Научные исследования восприятия глубины пространства у детей
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Текутьева Татьяна Сергеевна

                Меня, как учителя-дефектолога (тифлопедагога) интересует вопрос развития пространственного,( глубинного, форменного, стереоскопического)  зрения у дошкольников с нарушениями зрения. Познакомившись с исследованиями разных авторов, выяснила, что существуют пороги глубинного  зрения каждого глаза.Что пороги глубинного зрения при нормальном бинокулярном и монокулярном зрении при косоглазии почти не отличаются друг от друга. При исследовании амблиопичного глаза отмечается резкое повышение порога монокулярного восприятия глубины, при чем этот порог,тем выше, чем ниже острота зрения. Более низкий порог бинокулярного глубиного восприятия отмечается у больных с меньшим углом комсоглазия.Глубинное зрение существенно не зависит от состояния фузии.Значит в оценке третьего пространственного измерения принимает участие и косящий глаз, хотя зрительный образ этого глаза не доходит до сознания и не возникает в бинокулярном поле зрения. Кроме того сниженное стереовосприятие обусловлено также ранним и длительным  бездействием нейрофизиологического аппарата глубинного зрения. Исследователи пришли к выводу, что стереоскопическое зрение полностью с формировывается к11-13 годам и стереоскопическое зрение не зависит от развития остроты зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научные исследования восприятия глубины пространства у детей

Наиболее совершенное пространственное восприятие, то есть  способность относить слитое изображение предмета в три плоскости,  свойственно бинокулярному зрению.

При зрении одним глазом страдает оценка третьего измерения (глубина пространства, удаленность, объемность зрительного объекта), но сохраняется способность к правильной оценке направления. В ряде случаев монокулярное глубинное зрение может существенно не отличаться от бинокулярного. Оценка третьего измерения происходит в таких случаях за счет так называемых вторичных факторов восприятия глубины пространства (монокулярный параллакс, воздушная и линейная перспектива, распределение светотеней и т. д.), сформировавшихся на базе первичного фактора – поперечной диспаратности.

Детально изучили этот вопрос Х.А.Раджабли (1964), М.М. Тарасцова (1968),  и Т.П.Кащенко (1973). Они исследовали глубинное зрение на аппарате Говарда-Долмана в модификации Литинского у 473 больных косоглазием и у 370 лиц с нормальным бинокулярным зрением в возрасте от 5-12 лет. За порог глубинного зрения принималось расстояние (в сантиметрах) между подвижным стержнем и двумя неподвижными стержнями. При этом положении, по мнению исследуемых, глаза оказывались расположенными в одной вертикальной плоскости.

В своих исследованиях они доказали, что глубинное зрение лучше при определении с близкого расстояния и при движении стержня от задней стенки прибора. Бинокулярный порог глубинного зрения, как у здоровых лиц, так и у страдающих косоглазием значительно ниже, чем монокулярный. Однако бинокулярный порог глубинного зрения при косоглазии намного выше, чем в норме.

Пороги глубинного зрения каждого глаза при нормальном бинокулярном зрении и монокулярный порог глубинного зрения ведущего глаза при косоглазии почти не отличаются друг от друга.

При исследовании амблиопичного глаза отмечается резкое повышение порога монокулярного восприятия глубины, при чем, этот порог, тем выше, чем ниже острота зрения.

При изучении зависимости порога глубинного зрения амблиопичного глаза от вида фиксации строго определенной связи между этими признаками не прослеживается. Более низкий порог бинокулярного глубинного восприятия отмечается у больных с меньшим углом косоглазия. Глубинное зрение существенно не зависит от состояния фузии. Даже сохранение бифовеального слияния в условиях гаплоскопии не дает больному преимуществ в смысле улучшения остроты глубинного зрения.

Итак, при содружественном косоглазии бинокулярное глубинное восприятие бывает лучше монокулярного. Это свидетельствует о том, что в оценке третьего пространственного измерения принимает участие и косящий глаз, хотя зрительный образ этого глаза не доходит до сознания и не возникает в бинокулярном поле зрения (отсутствие двоения при двух открытых глазах). Вместе с тем острота  бинокулярного глубинного зрения при косоглазии существенно ниже, чем при нормальном бинокулярном зрении. Очевидно, бинокулярная зрительная система «измеряет» относительную удаленность объекта от точки фиксации тем точнее, чем ближе изображение объекта на сетчатках к фовеальной области и чем выраженнее соответствие воспринимающих его рецептивных полей.

При косоглазии резко ухудшены оба этих условия. Сниженное  стереовосприятие обусловлено также ранним и длительным бездействием нейрофизиологического аппарата глубинного зрения.

Исследование остроты зрения и остроты глубинного зрения у дошкольников рознятся с результатами таких же исследований у более взрослых людей. К 9 годам наступает улучшение остроты глубинного зрения, хотя многие уже раньше имеют нормальные значения остроты глубинного зрения. Исследователи пришли к выводу, что стереоскопическое зрение полностью сформировывается к 11- 13 годам, а развитие стереоскопического зрения независимо от развития остроты зрения.

Нарушения пространственного зрения (форменного, стереоскопического и глубинного) создают для слабовидящего ребенка определенные трудности восприятия, оказывая негативное влияние на формирование представлений. Но, поскольку эти функции глаза находятся в стадии развития, есть возможность в процессе коррекционной направленности обучения воздействовать на них.

