Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5 года жизни на основе восприятия художественной литературы "Колыбельная"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Жабреева Ольга  Константиновна

Познакомить детей с жанром народного творчества- колыбельной песней, формировать интерес к песенному народному творчеству. Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (о, а, е). Развивать эмоциональный отклик на музыку, умение детей исполнять знакомые колыбельные песни, развивать слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_kolybelnaya.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ

НА ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ         «КОЛЫБЕЛЬНЫЕ»

Ценность: «Семья»

Тема: «Колыбельные» русско-народное творчество.

Цель: приобщить детей к истокам русского народного творчества.

Образовательные задачи:

Воспитательные: Воспитывать любовь к песенному творчеству.

Обучающие: Познакомить детей с жанром народного творчества- колыбельной песней, формировать интерес к песенному народному творчеству. Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (о, а, е).

Развивающие: Развивать эмоциональный отклик на музыку, умение детей исполнять знакомые колыбельные песни, развивать слух.

Материалы: стулья по количеству детей, ноутбук, телевизор, кукла, колыбельная, аудиозапись, колокольчик, мольберт (магнитная доска, магниты), и др.

Понятия: гуленьки, люленьки, котенька, лобок, усыплять, ворковать.

Планируемые результаты:

- интерес к чтению художественной литературы;- соблюдают установленные правила в общении: мы говорим по одному, не перебиваем, слушаем внимательно: - умеют в ходе обсуждения высказывать свою точку зрения, делиться своими открытиями, обмениваться новыми знаниями, тем чему научились, что получилось.

Технологическая карта организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

действий педагога

Действия детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг»

Звучит звоночек, который приглашает детей на самоцветный круг. Для содействия установлению позитивных взаимоотношений с детьми, встречает, приветствует их: Собрались все дети вкруг, Я твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся! (Устанавливает комфортный социально-психологический климат.)

Давайте поиграем? Игра «Пропоем свое имя». Дети сидят в кругу, взрослый предлагает им пропеть свое имя под звон колокольчика. Колокольчик передают по кругу. После того как ребенок пропел свое имя, взрослый предлагает пропеть это имя всем детям

Отвечают на приветствие взрослого. Эмоционально и вербально реагируют на предложение взрослого.

эмоциональный настрой на общение, совместную деятельность.

Актуализация знаний детей

Я для вас приготовила интересную песенку послушайте её.

Включаю видеозапись №1 Колыбельная «Котя, коток»

Давным - давно, мамы, укладывая своих малышей спать, пели им песенки. Кто знает, как они называются? Мне интересно твое мнение Арсений? Давайте послушаем, что скажет Кира? Даша, как тебе мнение Киры? Ты согласна с ней?

Вступают в диалог с взрослым, высказывая свое мнение на вопрос взрослого, делятся опытом;

- отвечают на вопросы вежливо и уважительно;

- делятся знаниями, рассказывают из опыта;

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог

Да, это колыбельные песенки, потому что они исполнялись у колыбели. Они должны были помочь маме уложить ребёнка спать, убаюкать. Ребята, а вам пели колыбельные? Расскажи Ваня? Кто пел? нравилось их слушать?

Общий вывод по результатам диалога: Вот послушали мы с вами колыбельную, а я не поняла, что такое серенький лобок? Интересная идея и т.д.

1. Лобок – это лоб

2.Коток – это ласково котик

- Ой, а вы слышите кто-то плачет? Тише…(находит за ширмой пупсика в люльке). А кто может спеть колыбельную песню, успокоить лялечку?

Желающему дать куклу, чтобы ребёнок покачал  куклу  на руках.

(Дети по желанию поют колыбельную, качая куклу)

- А сейчас я спою вам колыбельную песню, а вы представьте, что у вас в руках любимая игрушка и вы ласково качаете её, баюкаете.

