Ранняя весна
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Горбунова Анастасия Андреевна

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР.
Лексическая тема: Ранняя весна.
Логопедическая тема: Развитие связной речи (обучение навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Голышева А.А.

КОНСПЕКТ  ПОДГРУППОВОГО  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОНР

Тема:         Ранняя весна                

Лексическая тема -         Весна

Логопедическая тема -         Развитие связной речи

Задачи:

  1. Развивать навыки связной речи.
  2. Обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин.
  3. Актуализировать и расширять словарный запас по лексической теме «Весна».
  4. Закреплять знания о перелетных и неперелетных птицах.
  5. Формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин.
  6. Закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развернутых предложений.
  7. Упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам.
  8. Закреплять навык составления схемы предложения.
  9. Развивать творческое воображение и логическое мышление.
  10. Совершенствовать общую  моторику.
  11. Совершенствовать и развивать умение выполнять действия согласно заданному алгоритму.
  12.  Воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.
  13.  Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность.
  14.   Воспитывать интерес к занятиям с логопедом.

Оборудование:  Серия сюжетных картинок «Скворечник», предметные картинки с птицами (скворец, голубь, снегирь, ворона, грач, дятел, воробей, ласточка, сорока, синица), схемы предложения.

План занятия:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

III. Изучение нового материала.

IV. Динамическая пауза.

V. Закрепление изученного материала.

VI. Подведение итогов занятия.

VII. Оценка деятельности учащихся.

VIII. Организация окончания занятия.


Ход Занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I. Организационный момент.

- Здравствуйте!

Встаньте ровно около своих мест.

Здороваются, встают около своих мест.

II. Сообщение темы занятия.

- Сейчас сядет тот, кто ответит мне на вопрос:

- Какое сейчас время года?

- Какая сейчас часть зимы (начало, середина, конец)?

- Какой сейчас месяц?

- Какое время года скоро наступит (после зимы)?

- Какой первый месяц весны наступит?

- Сегодня мы будем обсуждать наступление весны.

По очереди отвечают на вопросы, садятся.

- зима

- конец

- февраль

- весна

- март

III. Изучение нового материала.

1) Актуализация словаря по лексической теме «Весна».

—        Ручеек весной (что делает?) — бежит, журчит.

—        Снег весной (что делает?) — чернеет, тает.

—        Солнце (что делает?) — пригревает, светит.

—        Просыпаются  весной  (кто?) — медведи,  ежи, насекомые.

—        Ежик  и  медведь  весной  (какие?)  —  сонные, взъерошенные, голодные.

—        Набухают на деревьях (что?) — почки.

—        Распускаются (что?) — цветы.

—        Появляются на деревьях (что?) — листья.

2) Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок «Скворечник».

а) Рассматривание сюжетных картинок и размещение их в логической последовательности.

- Картинки перепутались. Рассмотрите их.

Давайте попробуем восстановить сюжет, правильную их последовательность.

б) Беседа по содержанию серии сюжетных картинок.

—        Какое время года изображено?

—        Чем вы можете подтвердить, что это весна?

—        Почему скворечник  пришел  в  негодность за зиму?

—        Подберите слова-признаки. Каким стал скворечник? (Черным, ветхим, дряхлым, поломанным.)

—        Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник?

—        Расскажите о том, что вы видите на следующих картинках.

—        Какое настроение у детей? Чему рады дети?

—        Как называются эти птицы?

в) Воспроизведение рассказа логопедом.

- Послушайте,  какой  у  нас  получился рассказ.

Наступила весна. Прилетели скворцы. Ребята вышли на прогулку. И вдруг они заметили, что скворечник на дереве почти развалился. Он почернел, стал ветхим, дряхлым, совершенно непригодным для птиц.

Тогда ребята решили смастерить новый скворечник. Они взяли доски, инструменты и принялись за работу. У них вышел новый красивый скворечник.

Ребята вместе с папой повесили новый скворечник на дерево вместо старого. В него сразу же поселились скворцы. Ребята были рады, что птицам понравился новый дом.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают картинки.

Расставляют картинки в нужной последовательности.

Отвечают на вопросы.

Слушают рассказ логопеда.

IV. Динамическая пауза.

Развитие общей моторики.

Закрепления понятия «перелетные и зимующие птицы».

Игра: «Улетают—не улетают»

—        Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?

—        Как называются те, которые остаются на зиму?

— Встаньте. Слушайте внимательно. Я буду называть разных птиц (показывать изображения). Если птица перелетная – машите руками (как крыльями), а если не перелетная – обнимайте себя руками (будто греетесь).

Лексический материал:

скворец, голубь, снегирь, ворона, грач, дятел, воробей, ласточка, сорока, синица

- перелетные

- зимующие

перелетная птица – машут руками,

зимующая птица – обнимают себя руками

V. Закрепление изученного материала.

1) Составление плана-пересказа.

- Как мы можем назвать этот рассказ?

- Из скольких частей будет состоять наш рассказ?

- Как мы можем назвать первую часть, чтобы было понятно, о чем она? 2ю? 3ю?

- Получился план нашего рассказа.

2) Составление схемы предложения.

- Какое первое предложение будет в нашем рассказе?

Возьмите схемки, составьте схему этого предложения.

- Какое второе? Составьте схему этого предложения.

3) Самостоятельное рассказывание.

- По одному предложению по цепочке перескажите рассказ. Пользуйтесь планом и картинками.

(Или несколько человек рассказывают целиком)

Придумывают название рассказу.

- из 3х

1. старый скворечник

2. мастерская

3. новый дом

Составляют схемы предложения.

Пересказывают рассказ по картинкам и по плану.

VI. Подведение итогов занятия.

-  О каком времени года мы сегодня говорили? Почему?

- О ком составляли рассказ? Зачем ребята сделали новый скворечник? Кто в него поселился?

- Чей рассказ вам понравился больше всего?

- Что вам понравилось на занятии?

Отвечают на вопросы.

- о весне, скоро наступит

- о ребятах и скворечнике

- старый сломался

Определяют лучший рассказ, составленный на занятии

VII. Оценка деятельности учащихся.

- Как вы поработали сегодня?

Что у кого сегодня хорошо получилось.

Что у кого сегодня получилось не очень хорошо.

VIII. Организация окончания занятия.

- Наведите порядок на своих местах, сложите аккуратно картинки, можете идти.

До свидания.

Наводят порядок на столах.

Прощаются, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию. Ранняя весна.Прилет грачей.

Знакомство с художником Саврасовым и его картиной "Грачи прилетели"....

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи»

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи» Цель: Знакомство с творчеством Н. Сладкова, И.Соколов-Миткова. - продолжат...

Конспект занятия "Весна. Признаки ранней весны"

Представляю вашему вниманию конспект занятия на тему "Весна. Признаки ранней весны" для воспитанников старшей группы с ЗПР....

Конспект экскурсии ранней весной «Весна пришла!»

Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом...

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ранняя весна. Признаки весны»

Цель: Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе....