Методичка. «Пересказ русской народной сказки «Колобок» с использованием моделей»
методическая разработка по художественной литературе

Методичка.

«Пересказ русской народной сказки «Колобок» с использованием моделей»

 

Цели:

образовательная:

· учить детей пересказывать сказку, используя предметно-схематические модели.

развивающие:

· развивать умение соотносить знаковые символы с образами;

· развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

· закреплять употребление существительных в родительном  падеже единственном числе;

· развивать тембровую окраску голоса, интонационную выразительность;

· развивать мышление, внимание, связную речь;

· развивать мелкую моторику и координацию движений.

воспитательная:

· воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе.

Оборудование:

1. Демонстрационный материал: набор предметно-схематических моделей к сказке «Колобок» (12 на 12 см); настольный театр «Колобок».

2. Раздаточный материал: наборы предметно-схематических моделей к сказке «Колобок» (6 на 6 см) и карточки для составления плана с использованием моделей - по количеству детей.

3.  Магнитная доска.

4. Текст сказки«Колобок».

Ход занятия:

1.Организационный момент. Сюрпризный момент.

Педагог:

Что я слышу? Кто-то песенку поет.

Я знаю, дети. Это сказка в гости нас к себе зовет.

Ну-ка, глазками моргнем,

Ручками похлопаем,

ножками потопаем,

повернемся, улыбнемся,

глазки дружно все закроем,

Раз, два; раз, два – начинается игра

Педагог:

-Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Колобок).

image

-Колобок наш веселый или грустный? Почему?

-Какое у вас лицо, когда вы веселые? (дети показывают).

-А когда грустные? (дети показывают).

-Ребята, а что можно еще сказать о колобке, какой он? (дети подбирают признаки).

- А хотите послушать сказку, из которой пришел к нам колобок?

 

2. Чтение сказки «Колобок».

(Педагог  читает сказку и в соответствии с содержанием выставляет фигурки сказочных героев из настольного театра).

image

3. Беседа по содержанию.

- Ребята, как называется сказка, которую мы читали?

- От кого убежал Колобок?

- Почему заяц, волк и медведь не съели Колобка?

- Почему Колобок не смог убежать от лисы?

-Какая оказалась лиса?

-Чем закончилась сказка?

 

4. Игра «Угадай сказочного героя».

(соотнесение предметно-схематических  моделей с героями сказки)

Педагог показывает детям модель со схематичным изображением сказочного героя, а дети угадывают его  и вместе с Педагогом размещают модель на магнитной доске.

imageimage

5. Составление предложений по предметно-схематическим моделям.

На магнитной доске предметно-схематические модели с изображением героев сказки.

Дети подходят к магнитной доске, по очереди передвигают модель с изображением Колобка к другим моделям сказки и составляют предложение.

Педагог: «От кого ушел колобок?»

Дети:

- Колобок ушел от дедушки.

- Колобок ушел от бабушки.и т. д.

 

Педагог: «Кого встретил колобок?»

Дети:

-Колобок встретил зайчика.

-Колобок встретил волка.и т. д.

imageimage

6. Физкультминутка  «Колобок».

Я колобок, колобок,                     Показывают «шарик».

По амбару метён,                         Показывают «веник».

По сусекам скребён,                    «Скребут» пальцами.

На сметане мешён                       «Месят тесто».

В печку сажён,                              Ладони параллельно.

На окошке стужён.                       Показывают «Окошко».

Я от дедушки ушёл,                       Показывают «бороду».

Я от бабушки ушёл,                       Показывают «платочек».

Я от зайца ушёл.                             Показывают «ушки».

Покатился колобок, только его и видели (вращают руками перед собой).

 

7. Повторное чтение (рассказывание) сказки с одновременным составлением плана с использованием предметно-схематических моделей.

У каждого ребенка на столе карточка для составления плана и набор предметно-схематических моделей к сказке «Колобок».  Педагог рассказывает сказку, а дети составляют план с использованием моделей.

imageimage

Педагог выкладывает  модели (составляет план) на доске.

image

8. Пересказ сказки детьми с использованием составленного плана.

9. Итог занятия.

 

Используемая литература:

1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада (I год обучения, старшая группа) – М.: АЛЬФА,1993.

2. . Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / авт.-сост.: Т. А. Лира, Е. И. Мельник – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2008.                                                         3. Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок - Волгоград Учитель, 2012.4. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе/ О. С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolobok.docx933.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи на тему:

«Пересказ русской народной сказки «Колобок» с использованием моделей»

Цели:

образовательная:

  • учить детей пересказывать сказку, используя предметно-схематические модели.

развивающие:

  • развивать умение соотносить знаковые символы с образами;
  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • закреплять употребление существительных в родительном  падеже единственном числе;
  • развивать тембровую окраску голоса, интонационную выразительность;
  • развивать мышление, внимание, связную речь;
  • развивать мелкую моторику и координацию движений.

воспитательная:

  • воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе.

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал: набор предметно-схематических моделей к сказке «Колобок» (12 на 12 см); настольный театр «Колобок».
  2. Раздаточный материал: наборы предметно-схематических моделей к сказке «Колобок» (6 на 6 см) и карточки для составления плана с использованием моделей - по количеству детей.
  3.  Магнитная доска.
  4. Текст сказки«Колобок».

