Звук Ш (старшая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Метелева Оксана Владимировна

Цель: уточнение произношения имеющегося звука Ш или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук Ш.

(старшая группа)

Цель: уточнение произношения имеющегося звука Ш или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания.

Добиваться от каждого ребенка правильного длительного произношения изолированного звука Ш.

Учить определять положение губ, языка при произнесении [ Ш ] воспитание правильного четкого произношения [ Ш ] в словах, воспитание фонематического слуха.

Упражнять в правильном произношении звуков. Развитие внимания, памяти, усидчивости, образование притяжательных прилагательных.

 Упражнение на мелкую моторику рук.

Ход урока

1.Организационный момент: погреть ладошки.

Развитие мелкой моторики.

Чтоб здоровыми мы были,

Сжимают и разжимают ритмично кулачки.

Звуки все произносили,

Сжимают и разжимают пальцы, собранные в щепоть.

Кто заботится о нас?

Сжимают и разжимают ритмично кулачки.

Логопеды, воспитатели,

массажисты, медсестра

И, конечно, доктора.

Н. Нищева

Открывают по одному пальчику на каждой ручке, начиная с большого.

 Игра «Лес шумит»

        Дети давайте вспомним, как вы ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки, веточек и листьев много. (Выполнить фигурку из пальцев «Дерево»).

        Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев (Упражнение на дыхание «Ветерок» - вдох носом, выдох через рот (губы трубочкой)) – они качаются и шумят: Ш-ш-ш.

Дети послушайте и отгадайте загадку:

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

                                (Гусь)

А теперь давайте мы с вами изобразим сердитого гуся:

«Шипит сердитый гусь,

Его я вовсе не боюсь  ш-ш-ш.

Игры повторить 2-3 раза.

        Спросить детей: «Дети, как шумят верхушки деревьев, когда их качает ветерок?... А как шипит сердитый гусь?

        Правильно, ветерок шумел: «Ш-ш», сердитый гусь шипел: «Ш-ш-ш»

Произнесем все вместе звук Ш – что делали наши губы, когда мы произносили звук Ш? (Губы выдвигались вперед).

        Они были похожи на бублик или на трубочку? (Они были круглые, как бублик).

        Что делал язык, когда мы произносили звук Ш? ( Язык поднимался к небу, за верхние зубы).

        А какой воздух- теплый или холодный – выходит изо рта, когда мы произносим звук Ш.Поднесем ладонь ко рту и скажем Ш-Ш-Ш. (Воздух теплый).

        А что делает голос, когда мы произносим Ш: спит или песни поет? Приложим все руку (тыльной стороной) к шее и скажем Ш-Ш-Ш . В домике было тихо или голос пел песни и  стенки домика дрожали? («В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали»).

        Определение характеристика звука: согласный всегда твердый, глухой, шипящий, фишка синего цвета.

1. Воспроизведения слоговых рядов

Игра со слогами «Телефон»

Ша-шо шу          

Аш-ош-уш

Шо-ша-шу

Шу-ши-ша

2. Чистоговорки

Ша- ша –ша в доме у нас Маша. Шо –шо –шо Маша ведет себя хорошо. Шу – шу –шу я на руках ее ношу. Ши – ши –ши  калоши  у Маши хороши.

3.Игра «Измени слово».

Назвать картинку так, чтобы появился звук Ш

Скворец –скворушка

Домик – домишко

Хлеб – хлебушек

Петух –петушок

Орехи – орешки

Солнце –солнышко

4. Физминутка «Мышь»

Тихо в доме (изобразить дом) Спит малыш (изобразить спящего). Под полом скребется мышь ( изобразить мышь)

5. Игра – отбор картинок на звук Ш.

6. Развитие фонематического слуха.

Назвать правильно и неправильно звучащие слова. Дети должны поднять синие фонарики, когда услышат правильное слово.

Мапка, тапка, шапка, капка.

Балыши, малыши, кавыши, табыши.

Майба, кайба, тайба, шайба.

7.Игра «Чья морда, чей хвост?»

Кошка – кошачья морда, кошачий хвост.

Лошадь – лошадиная морда, лошадиный хвост.

8. Связь звуков и буквы.

Рассматривание буквы Ш. На что похожа. Выкладывание буквы  Ш  из счетных палочек.

9. Домашнее задание – раскрасить тех животных или фрукты, где есть звук Ш.

10.Итог занятий.

С каким звуком мы сегодня играли?

Что больше всего понравилось на занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект игровой технологии ознакомления детей со звуком«Веселый звук [ ш ]» старшая группа

Актуальность.У детей дошкольного возраста существует неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или опускание звуков и слогов в слове. Наблюдается речь быстрая, нечетка...

Конспект открытого занятия: «Формирование фонематических функций по теме «Звук [И]» (старшая группа, первый год обучения)

Конспект занятия поможет решить следующие цели:Закрепление правильного произношения звука И.Анализ и синтез звуковых сочетаний: ИА, АИ, УИ, ИУ.Развитие фонематических процессов.Выделение звука И...

Конспект занятия кружка На тему: «Звук [и]» Старшая группа

Конспект занятия кружкаНа тему:«Звук [и]»Старшая группа...

Конспект занятия "Краски звуков" для старшей группы

Конспектмузыкального занятия в группе старшего дошкольного возраста     Разработчик:Свидинская Татьяна ...