Комплексный подход в  лечении и реабилитационно-восстановительной коррекции глазной патологии

В период подготовки к лечению на специальных медицинских аппаратах учитель-дефектолог проводит с детьми предаппаратную работу.  Детям предлагаются основные обучающие задания:

  • нахождение рисунка, определение его границ, выделение из фоновой плоскости;
  • ориентирование на изобразительной плоскости: определение верха-низа, правой и левой стороны, центральной части рисунка;
  • поиск изображения на рисунке;
  • наложение силуэтного изображения на рисунок;
  • выделение и опознание контура;
  • определение порога узнавания формы и величины;
  • различение, опознание основных хроматических и ахроматических цветов, оттенков и промежуточных цветов;
  • обнаружение объекта в условиях пониженной контрастности, насыщенности и яркости цвета, четкости контура.

В процессе данной подготовки удается сформировать и в некоторой степени развить умение детей воспринимать сложные объекты и их изображения – способность, наличие которой является необходимым условием последующих занятий на офтальмологической аппаратуре.

Методика комплексного лечения содружественного косоглазия и амблиопии складывается из следующих этапов:

  • оптическая коррекция;
  • плеоптическое лечение;
  • оперативное лечение, если есть показания;
  • ортоптика  пред и послеоперационная;
  • диплоптика – система восстановления бинокулярного зрения.

Методические приемы развития глубинного зрения

В программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под ред. Л. И. Плаксиной не отражена в полной мере  система и методика обучения детей дошкольного возраста по развитию глубины пространства. Л. В. Рудакова предлагает ряд задач, направленных на развитие восприятия глубины пространства («Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим» 1999).

Приняв за основу ранее разработанные методические материалы, большой опыт работы в специализированной группе ДОУ для детей с нарушением зрения, мною было разработано перспективное планирование для детей подготовительной специализированной группы. Помимо этого, я  систематизировала имеющиеся задания, упражнения, игры, направленные на

совершенствование восприятия глубины,  пространственного зрения у детей дошкольного возраста (см. диск).

Задачи развития восприятия глубины пространства складываются из 2-х самостоятельных взаимосвязанных подгрупп:

1 группа – Формирование нестереоскопических способов восприятия, развитие оценки глубины пространства, сюжетных изображений.

2. группа - Развитие пространственной ориентировки.

Коррекционные задачи на этапе формирования нестереоскопических способов восприятия, развития оценки глубины пространства, сюжетных изображений:

  • развитие пространственного восприятия за счет формирования нестереоскопических способов восприятия глубины прстранства.
  • развитие умения видеть перспективу, целостно рассматривать три композиционных плана.
  • совершенствовать способы восприятия объектов при разной их удаленности, развитие глубинного зрения, глазомера (удаленность – дальше расположенный предмет кажется меньше);
  • формировать фигурно-фоновое различие при увеличении количества фоновых фигур,  «зашумленных» - перекрытого контура (перекрытие - ближе стоящий предмет виден полностью, дальше – частично), перевернутых, недорисованных изображений.
  • пересеченного контура (наложение одних предметов на другие)
  • линейной перспективы (принцип плоскостного изображения – чем выше рисуется объект, тем дальше он расположен и меньше по размеру кажется),  
  • воздушной перспективы (ослабление цветовой окраски предметов по мере их удаления).

б) формирование измерительных навыков в малом и большом пространстве (малое – на уровне вытянутой руки, на рабочем месте);

в) обучение детей переносу знаний на практическую деятельность в свободном пространстве;

  • развитие плоскостного восприятия;
  • учить детей зрительным способом выделять и оценивать пространственные отношения между объектами, отражать эти отношения в практической деятельности (составление макета, схемы на фланелеграфе).
  • развитие навыков оценки глубины пространства на полисенсорной основе.

Коррекционные задачи на этапе развития пространственной ориентировки

  • формирование, уточнение  и закрепление пространственных представлений, понятий;
  • обучение ориентировки на основе пространственных представлений - обучение применять сформированные способы восприятия глубины пространства в познавательной и практической деятельности (узнавать реальную величину предметов, опознавать предметы  на большом расстоянии, делать выводы и умозаключения);
  • расширение опыта ориентировки  в окружающей  среде; обобщение предметных представлений за счет уточнения взаимного расположения частей предмета и активизации представлений о предмете при пространственной ориентировке;
  • формирование прочной связи между восприятием пространственных признаков, отношений, а также их словесными обозначениями (развивать способность узнавать предмет под разным углом зрения  и обозначать  точным словом);

Решение этой группы задач позволяет развивать адекватное пространственное восприятие, форменное и стереоскопическое зрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Развитие зрительного восприятия и глубины пространства при ознакомлении с графическими изображениями"

Данный учебный материал представлен в форме презентации в рамках авторского проекта, в помощь педагогам и детям с нарушением зрения при работе с сюжетными изображениями. Количество слайдов обусловлено...

Развитие восприятия пространства у детей с нарушениями зрения

Для того, чтобы правильно построить деятельность по развитию восприятия пространства у детей с нарушениями зрения, мы обратились к теоретическим источникам, с целью определения основных этапов формиро...

Научное исследование в области педагогики по проблеме оценки произносительных навыков детей раннего возраста

У слышащего ребёнка потребность в совершенствовании произносительных навыков возникает вследствие потребности в коммуникации с другими людьми. Ребёнок слышит речь, начинает различать звуки, интонации,...

Научное исследование в области педагогики и психологии по проблеме помощи детям с нарушением слуха в условиях интеграции в общеобразовательное учреждение

На сегодняшний день, перед родителями слабослышащего ребёнка стоит очень важный вопрос: куда отправить учиться своего ребёнка – в специальное образовательное учреждение II типа или в интегрированный к...

Развитие восприятия глубины пространства

В буклете раскрыты теоретические основы развития глубинного зрения у детей...

Развитие восприятия глубины пространства. Игры

В буклете представлены игры и упражнения для развития глубинного зрения (бинакулярного) у детей дошкольного возраста....

Исследование восприятия детей дошкольного возраста

Современные методы обследования с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте. Данные дифференциально-диагностические методи...