Ход занятия:

1.Организационный момент. Сюрпризный момент.

Педагог:

Что я слышу? Кто-то песенку поет.

Я знаю, дети. Это сказка в гости нас к себе зовет.

Ну-ка, глазками моргнем,

Ручками похлопаем,

ножками потопаем,

повернемся, улыбнемся,

глазки дружно все закроем,

Раз, два; раз, два – начинается игра

Педагог:

-Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Колобок).

C:\Users\home\Desktop\ФОТО к конспекту КОЛОБОК\IMG_1731.JPG

-Колобок наш веселый или грустный? Почему?

-Какое у вас лицо, когда вы веселые? (дети показывают).

-А когда грустные? (дети показывают).

-Ребята, а что можно еще сказать о колобке, какой он? (дети подбирают признаки).

- А хотите послушать сказку, из которой пришел к нам колобок?

2. Чтение сказки «Колобок».

(Педагог  читает сказку и в соответствии с содержанием выставляет фигурки сказочных героев из настольного театра).

C:\Users\home\Desktop\ФОТО к конспекту КОЛОБОК\IMG_1728.JPG

3. Беседа по содержанию.

- Ребята, как называется сказка, которую мы читали?

- От кого убежал Колобок?

- Почему заяц, волк и медведь не съели Колобка?

- Почему Колобок не смог убежать от лисы?

-Какая оказалась лиса?

-Чем закончилась сказка?

4. Игра «Угадай сказочного героя».

(соотнесение предметно-схематических  моделей с героями сказки)

Педагог показывает детям модель со схематичным изображением сказочного героя, а дети угадывают его  и вместе с Педагогом размещают модель на магнитной доске.

C:\Users\home\Desktop\ФОТО к конспекту КОЛОБОК\IMG_1735.JPGC:\Users\home\Desktop\ФОТО к конспекту КОЛОБОК\IMG_1736.JPG

5. Составление предложений по предметно-схематическим моделям.

На магнитной доске предметно-схематические модели с изображением героев сказки.

Дети подходят к магнитной доске, по очереди передвигают модель с изображением Колобка к другим моделям сказки и составляют предложение.

Педагог: «От кого ушел колобок?»

Дети:

- Колобок ушел от дедушки.

- Колобок ушел от бабушки.и т. д.

Педагог: «Кого встретил колобок?»

Дети:

-Колобок встретил зайчика.

-Колобок встретил волка.и т. д.

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_1738.jpgC:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_1739.jpg

6. Физкультминутка  «Колобок».

Я колобок, колобок,                     Показывают «шарик».

По амбару метён,                         Показывают «веник».

По сусекам скребён,                    «Скребут» пальцами.

На сметане мешён                       «Месят тесто».

В печку сажён,                              Ладони параллельно.

На окошке стужён.                       Показывают «Окошко».

Я от дедушки ушёл,                       Показывают «бороду».

Я от бабушки ушёл,                       Показывают «платочек».

Я от зайца ушёл.                             Показывают «ушки».

Покатился колобок, только его и видели (вращают руками перед собой).

7. Повторное чтение (рассказывание) сказки с одновременным составлением плана с использованием предметно-схематических моделей.

У каждого ребенка на столе карточка для составления плана и набор предметно-схематических моделей к сказке «Колобок».  Педагог рассказывает сказку, а дети составляют план с использованием моделей.

C:\Users\home\Desktop\ФОТО к конспекту КОЛОБОК\IMG_1733.JPGC:\Users\home\Desktop\ФОТО к конспекту КОЛОБОК\IMG_1734.JPG

Педагог выкладывает  модели (составляет план) на доске.

C:\Users\home\Desktop\ФОТО к конспекту КОЛОБОК\IMG_1737.JPG

8. Пересказ сказки детьми с использованием составленного плана.

9. Итог занятия.

Используемая литература:

1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада (I год обучения, старшая группа) – М.: АЛЬФА,1993.

2. . Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / авт.-сост.: Т. А. Лира, Е. И. Мельник – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2008.                                                         3. Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок - Волгоград Учитель, 2012.4. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе/ О. С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание русской народной сказки "Колобок" с использованием настольного театра в первой младшей группе

Мир сказок прекрасен и удивителен. Именно через сказку ребенок познает окружающий мир, учится сопереживать, обогощает свой духовный мир, развивает мышление и фантазии....

"Инсценировка русской народной сказки «Колобок» с использованием настольного театра".

Представлен конспект инсценировки русской народной сказки с ипользованием настольного театра...

Тема НОД: «Пересказ русской народной сказки «Колобок» с использованием театрализации»

Цель:  создать условия для развития театрально-игровой деятельности , обучать детей участвовать в инсценировке сказки, передавая характерные черты героев сказки, с помощью простейших движений, же...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей».

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей»....

Конспект открытого занятия с использованием настольного театра во второй младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием настольного театра»

Цель: Развивать связную речь у детей. Обогащать словарный запас. Вызывать интерес к русским народным сказкам.Задачи:Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом ...