Непосредственная образовательная деятельность: "Общение бывает разным".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему
Возможность общаться - это привилегия человека. Без общения личность не может развиваться. Общение предполагает взаимодействие и взаимопонимание собеседников. Вступая в контакт, мы ставим перед собой определённую цель. Если коммуникативное намерение (цель) отсутствует, общение не получается, оно будет не эффективным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
(средняя группа): «Общение бывает разным».
Составила учитель-логопед Грызлова А.В.
Цель:
- знакомим дошкольников с некоторыми видами общения (контактным – когда собеседники видят друг друга; дистантным – когда собеседники разделены пространством или пространством и временем. У коммуникантов есть некий посредник: телефон, письмо, книга, радио, телевизор, газета и т.д.; устным – письменным);
- показываем, что может быть «посредником», с помощью чего можно общаться на расстоянии;
- обращаем внимание детей на визуальный контакт при контактном общении;
- продолжаем знакомить дошкольников с формулами речевого этикета в ситуации прощания;
- использование потенциальных возможностей ребёнка в совершенствовании устной речи.
Оборудование:
- изображение мальчика Пети, вырезанного из картона;
- картинки, с изображением разного вида общения, нарисованного на ватмане;
- нарисованные на ватмане фонарь, верёвка, нож, компас, карандаши, краски, тетрадь, карта, носки, спальный мешок, телефон, рупор, радиоприёмник, ноутбук, свисток;
- железный ключ.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед: «Ребята, давайте сядем на стульчики и посмотрим, кто к нам сегодня опять пришёл в гости?»
Дети: «Мальчик Петя».
Логопед: «А что он любит больше всего делать?»
Дети: «Он любит путешествовать».
Логопед: «Правильно. И сегодня он отправляется в своё следующее путешествие».
- Основная часть.
1. Вспоминаем.
Логопед: «Ребята, посмотрите на картинку и скажите, куда направляется наш друг Петя?»
Дети: «Петя отправляется в путешествие».
Логопед: «Правильно. А что нам помогло угадать, что он куда-то собрался идти?»
Дети: «Стрелочки, которые указывают путь. Рюкзак за спиной».
Логопед: «Молодцы. А теперь посмотрите на два первых рисунка. Что Петя хочет сказать? Какова цель его общения?»
Дети: «Петя хочет сообщить, что он отправляется в путешествие».
Логопед: «Правильно. А если бы его не отпускали родные, то какую бы цель Петя преследовал?»
Дети: «Он бы постарался убедить близких».
Логопед: «Ребята, а можно ли не предупреждать родителей о том, где ты находишься?»
Дети: «Родителей, взрослых всегда надо предупреждать, где мы играем во время прогулки, чтобы они не волновались».
2. Узнаём новое.
Логопед: «Теперь мы с вами видим, что сообщить какую-либо информацию можно по-разному. А именно как, расскажите мне».
Дети: «На 1-м рисунке - Петя пишет записку, на 2-м - сообщает по телефону, на 3-м - говорит об этом папе, на 4-м - Петя сообщает соседу и передаёт ключ».
Логопед: «Ребята, а во всех ситуациях Петя видит своего собеседника?»
Дети: «Нет. Когда Петя пишет записку и говорит по телефону, он не видит собеседника».
Логопед: «Правильно ли поступает Петя, когда, передавая ключ, не смотрит на собеседника.
Дети: «Нет! Мальчик поступает невежливо. Общаясь, нужно всегда смотреть на собеседника, а не в сторону».
Логопед: «Ребята, попробуйте правильно, вежливо обратиться к соседу
с просьбой передать ключ родителям». (Это может быть и любой другой предмет, можно обратиться с просьбой передать его не только родителям, а кому-нибудь еще.)
Ребёнок 1: «Будьте любезны, возьмите ключ».
Ребёнок 2: «Спасибо. Пожалуйста, возьми ключ».
Ребёнок 3: «Спасибо. Не откажите в просьбе, возьмите ключ».
Ребёнок 4: «Спасибо. Не могли бы вы взять ключ».
Ребёнок 5: «Спасибо. Будьте добры, возьмите ключ».
