Работа с педагогическим коллективом по формированию эмоциональной компетенции у детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Мельникова Ирина Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №85 посещают дети с нарушением зрения и нарушением речи. В детском саду созданы специальные условия для лечения и оздоровления, получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, для обеспечения квалифицированной коррекции нарушений развития воспитанников с ОВЗ.

Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ОВЗ с целью получения качественного образования в соответствии с их возможностями в МБДОУ функционирует психолого-медико-педагогический консилиум – как форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения.

Педагог-психолог в образовательном учреждении проводит диагностическую, развивающую и коррекционную работу с воспитанниками просветительскую, консультативную работу с родителями (законными представителями) и педагогами ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboa_s_ped_kollektivom.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с педагогическим коллективом по формированию эмоциональной компетенции у детей с ОВЗ

 

Мельникова И.С.

педагог-психолог

первой категории

МБДОУ «Детский сад №85»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №85 посещают дети с нарушением зрения и нарушением речи. В детском саду созданы специальные условия для лечения и оздоровления, получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, для обеспечения квалифицированной коррекции нарушений развития воспитанников с ОВЗ.

Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ОВЗ с целью получения качественного образования в соответствии с их возможностями в МБДОУ функционирует психолого-медико-педагогический  консилиум  – как форма  взаимодействия специалистов  образовательного учреждения.

Педагог-психолог в образовательном учреждении проводит диагностическую, развивающую и коррекционную работу с воспитанниками  просветительскую,  консультативную работу с родителями (законными представителями) и педагогами ДОУ.

Основные направления  деятельности педагога - психолога:

  1.  Создание психолого-педагогических условий в МБДОУ для успешного эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
  2. Оптимизация детско-родительских отношений;
  3. Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам создания психолого-педагогических условий развития детей с ограниченными возможностями здоровья; просвещение родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам воспитания детей.
  4. Создание развивающей предметно-пространственной среды в кабинете педагога-психолога и группах детского сада с учетом индивидуальных возможностей, интересов, необходимой коррекции недостатков развития  детей с ОВЗ.

1. Создание психолого-педагогических условий в МБДОУ для успешного эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из целей психологического сопровождения детей с ОВЗ в детском саду является создание условий для адекватного эмоционального развития воспитанников. А также, создание специально организованного воспитательно-образовательного процесса  формирования социально-коммуникативной компетентности детей.

При работе в ДОУ с детьми дошкольного возраста  с  нарушениями  зрения и речи  в результате наблюдений за детьми в различных  ситуациях выявляется проблема низкого уровня их эмоционального  развития: навыков общения, навыков сотрудничества и социальной компетентности, низкий уровень самооценки; повышенный уровень тревожности.

Мониторинг социального  развития детей по таким показателям, как:

  • тревожность;
  • самооценка;
  • представления детей о способах и нормах социального взаимодействия;
  • сотрудничество;
  • общение; эмоциональная компетентность;

подтверждает невысокий уровень эмоционального развития детей  с ОВЗ дошкольного возраста.

Таким образом, для реализации задач эмоционально -

 коммуникативного развития детей дошкольного возраста и их успешной социализации целесообразно формирование целостной психолого-педагогической системы.

В соответствии с требованиями к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования образовательный процесс строится с учетом зоны ближайшего развития каждого воспитанника, на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности ребенка, учитывающего социальную ситуацию его развития,  поддерживающего инициативу, индивидуальность и самостоятельность детей в специфических для них видах деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение эмоционально-коммуникативного развития дошкольников предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного и коррекционного процессов: коррекционно-развивающие занятия, комплексные и интегрированные мероприятия. Для успешности осуществления социально-коммуникативного развития дошкольников необходимо обеспечение каждому ребенку психологического комфорта в условиях коллективной деятельности на основе выстраивания личностно-ориентированного взаимодействия, применение в работе с детьми инновационных методик и технологий развития социального и эмоционального интеллекта.

В практике работы с детьми по эмоционально-коммуникативному развитию предлагаю педагогам  использовать методику формирования у дошкольников стрессоустойчивости.  Такая личностная черта, как стрессоустойчивость, способствует тому, чтобы неблагоприятные ситуации не вызывали стрессовой реакции, а переживание стресса сопровождалось минимальными физиологическими и психологическими потерями и максимально возможными психологическими приобретениями человека.

Основу стрессоустойчивости, ее фундамент составляет наличие (степень сформированности) у ребёнка таких качеств как:

  1. Самопринятие – это жизненная опора человека. Если она есть, уровень любых потенциальных стрессов снижается.
  2. Оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни (позитивное мышление, умение замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому). Дошкольный возраст является сензитивным периодом для воспитания оптимизма.
  3. Овладение дошкольником стратегиями  преодоления негативных эмоций (страха, печали, злости).
  4. Умение расслабляться. При стрессе мышцы тела напрягаются, образуются мышечные зажимы. Расслабление (релаксация) позитивно действуют и на мышцы, эмоциональное состояние человека.

