представление о технологии работы психолога в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Костромцова Татьяна Геннадиевна

Основные направления в работе дошкольного психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_raboty.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии  работы педагога-психолога  МБДОУ ДС КВ №39                                                    

                                                       «Золушка»

                     Костромцовой Татьяны Геннадиевны.

              Содержание деятельности педагога-психолога.

  Педагог-психолог МБДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Современные технологии образования направлены на развитие личности, более тщательное выявление индивидуальных особенностей, а, в связи с этим, требуют от педагога-психолога большего внимания во всех разделах работы. При этом затрагиваются все воспитательно-образовательные области, что, в свою очередь, предусматривает тесное взаимодействие между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса с регулирующей, констатирующей, корректирующей ролью педагога-психолога практически на каждом этапе этого процесса.

Основные направления деятельности педагога-психолога:

Психодиагностика.

Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится и после проведения коррекционно-развивающей работы для отслеживания её результатов

Психолого-педагогическое изучение личности ребёнка.

Психологическое обследование проводиться:

при поступлении в детский сад;

при переходе на новый возрастной этап;

в процессе подготовке детей к школе;

 В течение года проводится диагностика уровня общения детей с взрослыми, сверстниками, выявление психологических причин особенностей общения.  В своей деятельности педагог-психолог использует обширный диагностический  материал, с помощью которого определяется уровень психического развития ребёнка, соответствие его возрастным нормам.

В своей работе использую психодиагностический комплект С.Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», в который выходит необходимый стимульный материал и подробное описание методик проведения диагностики. В результате поведения обследования  педагог-психолог выявляет детей, которые имеют проблемы  интеллектуального или личностного развития. С такими детьми проводиться углубленная диагностика с целью выявления причин отклонений, составляются планы развивающих и коррекционных занятий для группы  детей  и индивидуально.

 Перед выпуском детей в школу  педагог-психолог определяет степень готовности ребёнка к школе.

Психологическая диагностика профессионального поведения осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу и выполняется в форме многопозиционного анализа  на основании наблюдений, бесед,анкетирования, тестирования.

 Результаты психологической диагностики  используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

 Коррекционная и развивающая работа.

 Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – художественно-эстетическое и особенностей ДОУ, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.

  В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование  и развитие ребенка в целом.  

 Обязательно:

-Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – адаптационные игры;

-Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности  (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года);

-Психологическое сопровождение воспитательно-образовательной работы  на  НОД  и в режимных процессах.

Для организации коррекционно-развивающей работы с детьми проводиться предварительная диагностика, на основе которой формируется группа «риска».

 Коррекционная группа из детей старшего дошкольного возраста не более  6 человек подгруппа.  Попутно работа ведётся и с родителями этих детей.

Для работы с детьми используется игротерапия, сказкотерапия,  психогимнастика, аутотренинг, релаксация.

 Психопрофилактика.

 Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

  В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

 Для этого предусмотрено:

 Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

 Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

  Дополнительно:

- Отслеживание динамики социально-личностного развития детей;

- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

Психологическое консультирование.

  Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.

  Обязательно:

- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

   Дополнительно:

- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;

- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

  Психологическое просвещение.

  Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

  Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

 Обязательно:

- Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, консультаций, тренингов, практикумов по темам:

1.     Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

2.     Закономерности развития детского коллектива.

3.     Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4.     Стили педагогического общения.

5.     Психологические основы взаимодействия  с семьей.

6.  Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.

- Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, тренингов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:

1.    Адаптация ребенка к ДОУ.

2.    Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3.    Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.

5.    Воспитание произвольности поведения и управляемости.

6.    Психологическая готовность к обучению.

7.    Половое воспитание и развитие.

 Дополнительно:

- Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОУ.

 Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается, в основном,  на игровые технологии и приемы.

Психологическое сопровождение реализации.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обеспечивает реализацию основной общеобразовательной программы ДОУ,   в соответствии с ФГОС ДО.

 Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является речевое развитие детей. Вместе с этим, задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Основной общеобразовательной программы ДОУ по освоению образовательных областей.

 Педагог-психолог работает, с учетом приоритетного направления деятельности ДОУ и сферы компетентности педагога-психолога,   реализуя четыре направления развития детей:  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.  

 К сфере профессиональной компетентности педагога-психолога относятся следующие образовательные области:  

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие;

-речевое развитие;

Образовательная область « Познавательное развитие».

  Сфера компетентности педагога-психолога: Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.

Образовательная область «Речевое развитие».

 Сфера компетентности педагога-психолога: Развиваем речь и коммуникативные способности детей.

  Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

 Сфера компетентности педагога-психолога:  В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

  Сфера компетентности педагога-психолога: развиваем детское художественное творчество через использование методов арт-терапии, приобщаем к музыкальному искусству через использование разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).

Образовательная область «Физическое развитие»

  Сфера компетентности педагога-психолога: сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, профилактика нарушений психического развития, обеспечение безопасности при организации  образовательной деятельности.

Содержание деятельности педагога-психолога в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ:

ПМПк  является одной из форм взаимодействия специалистов  ДОУ, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения  воспитанников с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного  психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей ДОУ,  в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными, индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников ДОУ.

Деятельность  педагога-психолога  в ПМПк  ДОУ заключается в следующем:

1. Запрос на обследование ребёнка(по согласованию с родителями/ законными представителями);

2. Индивидуальное обследование педагогом-психологом;

3.Определение индивидуального маршрута и необходимой коррекционной помощи(коллегиальное проведение консилиума);

4.Согласование деятельности различных специалистов  по развивающе- коррекционной деятельности;

5. Направление ребёнка на обследование в районное ПМПк

6. Реализация рекомендаций консилиума (районной ПМПк) по развитию и коррекционной работе(индивид.коррекционная работа или групповая);

7. Подведение оценки эффективности коррекционно-развивающей работы(динамическое или итоговое наблюдение с выходом на консилиум).

Планируемые результаты.

Психологическое сопровождение системы мониторинга

достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Федеральный  государственный образовательный стандарт предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, следующие требования:

- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы;

- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей ;

- обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

 При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

 Основные используемые методы:

- наблюдение за ребенком,

- беседы

- экспертные оценки.

  Также заложены исследования при помощи критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.

  При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

  Мониторинг достижения  планируемых  промежуточных  результатов  освоения  Программы  и  уровня развития  интегративных  качеств  детей  осуществляется  2  раза  в  год   с  использованием  диагностики   результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

  Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников.

Педагог-психолог осуществляет:

Психологическую диагностику познавательных процессов детей.

Психологическую диагностику личностных качеств.

Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в МБДОУ может распространяется на следующие параметры диагностирования дошкольников.

Старший возраст (5-6 лет):

• игровая деятельность;

• анализ продуктов деятельности;

• коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• зрительно-моторная координация;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.

Организация системы взаимодействий  педагога-психолога.

Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

С руководителем ДОУ.

Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей  и задач.

Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.

Предоставляет отчетную документацию.

Проводит индивидуальное психологическое консультирование и диагностику  (по запросу).

Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.

Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Со старшим  воспитателем.

1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).

Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

Составляет психолого-педагогические карты по результатам наблюдений и ориентирует воспитателей в проблемах личностного развития воспитанников.

Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.

Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.

Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).

Работа с педагогами.

1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ).

2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ,

3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).

4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.

5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).

6. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом.

С музыкальным руководителем.

Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.

Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.

Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.

Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.

Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).

Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.

Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.

Участвует в проведении музыкальной терапии.

Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.

 Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

С учителем-логопедом.

Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.

Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния oбщей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.

Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей при введении отрицательных героев.

Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.

Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности

Взаимодействие  с семьями  воспитанников.

При анализе контингента семей выявлено, что дети ДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое  направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в  ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей.

Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов.

   Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого

 У детей  группы «риска» в большинстве случаев нарушены личностная и эмоционально-волевая сфера, восприятие, внимание, мышление, память, речь.

ЭВС и личностное развитие:

-проявление агрессии;

- замкнутость;

-страхи;

-капризы;

-слабоволие;

-упрямство;

-негативизм;

-  внимание:

-  Речь:

-практически у всех детей «группы риска» имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.

 Критерии  результативности деятельности  педагога-психолога ДОУ.

Психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;

обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;

достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;

обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;

функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;

сформированность коммуникативных навыков воспитанников;

вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы педагога-психолога Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 открытого акционерного общес

Технология работыпедагога-психолога Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»г. Тимашевска...

инновационные технологии в работе психолога

Представлено занятие с детьми старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий....

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Игровой парашют и его использование в работе психолога ( представление опыта работы с пособием на методическом объединении педагогов-психологов)

Это нетрадиционное оборудование является отличным средством для сохранения физического и психоэмоционального здоровья ребенка, а  также эффективным средством в организации психологического сопров...

Мастер-класс для педагогов-психологов на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»

В данном материале демонстрируется возможность применения здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы с использованием элемен...

Технология НЕЙРО - БОС. Новая эффективная технология в работе психолога, развивающая потенциал ребёнка.

БОС – это комплекс современных высокоэффективных методов и технологий, базирующихся на принципах обратной связи и направленных на активизацию внутренних резервов организма, развитие самоконтроля...