Педагогический проект "Что за прелесть эти сказки" по сказкам А.С.Пушкина
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Скребкова Людмила Николаевна

Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения, и сопровождают юного читателя в течение многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка.

Творчество А. С. Пушкина способствуют развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chto_za_prelest_eti_skazki.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ»

Актуальность темы: Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения, и сопровождают юного читателя в течение многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка.

Творчество А. С. Пушкина способствуют развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.

Проблема: Создание данного проекта вызвано потребностью в изучении одной из интереснейших страниц в истории русской культуры, в приобщении к богатству родного языка; в раскрытии жизненно- нравственных ценностей через сказки; в развитии интереса к художественной литературе; в патриотическом воспитании; в создании единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.

Руководитель: Скребкова Л.Н.

Участники: педагог, дети, родители.

Целевая аудитория: воспитанники 2 подготовительной группы

Возраст: 6-7 лет

Вид проекта:  познавательно-творческий.

Тип проекта: групповой.

Срок реализации: долгосрочный (январь-апрель 2020 г).

Направленность: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель проекта: Приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка через ознакомление со сказками А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с творчеством А.С.Пушкина;

- развивать умение анализировать художественное произведение, давать характеристику поступкам героев;

- обогащать и расширять словарный запас детей, развивать связную речь детей.

Развивающие:

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические способности;

- развивать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

Воспитательные:

- прививать любовь к родному языку, литературный вкус, умение эмоционально-эстетически воспринимать   произведения русской классической литературы;

- воспитывать устойчивый интерес к творчеству А.С.Пушкина;

- способствовать приобщению детей к книге, желание читать, получать радость от занятий чтением и искусством;

- воспитывать чувство эмпатии, умение сопереживать полюбившимся персонажам;

- поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам прочитанных произведений, в инсценировках, на занятиях по рисованию, музыке и в других видах деятельности.                                                                                                                                     

Предварительная работа: подбор справочной, познавательной, художественной и поэтической литературы по теме проекта.

Обеспечение: сборники сказок А.С.Пушкина; иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунков, фотографии по биографии А.С Пушкина; презентации; аудиозаписи классической музыки композитора Н. Римского-Корсакова, К.Сен-Санса, А. Грибоедова; мультфильмы «Сказки Пушкина».

Формы и методы реализации проекта

  • Анкетирование.
  • Беседы.
  • Консультации для родителей.
  • Выставки детского творчества.
  • НОД.
  • Оформление информации для родителей.
  • Сюрпризные моменты.

Предполагаемый результат:

Дети:

В ходе реализации данного проекта у детей происходит совершенствование восприятия по линии все большего осмысливания прослушанных сказок, стихотворений, обогащения чувств. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям А.С.Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении.

- развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости.

Родители:

У родителей появляется смысл в своем педагогическом образовании, появляется стремление «учиться» быть родителем, развиваются способности к самоанализу. Родители овладевают приемами педагогического взаимодействия, делятся друг с другом опытом, реализуют свой творческий потенциал.                                                                                              

Роль родителей: 

- помочь расширить представления детей о детской литературе, о возможностях восприятия детьми литературных произведений разной сложности;                                                                                                    

- помочь почувствовать и понять язык сказок А.С.Пушкина;                                                          

- помочь увидеть красоту и богатство родного языка, вызвать интерес и желание перенести в собственную речь наиболее выразительные слова, речевые обороты (высказывания, метафоры, поговорки и т.п.);                                                                                  

- помочь поддерживать интерес детей к чтению, к творчеству А.С.Пушкина;                                    

- активизировать интерес к творческой деятельности детей;                                                          

- принять участие в делах детей, разделить их радости и переживания;  

- организация книжной выставки «Мой Пушкин».                                      

Продукт проектной деятельности:

- рисунки, поделки, творческие работы по аппликации по сказкам А.С Пушкина.

Презентация проекта:

- оформление выставки детских работ по сказкам А.С.Пушкина;

- итоговое занятие: литературная викторина «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина».

Основные этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

- анкетирование родителей и опрос детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С Пушкина;

- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

- подбор методической, художественной литературы , иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;

- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;

- составление плана работы

2. Основной:

Совместная деятельность детей и воспитателя

Образовательные области

Тема занятия

Дата

Социально-коммуникативное развитие

Ознакомление с художественной литературой

Развитие речи

  1. Рассказ воспитателя об А.С. Пушкине, просмотр презентации «Мой Пушкин».
  2. Заучивание стихотворения А.С Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…»
  3. Прочтение и беседа по сказке Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке…»
  4. Прочтение и беседа по сказке Пушкина «Сказка о золотом петушке…»
  5. Прочтение и беседа по сказке Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде…»
  6. Прочтение и беседа по сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях…»
  7. Прочтение и беседа по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
  8. Итоговое занятие: литературная викторина «путешествие по сказкам А.С. Пушкина».

Январь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Февраль

Март

Апрель

  1. Рассматривание и составление описательного рассказа по портрету А.С.Пушкина Н.А.Римского-Корсакова.
  2. Чтение стихотворений о природе «Зимнее утро», «Береза», «Зимний вечер». Беседа по-прочитанному.
  3. Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».
  4. Рассматривание иллюстраций художников И.П.Иванова-Вано, М.Фѐдорова, В.Конашевича в детских изданиях сказок А.С Пушкина.  
  5. Чтение стихотворений о природе «Наступление весны», «Черемуха». Беседа по-прочитанному.
  6. Заучивание отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» «Месяц, месяц, ты могуч!».
  7. Рассматривание репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-лебедь».
  8. Беседа: троекратные повторы в сказках А.С.Пушкина.
  9. Викторина по сказкам Пушкина.

Январь-апрель

Подготовка к обучению грамоте

Дидактические игры (Приложение 1)

Январь-апрель

Художественно-эстетическое развитие

Лепка

Конструирование

Рисование

Аппликация

Музыка

  1. НОД на тему «Белка песенки поет, да орешки все грызет».

Март

  1. Избушка для старухи по «Сказке о рыбаке и рыбке» (природный и строительный материал).
  2. «Сказочный дворец» (строительный материал).
  3. «Флот царя Салтана» (из бумаги).

Февраль

Март

Апрель

  1. «Золотая рыбка».
  2. «Золотой петушок».
  3. «Царевна-лебедь»

Февраль

Март

Апрель

  1. Коллективная аппликация «У лукоморья дуб зеленый…»
  2. «Свет мой, зеркальце…»

Апрель

Апрель

  1. Слушание: «Три чуда: Белка, Богатыри,

Царевна Лебедь»; «Полет шмеля», дуэт Гвидона и Царевны-Лебедь, « Океан море» из оперы Н.А.Римского-Корсакова.

Февраль

Март

Май

Самостоятельная  деятельность детей

1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок А.С Пушкина.

2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам

(рисование, раскраски, лепка, аппликация, конструирование).

Совместная деятельность детей и родителей

1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам А.С. Пушкина.

2. Заучивание отрывков из сказок.

3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению поделок, рисунков по сказкам.

3. Заключительный этап:

1. Оформление выставки «Иллюстрации сказок А.С.Пушкина».

2. Итоговое мероприятие: литературная викторина  «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина».

3. Проведение итогов проектной деятельности.

4. Презентация проекта.

Используемая литература

  1. А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
  2. И.Токмакова. Поговорим с тобой о Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  3. Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  4. К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.Евдокимова Е.С. Проектирование как  здоровьесберегающая
    технология в ДОУ. «Управление ДОУ» № 1, 2004г.
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Творческий центр СФЕРА, М. 2006г.  
  6. Интернет источники:

http://www.detsadclub.ru/12-vospitatelu/scenarii/2616-scenarij-dosuga-dlya-starshih-doshkolnikov-puteshestvie-po-skazkam-pushkina

http://www.maam.ru/obrazovanie/pushkin

http://www.resobr.ru/materials/45/38873/

http://festival.1september.ru/articles/588698/

 

                   

Приложение 1

Дидактические игры

1. «Золотая рыбка»
Цель: совершенствование навыка составления, чтения и анализа предложений.
Изображение золотой рыбки с крупными снимающимися чешуйками. На обратной стороне чешуек написаны слова: золотая, рыбка, живет, в океане.
- Это золотая, не простая рыбка приплыла к нам и принесла слова, из которых нужно составить предложение.

2. «Шифровки»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.
На наборном полотне картинки с изображениями старика, старухи, слуг.
- Рассмотрите звуковые схемы и положите их под соответствующие картинки.

3. «Скажи наоборот»
Цель: пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением.
Игра с мячом.
- Старик добрый, а старуха … (злая).
- Старуха строптивая, а старик … (покорный).
- Сначала море спокойное, а потом … (бурное).
- Землянка была старая, а терем … (новый).
- Одежда у старика была бедной, а у боярыни … (богатой).
- Землянка была низкой, а терем … (высоким).

