Пособие "Познаю, играю"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Сидоренко Татьяна Владимировна

Материал по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ПОЗНАЮ ИГРАЯ»

Кувшинова Екатерина Юрьевна,

Сидоренко Татьяна Владимировна,

Шарыгина Марина Юрьевна.

Развитие речи ребенка – одна из наиболее важных проблем в дошкольном возрасте. Правильная, сформированная речь – одно из главных условий готовности к школьному обучению. Необходимость также формирования запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе, познавательных процессов привели к созданию этого пособия.

Работа с пособием позволяет:

  • объединять наглядность и практические задания;
  • знакомить детей  с окружающим миром с помощью различных анализаторов (слухового, зрительного и двигательного);
  • заинтересовать детей играми и упражнениями, позволяющими развивать словарный запас, формировать грамматический строй речи и связную речь;
  • развивать у детей слуховое и зрительное восприятие, внимание, память и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификацию);
  • формировать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию детей;
  • влиять на стремление детей к конечному достижению цели, заинтересованность в результате своей деятельности, адекватно оценивать результат своей деятельности;
  • оказать помощь педагогам и родителям в подборе материала к занятиям, в проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в каждой возрастной группе.
  • развивать у детей пространственную ориентацию на плоскости, на листе, зрительно – пространственную координацию.

По этим альбомам дети под руководством взрослых отвечают на вопросы, играют, составляют рассказ, рисуют и т.п. Ответы детей  уточняются и закрепляются взрослыми.

Материал для ознакомления с окружающим миром и развития речи разделен на 3 альбома в соответствии  с возрастом: 4-5 лет (Средняя группа), 5-6 лет (Старшая группа), 6-7 лет (Подготовительная группа), а внутри альбомов  - группируется по лексическим темам («Игрушки», «Овощи», «Посуда» и т.д.). В каждой теме решается задача подготовка руки ребенка к  письму в соответствии с возрастными возможностями, которая включает в себя развитие мелкой моторики, изобразительно – графический навыков, зрительно – моторной координации.

Во вкладышах к каждому альбому представлены цветные предметные картинки по каждой теме для игр по развитию психических процессов: внимания, памяти и мышления.

Постепенное усложнение материала, разделенного по возрастам и  лексическим темам, позволит последовательно решать основное назначение данного пособия: сформировать навыки речевой активности детей, обогащение, уточнение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи и связной речи.

К каждой теме даются черно/белые иллюстрации, речевые игры, игры по развитию произвольного и непроизвольного внимания, кратковременной и долговременной памяти, логического  мышления, задания по формированию графо – моторных навыков.

Альбом: 4-5 лет (Средняя группа)

Игры по грамматическому оформлению предложения:

  • изменение существительных в уменьшительно – ласкательной форме (игра «Назови ласково»);
  • изменение существительных единственного числа в родительном падеже (игра «Прятки»);
  • изменение существительных по числам (игры «Один-много», «Много – один»);
  • согласование существительных с прилагательными (игра «Какой, какая»);
  • согласование существительных с местоимениями (игра «Жадина»);
  • образование звукоподражательных глаголов (игра «Как подают голос?»).

Игры по развитию связной речи:

  • обучение отвечать на вопросы «кто это?», «что это?», падежные вопросы (игра «Ответь на вопросы», «Угадай по описанию» «Угадай по части тела»);
  • составление предложения по картинке, опорным словам (игра «Составь  предложение»);
  • называние действия предмета, признака предмета (свойства, качества, действия) (игра «Что делает, какой?», «Опиши предмет», , «Сравни предметы по признакам»);
  • добавление слова к предложению (игра «Добавь слово»).

Игры по развитию психических процессов:

  • развитие зрительного внимания и памяти (игра «Что изменилось, чего не стало?»);
  • развитие мышления – конкретизация и обобщение понятий (игра «Найди картинки»);
  • развитие слуховой памяти и внимания (игра «Цепочка слов»).

Игры по развитию графо - моторных навыков, мелкой моторики:

  • раскрашивание, не выходя  за контур;
  • обводка по контуру,  с помощью кальки, по прерывистому контуру;
  • проведение линий (прямых, волнистых, ломаных, прерывистых, закругленных);
  • рисование, дорисовка (точки, круги по образцу и т.п.);
  • работа с пластилином, ниткой, прищепками, бумагой, ножницами, с мелкими деталями (крупами и т.п.), и др.
  • нанизывание мелких деталей (бус, макаронных изделий и пр.), элементарная шнуровка.

Альбом 5-6 лет (Старшая группа)

Игры по грамматическому оформлению предложения:

  • образование относительных прилагательных (игра «Какой, какая?»);
  • образование прилагательного от существительного (игра «Из чего?»);
  • образование прилагательных от глаголов (игра «Скажи как я»);
  • образование глаголов от существительных (игра «Скажи как я»);
  • изменение существительных во множественном падеже родительного падежа (игра «Прятки»);
  • изменение существительных с суффиксами –ищ, -ит (игра «Измени слово»);
  • согласование существительных с числительными до 5 и обратно (игра «Посчитай»);
  • изменение существительных по падежам (игра «Добавь слово»);
  • формирование антонимов (игра «Наоборотка»).

По  развитию связной речи:

  • составление описания и сравнения по признакам (игра «Опиши», «Угадай по описанию», «Сравни предметы»);
  • установление последовательности (игра «Что дальше?»);
  • составление рассказа по последовательным картинкам (игра «Расскажи по порядку»).

По развитию психических процессов:

  • развитие  зрительного внимания и памяти (игра «Парочки»);
  • развитие логического мышления (игра «4 лишний»).

По развитию графо - моторных навыков, мелкой моторики:

  • штриховка в разных направлениях, разными линиями;
  • рисование, дорисовка (геометрические формы и др.);
  • раскрашивание по номерам, по образцу;
  • работа в клетках по образцу, инструкции (игра «Нарисуй по образцу», «Продолжи дальше», «Прогулка в лес»).
  • шнуровка.

Альбом 6-7 лет (Подготовительная группа)

Игры по грамматическому оформлению предложения:

  • образование приставочных глаголов (игра «Измени действие»);
  • образование притяжательных прилагательных (игра «Чья, чей?»);
  • согласование существительных и прилагательных с числительными до 10 и обратно (игра «Посчитай»);
  • согласование слов в предложении с предлогами (игра «Где, куда?»);
  • спряжение глаголов  с местоимениями (игра «Я, ты», «Мне, тебе»);
  • сложносоставные слова (игра «Скажи одним словом»);
  • формирование антонимов (игра «Наоборотка»).

По  развитию связной речи:

  • сравнение  предметных, сюжетных картинок, предметов (игра «Чем отличаются, что общего?»);
  • составление рассказов (игра «Расскажи по картинке»);
  • пересказы (игра «Расскажи сначала»);
  • определение слов (игра «Что такое?»);
  • установление причинно – следственных связей (игра «Почему?»).

По развитию психических процессов:

  • развитие  слухового внимания и памяти (игра «Повтори цепочку слов», «Положи картинки по порядку»);
  • развитие мышления -  классификация (игра «Разложи картинки по группам»).

По развитию графо - моторных навыков, мелкой моторики:

  • обводка, не отрывая руки;
  • дорисовка по образцу, зеркально по клеткам и без;
  • графический диктант;
  • расстановка точек в соответствии с образцом;
  • копирование фигур и узоров по точкам, по клеткам.

Все задания, игры, предлагаемые в альбомах для выполнения ребенком, подобраны по возрасту, создают положительный эмоциональный фон, при котором дети успешно усваивают учебный материал. Например для игры «Назови ласково» для 4-5 лет в теме «Овощи» предлагаются большие и маленькие картинки овощей, для  игры «Один – много» предлагаются по 2 картинки каждого овоща для простоты и наглядности обучения этим играм. Дети, используя наглядность, получают возможность описывать предмет (размер, цвет, форма).

В школе у многих детей появляются проблемы с пересказами, описанием картин, в высказывании своей точки зрения и т.п. Поэтому в альбомах уделяется большое внимание развитию связной речи у детей. Задания по диалогической и монологической связной речи соответствуют возрастным особенностям детей. В каждом возрасте свои требования  к связной речи. Например, ребенок 4-5 лет может отвечать на вопросы и составлять предложение по картинке, но нельзя требовать в этом возрасте пересказа или составления рассказа, хотя не исключено, что некоторые дети смогут сделать и это.

Еще одна школьная трудность, вызывающая затруднение в обучении – это неготовность руки к письму (напряжение, тремор, моторная неловкость, неряшливость при письме и пр.). Приоритетными в альбоме являются задания по развитию мелкой моторики, графо - моторных навыков, зрительно – двигательной (моторной) координации. Для детей 4-5 лет дополнительно даются задания к темам с использованием пластилина, бумаги, круп и т.д. Для 5-6 лет кроме штриховки, где  ребенок «режет» овощи и фрукты, дорисовывает чешую у рыб, перья у птиц и т.д., ребенок учится ориентироваться на листе в клетку, развиваются сукцессивные способности у детей.  Для детей 6-7 лет предложены упражнения по развитию зрительно – пространственной координации, зрительному гнозису и праксису.

Обучение, по мнению Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому практические задания являются главными в этом пособии. Приведем несколько примеров, в том числе оречевления деятельности:

  • ребенок, обводя птицу по контуру или раскрашивая ее, называет соответственно ее части;
  • ребенок срисовывает по клеткам цветок, при этом описывая его;
  •  ребенок описывает дом по картинке, обводя его детали («Дом широкий, у дома треугольная крыша, квадратное окно» и т.д.);
  • ребенок срисовывает картинку по точкам, а вслух комментирует направление движения («2 клетки вверх, 4 клетки направо, 2 клетки вниз» и т.д.);
  • по инструкции взрослого ребенок дорисовывает предметы на листе, а потом рассказывает, где они расположены (слева, посередине, наверху и т.д.);
  • по инструкции взрослого ребенок рисует графический диктант, а потом самостоятельно повторяет диктовку по своему рисунку.

Занимательная форма предложенных заданий и игр способствует повышению познавательной активности детей, созданию комфортного эмоционального фона в совместной деятельности со взрослым, и, в первую очередь, с родителями.

Родители заметят, что совместные занятия с ребенком улучшают взаимоотношения в семье, устанавливаются доверительные отношения между ребенком и родителями,  родители начнут лучше понимать своего ребенка, причины его затруднений,  и обучающе- развивающие занятия   с ребенком будут эффективными.

Включать семью в образовательный процесс необходимо, так как родители несут ответственность за воспитание ребенка, им необходимо осознавать свою роль в воспитании и развитии  ребенка, а также,  у них появляется возможность адекватно оценить  психофизическое развитие своего ребенка, то есть правильно воспринимать своего ребенка.  А тем более ребенка с речевой патологией и психическими особенностями.  

Руководствуясь возможностями родителей, их интересами была выбрана самая оптимальная форма работы. Доступность, простота и систематичность изложения материала, подобранного с учетом возрастных показателей помогут повысить мотивацию родителей, их компетентность в педагогическом процессе. Акцентируется внимание родителей на возрастные показатели  развития речи у детей в норме.

Родителям рекомендована для занятий одна тема в неделю, но играть следует в течение недели. Важно не перегружать ребенка за одно занятие и желательно повторять игры в следующие дни,  а особенно повторять игры, при которых возникали трудности. Продолжительность занятия для ребенка 4-5 лет не должно превышать 15 минут, 5-6 лет 20 минут, 6-7 лет  30 минут.

Для родителей ко всем играм подобраны ответы и примеры, проставлены ударения в словах, чтобы у них не возникали вопросы в правильности ответов.

Это пособие помогает  родителям, чтобы они не оставались один на один с трудностями своего ребенка, проблемы ребенка становятся не личным делом  семьи, а социальным. А целенаправленность, последовательность и систематичность занятий приведут к конечной цели – готовности ребенка к школьному обучению.

В процессе работы с этим пособием над такими образовательными областями как коммуникативно – личностное, познавательно – речевое развитие, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей,  на выходе к школе ребенок владеет начальными представлениями о себе, окружающем мире, проявляет любознательность, обладает развитым воображением, у ребенка развита мелкая моторика, появляется уверенность в своих силах, он способен к волевым усилиям, в том числе доводить начатое дело до конца, способен к принятию решений, опираясь на свои знания, умения и навыки в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, конструировании, изобразительной).

Список литературы

1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико –грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2003 год.

2.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа. -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-144 с.

3.Гаврина С. В., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Тетради для самостоятельных занятий  детей 5-7 лет без помощи взрослых. – М. «Астрель»,2007г.

4.Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий и сюжетные картины. – М.: .Издательство «Гном и Д.», 2009 год.

5.Граб «Развиваем графические навыки» - М.: «Гном и Д», 2007 год.

6.Киселева Г.А. Книжка-учишка Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6  лет. Выпуск 2. –М.: Издательство «Книголюб», 2002 год.

7.Колесникова Е. В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет. - Изд.2-е, переработанное. - М.: Издательство "Ювента", 2004. - 160 с.: ил.

8.Подрезова И.А. Система работы по развитию графических навыков у детей 5-7  лет с нарушениями речи. Рабочая тетрадь и альбом упражнений. –М.: «Гном и Д.», 2009 год.

9.Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. Издательство: «Владос», 1994 г.

10.Смирнова Л.Н., Овчинникова С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5, 5-6, 6-7 лет. 2 издание. – М.: «Мозаика – Синтез», 2009 год.

11.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1,2,3,4, 2 издание. – М.: «Гном и Д.», 2007 год.

12.Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования – М.: «АСТ-АСТРЕЛЬ», 2005 год.

13. «ФГОС дошкольного образования» Проект 2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «МОРЕ РАДОСТИ» по социально-личностному развитию детей старшей группы (образовательная область «Социализация») по методическому пособию «Познаю себя» М.В.Корепановой и Е.В.Харламовой

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ГОРОД САРАТОВ»АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯМуниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вид...

Методическая разработка по использованию тактильного пособия "Познаю мир руками"

Данное пособие развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, цветовосприятие (для детей с остаточным зрением) и ориентировку в пространстве....

Многофункциональное дидактическое пособие «Познай-ка»

Изготовлено в виде ширмы, состоящей из трех деревянных каркасов,  обтянутых плотной белой тканью. На центральной стенке оформлено импровизированное окно и крыша, что делает ширму похожей на «тере...

Учебно-методическое пособие "Познаем мир вместе"

Учебно-методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Познаем мир вместе"...

Дидактическое пособие "Познаем мир с Фребелем"

Данный материал предназначен для педагогов и родителей детей дошкольного возраста...

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Познай-Ка»

Дидактическое пособие предназначено длядетей дошкольного возраста,. как с нормой развития, так и для детей с ОВЗ...

Паспорт дидактического пособия – ЛЭПБУК Название пособия: «ПОЗНАЮ МИР»

В лэпбуке представлены игры и речевой материал по развитию речи посредством ознакомления с окружающим миром. Пособие способствует развитию зрительного внимания, логического мышления, мелкой моторики, ...