Главные вкладки

    "Труд кормит, а лень портит"
    план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

    Конспект НОД по ознакомлению  с художественной литературой в подготовительной группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nod_trud_kormit_a_len_portit.doc24.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Труд кормит, а лень портит»

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной гр.

    ( в соавторстве с  Чукановой Т.Н.)

    Тип: закрепление полученных знаний

    Программное содержание:

    Продолжать знакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника.

    Продолжать учить анализировать поступки сказочных героев; Развивать интерес к художественной литературе.

    Учить образно передавать содержание басни в игре - инсценировке.

    Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

    Оборудование:        Презентация Power Point «Устройство муравейника»;

    картинки с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок; портрет И.А. Крылова, атрибуты для инсценировки басни – маска стрекозы и муравья, венки для Лета, Осени, шапочка для Зимы; вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см), кроссворд.

    Предварительная работа: чтение художественных произведений про муравьев; знакомство с басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей», краткосрочный проект «Удивительный мир насекомых»,

    Технологии:      ИКТ, здоровьесберегающие (релаксация,  динамическая пауза)

    Ход занятия:

    Ребята, посмотрите,  сколько у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь.

    Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! (звучит музыка «Звуки весны»)

    - Сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.

    -Хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры. Мы приветливы. Мы здоровы.

    Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения (дети делают вдох и выдох 3 раза).

    Вот и замечательно. У нас у всех хорошее настроение и я предлагаю вам поиграть в игру.

    Д/и «Самые-самые»

    Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).

    Самая длинная шея у … (жирафа).

    Самая маленькая птица, это … (колибри).

    Самые крупные яйца несет … (страус).

    Самый быстрый зверь, это … (гепард).  

    Дети садятся на стульчики

    Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?

    Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

    Если представить, что Саша (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Саша поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

    Ребята, а что вы уже знаете о этих маленьких трудолюбивых насекомых? (дети по очереди  рассказывают о муравьях)

    Алиса Р. Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.

    Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.

    Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе  и сообщает о ней своим собратьям.

    Влад П. Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям.

    На каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, которая выделяет клейкую жидкость, она и позволяет муравью не падать.

    Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

    Никита Ш. Муравьи уничтожают вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям. Муравьи очищают птицу от паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

    Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие  птицы, земноводные, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери.

    Самые крупные муравьи живут в Африке. Посмотрите, какого размера они бывают.

    Восп-ль: Молодцы, ребята! Вы очень много знаете о муравьях. Мы с вами уже играли в игру «Муравьи». Хотите еще раз поиграть? Вставайте!

    Динамическая пауза «Муравьи»

    Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.

    Воспитатель: А сейчас присядьте на стульчики и отгадайте загадку:   

    На поляне возле елок дом построен из иголок,

    За травой не виден он, а жильцов в нем миллион. Правильно. Это муравейник.

    А вы хотите узнать, как он устроен внутри? Сейчас я вас познакомлю с жилищем муравьев поближе. (презентация)

    Устройство муравейника

    Муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

    1. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от плохой погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

    2. Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.

    3. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Они охраняются муравьями-солдатами.

    4. Есть специальная комната, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

    5. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.

    6. В хлебном складе муравьи хранят зерна.

    7. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

    8. Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.

    9. В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.

    10. Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ картинок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).

    Восп-ль: А какие произведения о этих трудолюбивых насекомых вы знаете?

    « Как муравьишка домой спешил»,  «Жалейкин и муравьи», «Стрекоза и муравей»

    Восп-ль: Ребята, на прошлом занятии мы познакомились с басней  «Стрекоза и муравей»  Кто из вас может назвать автора этого произведения?

    Дети: Эту басню написал Иван Андреевич Крылов (Демонстрирую портрет). Он написал много других басен.

    Восп-ль: Кто из вас помнит, что такое басня?

    Дети: отвечают

    Восп-ль:  Правильно. Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в котором персонажами являются люди, животные и различные предметы”.

    А сейчас давайте ещё раз вспомним басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей».

    (дети надевают атрибуты для инсценировки)

    СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

    На полянке копошатся кузнечик, Муравей, порхает Стрекоза.

    Девочка-Лето.

    Попрыгунья Стрекоза

    Лето красное пропела;

    Оглянуться не успела,

    Как зима катит в глаза.

    Девочка-Осень.

    Помертвело чисто поле;

    Нет уж дней тех светлых боле,

    Как под каждым ей листком

    Был готов и стол, и дом.

    Девочка-Зима.

    Всё прошло: с зимой холодной

    Нужда, голод настает;

    Стрекоза танцует, потом начинает дрожать, ищет себе какое-нибудь убежище. Но никто из работящих насекомых не хочет приютить хозяйку.

    Времена года хором: Стрекоза уж не поет…

    Лето. И кому же в ум пойдет

    На желудок петь голодный!

    Осень. Злой тоской удручена,

    Зима. К Муравью ползет она:

    Стрекоза: Не оставь меня, кум милой!

    Дай ты мне собраться с силой

    И до вешних только дней

    Прокорми и обогрей!

    Муравей: удивленно разводит лапками

    «Кумушка, мне странно это:

    Да работала ль ты в лето?»

    Лето. Говорит ей Муравей.

    Стрекоза: До того ль, голубчик, было?

    В мягких муравах у нас

    Песни, резвость всякий час…

    (начинает кружиться под музыку, ей кажется, что вновь наступило лето)

    Стрекоза: Так, что голову вскружило!»

    Муравей: А, так ты...

    Стрекоза: (перебивает) Я без души

    Лето целое всё пела!!! (снова, забывшись, начинает напевать и пританцовывать. Муравей смотрит на неё с осуждением, дает ей лопату для снега)

    Муравей: Ты всё пела? (Иронично, Стрекоза кивает) -это дело;

    Так поди же, попляши! (Стрекоза удивленно моргает глазами, затем, тяжело вздохнув, принимается за работу)

    Итог занятия. Воспитатель: о ком мы сегодня говорили? Какой смысл заложен в басне «Стрекоза и муравей?

    Какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют)

                               

    Молодцы, сегодня вы хорошо занимались. Вам понравилось занятие?

    Заключительная часть.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Вместе мы в кругу опять (берутся за руки)

    Гостям  мы улыбаемся (идут по кругу)

    С ними мы прощаемся (уходят)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий фольклорного развлечения "Труд - кормит, лень - портит"

    Вечер фольклорного развлечения для детей старшего возраста с инсценировкой сказки "Кому горшки мыть"....

    Труд кормит, а лень портит

    Развлечение для детей 6 - 7 лет...

    Педагогический проект "Труд кормит, а лень портит"

    Ссылка га Наше Подмосковье https://xn----7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn–p1ai/projects/28472/ Педагогический проект "Труд кормит, а лень портит"...

    Презентация к проекту: "Труд кормит, а лень портит"

    Презентация к проекту: "Труд кормит, а лень портит"...

    ВЕЧЕР РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ТРУД КОРМИТ, А ЛЕНЬ – ПОРТИТ».

    ВЕЧЕР РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ТРУД КОРМИТ, А ЛЕНЬ – ПОРТИТ»....

    Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы на тему: "Труд кормит, а лень портит" в подготовительной группе

    Календарный план индивидуальной и совместной деятельности ребенка и взрослого в соответствии с ФГОС ДО...

    Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Труд кормит, а лень портит»

    Целью данного мероприятия является знакомство детей с русскими народными традициями и обычаями, русским фольклором. Создание веселого радостного настроения....