Ребёнок 6: «Спасибо. Не затруднит ли вас взять этот ключ».
Ребёнок 7: «Спасибо. Прошу вас, возьмите ключ».
Логопед: «Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием! А скажите мне, Петя только говорит, сообщая о своём путешествии?»
Дети: «Нет, он еще и пишет записку».
Логопед: «Правильно, значит, общаться можно не только устно (поясним значение слова «устный» - от «уста»), но и письменно (записка, письмо, рисунок).
- Ребята, в каком случае общаться легче: когда вы видите или не видите собеседника. Почему вы так думаете?
Дети: «Общаться легче в том случае, если мы видим собеседника, потому что в беседе важна реакция слушателя, которая помогает нам ориентироваться в ситуации».
Логопед: «Молодцы. Ну, вот наш друг Петя отправился в путешествие, давайте ему скажем до свидания, но каждый скажет это по-разному».
(дети говорят «до свидания» разными способами – до свидания, пока, прощай, до встречи, всего хорошего, всего доброго, до скорой встречи).
- Физминутка.
Только в лес мы зашли, Ходьба с подниманием рук вверх
Появились комары. и опусканием вниз, хлопки.
Руки вверх – один комар.
Руки вниз – другой комар.
Дальше по лесу шагаем Ходьба на внешней стороне ступни
И медведя мы встречаем. с покачиванием влево вправо.
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём.
Вдруг мы видим у куста – Наклон вперёд, коснулись руками
Выпал птенчик из гнезда. пола, выпрямиться, поднять руки
Тихо птенчика берём вверх.
И в гнездо его кладём.
И дальше идём!
Перед нами луг широкий, Руки расправили в стороны.
А над нами лес высокий. Руки подняли наверх.
А над нами сосны, ели Качаем руками вправо, влево.
Головами зашумели.
Грянул гром … Хлопок в ладоши.
Побежали быстро в дом! Садимся на свои места на стульчики.
4. Коммуникативная игра.
Логопед: «Посмотрите внимательно на эту картинку. На ней нарисованы разные предметы, некоторые из них помогут Пете в пути. Скажите, что может ему пригодиться и объясните как».
(дети с мест отвечают на заданный вопрос).
Логопед: «А сейчас - трудный вопрос. Есть ли среди этих предметов такие, которые помогут вам общаться? Постарайтесь представить себе Петино далекое путешествие».
Примерные ответы детей:
А) Фонарик может понадобиться для передачи сигнала в темноте. Карандаш и тетрадь - для письма, записки.
Б) Краски, тетрадь - для рисунка.
В) Радиоприемник - чтобы слушать новости, сводку погоды; вам могут по радио передать привет и т.д.
IV. Итог.
Логопед: «Итак, ребята, как же вы будете сообщать о каком-либо своем
намерении другому? Как мы с вами можем общаться?»
Дети: «Устно, письменно; по телефону, через кого- то, с помощью рисунка, записки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-113725.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Камешки бывают разные» (2 младшая группа)
Задачи образовательных областей:«Познание»Сенсорное развитие детей;Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;Формирование элементарных математических предст...
Краткосрочная образовательная практика "Горки бывают разные"
Краткосрочная образовательная практика ориентирована на детей 3-4 лет. На данной практике в игровой форме дети отрабатывают элементарные навыки конструирования: строят горки из разных материалов (дере...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/28/picture-1026049-1522247580.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности тема: «Такие разные осенние листья»
Какое замечательное и красивое время года – осень. Какие яркие, эмоциональные, живые впечатления можно получить, любуясь красотой осеннего леса, чувство тоски вызывает мелкий осенний дождь, а ка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/29/picture-1028987-1661772298.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Все мы разные, но живем на одной планете".
Занятие, посвященное дню толлерантности"!...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/25/picture-926052-1495663295.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Какой бывает транспорт" для детей второй младшей группа
Конспект НОД "Какой бывает транспорт" для детей второй младшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-906238-1489858102.png)
Сценарий образовательной деятельности «Солдаты бывают разные» Старший дошкольный возраст
Сценарий образовательной деятельности «Солдаты бывают разные»...