Конспект
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Жабреева Ольга  Константиновна

КОНСТРУирование образовательно ценностно-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ситуации с детьми 7-го года жизни

на основе чтения литературного произведения __Евгений Пермяк «Чужая калитка»                                      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ

НА ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ __ЕВГЕНИЙ ПЕРМЯК «ЧУЖАЯ КАЛИТКА»                                        

Ценность: социальная солидарность, труд (О бережном отношении к рукотворным предметам). 

Тема: Е. Пермяк  «Чужая калитка»                                                                                                                        

Цель: познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка», поддерживать потребность  заботу о людях, делать добрые дела, беречь чужое имущество.

Образовательные задачи:

Воспитательные: формирование уважительного отношения детей к чужому и общественному имуществу. воспитывать интерес к чтению.

Обучающие: формировать умение анализировать поступки людей и проявлять бережное отношение к чужому имуществу.

Развивающие: развивать зрительную и слуховую память, внимание, воображение, словесно-логическое мышление, через умение классифицировать, синтезировать и анализировать. Развивать умение вести диалог.

Материалы: ковер, 3 стола (центры активности), стулья по количеству детей, ноутбук, телевизор, книга Е. Пермяка «Чужая калитка», колокольчик, мольберт (магнитная доска, магниты), презентация «Чужая калитка» (15 слайдов), двухсторонний скотч, ножницы и др.

Понятия (в т. ч. абстрактные): Труд, дело, уважение, бережное отношение.

Планируемые результаты:

- интерес к чтению художественной литературы;

- умение  анализировать поступки людей;

- проявлять  уважительное (бережное) отношение к чужому имуществу;

- соблюдают установленные правила в общении: мы говорим по одному, не перебиваем, слушаем внимательно друг друга.

- умеют в ходе обсуждения высказывать свою точку зрения, делиться своими открытиями, обмениваться новыми знаниями, тем чему научились, что получилось.

Технологическая карта

 организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действий педагога

Действия детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг»

Звучит звоночек, который приглашает детей на самоцветный круг. Для содействия установлению позитивных взаимоотношений с детьми, встречает, приветствует их:

Собрались все дети вкруг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Устанавливает комфортный социально-психологический климат.

Отвечают на приветствие взрослого. Эмоционально и вербально реагируют на предложение взрослого.

Рассаживаются на коврике так, чтобы всем хватило мест.

- эмоциональный настрой на общение, совместную деятельность;

готовы к совместной деятельности (выполняют правила круга);

Актуализация знаний детей

(работа с Моделью плана действий / деятельности ребенка)

Краткий подводящий диалог к теме:

- Ребята, мы с вами  относимся с уважением   друг к другу и бережно относимся к чужим вещам?

- А как мы проявляем свое уважение и бережное отношение?

Фиксирует предложения детей в таблице «Плана действий».

Вступают в диалог с взрослым, высказывая свое мнение на вопрос взрослого, делятся опытом;

- внимательно слушают вопросы, комментарии собеседника, воспринимают новые идеи с уважением;

- отвечают на вопросы вежливо и уважительно;

- делятся знаниями, рассказывают из опыта;

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).

Чтение рассказа Е.Пермяка «Чужая калитка», показ презентации на телевизоре.

Общий вывод по результатам подводящего диалога:

 - Мы узнали с вами, что нужно уважать друг друга, ценить чужие вещи.

Варианты вопросов для диалога с детьми:

- О ком говорится в рассказе?

- Как вы понимаете слова «Чужая калитка»?

- Какими чертами характера обладал Алеша?

- Как вы думаете хороший ли человек Алеша?

- Кто был наставником у Алеши?

- В чем бы вы хотели походить на Алешу?

- Как вы думаете, кто починил калитку и скамейку?

-Что такое уважение?

- Как вы относитесь к чужим вещам?

- А почему Алёша сказал, что не знает кто починил скамейку и калитку?

