Конспект индивидуального занятия
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Ярош Оксана Николаевна

Целью всей нашей работы как специалистов, учителей - дефектологов, тифлопедагогов является получение положительно-эмоционального отклика от каждого ребенка и его эмоционально комфортное пребывание в образовательной среде учреждения. Мы помним, что каждое НОД должно содержать материал вызывающий удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут, поскольку зрительная перспектива ребенка с нарушением зрения непредсказуема. При этом важно, безусловно, учитывать возраст детей, их диагноз, да и общее их развитие, так как методы и приемы, используемые для раннего или среднего возраста, конечно же, не подходят для подготовительной группы. Чаще всего для привлечения внимания детей с нарушением зрения мы ориентируемся на яркие, контрастные, рельефно-дидактические, тактильные пособия, привлекаем материал для активизации сохранных анализаторов (аудиальные записи, обонятельные и осязательные сенсорные эталоны), что вызывает интерес и желание расширить свой чувственный опыт словарный запас, а дефектолог решает задачу преодоления вербализма знаний. Новые факты, неожиданные открытия, обновленный чувственный  опыт, нестандартный подход к уже известному - вот что привлекает ребенка с нарушением зрения к образовательному и лечебному процессу. Реализуя программу информатизации в нашем детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, позволяющим значительно разнообразить работу с детьми с нарушением зрения как на занятиях педагогов ДОУ, повышая мотивацию к учению так и в работе дефектологов на разных этапах деятельности: при диагностическом обследовании, при подготовке к аппаратному лечению, при организации коррекционно-развивающей работы с целью снижения эмоционального дискомфорта. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает эффективнее работать нашим педагогам, а нашим малышам - получать системное лечение на офтальмологических аппаратах, стабильные необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект НОД инд. тифлопедагог78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Педагог-дефектолог – 2014»

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

Учитель дефектолог, тифлопедагог высшей

квалификационной категории МБДОУ №125

О.Н. Ярош

Тема: «В гостях у Доктора Айболита»

Цель: формирование эмоционального комфорта в период предаппаратной подготовки детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

Основные задачи:

 - образовательные:  закреплять у ребенка представления о роли тренировки для зрения, познакомить с программой «Мышка»;

 - обучающие: учить дополнять свое нарушенное зрительное восприятие информацией об окружающем, полученной с помощью сохранных анализаторов;

- воспитательные: формировать стремление к здоровому образу жизни, представления о своих собственных зрительных возможностях, подводить детей к выполнению назначений врача офтальмолога;

- коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-двигательную координацию, развивать мелкую моторику рук.

Место проведения: кабинет учителя-дефектолога МБДОУ №125

Оборудование и материалы: игрушка Доктора Айболита, дидактическая игра «Таблица Орлова», Волшебный мешочек, муляжи овощей и фруктов, пазлы "Фрукты - овощи", рельефно - тактильные альбомы овощей и фруктов / ТОСБС; сост. Н.П. Мызенкова, альбом - раскраска, специализированная компьютерная программа Ремезовой Л.А., Буковцовой Н.И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий», ноутбук с программой зрительной гимнастики с использованием компьютерной программы "Мышка" в программе Microsoft Power Point, тактильно-дидактическое пособие «Волшебный песочек».

Содержательная часть:

Дефектолог: «Здравствуй! Сегодня у нас в гостях доктор Айболит (выставляется игрушка). Он пришел к нам не с пустыми руками. Посмотри, у него в руках конверт с заданиями. Доктор Айболит предлагает нам его открыть и выполнить задания».

Дефектолог: Давай откроем и выполним первое задание. Посмотри, что в конверте?

Ребенок: - В конверте контурные фигурки животного

Дефектолог: - Какого?

Ребенок: Кошки

Дефектолог: Правильно

Перед нами кошечки, рассмотри их внимательно

Ребенок: они отличаются друг от друга

Дефектолог: рассмотри их, чем они отличаются друг от друга

Ребенок: «У одной кошечки нет хвоста, а у другой ушей».

Дефектолог: Правильно. А давай сделаем одну кошечку, у которой будут и хвост и ушки». Как это можно сделать?

Ребенок. Наложить

Дефектолог правильно

Ребенок: выполняет задание

Дефектолог отмечает, что данное упражнение пригодиться ребенку при лечении на аппаратах

Дефектолог: «А теперь, Доктор Айболит предлагает рассмотреть игрушку близко и на расстоянии (лечебная тренировка цилиарной мышцы). Сначала в очках, а затем без очков. Правым глазом, затем – левым. Что ты замечаешь?!

Ребенок: «В очках видеть лучше. И игрушка «прыгает».

Дефектолог: Правильно. «В очках предмет виден четче, ярче, с деталями. Без очков предмет на расстоянии или не виден, либо воспринимается нечетко, контур его может быть размыт, многие детали выпадают, труднее определить пространственное расположение частей. Какой мы можем сделать вывод?

Ребенок «В очках удобнее рассматривать игрушки, можно больше узнать о предмете или о том, что происходит далеко от тебя». И беречь зрение.

Дефектолог: «Помни, пожалуйста, если зрение нарушено, то необходимо носить очки, они помогают нам лучше видеть и сохранить зрение».

Дефектолог: «А теперь отгадай загадку».

Чтобы глазик был здоров, чтоб забыть про докторов

Нужно правильно питаться, есть чернику, апельсины

И забудешь про ангины, принимая… (витамины)

Дефектолог: «Доктор Айболит хочет тебе рассказать о том, что наш глаз «дышит и питается» и ему необходимы витамины и предлагает сыграть в игру «Полезные витамины для глаз» (ребенок выкладывает пазлы с изображением фруктов и овощей). Дефектолог сопровождает действия ребенка сопроводительной беседой закрепляющего характера (Какого цвета апельсины?, какой формы огурец?, чем полезна морковь? и т.д.)

Дефектолог: «А теперь Доктор Айболит предлагает тебе потренировать глаза» - проводится зрительная гимнастика с использованием компьютерной программы "Мышка" способствующая развитию навыков работы на компьютере в программе Microsoft Power Point и закреплении прослеживающей функции глаза и координации глаз-рука.

Дефектолог: «Доктор Айболит предлагает подумать, кто еще может помочь нашим глазам получать информацию о разных предметах? Отгадай еще одну загадку:

Пять братьев, пять братьев,

Годами равные, ростом разные.»

Ребенок: «Это рука».

Дефектолог: Верно, нарисуй  волшебный рисунок на песке. Сначала палочкой на мокром песке (на индивидуальном контейнере), а затем предлагает выполнить рисунок  на дидактическом пособии «Волшебный песочек» (в процессе рисования на песке дефектолог ведет сопроводительную беседу с выяснением качества объекта, эмоциональное ощущение от объекта и работы, - Какого цвета песок? Какого качества? Сыпучий? Влажный?...)

Дефектолог: Доктор Айболит предлагает нам поиграть с тобой в игру «Найди нужный предмет» (вариант «Волшебный мешочек с крупой»). Ребенок  наощупь находит, достает и называет муляжи овощей и фруктов по заданию дефектолога с речевым сопровождением выполненных действий, с выяснением эмоционального отношения к происходящему

Эмоционально-позитивная оценка действий ребенка: «Молодец! ты хорошо выполнил работу»

Дефектолог: «А теперь мы предлагаем Доктору Айболиту понаблюдать за нашей игрой «Перенеси мышкой нужные предметы» (Специализированная компьютерная программа Ремезовой Л.А., Буковцовой Н.И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий»)

Ребенку предлагается сгруппировать предметы по общим признакам. Показ педагога работы в специализированной компьютерной программе «Развиваем зрительные способности», Ремезовой Л.А., Буковцевой Н.И.,2008

Дефектолог: « - а теперь попробуй ты…»

Ребенок выполняет задания по группировке предметов в программном продукте.

Дефектолог: «Как ты думаешь, что способствует закреплению нашего зрения?»

Ребенок: «Лечение на аппаратах».

Дефектолог: «Правильно, сегодня ты замечательно поработал, предлагаю пройти в кабинет с офтальмологическими аппаратами и выполнить упражнения, которые назначил тебе врач. А Доктор Айболит прощается с тобой и дарит тебе подарок, за твою отличную работу, эту раскраску, которую ты можешь раскрасить в группе в свободное время».

САМОАНАЛИЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ЯРОШ О.Н.

При разработке и планировании индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения мы ориентируемся на организацию структуры и соблюдение условий непосредственной образовательной деятельности, согласно которой на начальном этапе реализуется проектировочный этап, предполагающий определение темы и ведущих понятий, целевой установки непосредственной образовательной деятельности. На наш взгляд выбранная нами тема актуальна как для педагога, так и ребенка, поскольку предполагает формирование знаний об органе зрения, о роли тренировки для зрения, о сохранных анализаторах. Тема на наш взгляд понятна ребенку, так как дает представления о том, как охранять свое зрение и как не бояться лечения формирует первые навыки работы на компьютере в виде зрительной гимнастики с использованием компьютерной программы "Мышка" в программе Microsoft Power Point, работа в специализированной компьютерной программе «Развиваем зрительные способности», Ремезовой Л.А., Буковцевой Н.И., 2008, а также развивает зрительное восприятие с помощью технического продукта.

Тема занятия соответствует содержанию и имеет четкую логически связанную линию, объединённую единым сюжетом.

Данная тема закреплена учебным планом, в соответствии с ежегодным планированием работы учителя-дефектолога. Основные понятия, рассматриваемые на занятии тесно связаны со спецификой дефекта, т. е «зрительная гимнастика» предполагающая тренировку различных групп мышц глаза, а именно цилиарной мышцы, а так же мышц глазного яблока.

Безусловно, элементы занятия в дальнейшем будут включены практически во все виды детской деятельности. Это и в игре дети смогут самостоятельно работать в программе в свободном доступе, использовать полученные знания дальнейшем на других НОДах.

Разрабатывая каждое занятие, мы долго раздумываем над задачами и программным  содержанием в нашем случае это:

- образовательные: закреплять у ребенка представления о роли тренировки для зрения, познакомить с программой Microsoft Power Point «Мышка» и «Развиваем зрительные способности», Ремезовой Л.А., Буковцевой Н.И., 2008

- обучающие: учить дополнять свое нарушенное зрительное восприятие информацией об окружающем, полученной с помощью сохранных анализаторов;

- воспитательные: формировать стремление к здоровому образу жизни, представления о своих собственных зрительных возможностях, подводить детей к выполнению назначений врача офтальмолога;

- коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-двигательную координацию, развивать мелкую моторику рук.

В процессе подготовки к занятию нами были подобраны и использованы следующие медиа-продукты: специализированная компьютерная программа Ремезовой Л.А., Буковцовой Н.И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий», ноутбук с программой зрительной гимнастики с использованием компьютерной программы "Мышка" в программе Microsoft Power Point, тактильно-дидактическое пособие «Волшебный песочек».

В содержание занятия были включены загадки, силуэтные картинки «Кошечка», офтальмо-дидактический тренажер

Основным использованным оборудованием явилось: игрушка Доктора Айболита, дидактическая игра «Таблица Орлова», «Волшебный мешочек», муляжи овощей и фруктов, пазлы "Фрукты - овощи", рельефно - тактильные альбомы овощей и фруктов / ТОСБС; сост. Н.П. Мызенкова.

На предварительном этапе работы в группе в свободной деятельности, дети рассматривают и манипулируют (прикладывают, накладывают и т.д.) с контурными изображениями элементов иллюстраций используемых на офтальмологических аппаратах: цыплёнок - яйцо, машина гараж, рыба-аквариум, в нашем случае мы использовали комплект «Кошечка». На фронтальных занятиях воспитателя закрепляются элементы зрительных гимнастик. Дети получают необходимый запас знаний и возможности охраны собственного зрения, которое в дальнейшем в образовательном процессе в школе могут использовать самостоятельно.

Безусловно, наиболее значимым фактором, в работе тифлопедагога, является формирование чувственного опыта и соответствующего ему словарного запаса, поскольку, важным моментом в работе с детьми с нарушением зрения отводиться преодолению вербализма.

Как отмечалось, одной из задач нашей работы и данного занятия в частности, является формирование, соблюдение и использование здоровьесберегающих технологий  в соответствии с  требованиями СанПиН, поэтому всегда тщательно продумываются подходы к отбору дидактического материала этапы последовательности организации работы с отобранным материалом, вопросы смены видов деятельности. Главное, на наш взгляд,  при группировке занятия это – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового. Мы стараемся подбирать и продумывать логическую цепочку учебных заданий так, чтобы, в ходе них ребенок с нарушением зрения мог познакомиться и узнать что-то новое, продумывая новизну материала и его подачу, ориентируемся на его прошлый опыт, предлагая ему, воспроизведение уже изученного, развиваем творческий подход к выполнению задания и индивидуальность.

Конечно же, основой является соблюдение как общедидактических принципов: систематичности и последовательности; наглядности; доступности и посильности; учета возрастных особенностей ребенка; так и коррекционно-развивающих таких как «от простого к сложному», личностно-ориентированного подхода в воспитании, принцип педагогического оптимизма. В соответствии с таким подходом, мы используем задания подводящие детей к воспроизведению материала, способствующие осмыслению и  закреплению материала.

Важным, на наш взгляд, является формирование у ребенка с нарушением зрения положительной мотивации ко всему происходящему в ДОУ: снижению уровня психотравмирующей ситуации связанной как с адаптацией к детскому саду так и назначениями врача (ношение очков, окклюдоров, аппаратное лечение).

Целью всей нашей работы как специалиста, учителя - дефектолога, тифлопедагога является получение положительно-эмоционального отклика от каждого ребенка и его эмоционально комфортное пребывание в образовательной среде учреждения. Мы помним, что каждое НОД должно содержать материал вызывающий удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут, поскольку зрительная перспектива ребенка с нарушением зрения непредсказуема. При этом важно, безусловно, учитывать возраст детей, их диагноз, да и общее их развитие, так как методы и приемы, используемые для раннего или среднего возраста, конечно же, не подходят для подготовительной группы. Чаще всего для привлечения внимания детей с нарушением зрения мы ориентируемся на яркие, контрастные, рельефно-дидактические, тактильные пособия, привлекаем материал для активизации сохранных анализаторов (аудиальные записи, обонятельные и осязательные сенсорные эталоны), что вызывает интерес и желание расширить свой чувственный опыт словарный запас, а дефектолог решает задачу преодоления вербализма знаний. Новые факты, неожиданные открытия, обновленный чувственный  опыт, нестандартный подход к уже известному - вот что привлекает ребенка с нарушением зрения к образовательному и лечебному процессу.

Еще один важный момент, без которого возможно не всегда понятно почему не стоит загромождать как занятие так и помещение где работает тифлопедагог большим количеством пособий-это соблюдение «золотого» правила «ТИФЛО»- каждой веще свое место, т.е. ребенок с нарушением зрения должен четко знать где лежит какая вещь и класть ее на место.

Для примера нашей деятельности было выбрано индивидуальное занятие  с  вновь поступившим ребенком старшего дошкольного возраста с нарушением зрения находящегося в стадии адаптации к аппаратному лечению.

Начало НОД учителя-дефектолога предполагает организацию детей и концентрацию их внимания, мы посчитали, что интересным для ребенка будет встреча с известным персонажем «Доктором Айболитом». Это позволит привлечь внимание предстоящую деятельность и будет способствовать стимуляция интереса к ней, создаст эмоциональный настрой, а точные и четкие установки дефектолога на предстоящую деятельность позволят добиться наивысшей эффективности

В процессе совместной деятельности ребенка с нарушением зрения и дефектолога стимулировалась самостоятельная умственная и практическая деятельность ребенка, на наш взгляд все поставленные  задачи были выполнены. Практически в процессе каждой части НОД осуществляется индивидуализация обучения, предполагающая, использование минимальной помощи, советов, напоминаний, наводящих вопросов,  дополнительного показа и объяснения. Нами были созданы условия доброжелательного взаимодействия, способствующие максимального достижения результата ребенком. Хочется отметить, что, несмотря на то, что ребенок только поступил, но работает без боязни, пытается использовать не односложные ответы, а относительно развернутую речь, пытается обобщать и делать выводы по ходу работы. Нами также велась сопроводительная беседа по активизации и позитивной оценки деятельности ребенка в процессе выполнения заданий.

Окончание нашей НОД было посвящено подведению итогов и оценке результатов деятельности ребенка, подчеркивалась и поощрялась его самостоятельность и инициатива. По итогам  был включен сюрпризный момент в виде подарка книжки-раскраски, что на наш взгляд будет способствовать подъему интереса к работе с тифлопедагогом, установления длительного эмоционального контакта

Стоит отметить, что при всей позитивности проведенного занятия, т.е. при всех плюсах, можно отметить и минусы. Безусловно, явным плюсом является использование компьютерных программ как для зрительной гимнастики, т.к. и для зрительно-моторной координации, однако учитывая, что работа ведется с детьми с нарушением зрения, необходимо четко соблюдать гигиену работы на компьютере и следить за зрительно-охранительным режимом, не все получается при реализации самостоятельной деятельности на компьютере, как в виду отсутствия навыка, так и наличие зрительного дефекта. Но в то же время следует помнить, что компьютер не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет действия учителя-дефектолога, а не заменяет его.

Реализуя программу информатизации в нашем детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, позволяющим значительно разнообразить работу с детьми с нарушением зрения как на занятиях педагогов ДОУ, повышая мотивацию к учению так и в работе дефектологов на разных этапах деятельности: при диагностическом обследовании, при подготовке к аппаратному лечению, при организации коррекционно-развивающей работы с целью снижения эмоционального дискомфорта. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает эффективнее работать нашим педагогам, а нашим малышам - получать системное лечение на офтальмологических аппаратах, стабильные необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат.

Ярош Оксана Николаевна, учитель – дефектолог МБДОУ №125


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению. Тема занятия: Автоматизация звука [ Р] в словах .Прогулка с Карлсоном.

На данном занятии Карлсон приглашает ребёнка на прогулку. А что бы прогулка была увлекательной,Карлсон предлагает выполнить интересные задания!...

Конспект индивидуального занятия логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Р"

Автоматизация звука Р в прямых слогах и позиции в начале слова в виде таблицы....

Конспект индивидуального занятия № 2 (ОНР II уровень). Тема занятия: «Посуда».

Цели:  Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Посуда», «продукты».Задачи:Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образов...

Конспект индивидуального занятия № 3(ОНР II уровень). Тема занятия: «Мебель».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Мебель».Задачи:Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образовывать формы уменьшительно-ласк...

Конспект индивидуального занятия № 4(ОНР II уровень). Тема занятия: «Овощи».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Овощи».Задачи:Формировать умение образовывать формы уменьшительно-ласкательных имен существительных, имен существительны...

Конспект индивидуального занятия с ребенком 3-4-х лет с ОНР-1 уровня речевого развития по сказке "Три Медведя". План-конспект занятия по логопедии (младшая группа).

Конспект занятия с презентацией. Может быть использованно специалистами в индивидуальной и подгрупповой работе....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речевого восприятия в старшей группе. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ТЕЛО»

ЦЕЛЬ: закрепить с ребенком названия частей тела, их функции и роль для человека.ЗАДАЧИ: Образовательные: закрепить умение  ребенка свободно ориентироваться в своем теле; учить составлять предложе...