Современные технологии литературного развития детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по художественной литературе

Зяблова Екатерина Александровна

В данном материале представлены технологии литературного развития детей дошкольного возраста, а именно, образовательные программы - как комплексные так и парциальные программы, затрагивающие литературное развитие дшкольников. Если у вас возникают вопросы или трудности с выбором программы по литературному развитию детей дошкольного возраста, то данная статья поможет вам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии литературного развития детей дошкольного возраста Подготовил воспитатель первой Квалификационной категории Зяблова Екатерина Александровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 91» г. Владимира

Слайд 2

Актуальность проблемы литературного развития детей дошкольного возраста Проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой с целью их воспитания и развития освещается не в каждой программе. В основном авторы программ используют произведения детской литературы для определенных педагогических целей: умственного развития, воспитания коллективизма, экологического воспитания и др. При этом литература не всегда рассматривается как явление искусства, к которому надо приобщать дошкольников.

Слайд 3

Теоретические задачи технологий литературного развития детей Наибольший интерес представляют программы, предполагающие реализацию таких задач, которые связаны с воспитанием грамотного читателя и реализующие следующие задачи: Формирование интереса и потребности в чтении книг Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений Развитие литературной речи Приобщение к словесному искусству, в т.ч . Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса Развитие способности слушать литературные произведения разных жанров Принятие участия в рассказывании знакомых произведений Формирование потребности слушать чтение и рассказывание

Слайд 4

Технологии литературного развития детей дошкольного возраста Программа «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова) – раздел «Ребёнок и книга»

Слайд 5

«Детство» - «Ребёнок и книга» Содержание раздела «Ребёнок и книга» направлено на воспитание у детей интереса и любви к книге, умение ее слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. На протяжении всего дошкольного детства воспитывается тяготение детей к постоянному общению с книгами, обучение их ориентировке в содержании и стиле произведений. Программа предлагает использовать следующие формы работы: ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование , драматизация , выразительное чтение стихотворений, рисование , создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок. В специальных методических пособиях, которые опубликованы авторским коллективом программы, раскрываются содержание и особенности работы с детьми всех возрастов по приобщению их к книге. Также можно по- знакомиться с рекомендациями для литературного образования ребенка в семье: подбор домашней библиотеки для ребенка, организация литературных игр и домашних спектаклей и т. д.

Слайд 6

Технологии литературного развития детей дошкольного возраста Программа «Развитие» (А.А. Венгер , О.М. Дьяченко)

Слайд 7

«Развитие» В организации работы с детской книгой авторы программы выделяют три направления: Ознакомление с художественной литературой ; О своение специальных средств литературно-речевой деятельности; П остроение наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации. При ознакомлении с художественной литературой предусматривается развитие эмоциональной сферы ребенка , усвоение им морально-этических норм, при работе с детской книгой: чтение стихов, сказок, рассказов; бесед о прочитанном; игровые драматизации. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности авторы предлагают через знакомство детей со средствами выразительности звуковой стороны речи. С этой целью рекомендуется проводить такие формы работы, как беседа о про- читанном, описание картинок, персонажей произведений; дидактические словесные игры, пересказы, выразительное чтение, заучивание, драматизация, сочинение новых сказок. Для построения наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации рекомендуется отбирать материал из детских книг и хрестоматий в соответствии с принципами усложнения и соответствия временам года .

Слайд 8

Технологии литературного развития детей дошкольного возраста Программа «Радуга» (Т.Н. Доронова , В.В. Гербова , Т.И. Гризик ) – р аздел «Приобщение к книге»

Слайд 9

«Радуга» - «Приобщение к книге» В программе обосновывается необходимость чтения детям произведений разных жанров и ставятся определённые педагогические задачи: извлекать из детской литературы информацию, развивать с ее помощью познавательную деятельность детей; при чтении стихотворений, при драматизациях совершенствовать художественно-речевые навыки детей (интонация, жесты, мимика); развивать интерес детей к детской литературе ; совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений; учить состраданию по отношению к персонажам, вызывать радость у детей от встречи с добрым и красивым миром детской книги; развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка; учить замечать жанровые особенности произведений сказки, рассказа, стихотворения .

Слайд 10

Технологии литературного развития детей дошкольного возраста Программа «Из детства в отрочество» (Т.Н. Доронова )

Слайд 11

«Из детства в отрочество» По мнению авторов, развитие у детей интереса к чтению начинается задолго до того, как ребенок сам научится читать . Необходимо систематическое чтение, и лучше всего начинать со сказок, поскольку им принадлежит особое место в развитии дошкольника. В программе широко представлены разные виды и жанры литературных произведений . Ежедневно читать детям определенную программой литературу; стараться увлечь детей чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса; во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц; организовать библиотеку, в которой можно брать книги для чтения детям дома; прививать детям привычку бережно обращаться с книгой — так звучат задачи литературного образования детей . Вызывают интерес советы родителям, а именно: относиться к чтению как к серьезному и важному занятию с детьми; создавать в семье условия для слушания, не отвлекать ребенка; читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению; обсуждать прослушанное, рас- сматривать иллюстрации . Для родителей советуют оформлять « информационные листки», в которых сообщается о том, что читали детям в детском саду и содержатся рекомендации к домашнему чтению.