Общий вывод по результатам диалога:

1. Труд – это умение выполнять полезную для общества работу.

2.Дело – это работа, занятие,

3. Уважение, это заботливое и вежливое, внимательное отношение ко всем людям без исключения.

4. Бережное отношение – проявление заботы.

Осознают и проговаривают на своем языке понятия труд, дело, бережное отношение, ценностное качество, проявляемое человеком -«уважение».

- обмениваются знаниями;

Продолжение работы с «Моделью плана действий/деятельности (6 действий). 

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (культурной практики)

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности;

групповое/ индивидуальное обсуждение

Взрослый способствует углублению познавательных интересов детей. Обращается к опыту и интересам детей.

- Из рассказа вы  узнали, что нужно бережно относится к своим и чужим вещам.

Активизирует детей к высказыванию. Сама предлагает некоторые варианты.

Фиксирует предложения детей в таблице «Моделью плана действий» (все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых).

Определяет вместе с детьми культурно-смысловой контекст (для чего? для кого?), опираясь на предложение ребенка или собственное (по ситуации), предлагает детям создать выставку «Добрых дел»

- Я подготовила для вас три центра, в которых вы сможете найти некоторые ответы, на поставленные нами вопросы. В каждом центре могут работать не более ... (например, 4-х человек).

- По окончанию работы, мы с вами снова соберемся на «Ковре мира и дружбы», на котором вы представите созданные вами  композиции, из различных готовых материалов по теме «Чужая калитка» и представите их, рассказав какую работу проделали.

Ведет диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Варианты вопросов ко всем детям:  

- Подумайте и решите, чем бы вы хотели заняться? Какой центр выберете?

- У кого созрел план?

- Что будешь делать? (продукт). Для чего? (культурно-смысловой контекст).

Варианты вопросов к отдельным детям:

- Расскажи о своих планах. (Что ты планируешь делать?)

- Где можно это сделать? В каком центре?

- Тебе нужны помощники?

- Кого бы ты хотел видеть своим партнером?

(Я рада, хороший выбор.)

- Кто еще хочет поделиться своим планом?

- Чем бы ты хотел сегодня заняться?

- Где ты можешь это выполнить?

- Тебе нужен партнер?

(Очень хорошо. Здорово! Я одобряю твой выбор. И др.)

Таким образом опрашиваются 2-3 ребенка. Затем можно напомнить о важности проблемы, которую нужно решить.

- А кто же узнает…?

В заключении –

- Я думаю, что у вас у всех появились свои планы. Сейчас вы пойдете в выбранный вами центр, и выполните свои планы.

В центре, при необходимости, побуждает детей к деятельности:

  • Что тебе нужно для того, чтобы выполнить план?
  • Как ты это будешь делать?
  • С чего ты начнешь?
  • Какие материалы тебе понадобятся (нужны, пригодятся)?
  • Какие материалы ты собираешься использовать в центре? Как ты будешь это делать?
  • Тебе нужна помощь (партнер)?
  • Как ты планируешь распределить работу?
  • Кто будет ответственным в вашей работе?
  • Что у тебя должно получиться?

Включаются в выбор, эмоционально настраиваются на деятельность, получение нового опыта.

Испытывают ощущение общности и внимания к себе.

Тренируются в коммуникативных умениях: проговаривании и выслушивании планов.

Включаются в диалог.

Высказываются, опираясь на актуальный опыт.

Зрительная и слуховая память, внимание.

Осуществляют выбор, обосновывают его, определяют культурно-смысловой контекст предстоящей собственной деятельности.

2. Деятельностный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).

Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах детской активности самостоятельно.

Технологические компоненты деятельности

Центр детской

активности

Содержание

деятельности

(конкретная задача, культурно-смысловой контекст)

Презентация деятельности в центрах активности

Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности

Результат,

продукт

деятельности

Центр искусства

Разукрасить иллюстрации к рассказу.

Развивать творческие способности и стремление к самовыражению.

В центре искусства вы сможете изготовить иллюстрации к рассказу.

Для вас приготовлены материалы для творчества.

Стол, стулья, бумага, кисти краски, стаканчики с водой, карандаши, фломастеры, раскраски,

Раскрашенные иллюстрации к рассказу.

Центр мастерская

Развивать творческие способности, логическое мышление.

В мастерской вы можете сделать печать, которой можно сделать отпечатки, напоминающие деревянную фактуру.

Стол, стулья, бумага, кисти краски, стаканчики с водой, карандаши, фломастеры, алгоритм изготовления печати, спичечные коробки, нитки, полиэтиленовые пакеты.

Деревянные заборчики и калитки на листе бумаги, печати.

Центр грамоты

Развивать внимание, память, логическое мышление, умение синтезировать объекты по разным признакам.

В центре грамотности находятся различные игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение.

Стол, стулья, бумага, карандаши, фломастеры, бланки с кроссвордами, играми «Угадай слово», «Слова из букв», «Заполни пропуски», «Буквенный квадрат», «Лабиринты», «Наборщик», дидактические игры: «найди пару», «что с начала, что потом», «Викторина с правильным ответом», «Кто лишний».

Собранная картинка, разгаданный кроссворд, слово, и т.д.

3. Рефлексивный этап. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль). Направленность на оценку ценностных выборов, действий в центрах детской активности, продукта деятельности. Ориентация на самооценку собственных действий, деятельности (вклада в совместную, коллективно-распределенную деятельность), самоконтроль. Ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения.

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действия педагога

Действия детей

Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация

игра «Пословицы и поговорки»

Предлагает детям дополнить пословицы и поговорки:

- Умелые руки не знают (СКУКИ)

- Умелые (РУКИ) работы не боятся

- Плохо жить без забот., худо без (ДОБРОГО)слова

- Без (ТРУДА) не вытащишь и рыбку из пруда.

Когда все дети выполнили задание в центрах активности, они садятся в круг на «Ковер мира и дружбы» и играют в игру «Пословицы и поговорки»

Активно участвуют в игре, отвечают.

Делятся тем, что они узнали, что смогли сделать.

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности)

Предлагает рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы.

Предлагает всем желающим рассказать о выполнении своих планов.

Примерные вопросы:

- Ты выполнил все, что задумал?

- Кто тебе помог, что тебе помогло?

- Какой результат у тебя получился?

- Для чего ты это сделал? Для кого?

-Ты доволен своей работой?

- Что тебя больше всего порадовало в своей работе?

- Чему ты сегодня научился?

- Что новое тебе удалось узнать?

- Ты планируешь продолжить свою работу?

Показывают продуктивный результат деятельности в центрах. Выражают эмоциональное отношение к результатам деятельности, собственной, коллективной. Делятся своими открытиями, обмениваются новыми знаниями, тем что узнали, чему научились, что получилось. Размещают свои работы на выставке добрых дел.

Вступают в диалог. Рассказывают о своих достижениях, продуктах деятельности.

соблюдают установленные правила в общении;

Делятся своими открытиями, обмениваются новыми знаниями, тем чему научились, что получилось.

4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в спонтанных образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

Игровая ситуация игра «Любимые вещи»

Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой).

Дети приносят из дома значимые для них предметы и рассказывают о них. Они могут также рассказать о маленьких вещичках, приносящих им радость, - их дети обычно носят в своих карманах.

При необходимости напоминает правила общения в кругу.

Способность принять общую цель, включиться в совместное игровое действие.  Дети рассказывают о любимой вещи принесенной из дома.

Соблюдают установленные правила.

- фиксируют внимание набережном отношении к своей вещи, значимости ее в их жизни;

- выделяют и называют основные признаки предмета, для каких целей используется;

- с вниманием, уважением и интересом относятся к вещам другого;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....