- Ой, люлю, люлю, люленьки. Прилетели гуленьки, Прилетели гуленьки, Сели возле люленьки, Они стали ворковать, Мою детку усыплять. Включаю слайд №2

- Вот какую ласковую и добрую песенку поёт мама своему малышу, а слова какие ласковые подобраны: гуленьки, люленьки...  Как ты думаешь Кира, кто такие гуленьки? Гуленьки – это голуби. Молодец. А  люленька?  это кроватка для малыша. И звучат они особенно - плавно, ласково, нежно, потому что каждая мама любит своего малыша. В колыбельных песнях часто упоминается котик, который так ласково мурлычит, воркующие голуби - гули, сон, дрёма. Давайте и мы с вами споём колыбельную  песенку.

Ой, люлю, люлю, люленьки. Прилетели гуленьки, Прилетели гуленьки, Сели возле люленьки, Они стали ворковать, Мою детку усыплять.

 (Исполнение песни детьми.)

Воспитатель. Как мы спели эту песню?

(Ответы детей: нежно, ласково.)

Да,  мы спели эту песню нежно и тихо, чтобы дать ребёнку уснуть. Колыбельная песня поётся ласково, нежно, потому что каждая мама очень любит своего малыша, желает ему спокойной ночи, хочет, чтобы ему снились самые приятные сны.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Осознают и проговаривают на своем языке понятия лобок, коток, люленьки, гуленьки.

- обмениваются знаниями;

Продолжение работы с «Моделью плана действий/деятельности

(6 действий). 

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (культурной практики)

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми

- Дети понравились ли вам эти песенки?

А почему эти песенки нравится вам?

Определяет вместе с детьми культурно-смысловой контекст (для чего? для кого?), Как она звучала? 

Колыбельная песня поётся так, как качается колыбелька. Это помогает малышу скорее уснуть. А как ребята, выглядит колыбель и постелька малыша?

опираясь на предложение ребенка или собственное (по ситуации), предлагает детям застелить колыбельку. Георгий интересно посмотреть, что у тебя получится.

- Что будешь делать? Для чего? (культурно-смысловой контекст).

- Тебе нужны помощники?

- Кого бы ты хотел видеть своим партнером?

(Я рада, хороший выбор.) – Здорово, у вас получилась отличная постелька для малыша. – Как ты считаешь,  лялечке  будет удобно в ней спать?

Проведение физкультминутки «Полетели гулюшки».

.

Включаются в выбор, эмоционально настраиваются на деятельность, получение нового опыта.

Испытывают ощущение общности и внимания к себе.

Тренируются в коммуникативных умениях: проговаривании и выслушивании планов.

Включаются в диалог.

Высказываются, опираясь на актуальный опыт.

Зрительная и слуховая память, внимание.

Осуществляют выбор, обосновывают его, определяют культурно-смысловой контекст предстоящей собственной деятельности.

Рефлексивный этап. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль). 

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действия педагога

Действия детей

Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация

Предлагает детям: - Кто еще хочет попробовать застелить кроватку и уложить спать малыша? – Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы  лялечка быстрее уснула?  Попробуй спеть колыбельную?  У тебя получилось? Что было трудно? Что самое интересное ? Молодец!

Дети укладывают куклу спать, поют колыбельную

Активно участвуют в игре, отвечают.

Делятся тем, что они узнали, что смогли сделать.

Открыто-перспективный этап. (Выход на самостоятельную деятельность)

Конструирование  «Голубок» .

Дети конструируют из бумаги крылья для голубей, прикрепляют их к готовым формам.

Способность принять общую цель, включиться в совместное игровое действие.  Дети рассказывают, что гули (голуби) прилетают и воркуют, над колыбелью (кроватью) тем самым успокаивают и укладывают спать.

- с любовью и интересом относятся к песенному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...

Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".

Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта  организации образовательной ценностно-ориентирова...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ _5___ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л.Н.ТОЛСТОГО « ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» ( БАСНЯ).

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных  ориентаций.  Л.Н. Толстой " Отец и сыновья". ( басня)  В ...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....

МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)

Конструкт направлен на воспитание  у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 6 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....