Проект «Русский фольклор для детей»
проект по художественной литературе (младшая группа)

Степанова Надежда Геннадьевна

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербург

Проект

«Русский фольклор для детей»

Краткосрочный

II младшая  группа

Воспитатели:

Высшей квалификационной категории

Будникова  Ирина Борисовна

Степанова Надежда Геннадьевна.


                                                 Санкт-Петербург

2021г

       

     

  Паспорт педагогического проекта

Авторы и участники проекта:

Воспитатели: Будникова Ирина Борисовна, Степанова Надежда Геннадьевна

дети второй младшей группы «Звёздочки», родители воспитанников.

Актуальность проекта: 

Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Проблема: Как правильно использовать фольклор для развития речи детей младшего дошкольного возраста?

Ожидаемый результат: Создана система работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, средствами народного фольклора развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, считалок, сказок, загадок, колыбельных песен, установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.

Итоговое мероприятие. Изготовление книги «Потешки».

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Название проекта

«Русский фольклор для детей».

Тип проекта

Краткосрочный.

Возрастная группа

Вторая младшая группа.

Цель работы над проектом

Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям. Развивать у детей интерес к народному фольклору, и желание его разучивать.

Задачи

Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора. Расширить и активизировать словарь детей. Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.

Мероприятия

Формы работы с детьми:

Режимные моменты: Разучивание произведений устного народного творчества и использование их во время приема детей, приема пищи, умывания, одевания, укладывания спать, прогулок (Загадки, потешки и народные песенки, скороговорки, заклички, считалки, пословицы и поговорки, сказки).

Беседа «Самовар». Цель: познакомить детей с самоваром. Воспитывать через устное народное

творчество положительные нравственные

качества (доброту, отзывчивость,

заботливость, нежность, щедрость,

гостеприимство).

Чтение РНС. Цель: учить понимать и оценивать поступки героев, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

«Колобок»,

«Теремок»,

«Заюшкина избушка»,

«Гуси лебеди»,

Рассматривание иллюстраций к любимым сказкам. Цель: Вызывание интереса к русской народной сказке, к ее героям. Побуждение детей к творческой

самореализации. Развитие речи детей. Пополнить словарный запас.

Народные игры и хороводы: 

«Гуси-лебеди»,

«У медведя во бору»,

«Кот и мыши»,

«Карусель».

«Огуречик, огуречик»,

«Как на наши именины»,

«Матрешек русский хоровод».

Работа в книжном центре. Цель: закреплять умение детей аккуратно рассматривать книги, находить знакомых персонажей и рассказывать о них.

Настольная игра «Собери картинку», «Наряди матрешку», «Три медведя».

Театр. Цель: Напомнить детям содержание сказок; учить отгадывать загадки о животных; развивать память, творческое воображение.

-театр на резинке: «Колобок»;

-пальчиковый театр: «Кот, петух и лиса»;

Пальчиковая гимнастика на основе сказок: «Репка», «Теремок», «Про курочку Рябу», «Зимовье зверей», Кот, петух и лиса, «Руковица», «Заюшкина избушка».

НОД:

РР «Устное народное творчество. Потешки». Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.

ФЭМП. «Поиграем с матрёшками». Цель:  Учить детей создавать множество из однородных предметов и определять их количество

    ФКЦМ «Путешествие в страну сказок». Цель:    расширять и углублять представление детей о русских    народных сказках; продолжать учить отгадывать загадки; - учить рассуждать, отвечать на вопросы взрослого.

Продуктивные виды деятельности:

Рисование: «Репка». Цель: продолжать учить детей закрашивать предмет круглой формы (репка) и овальной формы (листья); закреплять навык держания кисточки, продолжать учить закрашивать, полученное изображение сверху вниз.

Аппликация: «Колобок на окошке». Цель: формировать у детей желание  создавать выразительный образ колобка в технике аппликации. Способствовать развитию самостоятельности у детей в создании выразительного образа колобка в технике аппликации: наклеивать готовую форму и дорисовывать детали.

Организация выставок детских работрисунков, коллективных аппликаций, раскрасок.

Знакомство с потешкой «Пошёл котик на торжок…», «Ой, качи, качи, качи…», «Кисонька - мурысонька». Цель: помочь детям понять содержание услышанного; учить обыгрывать потешку, воспитывать умение слушать и воспроизводить слова из текста.

Презентация: «Сказка», «Русская матрешка».

Оформление патриотического центра.

Прослушивание: «Уж ты, котинька-коток»;

 «Козлик», «Солнышко, ведрышко», «Каравай», «Как у наших ворот».

Формы работы с родителями:

  • Пропаганда нравственного и патриотического воспитания ребенка. Папки-передвижки: «Роль сказки  в развитии и воспитании ребенка»;
  • « Фольклор в детском саду».
  • Распространение буклета «Потешки».
  • Выставки детских рисунков.

Результат

Результаты   проекта: Использование различных форм работы по ознакомлению с русским народным творчеством позволило повысить уровень творческих способностей детей. В ходе проекта дети познакомились с русской народной игрушкой матрёшкой и Дымковскими игрушками, у детей расширился словарный запас. Появился более устойчивый интерес к творчеству, к русской культуре через знакомство с потешками, русскими народными сказками. С интересом слушают русские народные сказки, песенки, прибаутки, играют в народные игры.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, проявлять инициативу, учувствовали в создании книги «Потешки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения с использованием русского фольклора для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Весела была беседа»

Данный материал поможет музыкальному руководителю организовать и провести вечер развлечение в старшей группе детского сада...

Проект "Русский фольклор как важный элемент развития и воспитания детей младшего возраста"

Начало всех  жизненных дорог человека закладывается в детстве. Нам бы очень хотелось, чтобы наши дети научились любить природу родного края, его прошлое и будущее, чтобы у них сформиров...

"Колобок в осеннем лесу" - развлечение с элементами русского фольклора для детей младшей группы

         Приобщая  малышей  к истокам русской народной культуры, нельзя не вспомнить о русской народной сказке. Сила  воспитательного значения  и во...

Музыкальное развлечение с использованием русского фольклора для детей подготовительной группы «Как у наших у ворот»

Музыкальное развлечение с использованием русского фольклора для детей подготовительной группы  «Как у наших у ворот»...

проект "Русский фольклор"

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разгово...

Проект "Русский фольклор"

Долгосрочный проект  для второй младшей группы...

Консультация для родителей "Приобщение детей к истокам русского фольклора". Возраст детей 2-3 года.

консультация для родителей "Приобщение детей к истокам русского фольклора". Возраст 2-3 года....