Конспект занятия по художественной литературе в младшей группе ЦТНР. Тема "Матрешки-затейницы" (ознакомление с малыми фольклорными жанрами)
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)

Калюжная Татьяна Алексеевна

Цели:

Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы.

Обогатить словарь детей за счёт понятий: загадка, считалка, шутка-прибаутка, чистоговорка, пословица.

Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах.

Развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений. Развивать память, чувство юмора, мелкую и общую моторику.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matreshki-zateynitsy.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественной литературе

в младшей группе ЦТНР.

Воспитатель

Калюжная Т.А.

Тема: «Матрешки-затейницы».

Ознакомление с малыми фольклорными жанрами.

Цели:

Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы.

Обогатить словарь детей за счёт понятий: загадка, считалка, шутка-прибаутка, чистоговорка, пословица.

Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах.

Развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений. Развивать память, чувство юмора, мелкую и общую моторику.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование:

Матрешки.

Карточки с изображением ответов на загадки.

Аудиозапись народных песен.

Заготовки для рисования по количеству детей, ватные палочки, гуашь.

Ход занятия:

В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка, отдал Иван куколку маме Машеньки, и она ее раскрасила. Так красиво у нее получилось! И кукла эта не простая получилась, а секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано пять штук. Машенька назвала эту куколку Матрешка. И ни на миг с ней больше не расставалась

Пять  кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В гости к нам сюда идут -

Всех матрешками зовут.

Эта игрушка с сюрпризом...

Посмотрите-ка, ребята,

Чем матрешечка богата?

Каждая Матрешка со своей затеей. Но давайте по-порядку. Чем нас порадует первая Матрешка?

Матрешка с загадками

-Эта матрешка любит всем загадки загадывать. У вас есть карточки с картинками-отгадками. Отгадывайте загадку, говорите отгадку, показывайте картинку.

В сказке - он тонул в болоте,

У него большой животик.

А еще - огромный рот.

Угадали?...( бегемот)

Где же вы её найдёте?

Ну конечно же, в болоте!

Зелена, как трава,

Говорит: «КВА, КВА, КВА!» (лягушка)

Это что за великан

Держит в хоботе  фонтан?

Умываться любит он,

И зовут чистюлю ...! (Слон)

- Молодцы ребята, а давайте наших зверят блинами накормим. Сначала надо замесить тесто.(арт гим-ка)

Умницы. Давайте посмотрим что же нам следующая матрешка приготовила.

Матрешка со считалками

Эта матрешка к нам пришла и считалки принесла.

А помогут нам с вами рассказать считалочку наши пальчики, ну ка где наши пальчики

-Ладушки, ладушки!(хлопаем в ладоши на ударный слог)

Где были?

-У бабушки.

-Что ели?

-Кашку.

-Что пили?

-Бражку.

-Кашка сладенька. (гладим рукою животик)

-Бабушка добренька.(гладим рукой по голове)

-Попили, поели (снова по животику)

-Домой полетели (улетаем)

- Посмотрим что же для нас следующая матрешка приготовила.

Матрешка с шутками-прибаутками

А эта матрешка - веселушка-хохотушка. Сама любит посмеяться и вас повеселить хочет. Послушайте ее смешные шутки-прибаутки.

«Небывальщина»

По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит.

Свинья на ели гнездо свила.

Гнездо свила, деток вывела,

Милых деточек, поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят.

По сучкам висят, полететь хотят.

Почему эта шутка-прибаутка называется «Небывальщина». Чего из того, о чем говорилось в шутке, не бывает.

Матрешка с чистоговорками (с дыхательными упражнениями)

А эта Матрешка учит правильно говорить, чисто произносить звуки. А забава ее так и называется - чистоговорка.

А-а-а, а-а-а –  у меня есть мама

А-а-а, а-а-а –  у меня есть папа

О-о-о, о-о-о –

зову цыплят я  ко-ко-ко

О-о-о, о-о-о – я насыплю пшено

У-у-у, у-у-у – я уже всё могу

У-у-у, у-у-у – я тебе помогу

Матрешка с играми

А эта матрешка не любит сидеть на месте. Она любит играть

И мы поиграем вместе с ней!

Подвижная игра «Мы веселые матрешки».

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки.

На ногах сапожки,

Топают матрёшки.

Влево, вправо наклонись,

Всем знакомым поклонись.

Девчонки озорные,

Матрёшки расписные.

В сарафанах ваших пёстрых

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Весёлые матрёшки.

-Чтоже для нас приготовила следующая матрешка!

Матрешка с народными игрушками

А эта Матрешка – художница. Она любит рисовать. Ребята, а ведь к нам в гости пришли ещё матрёшки.

-Посмотрите, а они почему то грустные? Как вы думаете почему? (ответы детей).

Воспитатель: Что же нам делать? Как же быть? Как матрешек нарядить ?

Дети предлагают разукрасить сарафаны матрешкам.

Детям предлагается  с помощью ватной палочки и гуашевых красок закончить рисунок .

-Посмотрите, какие яркие сарафаны и нет ни одного похожего. Все матрешки получились неповторимые!

Посмотрите, вот они

И румяны и пышны.

В сарафанах пестрых

Наши русские матрешки.

Кукла матрешка – нарядна, красива.

Кукла матрешка – улыбка России.

Сколько интересного мы узнали сегодня от Матрешек-затейниц: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, а что вам особенно понравилось?  Давайте поблагодарим Матрешек и попрощаемся с ними.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) «Герои наших сказок»

Цель: развитие умения у детей узнавать знакомые  сказки;  развитие внимания, мышления, креативных способностей детей....

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Театрализация сказки "Репка" с детьми старшей группы на татарском языке

Театрализация русской народной сказки "Репка" детьми старшей группы получился отличной. Мы выступили перед самыми маленькими, перед мамами. Было интересно....

Конспект итогового мероприятия во второй младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы»

Конспект итогового мероприятия во второй младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы»...

План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему: "Животные - герои войны".

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога и детей 6-7 лет по теме "Животные - герои войны" (чтение (восприятие) рассказа А. Митяева "Мешок овсянки"). Конспект разр...

План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме: «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Конспект НОД по теме: "Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" (подготовительная группа)....

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...