НОД "Русские народные сказки"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Фокина Александра Николаевна

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_russkie_nardnye_skazki.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по развитию речи по теме

"Русские народные сказки"

Цель: развивать речевую активность детей дошкольного возраста. Продолжать знакомить с русскими народными сказками, вспомнить сказки «Три  медведя», «Репка»

Задачи:

1. Образовательные:

- расширять и обогащать словарный запас;

- вспомнить содержание русских народных сказок;

- закрепить приметы осени, понятия «фрукты - овощи»

 закрепить с детьми название взрослых диких животных и их детенышей (медведица-медвежонок, волчица-волчонок, лиса-лисенок, ежиха - ежонок, белка - бельчонок)

2. Развивающие: 

- развивать у детей память, внимание, речевой слух, интерес к участию в сказке;

- формировать умение слушать и участвовать в сказке;

- развивать и совершенствовать двигательную активность в ходьбе, беге;

-  развивать интонационные умения и ритмичность движения;

-развивать умение отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

3. Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать инициативность, доброжелательность;

- умение играть в коллективе.

Виды деятельности:

 игровая,

 коммуникативная,

познавательно – исследовательская,

анализ занятия,

поощрение.

Предварительная работа:

Чтение сказок , дидактические игры: «Назови детеныша», «фрукты и овощи».
Рассматривание иллюстраций к прочитанным произведениям.
Прослушивание аудиозаписей сказок.
Консультация для родителей,  «Сказка и ребенок»

Пальчиковая игра «Овощи».
Дидактическая игра «Дружная семейка».

Речевая ритмическая игра «Мишка косолапый»

Словарная работа:

Активизировать словарь детей.
Словесная игра «Животные и их детеныши», «Что было дальше в сказке», «Герои сказок. Кто из какой?».
Драматизация сказок с помощью разных видов театра (настольный, би-ба-бо, пальчиковый и т.п.).

Ресурсы для проведения занятия:

3 медведя (мягкие игрушки, репка; картинки с изображением овощей и фруктов, изображение двух  кастрюль.

Демонстрационный материал: презентационный материал, музыкальное сопровождение, иллюстрация к сказке «Репка».

Ход непрерывной образовательной деятельности:

1часть. Вводная.

Воспитатель:  

Ребята, я вас приглашаю встать в круг.

 - А теперь давайте спросим у себя, проснулись ли мы, готовы ли мы к сегодняшнему дню?

- С добрым утром глазки! Вы проснулись? (Дети совместно с воспитателем - поглаживают веки глаз)

- С добрым утром ушки! Вы проснулись? (поглаживают ушки)

- С добрым утром ручки! Вы проснулись? (хлопаем в ладоши)

- С добрым утором ножки! Вы проснулись? (притопываем)

- С добрым утром солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку).

- Какие мы молодцы, мы проснулись, у нас хорошее настроение, мы все улыбаемся. Теперь вы готовы видеть, слышать, рассказывать, отвечать на мои вопросы.

под музыку входит Бабушка - сказочница:

- Здравствуйте, ребята!

Я из сказки к вам пришла,

Сундучок вам принесла,

Сундучок-то не простой,

Он волшебный, не пустой!

Много сказок в нем живет,

Надо взять их на учет.

Воспитатель: А знаете ли вы сказки?

Дети: Да, знаем!

Воспитатель: 1-2-3-4-5 пора в сказку нам играть, кто к началу опоздал, тот на сказку не попал.

2 часть. Основная.

Бабушка - сказочница открывает сундучок и произносит:

- Ой, какой здесь беспорядок!

Срочно помощь мне нужна.

Вы, ребята, помогите,

Сказки все мне разберите.

Воспитатель из волшебного сундучка по очереди достает атрибуты к сказкам и проводит беседу по вопросам.

(звучит музыка три медведя)

Три медведя

Воспитатель: дети, из какой сказки мишка к нам пришел?

Воспитатель: Ребята, а вы помните сказку про трех медведей?

Воспитатель: как их звали?

Дети: Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка.

Воспитатель:

 большой медведь - Михайло Потапыч. Здоровается с детьми. Медведь рассказывает, как они с  Настасьей Петровной осень встречают, и сыночка Мишутку к первой спячке готовят.

Воспитатель: а сейчас, ребята, какое время года?

Воспитатель: а как вы определили, что сейчас осень?

Ребята, а вы заметили как поменялась погода? (ответы детей).

За окном стало хмуро, наше любимое теплое солнышко спрятали темные тучки.

 А когда тучки начинают плакать, на дорожках появляются большие лужи!
А как мы с вами стали одеваться с наступлением Осени?

 (ответы детей).

Мы одеваем курточки, сапожки, шапочки, даже перчатки!

Воспитатель: ребята, скажите мне, пожалуйста, а медведь дикое или домашнее животное?

Дети: дикое животные, потому что они живут в лесу.

Медведь: «А вы знаете, как называются детеныши лесных животных?»

Дети: да.

Показываются картинки с изображением взрослых животных и их детенышей. Нужно их объединить в пары, (белка – бельчонок, медведица – медвежонок, волчица – волчонок, лиса – лисенок, ежиха – ежонок и т. д.).

Дети отвечают:

- Дети это кто?

Это белка

- как зовут детеныша белки?

- бельчонок.

- Это колючая ежиха – детеныш ежонок.

- Это мама Лиса.

- Как зовут детёныша Лисы? – лисёнок.

- мама – зайчиха, а детеныш зайчонок.

-мама – медведица, детеныш медвежонок.

- мама волчица.

- а как зовут ее детеныша? – волчонок.

- А как мы их всех называем? – Дикие животные.

Ребята, давайте попросим бабушку сказочницу показать нам что еще в сундучке есть?

Давайте посмотрим, что в нем лежит.

Воспитатель: Что это, ребята?

Дети:

 Маски медвежат.

детям раздаются маски мишек.

Мы сейчас с вами будем медвежатами.

Обращает внимание, на то, что в сундучке еще что- то лежит

Воспитатель: Это Мишуткины погремушки

Воспитатель:

А давайте мы с ними поиграем, я буду мамой медведицей, а вы мои медвежата.

Игра:

Три медведя шли домой

Папа был большой, большой

Мама чуть поменьше ростом

Ну а сын малютка просто

Очень маленький он был

С погремушками ходил

2. Мишка лапки подними

Мишка лапки опусти

Мишка, мишка покружись

А потом земли коснись

И животик свой потри

123,123 (стучат погремушкой по ладошке).

Воспитатель:

 Молодцы! Ой, ребята, ну какие же вы все умные, да ловкие.! Коль уж вы такие догадливые, помогите отгадать загадки. И к отгадкам добавьте голос — кто как говорит, какие звуки издает.

Отгадывание загадок со звукоподражанием:

В шар свернулся под ногами.

На спине с тремя грибами.

Не споткнись — вдруг упадешь!

Это же колючий … еж.

Звукоподражание: ф-ф-ф.

***

Очень тоненько жужжит

И над нами он кружит.

Берегись и млад, и стар.

Кровь у всех сосёт. комар.

Звукоподражание: з-з-з.

***

У этой птицы нет гнезда,

Но это вовсе не беда.

И на деревьях у опушки

Нам кто «ку-ку» поет? … Кукушка.

Звукоподражание: ку-ку.

***

Воспитатель:

Какие вы молодцы! Все загадки отгадали.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это там Михайло Потапыч, рассматривает?

Дети: овощи.

Медведь:

 А Настасья Петровна любит для нас с Мишуткой готовить: вкусный – борщ и компот. Только тут, все перемешалась, а я никак не могу разложить по кастрюлькам овощи для борща, а фрукты для компота! Я так хотел помочь Настасье Петровне!

Воспитатель:

 ребята, давайте поможем Михайло Потапычу. Из чего будем варить борщ?

Дети. Из овощей.

Воспитатель : Что мы положим в кастрюлю для борща (картофель, морковь, лук, помидор, капусту)

Воспитатель: А в компот?

Дети: фрукты – яблоко, груша, персик.

В конце дети перечисляют, что лежит в обеих кастрюлях.

Воспитатель: молодцы!

Бабушка – сказочница: Ребята, я знаю интересную пальчиковую игру «Овощи в корзиночке» и предлагаю вам в неё поиграть.

Пальчиковая игра: "Овощи"
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке
(Дети делают ладошки «корзинкой».)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
(Сгибают пальчики, начиная с большого.)
Наша Зина – молодец!
(Показывают большой палец.)

Бабушка – сказочница: дети, посмотрите, в сундучке появился еще один герой из сказки. Из какой это сказки?

Дети: Репка.

Воспитатель:

- Кто посадил репку?

- Кто помог вытащить репку?

Воспитатель: Но мне кажется - дружба. Когда мы вместе, нам под силу любые дела, я предлагаю вам сказать какие вы дружные ребята.

Дети, взявшись за руки, образуют круг:

Мы дружные ребята,

Не ссоримся совсем,

Мы дружные ребята,

Скажите это всем!

3часть. Итоговая.

Рефлексия:

Бабушка - сказочница:

-  Ребята а вам понравилось путешествовать по сказкам?

- Какие сказки мы с вами вспомнили?

- Что вам понравилось больше всего?

Мне очень понравилось бывать у вас в гостях. Много вы сказок знаете. А самое главное вы помогли навести порядок в моем сундучке. За вашу помощь, я дарю вам эту корзину с угощениями.

Под музыку дети прощаются с Бабушкой - сказочницей и со сказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Сравнение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» и таджикской народной сказки « Коза с кудрявыми ножками

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...