4. «В синем море-океане»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).
На наборном полотне выставлены плоскостные изображения камней, водорослей, раковин и золотой рыбки.
- Золотая рыбка – владычица морская – живет в синем море-океане. Расскажите, что она делает?
(Золотая рыбка выплыла из раковины. Золотая рыбка заплыла за камень. Золотая рыбка выплыла из-за камня. Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей.)

5. «Семейка слов»
Цель: обогащение экспрессивной речи однокоренными словами, совершенствование навыков словообразования.
Игра с мячом.
- Мы попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка.
- Как назвать очень большую рыбу? (рыбища)
- Как называют пирог с рыбой? (рыбник)
- Как называется процесс ловли рыбы? (рыбалка)
- Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов)
- А по-другому? (рыбак)
- Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху? (рыбачка)
- Что делал старик на море? (рыбачил)
- Как называют суп из рыбы? (рыбный)

6. «Кого не стало?»
Цель: развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, памяти, автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.
На наборном полотне изображения сказочных персонажей. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает по одному герою.
- Кого не стало?

7. «Звуковая чехарда»
Цель: развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.
Игра с мячом.
- Имена кого из героев «Сказки о царе Салтане…» заканчиваются твердым согласным звуком Н? (Салтан, Гвидон)
- В названиях кого из героев сказки есть твердый согласный звук Х? (ткачиха, повариха, Бабариха)
- Имя кого из героев содержит два звонких твердых согласных Р? (Черномор)
- Название кого из героев сказки начинается с мягкого согласного звука Ль? (Лебедь)

8. «Подбери схему»
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов.
На столе карточками со схемами, на наборном полотне картинки с изображениями героев сказок Пушкина. Определить, какая схема подойдет к имени героя.
- Кого вы видите на картинках?
- Какая звуковая схема подойдет? Почему?

9. «Вспомни сказку»
Цель: развитие памяти, ловкости.
Игра с мячом.
- Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Вы будете ловить мяч и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мяч мне.
- Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?
- У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?
- В какой сказке на берег выходят тридцать три богатыря и как зовут их дядьку?
- В какой сказке главный герой превращался в насекомых и в каких?

10. «Составь подписи к картинкам»
Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти, совершенствование навыков чтения, синтаксической стороны речи.
На столе иллюстрации к сказкам Пушкина и карточки со словами. Нужно определить, к какому произведению сделана каждая из этих иллюстраций, а потом из данных слов составить под картинкой название произведения.
- Посмотрите на иллюстрации и слова. Нужно определить, к какому произведению сделана каждая из этих иллюстраций, а потом из данных слов составить под картинкой название произведения.

11. «Кто скорее?»
Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти.
Дети достают картинки из мешочка и называют, к какому произведению Пушкина они подходят.
- Рассмотрите картинки и назовите, к какому произведению Пушкина они подходят.

12. «Составь и прочитай слова»
Цель: совершенствование навыка составления и чтения слов.
На столе перед детьми карточки со слогами. Нужно составить и прочитать имена героев сказок Пушкина.
- Составьте и прочитайте имена героев сказок Пушкина.

13. «Доскажи словечко»

Цель: развитие слухового восприятия.

Воспитатель читает строки из сказок Пушкина и предлагает детям закончить фразу. Например:

- У Лукоморья дуб зеленый,

Золотая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи …

- Ветер по морю гуляет

И кораблик …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина - это кладезь народной  мудрости и богатый материал в работе с деть...

Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)

Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)...

Проект по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки"

Проектная деятельность по методу "Три вопроса". Цель проекта: развитие познавательного, воспитательного и эстетического значение для детей, расширение знания об окружающем мире через творчество А. С. ...

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Что за прелесть эти сказки?» (по сказкам А. С. Пушкина)

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Что за прелесть эти сказки? » (по сказкам А. С. Пушкина)«Речевое развитие» Развивать умение узнавать и называть сказку прививатьлюбовь к творчеств...

Конспект викторины в подготовительной группе по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Хочу поделиться конспектом викторины,которая была проведена с детьми подготовительной группы на день рождения А.С. Пушкина...

Проект по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»

Современные дети очень много времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Следствием этого стало заметное снижение интереса к чтению у детей; резко сокращена доля чтения в структуре свободно...