
зову цыплят я ко-ко-ко
О-о-о, о-о-о – я насыплю пшено
У-у-у, у-у-у – я уже всё могу
У-у-у, у-у-у – я тебе помогу
Матрешка с играми
А эта матрешка не любит сидеть на месте. Она любит играть
И мы поиграем вместе с ней!
Подвижная игра «Мы веселые матрешки».
Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки.
На ногах сапожки,
Топают матрёшки.
Влево, вправо наклонись,
Всем знакомым поклонись.
Девчонки озорные,
Матрёшки расписные.
В сарафанах ваших пёстрых
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Весёлые матрёшки.
-Чтоже для нас приготовила следующая матрешка!
Матрешка с народными игрушками
А эта Матрешка – художница. Она любит рисовать. Ребята, а ведь к нам в гости пришли ещё матрёшки.
-Посмотрите, а они почему то грустные? Как вы думаете почему? (ответы детей).
Воспитатель: Что же нам делать? Как же быть? Как матрешек нарядить ?
Дети предлагают разукрасить сарафаны матрешкам.
Детям предлагается с помощью ватной палочки и гуашевых красок закончить рисунок .
-Посмотрите, какие яркие сарафаны и нет ни одного похожего. Все матрешки получились неповторимые!
Посмотрите, вот они
И румяны и пышны.
В сарафанах пестрых
Наши русские матрешки.
Кукла матрешка – нарядна, красива.
Кукла матрешка – улыбка России.
Сколько интересного мы узнали сегодня от Матрешек-затейниц: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, а что вам особенно понравилось? Давайте поблагодарим Матрешек и попрощаемся с ними.
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/09/picture-649932-1709970332.jpg)
Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) «Герои наших сказок»
Цель: развитие умения у детей узнавать знакомые сказки; развитие внимания, мышления, креативных способностей детей....
План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Театрализация сказки "Репка" с детьми старшей группы на татарском языке
Театрализация русской народной сказки "Репка" детьми старшей группы получился отличной. Мы выступили перед самыми маленькими, перед мамами. Было интересно....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-794620-1645868534.jpg)
Конспект итогового мероприятия во второй младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы»
Конспект итогового мероприятия во второй младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/22/picture-744926-1606060434.jpg)
План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему: "Животные - герои войны".
Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога и детей 6-7 лет по теме "Животные - герои войны" (чтение (восприятие) рассказа А. Митяева "Мешок овсянки"). Конспект разр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/22/picture-744926-1606060434.jpg)
План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме: «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Конспект НОД по теме: "Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" (подготовительная группа)....
Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-981311-1512289600.jpg)
Конспект занятия по художественной литературе в группе раннего возраста
quot; Зайку бросила хозяйка"...