Данных качества могут и должны быть сформированы у детей дошкольного возраста.         

5.Интересы. Дети научились рассказывать о себе, о своих любимых игрушках, увлечениях, своей семье, друзьях.

3.Просвещение педагогов по вопросам формирования эмоциональной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа с детьми с нарушением зрения и речи и сопутствующими отклонениями в развитии предполагает не только сохранение и укрепление психофизического здоровья детей, организацию образовательной деятельности на основе здоровьесберегающих принципах, но и создание специальных психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и индивидуальными особенностями.

Для того чтобы коллектив был готов к реализации данной задачи, необходимо повышать уровень психолого-педагогической компетентности педагогов, разрушить сложившиеся профессиональные стереотипы во взаимодействии с детьми и их родителями. Работа с детьми с нарушениями в развитии осложняется тем, что педагоги не всегда учитывают индивидуальные особенности, особые потребности и возможности детей с ОВЗ.

Поэтому в качестве основного вида деятельности психолога с педагогами определила повышение профессиональной компетентности педагогов через просвещение и обучение методам взаимодействия с детьми и родителями (законными представителями) воспитанников, методам коррекции недостатков развития с помощью специальных технологий.

Данная работа проводится в форме семинаров-практикумов, групповых и индивидуальных консультаций. Последующая деятельность педагогов контролируется проведением диагностики детей и анкетированием родителей.

В результате  организованной педагогом-психологом деятельности по повышению профессионального мастерства воспитателей ДОУ по коррекции недостатков развития детей с ОВЗ в своей работе по эмоционально-коммуникативному развитию детей они применяют различные психолого-педагогические технологии и методики: технология формирования эмоционального интеллекта, развития стрессоустойчивости, развития сюжетно-ролевой и режиссерской игры.   

Педагог  - психолог проводит с педагогами занятия по психической саморегуляции ,снижению нервно- психического напряжения, снижение уровня тревожности.      

       

                 

Рекомендации для педагогов по осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми по эмоциональному развитию с ограниченными возможностями здоровья

1.Поход к воспитаннику с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.

2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось,  лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.

3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах воспитателя, в его действиях.

Педагогу не стоит скупиться на похвалы, стоит отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ.

При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не личности (особенно это относится к отрицательной оценке). Детям дошкольного возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как оценку личности в целом, именно поэтому так важно постоянно подчеркивать, что оценивается только работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень хорошо, что неплохо, а над чем нужно еще поработать.

4 Темп продвижения каждого ребёнка определяется его индивидуальными возможностями. Воспитанник не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект–либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все). Более целесообразной является позиция "лучше меньше, да лучше», для ее осуществления воспитатель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству воспитатель старается приближать темп каждого воспитанника к общему темпу работы класса.

5. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого воспитанника. Важно знать ту «точку», в которой ребёнок находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка Другими словами, воспитатель постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью педагога; в) в чем эта помощь должна выражаться.

6. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ребёнка, выявленные в процессе диагностики.

Реализация данного направления деятельности психолога на протяжении нескольких лет дает положительные результаты:

  • у педагогов повысился уровень мотивации к коррекционной деятельности, понимания проблем в развитии и поведении детей, интерес к причине возникновения данного нарушения, а также замечено изменение в предъявлении требований к детям соответственно их индивидуальным особенностям и возможностям;
  • данные наблюдений и диагностики детей говорят о том, что улучшается ситуация эмоционального благополучия детей в ДОУ, которая проявляется в повышении самооценки детей, их открытости и доверия к окружающим людям, положительному отношению к детскому саду;
  • снижается количество детей с трудностями в адаптации к ДОУ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы ДОУ и семьи по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей

Опыт работы ДОУ и семьи по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей...

Опыт работы по теме «Создание педагогических условий для формирования этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста»

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда материальные ценности стали доминировать над духовными  и привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез зад...

Психолого-педагогические условия формирования социальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие личности не может осуществлятся самостоятельно, это не хаотичный процесс, неоходимо целенаправленно воздействовать на него, создавая для этого психолого-педагогические условия....

Педагогический опыт «Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста»

Педагогический опыт «Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста»...

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современных программах для дошкольных учреждений

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современн...

Педагогические условия формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста Курсовая работа

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с каждым годом растет число детей с нарушениями эмоционального развития, что проявляется в эмоциональной неустойчивости, агрессивности, тревожности....