Конспект открытого занятия: «Формирование фонематических функций по теме «Звук [И]» (старшая группа, первый год обучения)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Берсенева Марина Константиновна

 

Конспект занятия поможет решить следующие цели:

  1. Закрепление правильного произношения звука И.
  2. Анализ и синтез звуковых сочетаний: ИА, АИ, УИ, ИУ.
  3. Развитие фонематических процессов.
  4. Выделение звука И в начале слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед ГБДОУ д/с 135 Берсенева М.К.

Конспект открытого занятия:

«Формирование фонематических функций по теме «Звук [И]»

(старшая группа, первый год обучения)

Цели занятия:

Закрепление правильного произношения звука И.

Анализ и синтез звуковых сочетаний: ИА, АИ, УИ, ИУ. 

Развитие фонематических процессов.

Выделение звука И в начале слова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. закрепление навыков четкого произношения звука [и] в словах и предложениях;
  2. различение звука на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;
  3. закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

  1. развитие силы и модуляции голоса
  1. развитие фонематического слуха;
  2. развитие внимания, памяти, мышления;
  3. развитие общей моторики;
  4. развитие координации речи с движением;
  5. развитие лексического словаря по теме: «Грибы».
  6. развитие грамматического строя речи;

Коррекционно-воспитательные:

  1. воспитывать познавательный интерес.
  1. способствовать укреплению физического здоровья детей;

Оборудование: презентация “Звук  И”, предметные картинки с названиями грибов, символы звуков, схематичное изображение слов, зеркала, Е. М. Косинова: «Лексическая тетрадь № 2», мяч, компьютер.

Организационный момент.

Слайд № 1

Артикуляционная гимнастика для губ.

Логопед: назовите гласные звуки по беззвучной артикуляции: А, У, А, У (показывает беззвучную артикуляцию)

Ход занятия 

1.Повторение пройденного материала.

 Логопед: Давайте вспомним названия грибов (показывает картинки).

Дети: Боровики, лисички, подберёзовики, подосиновики.

2. Составление предложений по вопросам с опорой на картинку.

Работа в тетрадях. Е. М. Косинова, «Лексическая тетрадь№2», тема «грибы».

Логопед: Сколько и каких грибов нашёл Иван?

Дети: Иван нашёл три подосиновика и три лисички.

Логопед: Какие грибы нашла Инна?

Дети: Инна нашла два боровика и два подберёзовика.

Логопед: Дети нашли грибы и решили узнать: как они пахнут.

3. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Наклонитесь вперёд, руки опустите, сделайте вдох носом, приподнимитесь и сделайте выдох ртом (упражнение выполняется 5 раз).

4.Знакомство со звуком И.

Логопед: Послушайте слова и скажите, какой звук повторяется во всех этих словах: Инна, Иван, лисички, подосиновики?

Дети: Звук И.

5. Артикуляция звука.

 Слайд № 2.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришёл Иван. Он нам поможет учить звук И (показывает символ звука И). Звук И гласный звук, всегда красный (раздаёт символы звука И детям).

Логопед: Символ звука И длинный красный прямоугольник, звук И гласный

Слайд № 3.

Логопед: ИИИ – плачет девочка.

Слайд № 4.

Логопед: ИИИ – свистит чайник.

Слайд № 5.

Логопед: Растяните губки в улыбке, посмотрите в зеркала и произнесите долго звук: ИИИ (раздаёт зеркала).

6. Развитие силы и модуляции голоса.

Слайд № 6.

Логопед: Помогите  Ивану  произнести звуки тихо и громко.  

Дети произносят звук  И по символам: маленький прямоугольник – тихо, большой прямоугольник – громко.

Слайд № 7.

Дети произносят звук  И с постепенным повышением голоса: и и и и.

7. Определение  в словах первого гласного звука.

Слайд № 8 .

Логопед: Послушайте названия картинок. Логопед объясняет смысловое значение незнакомых слов. Чётко протягивая первый звук , произнесите название картинки, обозначьте звук И символом на схеме.

Слайд № 9 .

Логопед:ИИИрис

Дети: ИИИрис, кладут символ звука И в начало схемы.

Слайд № 10.

Логопед:ИИИзбы

Дети: ИИИзбы кладут символ звука И в начало схемы.

Слайд № 11.

Логопед:ИИИва

Дети: ИИИва кладут символ звука И в начало схемы.

Слайд № 12.

Логопед: ИИИглы

Дети: ИИИглы кладут символ звука И в начало схемы.

8. Гимнастика для глаз

Слайд № 13 (для учителя- логопеда).

Любопытный Иван

Смотрит вправо (посмотреть глазками на правое ухо),  

Смотрит влево (посмотреть глазками на левое ухо),

Смотрит вверх (посмотреть вверх),

Смотрит вниз (посмотреть вниз),

Чуть присел он на карниз (посмотреть на кончик носа),

А с него свалился вниз (посмотреть на пол).

9. Игра с картинками «День- ночь»

Слайды № 14 – 19.

На экране 4 картинки с изображениями предметов: избы, ирис, иглы, ива.

Логопед: День. Запомните картинки глазками.

Логопед: Ночь, закройте глазки.  

Логопед: День, откройте глазки. Чего не стало?

Дети: Не стало изб и ириса.

Логопед: День. Запомните картинки глазками.

Логопед: Ночь, закройте глазки.  

Логопед:  День. Откройте глазки. Чего не стало?

Дети: Не стало игл и ивы.

10. Динамическая пауза.

Слайд № 20 (для учителя- логопеда).

Логопед: Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Логопед: Давайте расскажем об осени.

И-И-И – ты на осень посмотри (три хлопка, руки вперёд).

И-И-И –  целый день идут дожди (три хлопка, движения рук вниз).

И-И-И – зонтик ты с собой возьми (три хлопка, сомкнуть руки над головой).

11. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков

Слайд № 21 (для учителя- логопеда).

Игра с мячом.

Логопед: Сколько звуков в звукосочетании  АИ?

Дети: Два звука.

Логопед: Назовите первый и второй звуки.

Дети: Первый звук А, второй звук И.

Логопед: Сколько звуков в звукосочетании  УИ?

Дети: Два звука.

Логопед: Назовите первый и второй звуки.

Дети: Первый звук У, второй звук И.

Логопед:  Как сказать вместе И  А?

Дети: ИА.

Логопед: Как сказать вместе И  У?

Дети: ИУ.

12. Чтение звуков по символам.

Слайд № 22 – 23.

Логопед: Догадайтесь, что хочет сказать клоун? Что хочет сказать ослик?

Дети: УИ, ИА.

13. Подведение итогов.

Логопед: Какой звук учили, какие слова запомнили?

Слайд № 24.

Логопед: Посмотрите, Иван вам дарит много разноцветных листьев и говорит вам «спасибо».

Литература.

Ткаченко Т. А.Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М,: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.

Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Логопедическая тетрадь. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.

Филичева Т.А., Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ». Издательство «Просвещение», 2008

Косинова Е. М: «Лексическая тетрадь № 2»