Викторина по сказкам
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Цыганова Ирина Алексеевна

Досуг для детей старшего дошкольного возраста направленный на  закрепление знаний детей о сказках.   Мероприятие содержит театрализованную  игру, загадки по сказкам. Способствует развитию  интонационной выразительной речи, формирует умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_skazkam.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по сказкам. «Наши любимые сказки»

Цель: - Закрепить и расширить знания детей о сказках - развивать индивидуальные литературные предпочтения; - пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей; - воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие; - способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, и их педагогами; - вызвать положительный эмоциональный отклик.

Интеграция: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, музыка, физическая культура.

Предварительная работа: чтение, рассказывание сказок, беседы по сказкам, тематическая выставка «В мире сказок», театрализованная деятельность игры с настольным театром.
Материал: аудио записи, слайды сказочных героев, сказочных предметов и иллюстраций к сказкам.

Ход викторины:

Звучит музыка «В гостях у сказки»

 Ведущий:
Время сказки настает.
Все внимательно смотрите,
Чудо вдруг произойдет.
Если сказку вы хотите,
К вам сейчас она придет! 

Ведущий: Здравствуйте, ребята!  И взрослые, и дети любят сказки. Почему? В сказках происходят чудеса. И в сказках всегда добро побеждает зло. И сегодня  мы вспомним наши любимые сказки. Как появляются сказки? Они передаются от одного человека к другому. Как они называются? (народные сказки, былины). А еще есть такие писатели и поэты, которые пишут сказки. Кто это? (сказочники). Вы, конечно же, прочитали много книжек, знаете много народных и литературных сказок, а так же любите мультфильмы? Я предлагаю вам немного поиграть со сказкой. Согласны? Для начала проведем небольшую разминку. Ну что, ребята, поиграем?

  1. конкурс «Разминка»

Ведущий: Слушаем внимательно вопросы:

1За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками).

2.Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах) 

3..Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)

4.Кого так долго тянули из болота? (Бегемота)

5 Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка).

6.К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
9.Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)

10.Какая избушка была у лисы? (ледяная)

12.Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)

12.Кто лечил больных зверей? (Айболит)

13.Куда попала стрела Ивана-Царевича? (на болото)

14 Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

2 конкурс «Узнай сказку по описанию»

Ведущий: Молодцы вижу, что хорошо подготовились. Следующий конкурс «Узнай сказку по описанию» сначала внимательно послушайте, а потом отвечайте. Дети приготовили загадки про свои любимые сказки.
 
1.На лесной опушкетояли две избушки.

Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
«Заюшкина избушка»

2.Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
«Сивка-бурка»

3 Жадными быть, разумеется, плохо.
Кого обманула лисица-пройдоха?
Припомните двух неразумных зверей
И сказку про них назовите скорей.
(Два жадных медвежонка)

4.Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
«Кот, петух и лиса»

 5.А дорога – далека, а корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
«Маша и медведь»

 6. Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. 
«Теремок»

7. Красна девица, грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. 
«Снегурочка»

8.Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? …
(Репка)

 9.Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

10.В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят…
 (Волк и семеро козлят)

Слайды 2-8

3 конкурс «Угадай сказку»

Ведущий: Все внимание на экран. Вам нужно угадать и назвать название сказки. (На экране показываются иллюстрации к сказкам). Русская народная сказка 

Русская народная сказка  «Гуси – лебеди»:

1.Почему гуси – лебеди унесли братца? (Потому что дочка позабыла, что ей приказывали отец с матерью: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась)
2. Почему печка, яблонька и речка стали помогать девочке? (Потому что девочка отведала простого киселька у речки, лесного яблочка у яблони, ржаного пирожка у печки).

Русская народная сказка  «Зимовье»:

1.Почему бык, баран, свинья, кот и петух смогли построить зимовье? (Потому что строили вместе).
2. Почему волки мчались от зимовья прочь, подняв хвосты трубой – только снег столбом? (Потому что бык, баран, свинья, кот и петух вместе набросились на самого смелого волка)

Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»:

1.Как Рукодельница оказалась в гостях у Мороза Ивановича? (Уронила в колодец ведро. Пришлось колодец спускаться).
2. Почему Мороз Иванович зеленую травку под снежной периной держал, на свет божий не выпускал? (Вымерзнет без снежной перины. А вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится).
Сказка М. Михайлова «Два Мороза»

1.Как звали братьев? (Багровый нос и Синий нос)
2. Почему Морозу – Синему носу не удалось заморозить мужика? (Потому что тот работал, и ему даже жарко стало)

Сказка Ш. Перро «Золушка».

