Проект П. Бажев
проект по художественной литературе (старшая группа)

Федорова Анастасия Андреевна

Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам, и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих  уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bazhev_srednyaya.docx730.63 КБ

Предварительный просмотр:

2021-01-13-12-39-45.png

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №8 «Сказка»

                   

Познавательно –

 творческий проект 

в старшей группе

«Мудрые сказы П. П. Бажова»

(группа «Звездочки»)

hello_html_m770692cb.jpg

Туринск

2020

2021-01-13-12-40-28.jpg

Педагогический проект по теме:

«Мудрые сказы П.П.Бажова»

Выполнили воспитатели группы:

 Федорова Анастасия Андреевна

Глушкова Анна Владимировна

Муз. Руководитель: Власенко Алла Александровна

Вид проекта: познавательно – творческий

Продолжительность проекта: 2 недели

Участники проекта: дети старшей  группы, родители, воспитатели, 

муз. руководитель..

Актуальность реализации проекта

Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.

Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам, и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих  уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно мы очень любим свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».

Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Полозом, Огневушкой-поскакушкой... Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.

2021-01-13-12-40-28.jpg

Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость.

Мы решили непременно изучить особенности языка сказов Павла Петровича, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала. Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области историко-культурного наследия, традиций родного края.

Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П. Бажова.

Задачи:

  • формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры России;
  • познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
  • создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»

2021-01-13-12-40-28.jpg

развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Сроки реализации проекта: 11 января по 25 января

Участники проекта: воспитанники старшая группы, воспитатели, родители,

Ожидаемый результат:

-обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о природе и  жизни людей на Урале;

- дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, знают элементарные правила безопасного поведения, задают вопросы, способны самостоятельно действовать (в игре, повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Выучили новые подвижные игры, знают стихи, песни, хороводы. Имеют представление о творчестве П.П.Бажова; высказывают свое мнение, пересказывают эпизоды произведений;

одители активные участники реализации проекта, вместе с детьми читают сказы П.П.Бажова, учат стихи, участвуют в выставках.

2021-01-13-12-40-28.jpg

Реализация проекта

1 Этап. Подготовительный.

-Познакомить с темой проекта детей и родителей;

- Сбор материала о П.П.Бажове;

- Знакомство с биографией П.П.Бажова (просмотр презентации)

- Оформить выставку книг по творчеству писателя  П.П.Бажова;

- Чтение произведений П.П.Бажова;

- Рассматривание иллюстраций в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).

-  Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.2021-01-13-12-40-28.jpg

Оборудование и материалы: Книги писателя П. Бажова; картинки и иллюстрации к произведениям П. Бажова; настольно-печатные игры; видео, аудиозаписи; магнитофон,  компьютер; материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

2 Этап. Основной.

Познавательно – исследовательская деятельность:

-Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».

- Беседа «Что мы знаем о П.Бажове».

Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

-Презентация «Чудеса из малахитовой шкатулки».

-Презентация «Квест- игра «Чудеса из малахитовой шкатулки».

Мультзагадки

Коммуникативная деятельность:

-Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.

- Рассказывание стихотворений о родном крае.

      - Чтение произведений П. П. Бажова: «Огневушка-Поскакушка»,  «Серебряное копытце», «Каменный цветок» Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи.

2021-01-13-12-40-28.jpg

Продуктивная деятельность:

- «Ящерица». Нетрадиционные техники рисования (иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);


- Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации (коллективная работа).

-Рисование к сказу «Серебрянное копытце».

- Метод Пейп-Арт к сказу «Огневушка-Поскакушка».

- Лепка: «Хозяйка медной горы - Ящерица»

-Оригами:  «Каменный цветок»,

- Ручной труд: «Малахитовая шкатулка»

- Интегрированное НОД «Серебрянное копытце»

Раскрашивание иллюстраций к сказам «Малахитовая шкатулка»

Музыкально- художественная деятельность:

Разучивание на музыкальном занятии:

- хоровод «Уральский»;

- песня «Край родной»;

3 Этап. Заключительный.

-Выставка детского творчества по сказам Бажова;

- Создание альбома «Мудрые сказы П.П. Бажова» (детские рисунки по сказам, отгадывание сказов по иллюстрациям)

- Выставка «Каменных цветков» по сказам П.П.Бажова).

-Выставка «Змейка на камне»

-Выставка «Малахитовые шкатулки»

-Видеоролик Онлайн- проект от детской бибиотеки г. Туринска

«ГОВОРЯЩАЯ КНИГА» «Серебрянное копытце» 5+

-Кукольный театр «Серебрянное копытце»

-Составление сенсорной коробки по сказке «Серебрянное копытце»

2021-01-13-12-40-28.jpg

Вывод.

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.


2021-01-13-12-40-28.jpg

Литература:

1. Толстикова О. В., Смирнова З. И. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –103с.

2. Бажов П. П. Серебряное копытце: Сказ – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.

3. Бажов П. П. Огневушка-Поскакушка: Сказ – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.

4. Бажов П. П. Голубая змейка: Сказы – Москва, изд. «Современник», 1991. – 92 с.

5. Бажов П. П. Сказы/ Подготовка текста, послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.

6. Рассказы и сказки советских писателей. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.

7. Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М.: Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с.

План реализации проекта







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной итоговой деятельности по проекту "Наш Бажов" в старшей группе.

В течение зимы и весны мы много говорили о писателе П.П.Бажове: читали его сказы, рисовали, лепили, а теперь, отправляемся в путушествие во времена сказов Бажова....

Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Наш Бажов"

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил сказы П.П.Бажова. Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.Но, к сожалению, очень редко мы можем услышать их по радио, увидеть ...

Проект П. Бажов

Проект с целью и задачами по творчеству П.П. Бажова....

Проект про писателей Урала (П.П. Бажов)

Проект про писателей Урала (П.П. Бажов)...

Проект «Уральские самоцветы. Уральский сказочник П.П.Бажов»

В моей группе прошла неделя «Про П.П.Бажова детям»Предложила детям хотят ли они узнать кто такой П.П.Бажов. Проект «Уральские самоцветы. Уральский сказочник П.П.Бажов»...

Проект «Павел Бажов наш уральский сказитель» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Павел Бажов - это наш уральский сказитель. Его сказы - реальные истории об уральских мастерах, их жизни и труде. Он в своих сказах учит видеть красочное богатство Урала, показывает духовную красоту, т...