Литературная гостиная
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Решетникова Светлана Валерьевна

"Поэты и писатели детям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературная гостиная25.15 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Детский сад №336»

Конспект литературной гостиной в подготовительной группе

«Поэты и писатели - детям».

Воспитатель: Решетникова С.В.

Омск 2021

Литературная гостиная «Поэты и писатели - детям».

Цель: Продолжать углублять и расширять знания детей, ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, басни) через литературную гостиную.

Задачи:

  1. Продолжать закреплять представления детей о различных жанрах художественной литературы (сказки, рассказы, басни), формировать навыки выразительного чтения литературных произведений: соблюдать паузы, использовать интонацию, мимику, жесты, передавать настроения и чувства.
  2. Развивать чувство эмоциональной сферы детей, способности сопереживать героям литературных произведений (сказки, рассказы, басни), радоваться и грустить вместе с героями.
  3. Воспитывать интерес к художественной литературе, способность понимать и чувствовать настроение произведения, воспитывать умение с уважением относиться к выступающим.

Оборудование: посылка, волшебная книга, книги, портреты писателей, декорации, музыка.

Ход занятия:

Звучит музыка. Дети входят в зал.

Воспитатель: - Ребята, куда это мы с вами попали? Дети смотрят по сторонам. Музыка, книги, портреты писателей…Литературная гостиная.

- А как вы поняли, что это литературная гостиная? Музыка, книги, портреты писателей. 

- Да, это литературная гостиная и сегодня, я приглашаю вас, отправится в путешествие по интереснейшему миру литературы.

Стук в дверь

- Кто-то стучится в дверь, пойду, посмотрю. 

- Ребята, нам пришла посылка,  а от кого неизвестно. Она наверное повредилась. Что же делать с ней будем? давайте откроем и посмотрим, что там внутри?  

(Дети с воспитателем отрывают коробку, достают книгу)

- Ой…ребята! Здесь книга,… может откроем? (Открывают).

- Посмотрите, какие то картинки…

 - Как вы думаете, из какого произведения эта иллюстрация?  («Свинья под дубом»)

- А эта? («Лебедь, рак и щука», «Ворона и лиса»).

- Ребята, а какой это жанр литературы? басни

- А кто же написал эти чудесные произведения? (Иван Андреевич Крылов)

- Давайте, перевернем страницу, может там есть ответ на наш вопрос. Да, вы были правы, это действительно Иван Андреевич Крылов.

- Что вы знаете об этом авторе? (Иван Крылов — это один из знаменитых поэтов и баснописцев. Родился в Москве в 1769 году. Его отец был очень бедным офицером. Иван долгое время не мог учиться в школе, чтению его учил отец. В раннем возрасте у Ивана умирает любимый отец и ему приходится идти работать в 11 лет. В наследство маленький Ванечка получил от отца много книг. Он очень любил читать и играть на скрипке. Крылов написал более 200 басен. Во многих городах России есть улицы, которые названы в честь Ивана Крылова.)

- Как бы мне хотелось посмотреть инсценировку какой-нибудь басни… А вам, ребята? Алиса, Эвелина и Наташа покажите нам инсценировку басни «Ворона и лиса»?

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

- Молодцы ребята! Спасибо. Порадовали нас.

- Как же интересно, что там дальше в книге…Давайте посмотрим следующую страницу нашей волшебной книги.

- Как вы думаете, из какого произведения эта иллюстрация?  ( «Живая шляпа», «Незнайка»).

- А эта? ( «Бобик в гостях у Барбоса», «Ступеньки»)

- Ребята, а какой это жанр литературы? рассказы

- А кто же написал эти чудесные произведения? (Николай Носов).

- Давайте, перевернем страницу, может там есть ответ на наш вопрос. Да, вы были правы, это действительно Николай Носов.

- Что вы знаете об этом авторе? ( В раннем возрасте Николай Носов мечтал научиться играть на скрипке, но получив долгожданный инструмент, он понял, что учиться музыке очень сложно, поэтому он больше никогда не брал в руки скрипку. Читать он научился в 5-летнем возрасте. Отец его был артистом и выступал на эстраде, но денег это приносило мало. В 14-летнем возрасте ему приходилось тяжело трудится, чтобы прокормить семью. Юноша косил траву, продавал газеты. Носов нередко отправлял по почте свои книги людям, которые не могли их купить  в магазине).

- А вы хотели бы посмотреть инсценировку рассказа Николая Носова? Кто нам может показать инсценировку рассказа  Николая Носова «Ступеньки»? (Елисей, Альбина, Алсу)

Инсценировка рассказа Николая Носова «Ступеньки»

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошел он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.

— А я уже считать умею! — похвастался Петя. — В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.

Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:

— Одна, две, три, четыре, пять…

— Ну, чего ж ты остановился? — спрашивает Валя.

— Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню,

— Ну, вспоминай, — говорит Валя.

Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:

— Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнем сначала.

Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.

— Одна, — говорит Петя, — две, три, четыре, пять…

И снова остановился.

— Опять забыл? — спрашивает Валя.

— Забыл! Как же это! Только что помнил я вдруг забыл! Ну-ка, еще попробуем.

Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:

— Одна, две, три, четыре, пять…

— Может быть, двадцать пять? — спрашивает Валя.

— Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придется опять сначала.

— Не хочу я сначала! — говорит Валя. — Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.

— Не хочешь — не надо, — ответил Петя. — А я не пойду дальше, пока не вспомню.

Валя пошла домой и говорит маме:

— Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.

— А дальше шесть, — сказала мама.

Валя побежала обратно к лестнице, а Петя все ступеньки считает:

— Одна, две, три, четыре, пять…

— Шесть! — шепчет Валя. — Шесть! Шесть!

— Шесть! — обрадовался Петя и пошел дальше. — Семь, восемь, девять, десять.

Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошел до дому, потому что научился только до десяти считать.

- Молодцы ребята! Спасибо.

- Предлагаю всем немного отдохнуть. Динамическая пауза.

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)

- Ребята, в посылке еще какой-то мешок был? Что же будем с ним делать? Давайте откроем и посмотрим,  что внутри.

- Кто знает из какого произведения эти атрибуты? ( «Красная Шапочка»)

- Как вы думаете, кто написал сказку «Красная Шапочка»? (ответы детей)

- А отгадку мы посмотрим в нашей волшебной книге. (Шарль Перро)

- Ребята, а к какому жанру литературы относится «Красная Шапочка» Шарля Перро? Сказка

Почему вы решили, что это сказка?

- Что вы знаете о Шарле Перро?  (Шарль Перро – талантливый писатель-сказочник, имя которого известно каждому ребенку. Его сказки «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка» любят и дети, и взрослые. Шарль Перро родился в 1628 г. во Франции. Он был самым младшим 6-м ребенком в семье. Будущий писатель получил хорошее образование, а также много времени уделял самостоятельному изучению наук. Сейчас творчество Шарля Перро знают во многих странах мира. Его сказки не только читают, по ним снимают художественные фильмы, мультики, написаны несколько опер)

- Может кто-то желает показать инсценировку сказку «Красная Шапочка» которую написал Шарль Перро.  Витя, Лера, Лиза, Оля, Виталий, Игорь.

Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так про нее и говорили:

— Вот Красная Шапочка идет!

Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:

— Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.

Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.

Идет она лесом, а навстречу ей — серый Волк.

— Куда ты идешь, Красная Шапочка? — спрашивает Волк.

— Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

— А далеко живет твоя бабушка?

— Далеко, — отвечает Красная Шапочка. — Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.

— Ладно, — говорит Волк, — я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самой короткой дорожке.

А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она не торопясь, по пути останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты. Не успела она еще до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь: тук-тук!

— Кто там? — спрашивает бабушка.

— Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, -отвечает Волк, — я к вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.

А бабушка была в то время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:

— Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!

Волк дернул за веревочку — дверь и открылась.

Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел. Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку.

Скоро она пришла и постучалась:
Тук-тук!

— Кто там? — спрашивает Волк. А голос у него грубый, хриплый.

Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла от простуды, и ответила:

— Это я, внучка ваша. Принесла вам пирожок и горшочек масла!

Волк откашлялся и сказал потоньше:

— Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется.

Красная Шапочка дернула за веревочку-дверь и открылась. Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под одеяло и говорит:

— Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной!

Красная Шапочка прилегла рядом с Волком и спрашивает:

— Бабушка, почему у вас такие большие руки?

— Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

— Бабушка, почему у вас такие большие уши?

— Чтобы лучше слышать, дитя мое.

— Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

— Чтобы лучше видеть, дитя мое.

— Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

— А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!

Не успела Красная Шапочка и охнуть, как Волк бросился на нее и проглотил.

Но, по счастью, в это время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах. Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка. А потом распороли ему брюхо, и оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка — обе целые и невредимые.

-Молодцы, спасибо вам ребята.

-А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать лисичку из басни «Ворона и Лиса» с помощью оригами.

- Наша встреча в литературной гостиной подошла к завершению.

- Что было особенно трудным?

- Что вам удалось?

- За что вы могли бы себя похвалить?

- Вы сегодня были хорошими слушателями, вы много знаете о биографии авторов, выразительно исполняли роли. Встреча в литературной гостиной была очень приятной. Скажем друг другу «До следующей встречи!». Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей групп старшего дошкольного возраста на тему: "Наш город Торопец, воспетый в стихах и песнях"

Это мероприятие явилось составной частью  Дня родного края, который мы ежегодно проводим в рамках зимних каникул в ДОУ....

Конспект НОД "Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака"

Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ. Обобщает знания детей о творчестве С. Я. Маршака...

Презентация к нод "Литературная гостиная по произведениям С.Я. Маршака"

Презентация исползуется в ходе нод по ознакомлению с художественной литературой  "Дитературная гостинная по произвдениям С.Я Маршака....

Литературная гостиная "В гостях у сказки"

Конкурс по русским народным сказкам с интересным сюжетом. Дети помогают Ивану Царевичу  вызволить из плена Елену Прекрасную. Проходят разные испытания.Угадывают сказки, собирают картинки-сказки,о...

Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».

Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...

Литературная гостиная по сказкам К.И.Чуковского

Литерстурная гостинная сегодня становится всё более популярной формай ознакомления детей и родителей с литературными произведениями и преобщения дошкольников к миру искусства.  Задачи, кото...

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...