Семейный логопедический досуг «Хочу говорить правильно!» в средне - старшей группе
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему

   Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели  к идее проведения логопедических досугов как итоговых занятий после изучения определенных тем. Кроме того, дети, таким образом, получают возможность психологически подготовиться к публичным выступлениям на праздниках в детском саду, что обычно их пугает и иногда становится причиной речевого негативизма.

  Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепляются полученные знания, умения и навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_logopedicheskiy_dosug.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Солодчинский детский сад»

Ольховского муниципального района

Волгоградской области

Семейный логопедический досуг
«Хочу говорить правильно!»

в средне - старшей группе

Солоцкая Наталья Викторовна,

Учитель-логопед

                                             

2014- 15 уч.год

   

Содержание и структура проведения логопедических досугов

     Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими  недоразвитие речи, осуществляется в дошкольном учреждении в форме индивидуальных и  подгрупповых  занятий. Существуют различные методики преодоления речевого дефекта детей дошкольного возраста. Это комплексно-тематические методики (В. В. Коновален-ко, С.В.Коноваленко, Т. А. Ткаченко, Е.А. Пожиленко и др.) и развлекательно-игровые с использованием сказочных и приключенческих сюжетов.

    Логопеды могут пользоваться различными авторскими методиками, примеряя к конкретным случаям их значимость и актуальность, а могут апробировать собственные, совершенствуя их год от года.

Обычно бывают успешными различные варианты организации занятий с использованием:                                                                                                        - описанных в литературе, известных или придуманных (иногда с помощью детей) игр;

-литературных или придуманных персонажей;

-   сказочных сюжетов;

-   воображаемых путешествий, поездок, приключений;

-   настольно-печатных игр;

-   рисунков и других работ детей;

-   игр-драматизаций.

   Темы и сюжеты таких занятий могут планироваться с учетом пожеланий детей или развиваться сию минуту в форме совместного творчества логопеда и детей при ведущей и руководящей роли логопеда.

   Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели  к идее проведения логопедических досугов как итоговых занятий после изучения определенных тем. Кроме того, дети, таким образом, получают возможность психологически подготовиться к публичным выступлениям на праздниках в детском саду, что обычно их пугает и иногда становится причиной речевого негативизма.

   Необычная форма занятий вызывает интерес у детей, помогает обобщать и закреплять полученные знания. Подбирая материал для занятия, логопед учитывает речевые возможности детей. Текст проговаривается на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и родителями.

   Подбор хореографических элементов, разучивание движений, а также песенок, музыкальных шуток осуществляются музыкальным руководителем на  занятиях по логоритмике.

  К участию в таких занятиях можно приглашать родителей или детей из других групп.

  Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепляются полученные знания, умения и навыки.

  Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями. Работая логопедом в ДОУ более 10 лет, я пришла к выводу о необходимости привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка.
      Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь.          Следует указывать родителям, как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду.
      В работе я использую разнообразные формы: родительские собрания, просмотры фронтальных и индивидуальных занятий,  консультации, семинары-практикумы. К проведению данных мероприятий стараюсь привлечь узких специалистов, воспитателей, детей, родителей, создавая единое сообщество.

     Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

ЦЕЛИ.


• Повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ.
• Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей.
• Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.


* * *
Логопед. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы приглашаем вас весело провести время. Нас ждут интересные задания, трудные испытания, шутки и веселье, хорошее настроение.
Появляется Мышка. Въезжает на машине.
Мышка. Пи-пи-пи! Это здесь учат плавильно говолить?  

Доблое утло и солнцу и птицам!

Доблое утло улыбчивым лицам!

Логопед. Ой, что-то я ничего не пойму! Ты кто такая?
Мышка. Да это зе я! Мыска! Мне сказаи, сто у вас тут мозно научиться говоить! Вот я и пиехала!
Логопед. Что-то, Мышка, мы тебя с трудом понимаем. Ты  не выговариваешь половину звуков, говоришь быстро, неразборчиво. Тебе действительно нужно поработать над своей речью.
Мышка. Как это полаботать над лечью? Сто я долзна делать?
Логопед. Ребята, подскажите Мышке, что ей нужно делать, чтобы научиться правильно произносить звуки?
Дети. Делать гимнастику для пальчиков, язычка, проговаривать скороговорки, стихи.
Мышка. Как  зе я этому научусь? Сто зе мне делать?
Логопед. Не печалься! Мы с ребятишками тебе поможем. И родители тебе помочь не откажутся. Они  занимались со своими ребятишками, сами многому научились.
Мышка. Ой, как здолово! Сто нузно делать?
Логопед. А начнем мы с того, что разомнем свои пальчики.
Дети показывают пальчиковую гимнастику. Родители и Мышка выполняют вместе с ними.
Пальцы дружная семья,

Друг без друга им нельзя!

Вот - большой! А это –  средний!

Безымянный, и последний,

Наш мизинец- малышок!

У! Указательный забыли!

Чтобы пальцы дружно жили,

 будем их соединять,

И движенья выполнять!

Мы рога козы покажем,

И рога оленя даже,

Мы про зайку не забудем,

ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить-

Надо с пальцами дружить!


Мышка. Ой, как все интелесно! Я чувствую, как мои пальчики лазмялись и лвутся в бой!

