Литературный час «Чум Едэйко»
план-конспект занятия по художественной литературе

Куценко Лариса Васильевна

«Настоящий человек живёт от земли, неба и воды», – гласит известная ненецкая мудрость. Именно таким был Леонид Васильевич Лапцуй. Он пел, вдохновлялся и прославлял природу и людей родного Ямала.

Литературный час «Чум Едэйко» по мотивам поэмы о маленьком ненецком мальчике, который растёт и живёт в тундре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_chas.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный час «Чум Едэйко»

(по творчеству Л.В. Лапцуя)

СЛАЙД 1 (заставка)

Педагог

Нгани Торово! Здравствуйте, ребята. Сегодня я расскажу вам о творчестве одного известного ненецкого писателя.

СЛАЙД 2 (тундра, озеро, чум)

Педагог

Много лет назад в чуме родился мальчик. Дали ему ненецкое имя Вэсако, что по-русски значит «мудрый, как старик». Мать с отцом очень любили своего сыночка, учили его любить природу. Рос он в тундре. Научился любить всё, что его окружало.

СЛАЙД 3 (интернат, книги)

Педагог

Но пришла пора, ехать в посёлок, в школу. В интернате мальчику дали русское имя Леонид. Когда он вырос, стал писать стихи, рассказы. Много книг у него получилось. Его звали Леонид Васильевич Лапцуй.

СЛАЙД 4 (портрет)

СЛАЙД 5 (жизнь в тундре)

Педагог

В своих книгах поэт рассказывал о природе севера, о людях Ямала. Писал он  и о детях, родившихся в тундровой колыбели и об их жизни в школе-интернате. Одно из таких произведений – поэма «Едэйко».

СЛАЙД 6  (книга поэта)

Демонстрация книги

Педагог

Имя «Едэйко» по-русски значит «Новый маленький мужчина».

В поэме говорится о маленьком ненецком мальчике, который растёт и живёт в чуме, в тундре.

СЛАЙД 7  (кисы, малица, нарточка и др.)

Педагог

Мама поёт ему колыбельные песенки, шьёт красивую малицу, кисы, плетёт из ниток красивые пояс и тесёмки для кисов. Отец сделал из дерева ножны к поясу и маленькую, но настоящую нарточку.

СЛАЙД 8 (с отцом в тундре)

Педагог

Когда Едэйко подрос, отец стал брать его с собой на охоту. Он учил его ставить капканы, ездить на оленьих упряжках, выполнять мужскую работу, не теряться в трудных ситуациях.

Физкультминутка «Изобрази зверей»

  1. Олень щиплет ягель.  
  2. Скачет заяц.
  3. Белочка орешки грызёт.
  4. Песец бегает.

«Перетягивание палки»

СЛАЙД 9 (стойбище)

Педагог

- Ребята, что вы видите на этой картине? (стойбище – т.е. несколько чумов)

- А что такое чум? (дом ненцев)

- Как вы думаете, почему оленеводы живут в чуме, а не в обычном доме, таком, как у нас?

- Долго на одном месте оленеводы не живут. В поисках корма для оленей оленеводы кочуют, а чум можно легко и быстро разобрать и перевезти на другое место. В тундре чум обычно ставят женщины.

Выставить демонстрационный чум, нарту

Педагог

Итак, чум у нас есть! Кого же не хватает?!

Дети, смотрите, кто пришёл к нам в гости. Да это же Едейко, его отец и мама!

Выставить фигурки героев.

Демонстрация люльки.

Педагог

А вот, ребята, люлька, которая подвешивается на верёвках к шестам чума. Это качели. Когда был Едэйко маленьким, качнёт его мама раз-другой, он и засыпает. А если Едэйко заплачет, то мама покормит его и споёт ему песню.

СЛАЙД 10 (заставка)

Педагог

- Ребята, а сейчас, я предлагаю вам раскрасить сюжетные картинки из жизни ненцев в тундре.

Звучат песни «Колыбельная», «Суляко», «Сенгокоця», «Мерця»

«Мы дети Арктики» (на выбор)

Раскрашивание сюжетных картинок

Демонстрация книги

Педагог

- Как называется эта книга? («Едэйко»)

- Кто написал эту книгу? (ненецкий писатель Леонид Васильевич Лапцуй)

- О ком говорится в этой книге? (о маленьком мальчике, который живёт в чуме, в тундре. Разговаривает только на ненецком языке, потому что он ещё не учился в школе и ни разу не приезжал в посёлок.)

Педагог

До свидания, ребята! Лакамбой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...

литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"

Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...

"В гостях у Едэйко и Саване"

Педагогическая цель: формирование и развитие умений и навыков владения ненецким языком в устной форме.Образовательные задачи: закреплять у детей представление о членах семьи, о национальных игрушках, ...

"Опыт работы службы сопровождения МАДОУ «Едэйко» по раннему выявлению и своевременной реабилитации семейного неблагополучия. Своевременность обмена информацией между субъектами профилактики».

работа специалистов ППк МАДОУ во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, наиболее эффективна при условии:раннего выявления проблемы;своевременного информиро...

Конспект по ФЭМП старшая группа "Едэйко в стране математики"

Конспект занятия по ФЭМП "Едэйко в стране математики"....

Занятие по математике во второй младшей группе Тема: Стоит в поле теремок Воспитатель: МАДОУ «Едэйко» Смурыгина Е.И., ЯНАО г. Лабытнанги

Цель: упражнять детей в счёте до 3; продолжать формировать умение соотносить количество предметов с числом; закрепить знание геометрических фигур, а также основные цвета; закрепить понятия «длин...

ФЭМП в младшей группе «В гости к трем медведям» Воспитатель: МАДОУ «Едэйко» Смурыгина Е.И., ЯНАО г. Лабытнанги

Программное содержание:Образовательные задачи:• продолжать обучать называть числительные по порядку, указывая на предметы.• обучать сравнивать знакомые предметы по величине (большая, средняя...