Рекомендации "Формирование пространственных представлений"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Зорина Юлия Сергеевна

Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruem_prostranstvennye_predstavleniya.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

Формирование пространственных представлений

Для того чтобы уверенно чувствовать себя в окружающем мире ребенку придется усвоить много умений и навыков. Одним из важных навыков является сформированное представление о пространстве, попросту говоря, умение различать правую и левую сторону. Если такие определения, как «верх» и «низ» даются ребенку более-менее легко, то отличать левую сторону от правой, ребенка нужно учить. Необходимо это для того, чтобы в дальнейшем не было сложностей с письмом, счетом, конструированием и т.д.

“Где лево?”,  “Где право?”

С чего начать?

1.Учим ребенка определять правую и левую руку.Маленький ребёнок воспринимает только те предметы, которые видит или может потрогать, абстрактное понятие «пространство» ему еще непонятно, поэтому начиная объяснять ребенку, где лево, а где право, Вы должны «привязаться» к конкретным вещам, другими словами создать у ребенка ассоциацию. Например, правая рука, это та, который ты держишь ложку или карандаш. Теперь ребенок методом исключения будет определять, что та рука, которой он ложку не держит – левая. За опору, Вы можете взять часики или браслет, которые можно надеть на руку ребенка.

2.Учим различать правую и левую часть тела.

После того, как путаница с руками закончится, и ребенок безошибочно станет определять  левую и правую руку, попросите его опустить правую руку и взяться за ногу. Объясните, что это нога, как и рука, тоже правая. И все, что находится с этой стороны – глаз, ухо, тоже правое.

3. Учим определять расположение предметов по отношению к себе.

Попросите ребенка положить мячик справа от себя, спросите, какие предметы от него находятся слева. Если ребенок затруднятся ответить, подскажите: «То, что с левой стороны ближе к левой руке, а то, что справа – ближе к правой руке.»

4. Учим определять пространственное соотношение между несколькими предметами. Положите перед ребенком три игрушки, например, мячик, собачку и куклу. Попросите ребенка положить мячик перед собой, слева от него положить куклу, а справа собачку. Позднее можно усложнить игру. Разложите на столе игрушки, например: в центре – кукла, справа – кораблик, слева – котик, сзади – мишка, спереди – зайчик. Ребенок должен ответить на вопросы:

  • Какая игрушка перед куклой?
  • Что находится между корабликом и котиком?
  • Какая игрушка за куклой?

Уважаемые  родители! Закрепляйте уже полученные знания ежедневно, в процессе обычных повседневных занятий. Очень удобно закреплять понятия “лево-право” в процессе одевания: «Давай оденем носок на правую ногу», «Одеваем варежку на левую руку» и т.п. Во время прогулки обращайте внимание на маршрут: «Здесь мы с тобой повернем налево», «Справа идет собака», «Мотоцикл поехал направо» и т.п.

Игры для закрепления понятия “лево-право”

Игра: “Право-лево”

Просим ребенка поднять правую руку. Если он поднимает нужную руку, то даем ему игрушку в эту руку. И спрашиваем, в какой руке у него игрушка и как называется вторая рука.

Потом просим свободной левой рукой дотронуться до щеки, до ноги, до колена. Просим ребенка называть, какую часть тела ребенок трогает левую или правую.

Затем просим ребенка переложить игрушку в левую руку и повторить все действия правой рукой: дотронуться до щеки, ноги, коленки и назвать их.

Переходим к лицу и трогаем левой рукой левый глаз, бровь, ноздрю, ухо. А правой рукой трогаем правые парные части тела.

Обычно детки с удовольствием показывают свои части тела.

Игра: “Бравый солдатик”

Даем ребенку в руки две небольшие игрушки разного цвета (флажки, шарики, карандаши). Проговариваем в какой руке находятся данные предметы.

Мама — командир, а ребенок — бравый солдатик. «Командир» дает различные команды, а «бравый солдатик» их выполняет.

Команды могут быть такими:

  • Руки вверх
  • Руки вниз
  • Правую руку поднять
  • Левую руку поднять
  • Правую руку опустить
  • Потрогать левое ухо
  • Показать правый глаз  и т.д.

Затем, мама и ребенок могут меняться ролями. Теперь мама — «бравый солдатик», а ребенок — «командир». Маме желательно тоже ошибаться в выполнении команд, чтобы ребенок мог исправить маму. В данной игре также можно использовать куклу, и просить выполнять ребенка команды не только на себе, но и на кукле.

Игра: “Куда бросили мяч”

Родитель бросает мяч и проговаривает направление: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Затем просит ребенка повторить все выполняемые действия, проговаривая их.

Эти простые игры достаточно интересны для детей. Играя, ребенок учится ориентироваться в пространстве и постепенно определяет где право, а где лево.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников

В ходе многолетней работы по подготовке детей к школе и обучению их грамоте наблюдалось, что несформированность  оптико-пространственных представлений приводит к затруднению запоминания образа бу...

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Пространственные представления при отклоняющемся развитии

Исследования пространственных представлений, в отличии от изучения речевых функций, имеют нейропсихологии сравнительно короткую историю и еще не так систематизированы. Начало здесь положено трудами М....

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе №4 «Одуванчики» на тему: «Пространственные представления»

Учить детей определять расположение предметов относительно другого предмета; использовать в речи предлоги: за, перед, над, под, около, возле, рядом. Воспитывать познавательный интерес....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в подготовительной к школе группе №4 «Одуванчики» на тему: «Пространственные представления»

Проверить понимание предлогов за и перед, над и под,около и возле, рядом, внутри (в), между; слов близко и далеко. Развивать память,внимание, воспитывать интерес к предмету,культуру поведения.Воспитыв...