использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Щукина Ирина Анатольевна

               Проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит более чем остро, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Быть здоровым- естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

                Цель педагогов, врачей и родителей нашего детского сада вырастить детей физически здоровыми , инициативными, разносторонне развитыми как в художественном, так и в эстетическом плане. Для того чтобы каждый день жизни ребенка стал шагом в укреплении его здоровья мы должны организовать ежедневную деятельность, направленную на становление его личности с использованием здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 137»

                       

Выступление на педсовете

тема доклада:

«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании»

                                                   Подготовила                  

                                                   музыкальный руководитель

                                                   Щукина И.А.

Саратов 2012 г.

       «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого делать. Объясни им, и они будут беречься»

( Януш Корчак)

               Проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит более чем остро, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Быть здоровым- естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

                Цель педагогов, врачей и родителей нашего детского сада вырастить детей физически здоровыми , инициативными, разносторонне развитыми как в художественном, так и в эстетическом плане. Для того чтобы каждый день жизни ребенка стал шагом в укреплении его здоровья мы должны организовать ежедневную деятельность, направленную на становление его личности с использованием здоровьесберегающих технологий.

                 Хочу рассказать о том, какие здоровьесберегающие технологии я использую в своей работе. Музыкальное воспитание охватывает следующие виды деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально- ритмические движения. Первым и основным видом деятельности ребенка является игра. Она является важным фактором в развитии двигательных умений, логического мышления, становления произвольного внимания, развития смысловой памяти. Дети в игре учатся подчиняться общим  правилам игры, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми, ориентировочно- познавательное действие становится основной единицей нервно- психического развития ребенка. В своей работе я использую подвижные, народные игры. Особое внимание уделяю театрализованным играм. Они способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния с помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка. В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется ее интонационный диапазон. Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка, средством предупреждения эмоциональных расстройств .

                  Для активизации внимания детей, координации движений, развития чувства ритма включаю в начало музыкального занятия музыкально - игровую гимнастику. Такая гимнастика объединяет физкультуру, музыку и театрализацию. Комплексы музыкально - игровой гимнастики объединены одной темой. Дети выполняют движения согласно ритма и текста изложенного в стихотворной форме. Гимнастический комплекс можно использовать полностью, а можно частично. Если к комплексу добавить основные движения, то получится физкультурное занятие под музыку. Игры можно проводить и вне занятий. Устроить досуг «Игры под музыку».

                   В музыкально - ритмических движениях использую такую форму здоровьесберегающих технологий, как ритмопластика. С детьми разучиваю танцевальные композиции, сюжетные, образные танцы. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкий бег. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменить скорость, степень напряжения, амплитуду, направление, т.е. способствуют развитию дошкольников физически. На занятиях дети танцуют произвольные танцы (музыкально - ритмические действия, не требующие основательной хореографической подготовки, в которых дети самостоятельно и свободно выполняют элементы танцевальных движений в соответствии с характером музыки и переживаемым эмоциональным состоянием),  упражнения на «пропевание» движений , подговорки (для повторение и закрепление танцевальных движений), пантомимическое воспроизведение музыкальных звуков в соответствии самой музыки. На занятиях вниман6ие уделяю развитию воображения, поэтому движения с реальными предметами постепенно уступают место движениям с воображаемыми предметами. Использую в своей работе речевые танцы. Синтез речи и движения в танце для детей естественен и привычен. Соединяется не просто речь и шаг, а поэзия и танец. Речевые танцы способствуют развитию и координации движений, моторике, чувства ритма, согласованности движений с темпом, характером и ритмом музыки.

                 В целях развития выразительности детских движений широко использую двигательные инсценировки - драматизации, которые подразделяются на две разновидности:

1. пантомимические интонации литературных ситуаций, облегчающих ребенку понимание сюжетной природы развития образа.

2.   разыгрывание простых и понятных сюжетов, которые происходят в более творческой форме. При отборе содержания указанных инсценировок использую литературный материал, произведения устного фольклора, вымышленные и реальные, взятые из повседневной жизни сюжеты.

Пантомимические движения помогают раскрыть сюжет, развивают воображение детей, помогают внутреннему раскрепощению. Все это не только формирует и развивает эмоциональную сферу детей, но и расширяют их возможности в использовании выразительных жестов в повседневной жизни.

                Использую в своей работе «Психогимнастику» М.И.Чичтяковой, включающую в себя этюды и игры, имеющие своей целью развитие внимания, памяти, автоматизированной и выразительной моторики, этюды для достижения расслабления у маленьких детей, Этюды и игры для выражения различных эмоциональных состояний, этюды и игры с отображением отдельных черт характера.

               В своей работе использую такую форму здоровьесберегающих технологий, как сказкотерапия. Сказки разные по содержанию: русские народные, музыкальные, сказки сочиненные вместе с детьми. В работе над сказками использую  различные формы музыкальной деятельности детей: драматизация, использование песен, танцев, озвучивание сказок музыкальными инструментами.

               В работе использую такой вид здоровьесберегающих технологий как пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики. Важное место отвожу речевым играм, их исполняем с музыкальным сопровождением и без него. Текст не  разучиваю с детьми специально, он запоминается в процессе игровой деятельности. Главное условие это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста.

               Большое значение для детей имеет такой вид деятельности, как восприятие музыки, где я также использую. Различные формы здоровьесберегающих технологий. Музыка оказывает огромное воздействие на формирование и развитие эмоциональной сферы детей. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Интерес к музыкотерапии врачей и психологов, которые на основе своих собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыки, постоянно растет. Так, лирическая музыка (отражающая тончайшие нюансы настроения) способствует общему успокоению, а драматическая музыка возбуждает, повышает жизненный тонус. Работая над развитием музыкального восприятия, использую не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Дети передают характер и настроение музыки в танцах-импровизациях: «Осенний листопад», «Зимняя вьюга», «Весенняя капель», «Вальс цветов».

                 На тематических занятиях «Сказка в музыке», дети перевоплощаются в «деревянных солдатиков» («Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского), в «бабу-ягу» («Баба яга П.И. Чайковского), в «царевну лебедь», двигаются в такт музыке передавая образы сказочных персонажей.

                 Провожу занятия «Музыка и настроение», где использую контрастные по содержанию и настроению музыкальные произведения, например «Болезнь куклы» и «Новая кукла» П.И. Чайковского. На таких занятиях дети выражают характер музыки с помощью движений, мимики, жестов. На занятиях использую такой дидактический материал, как пиктограммы.

                     Одновременное слуховое и двигательное восприятие музыки помогает формированию целостности музыкального образа. К тому же свободное, естественное движение под музыку снимает эмоциональное напряжение. При этом развивается устойчивый интерес к музыкальному движению как виду музыкальной деятельности: ребенок «купается» в музыке и получает от этого наслаждение. Во время слушания музыки обязательно делаю акцент на правильной посадке: сидя на стульчике- спина прямая, руки свободно на коленях; сидя на ковре- спина прямая, ноги под себя, руки свободно на коленях; лежа на ковре- спина , руки и ноги расслаблены.

                   Большое внимание, я отвожу вокальной работе с детьми, в том числе постановке певческого голоса. Вся певческая работа- и распевании е, и разучивание песен- проводится в удобном для детей диапазоне ( в зависимости от возраста детей). Слежу за правильной посадкой при пении. Постоянно проводится и корректируется работа над певческим дыханием , которое является главным звеном единого певческого процесса. Использую дыхательную гимнастику. Упражнения с перышком, пушинкой, цветком, свечей. Дети делают певческий вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают. В процессе этих упражнений хорошо тренируется система дыхания, укрепляются дыхательные мышцы. Главным условием в пении является подготовка певческого аппарата. Для этого использую распевки, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух.

          Провожу занятия по логоритмике. Используя методические разработки М.Ю. Картушиной. Современные дошкольники загружены не меньше взрослых. Нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому в своей работе использую упражнения на релаксацию. Релаксация- глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. В качестве музыкального сопровождения использую классическую музыку, звуки природы.

             Интересная, разнообразная по характеру музыка, звучащая не только на музыкальных занятиях, но и в другое время в разных уголках детского сада, обогащает жизнь детей, приносит им радость, создает хорошее настроение. Подчас правильно подобранная музыка или песня дает хороший корригирующий эффект. Воспитателю, учителю- логопеду, воспитателю по физической культуре разумное использование музыки поможет сделать работу более интересной и эффективной.

              Когда может быть использована музыка в повседневной жизни детей?

  1. На утренней гимнастики и физкультурных занятиях (воспитатель по физической культуре или воспитатель группы может использовать в записи марш, музыку для бега, поскоков, прыжков, или сам спеть вместе с детьми бодрую маршевую песню, использовать игру с пением, а то и провести аэробику под музыку, естественно , при достаточной профессиональной подготовке).
  2. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности и по математике, например, в виде небольшой физминутки под « Песню про зарядку» муз. В.Витлина, сл. Н. Князевой  или «Вот как мы умеем» муз. Е.Тиличеевой, сл.Н.Френкель. Очень оживит занятие по ознакомлению с окружающим по теме «Весна», «Зима», «Осень» музыка П.И. Чайковского или А. Вивальди из циклов «Времена года» (в записи) Она затронет чувства детей и поможет воспринять предлагаемый на занятии материал более полно. На занятиях по изобразительной деятельности музыку можно использовать и как фон во время работы детей для создания благоприятной обстановки, атмосферы в группе, и как музыкальную иллюстрацию, например, при работе над пейзажем.
  3. На занятиях с логопедом, групповых, индивидуальных. Например, при работе по формированию фонетико - фонематического слуха на  первом занятии можно использовать музыкально - дидактическую игру « На каком инструменте играю?», или игру с пением «Угадай, кто позвал». В работе над дыханием целесообразно использовать игру на триоле или другом детском духовом инструменте; мелкую моторику хорошо развивать под игру на металлофоне ,колокольчиках, палочках, погремушках, колотушках и т.д. Хорошо использовать пропевание гласных звуков с движением руки, протягивание фраз от более коротких к более длинным, протягивание предложений. Правильно подобранная и тихо звучащая музыка помогает детям лучше расслабиться во время релаксации.
  4. Интересно может пройти прогулка, если воспитатель использует игру с пением , словом или хоровод наряду с подвижными играми или создаст условия для проведения самостоятельной музыкальной деятельности. Например, если группа детей захочет устроить концерт, необходимо вынести необходимые атрибуты на улицу, помочь, по просьбе детей, в решении организационных вопросов, а возможно, и самому принять участие в этих концерте.
  5. Вечерами можно организовать выполнение их заявок с повторением знакомых песен, игр с пением, слушанием музыки в записи (например «Спокойной ночи»)
  6. Во второй половине дня по инициативе воспитателя могут быть проведены музыкально-дидактические игры, игры с пением, словом, а также индивидуальная работа над развитием навыков по всем видам музыкальной деятельности.

Используемая литература:

Журнал «музыкальный руководитель» №6 2008 г.,№5 2006 г.,№1 2009 г.,№6 2007 г.

«Психогимнастика» М.И. Чистяковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

Здоровье ребенка - это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приор...

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников.

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои ...

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников»

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников»...

Мастер - класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ

Цель: трансляция эффективного  опыта использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально - оздоровительной работы с детьми....

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников

Методический материал предназначен для педагогов дошкольного образования и содержит консультацию и презентацию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошко...