Конспект логопедической НОД в средней группе , лексическая тема "Овощи"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Елизарьева Людмила Владимировна

Конспект логопедической НОД в средней группе по лексической теме "Овощи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города  Абакана

«Центр развития ребёнка – детский сад «Калинка»

Конспект  логопедической НОД в  средней группе.

Учитель - логопед Елизарьева Людмила Владимировна

Тема: Овощи.  

Цели: Создание социальной ситуации для совершенствования грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных).

 

Задачи:

1.Создать условия для формирования положительной установки на участие в занятии.
2.Создать условия для речевой активности детей.
3.Создать условия для у
точнения и расширения словаря по теме.

4.Создать условия для совершенствования речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тактильных ощущений.
5.Создать условия для развития общей моторики, координации речи с движением.

6.Создать условия для развития конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.
7.Создать условия для совершенствования грамматического строя речи (употребление имен существительных в В.п.)

8.Создать условия для развития умения дифференцировать овощи от фруктов и ягод.

9.Создать условия для воспитания  внимательного, бережного отношения к природе.

Организация детских видов деятельностей:
1.Общение детей  со взрослым.
2.Игра.

Оборудование.

Коробка с натуральными овощами. Салфетка из ткани. Разрезные картинки «Овощи» и целостные образцы к ним в конвертах. Плоскостное изображение корзинки и предметные картинки (овощи, фрукты, ягоды). Круги красного, желтого, синего и зеленого цвета. Раскраски, цветные карандаши  для изготовления книжки «Овощи»

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого -

педагогические условия / задачи

Организационный момент

Карточки «Овощи» в большом конверте.

Доброе утро. Я рада видеть вас всех. Вы хотите узнать, о чем будет наше сегодняшнее занятие? У  меня есть подсказка. Она в этом большом конверте. Давайте посмотрим, что внутри? Что нарисовано на карточках? Овощи.
Первое задание для вас можно найти на столе с желтым кружочком.

Дети проходят в кабинет. Помогают логопеду найти конверт и выкладывают карточки на стол.

Формирование положительной установки детей на участие в занятии.

Разрезные картинки

Разрезные картинки «Овощи» в отдельных конвертах. Желтый круг, наклеенный на стол.

В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 2-4 части, иметь горизонтальный и вертикальный разрезы

Возьмите себе каждый по конверту и подумайте, что нужно сделать? Попробуйте собрать разрезные картинки, чтобы овощи стали целыми. Карточка - подсказка поможет вам правильно собрать разрезные картинки. На ней видно,  какой должна быть целая картинка.  

Вы правильно собрали картинки, получились очень красивые овощи. Что вы собирали? (спрашивает у каждого ребенка)

Как одним словом можно назвать и помидор, и огурец и капусту, и морковь?

Да, верно, это овощи.

Дети находят стол с желтым кружочком, выбирают себе конверт. Затем вынимают детали из конверта, рассматривают, собирают картинку и называют эти овощи.

Мы собрали:

Репку. Капусту

Свеклу. Лук.

Картошку. Тыкву.

Редиску. Горох.

Это овощи.

Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в форме винительного падежа).

Рассматривание овощей. Беседа.

Натуральные овощи в коробке (капуста, тыква, кабачок, помидор, огурец, лук, чеснок, картофель, горький перец, болгарский перец).

Красный  круг наклеенный на стол. Салфетка  из ткани.

Логопед. Теперь нам нужно найти стол с красным кружочком. Посмотрите-ка, что у нас здесь есть. Что это?(Овощи). Правильно, это овощи. Педагог позволяет детям рассмотреть и потрогать овощи. Обратите внимание, овощи имеют разную форму, разный цвет, они разные на ощупь.

Давайте рассмотрим и поговорим о них. Логопед: Вот послушайте, как я расскажу. Это капуста. Она большая, круглая, зеленая и хрустящая, растет в огороде на грядке.

1-й ребенок, Это морковка. Она длинная, оранжевая, гладкая. растет в огороде.

2-й ребенок. Это помидор. Он круглый, красный, мягкий. Растет на грядке, в теплице.

3-й ребенок. Это огурец. Он зеленый, длинный, колючий. Растет на грядке. В парнике…и т.д.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе!

Дети находят стол с красным кругом, рассаживаются вокруг. Затем отвечают на вопросы логопеда, достают из коробки, рассматривают, ощупывают и называют овощи,   определяют  цвет, форму, описывают тактильные ощущения.

Уточнение и расширение словаря. Развитие тактильных ощущений.

Упражнение «Чего не стало?»

Корзина с овощами.

Упражнение повторяется 3—4 раза, каждый раз с новым набором овощей.

Логопед. А теперь давайте поиграем в игру «Чего не стало». Мне нужно 4 помощника. Помощники, возьмите из корзинки по одному овощу, и положите на стол.  Назовите их и запомните. На столе 4 овоща, это, например, Помидор. Огурец. Лук. Тыква.

А теперь крепко закройте глаза. Проверим, как вы запомнили, что лежит на столе. Дети закрывают глаза. Логопед убирает со стола помидор. Логопед. Открывайте глаза и скажите, чего не стало. ( Не стало помидора) Логопед. Верно. Молодцы!

Дети достают из коробки овощ, называют его,  кладут на стол и  закрывают глаза. Затем, после того, как логопед убирает один из овощей, дети отвечают на вопрос «Чего не стало?»

Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных).

Упражнение «Урожай».

Логопед приглашает детей встать на ковер и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст.

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем

«Вытаскивают из земли»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук.

И картошки накопаем.

«Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой.

Срежем мы кочан капусты,

«Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан.

Круглый, сочный,

очень вкусный.

Рисуют в воздухе круг три раза.

Лука мы нарвем немножко

«Рвут»: приседают и выполняют имитирующие хватательные движения обеими руками.

И вернемся по дорожке.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Развитие общей моторики, координации речи с движением, формирование умения ходить по кругу в общем для всех темпе. Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Овощи»

Игра «Урожай собирай»

Плоскостное изображение корзинки. Картинки овощей и фруктов. Синий  круг.

Следующее задание ждет вас на столе с синим кружочком. Нужно собрать в корзинку только овощи.

Назовите овощи, которые оказались у вас в корзинке. Проверьте друг друга, исправьте, если нужно.

Дети находят стол с синим кругом и помещают в корзинку только изображения овощей.

Развитие внимания. Формирование умения дифференцировать овощи от фруктов и ягод.

Изготовление книжки
« Овощи»

Раскраски, цветные карандаши. Зеленый  круг наклеенный на стол.

Следующее задание нас ждет на столе с зеленым кружочком. Мы сегодня рассмотрели, потрогали овощи и поиграли с ними. Чтобы запомнить еще лучше, мы сделаем книжку об овощах.  Выберите себе раскраску и аккуратно закрасьте. Потом, когда все листы будут готовы, мы их скрепим и получится настоящая книжка.

Дети находят стол с зеленым кругом, выбирают раскраску, раскрашивают картинку.

Развитие тонкой моторики

Итог

О чем мы с вами сегодня говорили? Что вам было интересно делать? Какая игра вам понравилась больше?

Дети отвечают на вопросы логопеда, перечисляют задания, оценивают работу детей.

Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Лексическая тема: "Школа. Школьные принадлежности".

Конспект логопедического занятия на тему "Школа. Школьные принадлежности" для детей с логопедическим заключением: общее недоразвитие речи....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Лексическая тема "Космос"

Грамматическая тема – «Предложно-падежные конструкции, приставочные глаголы».Цели: 1. Расширять номинативный, предикативный и атрибутивный словарь;2. Отрабатывать практическое употребление предлогов и...

Конспект логопедического занятия в средней группе «Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа на лексическом материале темы «Обувь»

Употребление логопедического занятия в средней группе "Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа на лексическом материале темы "Обувь""...

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт"

Цель: Формирование лексико-грамматических представлений и навыков элементарного рассказывания по теме «Транспорт» Задачи: Уточнить и расширить представления детей о транспор...

Конспект логопедического занятия для средней группы детского сада по лексической теме "Комнатные растения"

Обогащение словарного запаса, развитие мелкой и общей моторики, речевого выдоха....

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"

Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....

Конспект образовательной деятельности в средней группе Лексическая тема: "Насекомые"

Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы....