Развивающая программа "Играя, развиваюсь" для детей 5-7 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Черникова Светлана Владимировна
Аннотация развивающей программы «Играя, развиваюсь»

Программа «Играя, развиваюсь» рассчитана на детей, не посещающих      

ДОУ в силу разных причин. Она направлена на развитие познавательных  

процессов и подготовке детей к школе.

Цель программы - развитие познавательных возможностей и создание условий для формирования школьной готовности у детей 5,5 – 7 лет.

В процессе реализации программы развиваются высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формируется их произвольность через игру; формируются учебно-познавательные мотивы; обогащается и развивается эмоциональный мир детей. В работе представлены принципы реализации программы, ожидаемый результат, организация образовательного процесса, основные методы и приемы, перспективный план работы. Обязательным является работа с родителями (законными представителями ребенка). Итоги работы подводятся на основе наблюдений педагога-психолога за детьми. Данная программа позволяет применять индивидуальный подход в обучении и развитии каждого ребенка, учитывая его возможности и способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr-ma_tsipr_davay_poigraem_na_konkurs.docx45.89 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка.

Программа «Играя, развиваюсь» рассчитана на детей, не посещающих ДОУ в силу разных причин. Она направлена на развитие познавательных процессов и подготовке детей к школе.

       Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович , характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому , как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.

В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Таким образом, цель данной программы:

- развитие познавательных возможностей и создание условий для формирования школьной готовности у детей 5,5 – 7 лет.

Задачи:

- развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность через игру;

- формировать учебно-познавательные мотивы;

- обогащать и развивать эмоциональный мир детей;

- обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувство беспокойства и тревоги в игровых  ситуациях и общения.

Принципы реализации программы:

1.Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы.

2.Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.

3.Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции

4. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр.

5.Принцип систематичности и последовательности – непрерывность, регулярность, планомерность процесса.

Ожидаемый результат:

  Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта.  Здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умениедействовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. Т.е. ребенок должен уметь сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, делать не только то, что ему хочется, но и то, что надо.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной стремления к приобретению знаний.

Организация образовательного процесса:

Программа представляет собой систему из 15 – 18 встреч, которые проводятся два раза в месяц, в течение десяти месяцев: август – май, в кабинете педагога – психолога. Ведущей формой работы является игра.Совместная деятельность педагога – психолога с детьми и родителями имеет продолжительность до 30 минут ( в зависимости от возраста и состояния детей)

Основные методы и приемы:

  • Наблюдение, беседы.
  • Разнообразное общение и совместная деятельность взрослых с детьми.
  • Развивающие практические и игровые ситуации.
  • Сюжетно-ролевые, дидактические игры,  игры с правилами.
  • Образовательные игры-имитации, игры-драматизации.
  • Чтение художественной литературы.
  • Рассматривание иллюстраций, рисование.

                             Перспективный план:

Дата

Кол-во встреч

Форма работы

Работа с родителями

Август

 2

 «Давай познакомимся»-знакомство с детьми, помочь им начать общаться с новыми людьми.

«все новое-интересно»-«путешествие» по кабинету, помочь детям адаптировать в новом помещении.

Наблюдение за детьми – сбор первичных данных.

Ритуал прощания - учить общаться, доверять другим людям.

Оказание помощи в период адаптации.

Консультация на тему:  «Адаптация ребенка» .

Сентябрь

 2

«Чего не стало»-определение и развитие уровня внимания.

«Классификация»-определение и обучение детей обобщать, анализировать.

«Разрезные картинки»-проверить и развивать целостное восприятие образов.

Наблюдение за детьми Ритуал прощания - учить общаться, доверять другим людям.

.

Ответы на вопросы.   Индивидуальные беседы.

Октябрь

2

«Найди игрушку и скажи на ушко», «Кто больше запомнит»-развивать зрительную память, сосредоточенность на задании, чувство уверенности в себе , сдержанность.

«Волшебный мешочек»-релаксационное упр-ие для улучшения настроения, помочь детям расслабиться.

С/р. игра «Магазин»-учить анализировать и обобщать предметы по их свойствам.

Ритуал прощания - учить общаться, доверять другим людям, быть сдержанным.

Папка-передвижка на тему : «Чем занять ребенка дома».

 Ответы на вопросы.

Но

ябрь

 2

«Что перепутал художник»-развивать логическое мышление.

«На что похоже»-развитие воображения.

« Мы обезьянки»- учить воспроизводить выразительные позы и движения, повысить самооценку.

«Найди пару»-развивать внимание, зрительное восприятие.

Ритуал прощания .

Консультация на тему:

«Учите детей играть».

Де

каб

рь

 2

«Угадай на ощупь»-развитие тактильных ощущений, моторики, восприятия.

«Снежная баба»-учить детей с помощью мимики и жестов предавать настроение.

«Лови-не лови» - развитие внимания, обучение обобщению.

Ритуал прощания .

Ответы на вопросы.          Индивидуальные беседы.

Ян

варь

 1

« Я волшебник» - учить детей отражать свои фантазии в рисунке.

«Ассоциации» - развивать ассоциативное мышление, усидчивость.

Ритуал прощания .

Консультация на тему: «Не хочу – не буду: капризы и истерики»

Февраль

2

«Продолжи ряд» - развивать внимание, определение очередности, моторика.

«Мир эмоций» - определение эмоций по мимике, развивать внимание, логическре мышление.

Рисование на тему «Мое настроение» - учить изображать свое настроение, развитие моторики, речи.

«Чего не стало» - развитие памяти.

Ритуал прощания .

Ответы на вопросы.

Индивидуальные беседы.

Март

2

«Соедини линиями одинаковые по форме предметы» - развитие наглядно-образного мышления, воспитывать усидчивость.

« Что такое хорошо, что такое плохо» - воспитание культуры поведения и общения, быть вежливыми и сдержанными.

«Цифры» - развивать внимание, мышление.

«Правила уличного движения» - обогащать представление детей о правилах поведения на улице, учить использовать полученные знания в совместной игровой деятельности.

Ритуал прощания

Задание на дом: наблюдение за людьми.

Консультация на тему:

«Игры на развитие внимания»

Ап рель

 2

«Маша обедает» - воспитывать в детях любовь, бережное отношение к животным.

«Чей малыш» - развивать внимание, логическое мышление.

«Лабиринты» - развитие зрительного восприятия, чувство сопереживания героям.

Ритуал прощания

Ответы на вопросы.

Индивидуальные беседы.

Май

 1

«Найди каждой букве свое место» - развитие восприятия, умения принимать и понимать поставленную задачу.

Совместные игры детей – воспитывать культуру общения , желание играть с товарищами.

Ритуал прощания.

Ответы на вопросы.

Индивидуальные беседы.

Рекомендации.

                                       

Список  литературы:

1.Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилоаё

Азбука общения. – ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт – Петербург, 2007

2.И. Светлова   Завтра в школу. – М., 2005

3.Е.И. Рогов  Настольная книга практического психолога. – М., 2002

4.Под.ред. М.М.Безруких Готовы ли дети учиться? . – М., 2010,

1-3 части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

Коррекционно-развивающее занятие для детей 4-6 лет с использованием диагностики выявления агрессивности у детей «Ежик»

Занятие направлено на выявление и коррекцию поведения дошкольников, агрессивно настроенных по отношению к своим сверстникам, через получение обратной связи путем погружения в сказку и рисование....

Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дары леса».

Представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНРс участием воспитателя и педагога- психолога....

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

Коррекционно-развивающая игра для детей, в том числе и детей с ОВЗ " Волшебные камешки".

Коррекционно-развивающая игра для детей, в том числе и детей с ОВЗ. Игры  с декоративными камешками, развивают творческую способность, фантазию, эмоциональный настрой ребёнка, мелкую моторику рук...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы с задержкой психического развития (для детей 6-7 лет с ЗПР)

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы с задержкой психического развития (для детей 6-7 лет с ЗПР)...

Картотека развивающих игр для детей 4-5 лет Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.Описание: в течение 5 секунд демонстрироват...