1.Во что превратилась тыква? (Пустая тыква превратилась в прекрасную резную карету, позолоченную от крыши до колес).
2. Как удалось найти Золушку? (Хрустальную туфельку удалось надеть только на маленькую ножку Золушки).

Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк».

  1. Почему волк сидит, опустив в прорубь хвост? «Лиса велела волку ступать на речку, опустить в прорубь хвост, сидеть да приговаривать: (Ловись, рыбка, и мала и велика. Ловись рыбка и мала и велика». Рыба сама на хвост нацепится. Велела сидеть подольше).
    2. Удалось волку наловить рыбы? (Нет. Только оторвал себе хвост, который за ночь приморозило)

Слайд 9

4конкурс: «Кто лишний?» по сказкам Пушкина

Ведущий: Много сказок для вас ребята написал А.С. Пушкин Вы будите видеть на экране героев из разных сказок Пушкина и делать движения. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названные герои не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились..

Слайды11-26.
Чебурашка,
братья-богатыри, лиса, Журавль, Снегурочка, Конек-Горбунок, поп, Колобок,  Царевна-Лебедь, кот Леопольд, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, Балда, Курочка Ряба.

5 конкурс «Угадай героя сказки».

Ведущий: Ребята, а сейчас все внимание вам нужно отгадать героя сказки. Слушайте загадку:

В темном лесу есть избушка

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка –

Нос крючком,

Глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая -

Дыбом волосы стоят.

Слайд 26

Ведущий: Правильно это Баба Яга. А давайте попробуем её изобразить.

 Поочерёдно каждый участник рисует:

Первый

- голову, лицо, нос

второй

- ноги, руки, туловище.

третий

- метлу  

Четвертый-ступу
Нам нужно 8 детей

(Сюрпризный момент) загадки от Бабы Яги.

Очень страшный и опасный,

Любит золото он страстно.

Смерть его в иголке – в утке,

Любит он лишь злые шутки!

Он – противный, он – злодей.

А зовут его…(кощей)

Крыльев нет, а дом – болото.

Жизнь кажется пустой

И летать ему охота

Ну и что, что... (Водяной)

Болото — дом ее родной.

К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)

Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Соловей-разбойник)

Я красив, силен, могуч,
Я грознее грозных туч,
Я умнее всех, нет слов, —
Много у меня голов.
(Змей Горыныч)
 
Музыкальная игра «Баба Яга». (Включается аудио запись)

6 конкурс  «Волшебный сундучок».
Ведущий: Ребята Баба Яга оставила нам  волшебный сундучок. Посмотрим, что в нём? (дети по очереди вынимают по одному предмету из сундучка, и говорят из  какой сказки данный предмет)  

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»

Скалка-«Лисичка со скалочкой»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

6 конкурс «Исправь ошибку»

 Ведущий: Ребята хорошо вы хорошо помните названия сказок? А если я сейчас буду путать названия, сможете меня исправить?

«Петушок Ряба»,

«Даша и медведь»
«Волк и семеро ягнят»,

«Утки – лебеди»
«Лисичка с кастрюлькой»,

«Заюшкин домик»

Три чистюли
«Царевна Индюшка»,

« Иван Королевич и оранжевый волк»

«Катя и братец Иванушка»
«Иван-царевич и зеленый волк»,

«Лисичка-сестричка и серая мышь»
«По собачьему веленью»,

«У страха глаза огромны»

«Пузырь, соломинка и ботинок».

 7 конкурс «Узнай литературного героя по моему описанию»

Слайд27

Ведущий: А сейчас я предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию. Попробуйте узнать их по особым приметам

  1. Медведь. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. (Винни Пух) Слайд 28
  2. Мальчик. Издает стойкий запах лука. На голове – зеленый хохолок. Опасен! Вызывает обильные потоки слез. (Чиполлино) Слайд 29
  3. Кукла. Место работы – кукольный театр. Отличительная черта характера – воспитанность. Особая примета – волосы голубого цвета. (Мальвина) Слайд 30
  4. Кот. Место жительства – деревня Простоквашино. (Матроскин) Слайд 31

Ведущий: Молодцы, ребята!  Вы настоящие детективы!

8 конкурс “Сказка стала былью” Слайд 32

Ведущий. Давным-давно люди мечтали подняться в воздух, подобно птицам, опуститься на дно морское и чувствовать себя там, как рыбы. Мечтали и о волшебных предметах – помните сказку о горшочке, который сам кашу варил? Шло время, и некоторые мечты стали явью. Назовите чудесные изобретения человека, заменившие сказочные предметы.

Перо жар птицы. (Лампа, прожектор) Слайд 33

Сани, что везут сами. Печь Емели. (Автомобиль, аэросани) Слайд 34

Помните, у Емели вёдра сами воду несли. (Водопровод) Слайд 35

Гусли – самогуды. (Магнитофон) Слайд 36

Ступа. Ковёр – самолёт. (Ракета, самолёт) Слайд 37

Чудо – зеркало. (Телевизор, компьютер) Слайд 38

Клубок ниток, указывающий дорогу. (Компас) Слайд 39

Горшочек, который сам варил кашу. (Мульти варка) Слайд 40

Слайд 41

 Ведущий: Ребята вот и подошла наша викторина к концу. 
Но мы со сказками не прощаемся, а говорим им до свидания и до новых встреч. Потому, что даже наш детский сад имеет сказочное название. Какое!? (хрустальный башмачок)

Аудиозапись «Солнечные зайчики»

В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный помоги в пути.
Мальчик Чиполлино, мишка Вини-Пух…..
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!

 

Приложение

Следующее задание «Назовите сказку по первой букве»

 Нужно вспомнить название сказки, с той буквы, которую вы выбрали.  

 

Следующее задание «Угадайте героя по реплике»

 

- «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

 

- «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)

 

- «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)

 

«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (Козлята «Волк и семеро козлят»)

 

- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)

 

- «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)

 

- «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)

 

- «…приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»)

 

- «…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)

 

е «Колобок» - «…эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точёная, ручка золочёная… (Жихарка «Жихарка»)

задание: «Доскажи пословицу»

 Я так же по порядку буду говорить пословицы, а вы будете договаривать. Приготовьтесь и будьте внимательны.

1. За добро - …(добром платят);

2. Без труда - …(не вытащишь и рыбку из пруда);

3. Под лежачий камень – … (вода не течет);

4. Друзья - … (познаются в беде);

 

 

А сейчас для нас физминутка «Буратино»:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

 

Физминутка

В тёмном лесу есть избушка. (Шагаем)

Стоит задом наперёд, (поворот)

В той избушке есть старушка, (наклоны)

Бабушка Яга живёт. (Поворот обратно)

Нос крючком, (показать нос)

Глаза большие, (показать глаза)

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят, (руки вверх)

Вот какая у нас сказочная разминка, а теперь присаживайтесь

Мышка-норушка (начало говорит вос-ль, заканчивают дети)

Лягушка-квакушка

Зайчик-побегайчик

Лисичка-сестричка

Сестрица-Аленушка

Братец-Иванушка

Серый-волк

Царевна-лягушка

Шапка-невидимка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Праздник сказки" , Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.

Что необходимо предусмотреть чтобы праздник состоялся.Методические рекомендации проведения викторины....

Викторина по сказкам "Что за прелесть эти сказки"

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по чтению художественной литературы , развитию речи "Что за прелесть эти сказки"...

Конспект литературной викторины по сказкам «В гостях у сказки»

Конспект  литературной  викторины по сказкам «В гостях у сказки» для старшей и подготовительной групп...

Сказка "Дюймовочка" с элементами викторины по сказкам.

Сценарий сказки "Дюймовочка" с викториной по сказкам....

Педагогический проект: Литературная викторина «Знаток сказки» (по сказкам К.Чуковского).

Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки. Развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе....