Конспект ООД в старшей логопедической группе "Поможем зимующим птицам"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Руппа Елена Вячеславовна

Тема: «Поможем зимующим птицам»

Интеграция областей: познавательная деятельность, речевая, социально-коммуникативная, физическая.

Цель занятия:

Обобщение знаний детей о зимующих птицах, развитие лексико-грамматических представлений и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы.

Интегрированные задачи:

·       познавательное развитие: закреплять классификацию «зимующие птицы», знания о сезонных изменениях в жизни птиц;

·       речевое развитие: развивать лексико-грамматический строй речи; развивать умение слышать поставленный вопрос и отвечать на него полным предложением;

·       социально-коммуникативное: вызвать интерес к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира; воспитывать бережное отношение к живой природе, доброжелательность.

·       физическое развитие: закреплять умение координировать движения с речевым сопровождением.

Педагогические технологии:

·        динамические паузы;

·        технология развивающего образования;

·        проблемные ситуации.

Методы: рецептивный, наглядно-практический, поисково-исследовательский.

Приемы: показ, демонстрация, рассказ, инструкции, вопросы к детям, дидактические игры.

Активизация словаря:

Зимующие птицы, белобокая,  желтогрудая, красногрудая, толстоклювая, короткоклювая,

Оборудование и наглядные материалы:

·        телевизор;

·        слайд с видами птиц;

·        иллюстрации по теме «Птицы»;

·        звуки вьюги, ветра, метели;

·        билеты с вопросами;

·        сувениры – по числу детей; 

·        дидактические игры «Сложи картинку», «Кого чем угостим?»

·        разрезные картинки «Зимующие птицы».

Ожидаемый результат:

Дошкольники обладают исследовательскими способностями, проявляют сообразительность, пытливость, инициативу; принимают живое участие в групповой беседе, умеют рассуждать, обосновывая свои высказывания, внимательно слушают собеседников

Предварительная работа:

·        беседы;

·        рассматривание альбома «Зимующие птицы»;

·       просмотр видео презентации из цикла «Времена года. Зима», «Зимующие птицы», «Как зимуют птицы»;

·       д/и «Найди птицу по описанию», «Какой птицы не стало?»;

·       чтение А. Яшин «Покормите птиц», В. Бианки «Синичкин календарь».

 

Форма ОД: «Путешествие в зимний лес»

I. Мотивационно - побудительный этап

 «Корзинка-загадка».

- Ребята, вас интересовало, чем же мы сегодня будем заниматься? Так вот приготовила я для вас «Корзинку-загадку». Давайте посмотрим ее содержимое… (дети называют)

- Как вы думаете, о чем у нас с вами сегодня пойдет речь? (предположения детей)

- Чтобы узнать, кто из вас оказался прав, нам придется отправиться в зимний лес.

 Звуки зимы: вьюга, метель, на экране зимний пейзаж леса; «прилетает» снежинка.

- Ребята, посмотрите, ко мне прилетела «волшебная снежинка» и она нас приглашает совершить прогулку по зимнему лесу.

Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь». (переход к основной части)

II. Основная часть: познавательно-речевые игры.

 (под музыку зачитываю стихотворение).       

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

-  Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют)

-  Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края)

- Ребята, я вижу здесь птиц (показ предметных картинок с изображением зимующих птиц на мольберте), значит, не все птички улетели.

- Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы? (Зимующие)

-  Ой, ребята, посмотрите, а нам снежок приготовил сюрприз.

(На столе лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц).

- Ребята, давайте соберём картинки и посмотрим, какая птица на ней нарисована.

Д/и «Сложи картинку (птичку)» (работа в парах)

Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждая пара называет свою птичку. Педагог просит  каждую пару найти на мольберте ту птицу, которая изображена у них на разрезной картинке и назвать.

-  Ребята, как вы думаете, легко ли птицам живется в зимнем лесу?

- Какие трудности поджидают птиц в зимние холода?

-  Как вы думаете, где птицам легче добыть корм? (Рядом с человеком)

-  А почему? (Человек их подкармливает)

- Ребята, какая птица прилетает к нам на зиму?

- Давайте превратимся в этих замечательных птиц.

Динамическая пауза: логоритмическое упражнение «Снегири».

Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.

Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка по бокам)

В красных майках снегири, (4 наклона головы вправо-влево)

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке. (на первое слово каждой строки частое потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам)

- Как много прилетело птиц, ребята, давайте их покормим!

- Ребята, как вы думаете, все ли птицы питаются одинаково?

- Верно подмечено. А чтобы правильно определить, любимую пищу птицы, необходимо рассмотреть ее клюв.

На примере воробья: если клюв маленький – зернышки и семена растений, хлебные крошки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_pomozhem_zimuyushchim_ptitsam.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

в старшей логопедической группе

Подготовила и провела:

воспитатель группы Руппа Е.В.

Образовательная область «Познание. Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Тема: «Поможем зимующим птицам»

Интеграция областей: познавательная деятельность, речевая, социально-коммуникативная, физическая.

Цель занятия:

Обобщение знаний детей о зимующих птицах, развитие лексико-грамматических представлений и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы.

Интегрированные задачи:

  • познавательное развитие: закреплять классификацию «зимующие птицы», знания о сезонных изменениях в жизни птиц;
  • речевое развитие: развивать лексико-грамматический строй речи; развивать умение слышать поставленный вопрос и отвечать на него полным предложением;
  • социально-коммуникативное: вызвать интерес к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира; воспитывать бережное отношение к живой природе, доброжелательность.
  • физическое развитие: закреплять умение координировать движения с речевым сопровождением.

Педагогические технологии:

  • динамические паузы;
  • технология развивающего образования;
  • проблемные ситуации.

Методы: рецептивный, наглядно-практический, поисково-исследовательский.

Приемы: показ, демонстрация, рассказ, инструкции, вопросы к детям, дидактические игры.

Активизация словаря:

Зимующие птицы, белобокая,  желтогрудая, красногрудая, толстоклювая, короткоклювая,

Оборудование и наглядные материалы:

  • телевизор;
  • слайд с видами птиц;
  • иллюстрации по теме «Птицы»;
  • звуки вьюги, ветра, метели;
  • билеты с вопросами;
  • сувениры – по числу детей;        
  • дидактические игры «Сложи картинку», «Кого чем угостим?»
  • разрезные картинки «Зимующие птицы».

Ожидаемый результат:

Дошкольники обладают исследовательскими способностями, проявляют сообразительность, пытливость, инициативу; принимают живое участие в групповой беседе, умеют рассуждать, обосновывая свои высказывания, внимательно слушают собеседников

Предварительная работа:

  • беседы;
  • рассматривание альбома «Зимующие птицы»;
  • просмотр видео презентации из цикла «Времена года. Зима», «Зимующие птицы», «Как зимуют птицы»;
  • д/и «Найди птицу по описанию», «Какой птицы не стало?»;
  • чтение А. Яшин «Покормите птиц», В. Бианки «Синичкин календарь».

Форма ОД: «Путешествие в зимний лес»

I. Мотивационно - побудительный этап

 «Корзинка-загадка».

 Ребята, вас интересовало, чем же мы сегодня будем заниматься? Так вот приготовила я для вас «Корзинку-загадку». Давайте посмотрим ее содержимое… (дети называют)

 Как вы думаете, о чем у нас с вами сегодня пойдет речь? (предположения детей)

 Чтобы узнать, кто из вас оказался прав, нам придется отправиться в зимний лес.

 Звуки зимы: вьюга, метель, на экране зимний пейзаж леса; «прилетает» снежинка.

 Ребята, посмотрите, ко мне прилетела «волшебная снежинка» и она нас приглашает совершить прогулку по зимнему лесу.

Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь». (переход к основной части)

II. Основная часть: познавательно-речевые игры.

 (под музыку зачитываю стихотворение).       

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

  Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют)

  Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края)

 Ребята, я вижу здесь птиц (показ предметных картинок с изображением зимующих птиц на мольберте), значит, не все птички улетели.

 Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы? (Зимующие)

  Ой, ребята, посмотрите, а нам снежок приготовил сюрприз.

(На столе лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц).

- Ребята, давайте соберём картинки и посмотрим, какая птица на ней нарисована.

Д/и «Сложи картинку (птичку)» (работа в парах)

Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждая пара называет свою птичку. Педагог просит  каждую пару найти на мольберте ту птицу, которая изображена у них на разрезной картинке и назвать.

  Ребята, как вы думаете, легко ли птицам живется в зимнем лесу?

 Какие трудности поджидают птиц в зимние холода?

  Как вы думаете, где птицам легче добыть корм? (Рядом с человеком)

  А почему? (Человек их подкармливает)

 Ребята, какая птица прилетает к нам на зиму?

 Давайте превратимся в этих замечательных птиц.

Динамическая пауза: логоритмическое упражнение «Снегири».

Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.

Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка по бокам)

В красных майках снегири, (4 наклона головы вправо-влево)

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке. (на первое слово каждой строки частое потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам)

 Как много прилетело птиц, ребята, давайте их покормим!

 Ребята, как вы думаете, все ли птицы питаются одинаково?

 Верно подмечено. А чтобы правильно определить, любимую пищу птицы, необходимо рассмотреть ее клюв.

На примере воробья: если клюв маленький – зернышки и семена растений, хлебные крошки.

На примере снегиря: если клюв широкий – ягоды, семечки.

На примере сороки: если длинный – кусочки сала,  хлеб, семена хвойных деревьев.

На примере клеста: если крючковатый – орехи, семена хвойных деревьев.

 Рассмотрите клюв своей птицы.

Д/и «Кого чем угостим?»

На тарелочках у вас лежат картинки с изображением разного вида корма.

 Какой корм понадобится вашей птице?

 Наелись птички. Давайте рассмотрим их внимательно. Какие они все разные. (Дети рассматривают птиц и рассказывают об их отличительных особенностях).

 Ребята, как вы думаете, почему их называют птицами? (Дети рассказывают о строении птиц.)

Д/и «Скажи какая? Какой?»  (словообразование)

 Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)

 А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая.)

 Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)

 Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая.)

 Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая.)

Зрительная гимнастика «Воробей»

(дети следят глазами за движением изображения воробья)

За окошком воробей

Прыгает по веткам,

Хочет что – то рассказать

Нашим малым деткам.

Мы поищем глазками

Шустрого воробушка.

Глазки смотрят, ищут птичку.

Где же птичка невеличка?

         (взгляд вдаль)

Д/и «Один – много». (Игра проводится с «волшебным снежком»)

Ворона – много ворон,

Сорока – много сорок,

Синица – много синиц,

Снегирь – много снегирей,

Клёст – много клестов,

Дятел – много дятлов,

Голубь – много голубей,

Воробей – много воробьёв.

 Ребята, теперь давайте посчитаем сколько птиц прилетело  к нам. (дети считают)

III. Итог занятия.

 Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили. Что вам понравилось?

 Как мы можем помочь зимующим птицам пережить голодную, холодную зиму?

 А куда мы  будем насыпать корм?

 Когда вы пойдете гулять, возьмите с собой корзинку и ее содержимое выложите в кормушку.

Мы в самом начале недели начали формировать альбом «Зимующие птицы». После сегодняшнего занятия, какие иллюстрации мы должны поместить в этот альбом? (Кормушку и корм)

 Молодцы, я вас хвалю и за помощь птицам благодарю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей логопедической группе "Домашние птицы"

Данное занятие было подготовлено и проведено в рамках совместного проекта детского сада и Кировской фабрики игрушек "Весна". Интересное занятие. Детям понравилось!...

конспект занятия в старшей логопедической группе "Перелетные птицы весной"

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей логопедической группе....

Конспект НОД в старшей логопедической группе «Зима. Зимние виды спорта»

Цель: Обогащение и активизация словаря о зиме, зимних видах спортаОбразовательные задачи:1. Закрепить и систематизировать знания и представления детей о зиме, зимних видах спорта.2. Активизировать и о...

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Жизнь птиц весной."

Конспект занятия по обучению детей грамоте "Жизнь птиц весной" с использованием компьютрных технологий, с элементами квест технологий. Для детей подготовительной группы.В занятии используетс...

Конспект занятия в старшей группе тема: «Зимующие птицы»

Цель: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Зима. Зимующие птицы"

Закрепление знаний и представлений детей о зиме и зимующих птицах....