Логопед. Вот и хорошо! Тогда со следующим заданием ты наверняка справишься.
Конкурс «Золушка»
Родитель и ребенок получают тарелочку, в которой насыпан вперемешку рис и горох. Необходимо быстрее всех выбрать все горошины и сложить их в стаканчик.
Мышка. У меня все получилось! Интелесно, что же дальсе?
Логопед. А теперь пора размять язычок. Слушайте внимательно сказку и выполняйте все упражнения.

Рот — домик, губы — двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение "Стрелочка".)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения "Часики", "Змейка".)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение "Улыбка", "Жало", "Стрелочка".)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх  взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения "Лопаточка", "Качели".)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение "Заборчик".)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит "тук-тук!",
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т".)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
 (Упражнение "Маляр".)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения "Лошадка", "Гармошка", "Футбол".)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
 (Упражнения "Горка", "Лопаточка".)

Мышка. Как же можно запомнить все эти уплажнения?
Логопед. Нужно повторять эти упражнения каждый день и тогда быстро их запомнишь.
Мышка. Неужели и родители, и дети уже запомнили все эти упражнения?

Логопед. Сейчас проверим. (Просит поочередно детей и родителей показать то или иное упражнение.)
Мышка (начинает нервничать). Ой! Кажется, кошка идет!
Логопед. Не бойся! Нет никакой кошки. Это наши детки-котятки поиграть захотели.
Дети изображают котят (речь с движением).
Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь,
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком,
Словно кот у теплой печки.

Мышка. Мне так все интересно! А еще что нужно делать, чтобы научиться выговаривать все звуки?
Логопед. Еще нужно проговаривать скороговорки. Мы сейчас предложим родителям проговорить скороговорки.
Родители получают листки со скороговорками и проговаривают их.

Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Шел Егор через двор
С топором чинить забор.

Как у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются,
Две Дашки у кашки
Питаются,
Две Ульки в люльке,
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.

Братья сеяли пшеницу,
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.

Вот телеграмма от гиппопотама.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

По вторникам над мостовой
Летал воздушный шар пустой.

У храпуна - хоромы дома.
Храпит храпун в своих хоромах.

В океане плыл диван.
А на нем лежал Иван.
Так приятно в океане
Плавать,
Лежа на диване.

Вероника, Вероника,
Вареников навари-ка.
Варе и Валерику - по паре вареников.
А Толе и Боре
И того поболе!

Дорог Алику рогалик,
Алле дал рогалик Алик,
Галя Алика ругала -
А рогалик ела Алла.

Дали Маше сыворотку из-под простокваши.

Сшит колпак, связан колпак,
Да не по-колпаковски.

 Мышка.Здорово! Я  уже научилась говорить правильно!!!!!! А я теперь и стихи сочинять смогу?

Логопед. Попробуй, конечно! А чтобы мышке было легче, ребята, подскажем ей последние словечки.

Рисуют дружно малыши

у них в руках …

Носит яркий гребешок

наш веселый …

Вот бежит малышка

серенькая …

Зашуршали тихо шины -

это едет к нам …

Мама просит Машу:

«Свари братишке …

Мышка моется под душем,

моет хвостик, моет …


Мышка. Очень мне понравилось у вас. А самое главное, я научилась правильно говорить! Я к вам обязательно в следующий раз приеду в гости ! А сейчас мне пора возвращаться домой. Ребята, помогите мне, пожалуйста,  завести мотор моей машины.

 (Дети выполняют упражнение «Заведи мотор»)


Логопед. Вот и пришло время нам прощаться. Спасибо всем за участие! Надеюсь, вы хорошо провели свой досуг?! До встречи!

Литература

Т.Б. Буденная « Логопедическая гимнастика». С-Петербург «Детство-Пресс», 2009г.

Н.А.Рычкова «Логопедическая ритмика», Москва, «Гном-Пресс», 2010г.

З.А. Репина, В.И. Буйко «Уроки логопедии», «Литур», Екатеринбург , 2009г.

Е.А. Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические рифмовки и миниатюры», Москва, «Гном-Пресс»,2009г.

Гоголева М.Ю. «Логоритмика в детском саду». Старшая и подготовительная группы. Ярославль, «Академия развития», 2010г

В.П. Лапковская, Н.П. Володькова «Логопедия», «Речевые развлечения в детском саду». Сборник сценариев для работы с детьми 5-7 лет». Издательство «Мозаика- синтез» , Москва. 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Хочу говорить правильно!"

Развитие всех компонентов устной речи, в том числе и её грамматического строя – одна из задач образовательной области «Коммуникация» основной общеобразовательной программы детского сада. В дошкольном ...

Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"

Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"...

Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР.

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР.Конспект разработала учитель-логопедМДОУ « Одуванчик» г.о. ВосходОрешкина Ма...

Логопедический проект «Учимся говорить правильно» как средство повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития

Логопедический проект "Учимся говорить правильно" направлен на повышенире уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....

Сценарий спортивного досуга для детей и родителей средних, старших групп на тему: «Путешествие в зимний лес»

Создание у детей и родителей радостного настроения в непринужденной обстановке. Обогащение родителей знаниями, практическими умениями в организации и проведении досуга с детьми....

Семейный клуб Тема: "Учимся говорить правильно"

Традиционно на заседании семейного клуба "Семь-Я" в подготовительной группе №3 участники (родители и дети) собрались за чайными столиками. Очередная встреча была посвящена развитию речи ребе...