Коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Путешествие в подводный мир"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Смелая Ольга Васильевна

  Коррекционно-образовательная деятельность  организована в виде интересного для детей путешествия с целью, помочь жителям подводного мира. Это позволило в увлекательной форме решить поставленные задачи. Тип деятельности – закрепление и обогащения знаний.  Она проводится в III периоде подготовительной группы для детей с ТНР. Это путешествие - итог изучения лексической темы «Рыбы». Путешествие комплексное, на нём решаются задачи из различных образовательных областей, в том числе из области физическая культура и художественная деятельность. Занятие имело четкую структуры, все части занятия были взаимосвязанными и последовательно сменяли друг друга. Организационный момент – напоминание детям об их природоохранных функциях и  мотивация  на предстоящую деятельность, в основной части, работа над формированием общеучебных навыков, над воспитанием самостоятельности, инициативности и развитием познавательной потребности детей. Заключительная часть - самооценка детей и оценка детей педагогом, оценка успешности решения поставленных задач. Детям задавались разнообразные вопросы. На протяжении всего занятия используется мультимедийная презентация или наглядный материал, так как это сложная тема для детей. На занятии  был создан благоприятный морально – психологический климат, где каждый ребенок чувствовал себя комфортно, был услышан и активизирован. Такая форма организации детей дала возможность осуществить индивидуальный подход, многие ребята задания выполнили быстро и получили следующие задание, а тем кто испытывал трудности, было подобрано более легкое задание. Перед таким путешествием была проведена значительной предварительной работы. У ребят появилось стремление помогать представителям живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krd_puteshestvie_v_podvodnyy_mir.docx300.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 64 города Белгорода

Конспект коррекционно-развивающей  деятельности в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

«Путешествие в подводный мир»

E:\Ольга Васильевка\Мои рисунки\rusalochka5[1].jpg

Учитель-логопед:

                 Смелая Ольга Васильевна

г. Белгород

2016г.

ФИО педагога

Смелая Ольга Васильевна

Предмет

(образовательная область)

Речевое развитие. «Развитие речи».

Тип НОД

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Группа

подготовительная

Тема

Путешествие в подводный мир.

Цель

Развивать речь и познавательные способности детей средствами совместного творческого взаимодействия.

Задачи

Коррекционно-образовательные задачи

Активизация и актуализация словаря по теме «Рыбы». Совершенствование навыка звукового анализа слов, умения подбирать слова к схемам. Совершенствование навыка составления, записи печатными буквами и чтения слов. Автоматизация правильного произнесения сонорных звуков и их дифференциация.

Коррекционно-развивающие задачи

 Развитие связной речи, грамматического строя речи, речевого слуха, зрительного внимания, восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи

 Воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы. Овладение умениями совместной деятельности: добиваться хорошего результата.

Программное обеспечение

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Детство: Примерная образовательная программа/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогобидзе, О.С. Солнцева.

Оборудование

иллюстрации с рыбами, запись послания морского царя, запись шума моря, карточки на которых большая и маленькая рыбки;  карточки с буквами и внизу полоска с квадратами для того, чтобы в них вписать названия рыб, к карточке привязан карасик; «чудесное дерево» (корень, ствол, ветки и вместо кроны картинки с однокоренными словами к слову рыба); схема для составления описательного рассказа; набор для звуко-слогового анализа слов; тазики с водой и игрушечными рыбками; тонированный лист бумаги, контурные изображения аквариумных рыб, улитки, коряги, водорослей, морские раковины.

Методы:/Приёмы:/Формы детской деятельности:

словесные:  беседа, пояснение;

наглядные:  показ, иллюстрирование;

практический:  упражнение;

методы самостоятельной работы и работы под руководством;

объяснительно – иллюстративные методы;

репродуктивные методы;

методы стимулирования и мотивации;

Приёмы: просьба, оценка, самооценка.

Формы детской деятельности: коммуникационная, игровая, двигательная, продуктивная, музыкально-художественная.

Предшествующая

работа

Чтение художественной литературы: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н.Носов «Карасик», Г.Х. Андерсен «Русалочка», Е.Пермяк «Первая рыбка», «По щучьему велению», «Лисичка сестричка и серый волк». Чтение познавательной литературы о рыбах и обитателях морей и океанов. Заучивание стихотворений, загадок, пословиц и поговорок о рыбах. Рассматривание иллюстраций с морскими, пресноводными и аквариумными рыбами. Наблюдение за рыбками в аквариуме, рассматривание ракушек, морских камешков. Выполнение аппликации «Морской мир», лепка «Речные рыбы»,  оригами «Аквариумные рыбы», коллективного коллажа «Подводный мир».

Разучивание пальчиковой гимнастики «Акула», «Налим».

Реализация

здоровьесберегающих

технологий

Физкультурно-оздоровительные технологии: тренировка гибкости, выносливости. Экологические здоровьесберегающие технологии: природоохранное мероприятие. Здоровьесберегающие образовательные технологии: предотвращение состояния переутомления, гиподинамии. Психолого-педагогические технологии: в организованной деятельности создан благоприятный психо - эмоциональный климат. Медико-гигиенические технологии: в процессе деятельности соблюдены СанПиНы.

Сценарий организации  КРД:

Организационный момент.

Логопед:

-Ребята, я пришла сегодня в детский сад и нашла вот эту флешку. Хотите узнать, что на ней?

Дети:

-Да

Прослушивание записи.

- Здравствуйте дети, я морской царь Тритон. Недавно, у меня было плохое настроение и я устроил  сильный шторм и после него все рыбы смешались и забыли, где они жили.  Я  стал стар, прошу вас мне помочь, навести порядок в моих владениях. Приглашаю вас к себе в подводное царство. Если вы захотите в гости, сначала вспомните, что вы можете сделать, чтобы рыбам жилось хорошо?

Дети:

-Вода в водоёмах должна быть чистой и прозрачной, поэтому нельзя бросать мусор в водоёмы. Нельзя мешать рыбе и купаться в неположенных местах. Можно купаться только на пляже. Это безопасно и для нас. Нельзя ловить много рыбы, иначе рыба переведётся в реках, и в озёрах станет пусто. А в аквариумы нужно чистить, рыб кормить.

Логопед:

Общее расслабление «Рыбка»

Глаза есть, но не мигает,

Мигают глазами

Крылья есть, но не летает,

Взмахи руками, разведёнными в стороны.

Плавает под мостиком,

Хвостиком виляет,

Руки сложены ладошкой к ладошке, плавные, волнообразные движения.

Ночью тихо засыпает.

«Засыпают»

-Вы настоящие друзья природы. Закройте глаза и представьте, что мы погружаемся. (Звучит шум моря)

 Игра «Где могут обитать  рыбы?» Показ первого слайда.

Откройте глаза, где мы оказались?

Дети: Мы в подводном царстве, у царя Тритона и его дочки Русалочки.

Рыбы забыли, где они могут жить? Помогите им.

Дети:

- Рыбы живут в море - это морские рыбы. В пресной воде - реках, озёрах, прудах - это пресноводные рыбы. И ещё рыбы живут в аквариумах -  это аквариумные рыбы. (По мере ответов детей демонстрируются слайды с морским дном, речным и аквариум.)

 Игра «Какие рыбки?»

 Демонстрируется слайд, на котором море, река, аквариум и рыбы.

Логопед:

-Правильно вы ответили?

Дети: Да.

Посмотрите, к нам приплыла рыбка? Кто это? (на картинке сельдь)

Дети:

- Это сельдь.

Логопед:

- Она просит помочь ей и её друзьям.  Определите,  где живут эти рыбы?

Дети:

-Гуппи живут в аквариуме - это аквариумные рыбы.

-Караси живёт в реке - это пресноводная рыба.

-Лещ живёт в реке – это пресноводная рыба.

-Сельдь живёт в море-это морская рыба.

-Камбала живёт в море-это морская рыба.

-Скалярии живут в аквариуме - это аквариумные рыбы.

-Рыба-молот живёт в море-это морская рыба.

- Ёрш живёт в реке - это пресноводная рыба.

- Золотая рыбка живёт в аквариуме – это аквариумная рыба. (После правильных ответов детей на слайде  демонстрируется как рыбы «уплывают» в своё место обитания.)

 Игра «Что есть у рыб»

-Какая рыба к нам ещё подплыла?

Дети:

Это речная рыба щука.

Логопед:

-Она просит назвать какие части тела есть у рыб? (На столах у детей картинки с разными рыбами.)

Дети:

-У рыб есть: туловище, спина, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя, глаза, рот.

Игра «Большая - маленькая»

Логопед:

-Какая рыба приплыла к нам?

Дети:

-Это речная рыба окунь.

Логопед:

-Она просит назвать  маленькую и большую рыбку. (На столах картинки, на  которых маленькие и большие рыбы.)

Дети:

- Карась-карасик, окунь-окунёк, плотва-плотвичка, карп - карпик, лещ-лещик, щука-щучка, пескарь - пескарик.

Подбор слов к звуковым схемам.

Логопед:

- Эти рыбки своё название зашифровали. Помогите отгадать кто это? (Детям предлагается звуко-слоговой анализ двух слов)

Дети:

-Сомик, окунь.

Составление рассказов-загадок о рыбах.

- Они вам предлагают тоже составить загадки о рыбах. (На доску выставляется схема описательного рассказа о рыбах.)

Ребёнок:

-Эта рыба среднего размера. У него широкое туловище, покрытое блестящими чешуйками. Небольшая голова. Он золотистого цвета. Это речная рыба. Питается он планктоном.