Слайд 12

«Из детства в отрочество» Весьма разнообразны формы, методы и приемы работы: здесь и подготовка к восприятию с по- мощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя , и пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте, и выразительное чтение воспитателя , и «письмо», якобы адресованное детям автором произведения. Также предлагаются игры: «Библиотека », « Книжкина больница», игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах деятельности — рисовании и лепке . Особенно хотелось бы отметить необычность программного подбора литературного материала: последовательно и логично представлена литература разных эпох. Интересны вопросы при анализе произведений: они обращены к душе ребенка, к его чувствам. Литературное образование происходит постепенно и незаметно. Ребенок ступенька за ступенькой постигает сложное творение — произведение искусства слова.

Слайд 13

Технологии литературного развития детей дошкольного возраста Дополнительная общеразвивающая программа «Литературное развитие дошкольников» (Ю.Р. Афанасенко, Т.Б. Казанцева) с сылка на программу

Слайд 14

«Литературное развитие дошкольников» Данная программа разработана коллективом МАДОУ Детский сад №2 «Радуга» Калтанского г.о . в 2016г. Содержание программы рассчитано на детей 6-7 лет. Обучение проводится в форме групповых занятий. Занятия проводятся на базе МБУ ЦБС Калтанского городского округа. Количество занятий в неделю – 1 занятие. Срок реализации 1 год . Цель программы: создание условий для приобщения дошкольников к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений через литературные жанры и экспериментирование .

Слайд 15

«Литературное развитие дошкольников» Задачи: Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания литературных произведений и эмоциональную отзывчивость на них; Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке; Воспитывать литературно-художественный вкус, способности понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух; Активизировать речевое и мыслительное творчество детей; Развивать память, внимание, основные познавательные и речевые, графические умения дошкольников .

Слайд 16

«Литературное развитие дошкольников» В программе прописаны учебный план программы и её тематический план и содержание. Также программа предполагает мониторинг развития детей. Мониторинг проводится два раза в год: в начале и конце года. Проводится с помощью дидактических игр, дидактических упражнений, бесед, наблюдений за ребенком, предметного рисования, упражнений, моделирования и выполнения заданий. В проведении мониторинга участвуют, библиотекарь, воспитатель и дети группы. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень сформированности у ребенка навыков в данной области образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.

Слайд 17

«Литературное развитие дошкольников» - мониторинг Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в индивидуальные карты развития детей в графе «Приобщение к художественной литературе ». Оценка уровня развития: не сформировано – ребенок не может выполнить все\ многие предложенные задания, помощь взрослого не принимает; частично не сформировано – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого; сформировано – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Слайд 18

«Литературное развитие дошкольников» - мониторинг Общие уровни литературного развития : Не сформировано . Ребенок предпочитает слушанию чтения другие занятия. Литературный опыт ограничен произведениями для детей более младшего возраста. Не различает жанров литературных произведений. При восприятии литературного произведении устанавливает связи между отдельными фактами без проникновения в подтекст. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Ребенок, пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и других видах художественной деятельности. Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает . Частично не сформировано . Ребенок способен устанавливать наиболее существенные связи в текстах с динамичным содержанием, испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений (познавательная книга, лирическое стихотворение, басня и др.). Литературный опыт небогат, включает лишь произведения программы. Различает основные жанры: стихотворение и сказка. Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Охотно принимает участие в играх, драматизациях, литературных развлечениях как исполнитель, но не проявляет творческой инициативы. Сформировано . Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Различает основные жанры литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра. Способен устанавливать существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Осознает мотивы поступков героев, видит их переживания, мысли, чувства. Проявляет внимание к языку литературного произведения. Активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности, творчески. Активен в изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок , сказок , рассказов.

Слайд 19

Выводы В ходе исследования было найдено много комплексных программ, авторы которых обращают внимание на литературное развитие детей дошкольного возраста. Но парциальные программы, посвящённые этой проблеме отсутствуют. П оследняя рассмотренная дополнительная общеразвивающая программа не может являться технологией ввиду отсутствия концепции, динамичности и диагностичности (а именно, чёткой системы проведения мониторинга литературного развития детей). Таким образом, анализ образовательных программ привёл к неутешительному выводу о том, что в настоящее время отсутствуют целостные технологии по литературному развитию детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных технологий социального развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Качественным инструментом модернизации дошкольного образования являются социальные технологии, которые по ряду параметров (обратимости во времени, цикличности, информационности и др.) выгодно отличают...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматрив...

педсовет "Использование современных технологий в развитии детей дошкольного возраста"

форма проведения педсовета в режиме «дискуссии» для  стимулирования активности и повышения компетентности педагогов ДОУ по вопросу использования современных педагогических технологий ...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Представлены методы технологии ТРИЗ (метод составления загадок и работа с пособием круги Луллия)....

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста.ция взглядов на качество дошкольного образования.

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста....

Мастер класс «Развитие креативного мышления, как одна из современных технологий в развитии детей дошкольного возраста»

С приходом обновленной системы дошкольного  образования, перед педагогом стоит задача воспитать дошкольника «нового поколения» с творческим или креативным мышлением.Безусловно, врожде...