Конспект НОД «Путешествие по сказкам К.Чуковского»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Мусаева Патимат Магомедовна
Расширять представление о жизни и творчестве известного писателя К.Чуковского.

Формировать у детей интерес к игре-драматизации.

Формировать умение определять содержание литературных  произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.

Совершенствовать связную (диалогическую) речь, интонационную выразительность, умение анализировать и обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_po_skazkam_k.chukovskogo.docx104.69 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад № 2 «Ласточка»

Конспект НОД

 «Путешествие по сказкам

К.Чуковского»

C:\Users\Acer_Pc1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1294302402_9bca69161a1e.jpg

Выполнила

воспитатель старшей Б группы

Мусаева П.М.

г. Кизилюрт 2016 год

Образовательные задачи:

  • Расширять представление о жизни и творчестве известного писателя К.Чуковского.
  • Формировать у детей интерес к игре-драматизации.
  • Формировать умение определять содержание литературных  произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
  • Совершенствовать связную (диалогическую) речь, интонационную выразительность, умение анализировать и обобщать.

Развивающие задачи:

  • Развитие свободной творческой личности ребёнка через знакомство детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского
  • Продолжать развивать у детей любознательность,  умственную активность,  внимание и память.
  • Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении отрывков из произведений К. Чуковского, в драматизациях (эмоциональность, выразительность исполнения).
  • Учить детей отгадывать загадки.
  • Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
  • Способствовать воспитанию устойчивого интереса к чтению книг.

Материал и оборудование: экран для презентации, ноутбук, костюмы героев сказок, атрибуты для сценки и игр, портрет К. Чуковского.

Предварительная работа:

  • Виртуальная экскурсия в дом-музей К. И. Чуковского. Знакомить детей с биографией К. И. Чуковского.
  • Чтение произведений К. И. Чуковского. Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского.
  • Драматизация сюжетов знакомых сказок.
  • Игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Опиши, чтобы узнали дети»
  • Игра-викторина «Из какой сказки отрывок»
  • Отгадывание загадок К. И. Чуковского.
  • Лепка героев из сказок.

Воспитатель: Добрый день, дорогие участники и гости.  Мы давно знакомы с творчеством К.И Чуковского и знаем много его сказок, стихотворений, рассказов. Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны? (Да)

В гости  дедушка Корней

 Приглашает всех  детей,

 Но  особенно  он  рад

 Пригласить таких  ребят,

 Кто умеет слушать сказки

 Или любит их читать.

 Ну, тогда пора  тихонько

 Нам места свои занять,

 В мир волшебных приключений

 Путешествие начать.

Дети садятся.

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в сказочной стране.

ЗАДАНИЕ 1. Закончи четверостишье  (работа со слайдами).

ЗАДАНИЕ 2. Узнайте сказку»

Воспитатель:  Послушайте отрывки и угадайте, какая это сказка.

(демонстрация слайдов по отрывкам произведений)

     Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (
комара)
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (
ворону)
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (
детей)
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (
Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (
воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (
не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (
чудовище).
«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (
темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (
захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»

ЗАДАНИЕ 3. Вспомни, кто в стихах К.Чуковского это сказал.

Воспитатель: Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

ЗАДАНИЕ 4. Разгадайте загадки Корнея Чуковского.

Друг зверей и друг детей
Добрый доктор ...(, Айболит)

Чик-чирик! Чик-чирик! —
Кто поднял веселый крик?
Эту птицу не пугай!
Расшумелся ...( воробей)

Мимо улья проходил
Косолапый ..( медведь)

Сено хоботом берёт
толстокожий ...(слон)

Скорей на берег выбегай!
Плывет зубастый ...(крокодил)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
Отгадка:  (яйцо и цыплёнок)

Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!
Отгадка: (Пароход.)

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
Отгадка: (Крапива.)

Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну.
Отгадка: (Иголка.)

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Отгадка: (Ёж.)

ЗАДАНИЕ 5. Чему радовались персонажи сказок К.И. Чуковского?

ЗАДАНИЕ 6. Викторина

Что в сказке «Телефон» попросил прислать Крокодил?

Что вылечил зайчику добрый доктор Айболит?

Чем не болели африканские звери из сказки «Айболит»?

На чем ехала жаба в сказке «Тараканище»?

Что делали утята в сказке «Путаница»?

Чем в сказке «Путаница» крокодил не тушил синее море?

Кто проглотил Бармалея из одноименной сказки?

Чем угощала Муха-Цокотуха бабушку-пчелу?

Воспитатель: Интересно? Тогда будем продолжать.

С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федориного горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

ЗАДАНИЕ 7.  «Кто есть кто».

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит - (доктор)
Бармалей - (
разбойник)
Федора - (
бабушка)
Каракула - (
акула)
Мойдодыр - (
умывальник)
Тотошка, Кокошка - (
крокодильчики)
Цокотуха - (
муха)
Барабек - (
обжора)
Рыжий, усатый великан - (
таракан).

ЗАДАНИЕ 8. «Путаница»

На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Дети должны отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

1-я сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

2-я сказка  «Муха-цокотуха» (самовар, варенье, баранки, чашка, мед).

3-я сказка «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, банки).

(На столе остаются предметы из сказки  «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

Воспитатель: Ой, ребята, а эти предметы из какой сказки? (ответ)

Входит Федорушка, плачет:

Федора:Ой, бедная я, бедная!!!

Воспитатель: Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка?

Дети:  Из сказки «Федорино горе».

Воспитатель:  Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?

Федора: А вот послушайте:

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе мне, горе!

Что же мне делать?

Ребенок:

Ты  почисти  все песочком,

Окати все кипяточком,

И посуда вся опять,

Будет  солнышком, сиять,

А поганых тараканов ты повыведи,

Прусаков и пауков ты повымети!»

Воспитатель: Эй, Федора! Эй, эй, эй!

          Будь, Федора, ты добрей!

Раз, два, три, четыре, пять.

Выходи свою посуду ты искать!

Федора: Вы, ребята, помогите,

  Про посуду расскажите.

 (Дети выходят в круг)

Подвижная игра «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный, как начальник.

Да фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

И фарфоровые блюдца,

Только стукни, разобьются.

Да серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

И пластмассовый поднос,

Он посуду нам принёс.

Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».

Присели,  руки поставили на пояс.

Кружатся, рисуя руками в воздухе круг. Хлопают в ладоши, топают.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вытянули руки вперед

Воспитатель:  И чудо случилось с ней:

                Стала Федора добрей!

Федора: (говорит, собирая посуду на поднос)

 «Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

Спасибо вам, ребята. (Уходит)

Инсценировка сказки «Муха - цокотуха»

    Появляются два Коробейника. Идут по залу, играют в дудочки.

1-й Коробейник:   Одну простую сказку,

                                А может и не сказку,

                                А может не простую

                                Хотим вам рассказать.

                                Её мы помним с детства,

                                А может и не с детства,

                                А может и не помним,

                                Но будем вспоминать.

2-й Коробейник:   Сказка, сказка, прибаутка,

                                 Рассказать её не шутка.

                                 Чтобы сказка от начала

                                 Словно реченька журчала,

                                 Чтоб в серёдке весь народ

                                 От неё разинул рот.

                                 Чтоб никто, ни стар, ни мал

                                 Под конец не задремал,

                                 Пожелаем нашим детям

                                 Ни пера, ни пуха!

                                 Вниманье!  Начинается…

ВМЕСТЕ:               Муха-Цокотуха!

1-й Коробейник:  Муха, Муха-Цокотуха,

                                Позолоченное брюхо.

2-й Коробейник:  Муха по полю пошла,

                                Муха денежку нашла.

Коробейники уходят.

Вылетает Муха, летает по залу, находит денежку.

Муха:        Что же мне купить такое?

                       Может платье голубое?

                       Или туфли, или юбку?

                       Так…подумаю минутку…

                       Нет, пойду я на базар,

                       И куплю там самовар.

                       Потому что день рожденья

                       Буду скоро я  справлять,

                       Всех букашек-таракашек

                       Сладким чаем угощать.

Муха улетает.

Выходят Коробейники с лотками.  Появляется Муха.

Коробейники вместе:Ярмарка! Ярмарка!  Удалая ярмарка!!!

1-й Коробейник:  Только у нас, только у нас

                               Самый лучший квас!

2-й Коробейник: Уважаемая публика,

                               Покупайте у нас бублики!

Вместе:            Бубны, ложки, Балалайки,

                               Покупайте, выбирайте!

Идут к столам

Муха: Тут хорош любой товар,

               Но мне нужен самовар!

Отдает денежку, берет самовар. Несет его домой.

Муха:    Всё готово, стол накрыт.

                  Самовар уже кипит.

                  Вот придут мои друзья

                  Буду очень рада я!  

Появляются Блошки, танцуют.

1-я блошка: Ты прими от блошек

                     Несколько сапожек,

2-я блошка: А сапожки не простые,

                      В них застежки золотые!

Муха:    Спасибо! Спасибо!

               Сапожки на диво!

               Садитесь вот тут, скоро гости придут!

Вылетает Пчела

 Пчела: Здравствуй, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Я со всех родных лугов

 Принесла тебе цветов.

Я соседка - Пчела,

 Еще меду принесла!

Ах, какой он чистый,

Сладкий и душистый!

Передает Мухе букет цветов и банку с медом

Муха:  Спасибо! Спасибо! Моя дорогая !

              Садитесь за стол, самовар готов!

 Появляются Бабочки, танцуют

 1-я бабочка:Мы Бабочки-шалуньи,

 Веселые летуньи.

Летаем по полям,

По рощам и лугам.

 2-я бабочка: Никогда не устаем,

                            Кружимся, порхаем.

                            Очень весело живем,

                            Нектар собираем.

 3-я бабочка: Мы порхали по цветам,

Прилетели в гости к вам.

 Бабочки (хором): Поздравляем! Поздравляем!

Счастья, радости желаем!

Вареньем цветочным тебя угощаем!

 Передают Мухе варенье.

 Муха: Спасибо, милые подружки,

Прошу за стол! Садитесь!

Бабочки садятся за стол.

Выходят тараканы, танцуют.

 1-й таракан:    Мы поздравит вас пришли,

                                Вам цветочки принесли.

                                А цветочки непростые,

                                А цветочки луговые!

  2-й таракан:   Вы букет примите,

                                И нас чаем угостите.

                                А мы вас будем прославлять,

                                Здоровье будем вам желать!

 Муха: Спасибо, букет красивый!

Прошу за стол садиться,

Прошу чайку напиться.

 Обращается ко всем гостям.

Кушайте, не стесняйтесь,

Все угощайтесь.

Посмотрите, каких пряников я напекла!

 Гости угощаются (пантомима)

 МУХА: Бабочки-красавицы, кушайте варенье!

Или вам не нравится мое угощенье?

БАБОЧКА:Ваше угощенье - просто загляденье!

ТАРАКАН: Просто объеденье ваше угощенье!

БАБОЧКА:Тут и сливки, и конфеты.

И чего тут только нету!

БЛОШКА: Мармеладки, шоколадки,

И орехи, и помадки!

Пчела:   Пряник мятный, ароматный,

Удивительно приятный!

Блошка:   Трубки с кремом, пирожки

И очень вкусные сырки!

ВСЕ:        Поздравляем! Поздравляем!

 Счастья, радости желаем!

  Помогать тебе во всем

  Слово честное даём!

Гости пугаются и прячутся под столы, появляется паук.

 ПАУК: Я - злой Паучище, длинные ручищи!

Я за Мухой пришел,

Цокотухой пришел!

Вот ты и попалась!

 МУХА: Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея прогоните!

 И кормила я вас, и поила я вас

Не покиньте меня в мой последний час!!!

 ПАУК: Я не только Мух ем,

Я и Пчел, и Комаров -

Всех попробовать готов! Ха-ха-ха!

 Появляется Комар.

 КОМАР: Я - Комар-храбрец,

Удалой молодец!

Где Паук, где злодей?

Не боюсь его сетей!

Паука я не боюсь,

С Пауком я сражусь!

Паук с Комаром сражаются. Паук побежден. Комар освобождаетМуху.

МУХА:          Я – Муха-Цокотуха

                       Позолоченное брюхо

                      Ты меня от смерти спас

                      Прилетел ты в добрый час!

 КОМАР:Я злодея погубил?

 ВСЕ:        Погубил!

КОМАР:   Я тебя освободил?

ВСЕ:        Освободил!                    

КОМАР:  И теперь, душа-девица,

Будем вместе веселиться!

КОМАР:    Эй, усатый Таракан,

Бей скорее в барабан!

 БАБОЧКА: Бом! Бом! Бом! Бом!

   Спляшет Муха с Комаром!

 ВСЕ: Нынче Муха-Цокотуха именинница!

Появляются Коробейники.

1-й Коробейник: Круг поуже! Круг пошире!

Влево. Вправо повернись.

 Веселее улыбнись!

2-й Коробейник: Представление весельем

                              И для нас, и для вас

                              Мы закончим в этот час!

 Гости все вместе танцуют.

 Все гости пугаются. Появляется Паук с поникшей головой

Паук: Пощади, герой-храбрец,

 Давай мириться , Муха.

 Понял я , что без друзей

В этом мире худо.

Комар:   Ладно, можешь оставаться!

                Только, чур, не задираться !

1-й КОРОБЕЙНИК:  Пришло время расставанья,

Говорим вам «До свиданья!»

2-й КОРОБЕЙНИК: Ой, вы, гости дорогие,

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Воспитатель: Хорошо, когда добром сказочка кончается,

 все артисты на поклон.

Воспитатель: Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Дети читают стихи.

1. Мы Корнея почитали

Умными такими стали

Нет на свете ничего

Лучше сказочек его.

          2. Мы ребята золотые

Все талантливы такие.

Вот немного подрастем

Как Корней писать начнем.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по сказкам.  Придумал  эти сказки  кто? (Корней Иванович Чуковский)  Я вижу вам очень понравились сказки К.Чуковского, но на этом наше знакомство с его творчеством не

заканчивается. Корней Иванович писал произведения и для малышей, и для детей постарше, и для взрослых. Есть еще много его произведений, с которыми мы с вами будем знакомиться.

Рефлексия.

Воспитатель:У меня веселое настроение, потому что мы  вами довольны. Вы все молодцы.

Воспитатель:Ой… кто это стучится к нам?

Входит Федорушка с подносом. На нем самовар и баранки:

Федора: Пришла сказать вам большое спасибо, что помогли мне с бедой моей справиться. Хочу угостить вас чаем ароматным с угощениями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа

Представлен конспект игры путешествия  Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...

Конспект игры-путешествия "Путешествие в Рим"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие в Рим", интеграция образовательных областей "Познание" и "Музыка"....

Конспект НОД - путешествия "Путешествие в осенний лес"

Систематизируем знания детей об осениСистематизируем знания детей про жизнь лесных зверей осеньюГоворим о том, что растет осенью в лесуРазвиваем сообразительность, воображениеРазвиваем зрительное вним...

План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»

Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...

Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе

Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....