Дети:

-Это карась.

-Логопед 

-Как выдумаете, хорошо составил загадку Максим?

Дети:

- Мы смогли её отгадать, значит, загадка составлена правильно. Максим правильно описал форму туловища, указал цвет, правильно сказал какая это рыба и чем питается.

Ещё двое детей составляют загадки.

Упражнение «Рыбки»

Логопед:

-Кто к нам ещё приплыл?

Дети:

 -Это аквариумная  золотой рыбка.

Логопед:

Рыбка вам предлагает научиться  плавать, как рыбы.

Дети ложатся на живот, положив руки, согнутые в локтях, под грудь.

Рыбки ныряют,

Головку поднимают

Поднимают голову и плечи, опираясь на выпрямленные руки

Рыбки ныряют,

Хвостик поднимают

Поднимают на 10-15 см. над полом прямые ноги и удерживают их в таком положении несколько секунд.

На волнах качаются,

Вытягивают вперёд и соединяют руки ладонями,

Друг другу улыбаются.

Поднимают руки и ноги вверх и покачиваются вперёд-назад.

Рыбка, рыбка, покружись

И в колечко завернись

Поднимают верхнюю часть туловища, опираясь на выпрямленные ноги, сгибают ноги в коленях и стараются дотянуться носками ног до затылка

Рыбки отдыхают,

Спинки выпрямляют.

Ложатся на спину, руки вверх, выпрямляя спину.

Запиши название рыбы.

Логопед:

-Кто ещё подплыл к нам?

Дети:

 -Это речная рыба карась.

Логопед:

- Буквы в названиях рыб перепутались, и карась просит вас помочь, запишите внизу названия рыб, которые получатся из этих букв. В каждую клеточку записываем букву.

Когда дети запишут названия.

Логопед:

-Теперь поменяйтесь карточками, проверьте друг друга, проплывите карасиком от буквы к букве по порядку, получится ли у вас это слово.

Игра «Чудесное дерево»

Логопед:

         -Кто ещё к нам приплыл? Это морская рыба камбала. Она  просит подобрать однокоренные слова к слову рыба, назвать их и из картинок создать чудесное дерево с однокоренными словами.

Дети:

-Рыбка, рыбёшка, рыбища, рыбак, рыбный, рыбалка, рыбы, рыбачить, рыбхоз,  рыболов. (Ставят картинки возле веток)

Логопед:

-Из каких слов образовались слова рыбхоз, рыболов?

Дети:

-Из слов рыбное и хозяйство, рыбу и ловить.

Упражнение на развитие силы выдоха

Логопед:

-Какая рыба приплыла к нам сейчас?

Дети:

-Это морская рыба-молот.

 Логопед:

-Рыбки устали и не могут дальше плыть, помогите им.

-Дети набираем воздух животом, не поднимаем плечи и плавно дуем на рыбок, не надуваем щёки. Чем больше воздуха вы наберёте, тем дальше поплывёт рыба.

(В тазах с водой игрушечные рыбы. Дети дуют на них так, чтобы они поплыли.) 

Коллективная аппликация «Аквариум»

Логопед:

-Какая это рыба?

Дети:

-Это аквариумная рыба скалярия.

Логопед:

        -Она предлагает вам  поселить рыб в аквариум в определённом порядке, чтобы им было не тесно, и они не ссорились. Золотая рыбка должна подплывать к кормушке. Меченосец выплывать из водорослей. Сомик выплывать из-за замка. Скалярия плавать за водорослями. Улитка ползти по коряге. Гуппи плавать над сомиком.

Дети:

-Я наклею золотую рыбку возле кормушки, так как она подплывает к кормушке.

Я наклею сначала водоросли, а затем меченосца, так как он выплывает из водорослей.

Я наклею сначала сомика, а сверху замок, но так чтобы сомик выглядывал из-за замка.

Я  наклею сначала скалярию, а затем водоросли, так как скалярия плавает за водорослями.

Я наклею сначала корягу, а затем улитку на ней.

Я наклею гуппи выше сомика.

Дети раскладывают картинки, проверяют, а затем по очереди наклеивают.

После того как наклеили Говорят где плавает их рыба.

Итог занятия:

Логопед:

-Вот и закончилось наше путешествие в подводное царство.  Посчитайте, сколько рыбок нам приплывали? (Дети считают: одна рыба, две рыбы и т. д.) Как вы думаете, вы помогли рыбкам и морскому царю? Мы выполнили с вами 10 заданий и со всеми вы справились. Благодаря вам рыбы знают, где им надо жить. Вы знаете,  как беречь природу за это вам небольшой подарок на память от подводного царя. (Детям дарят морские ракушки для пополнения их коллекции или выполнения поделок) Послушайте, как в ракушках шумит море. Что вам напоминает этот шум?

Дети:

-Как мы отдыхали на море, купались, играли с морским песком.