обогащение словаря и развитие навыков разговорной речи
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Евгения Владимировна Лепёшкина

Данный  материал  будет  полезен воспитателям, учителям-дефектологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx13.98 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ  РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

Овладение детьми родным языком — это овладение его словарём и умением им пользоваться. В младшей группе, когда у детей ещё мал запас слов, расширение словаря и развитие навыков разговорной речи является важнейшей программной задачей.

Развитие навыков разговорной речи состоит в выработке у детей таких ценных качеств, как умение слушать и понимать взрослого, понимать обращённые к ним вопросы и отвечать на них, способность высказываться в присутствии коллектива детей и слушать друг друга.

Детей приучают и более правильно строить предложения, более последовательно высказываться. Одновременно обогащается словарь детей.

Дети трёх лет пользуются ещё сравнительно ограниченным запасом слов, часто одним термином обозначая разные, но схожие по назначению предметы или различные качества, например: словом хороший обозначают такие качества, как добрый, вкусный, красивый, интересный и др.

Некоторые трёхлетние дети сохраняют младенческую терминологию, усвоенную в раннем детстве («тпруа», «бо-бо», «ко-ко» и т. п.).

В  программе детского сада предусмотрено научить детей правильно называть знакомые предметы, их качества, действия, грамматически правильно строить предложения, состоящие из нескольких слов, уметь слушать воспитателя, отвечать на его вопросы.

Обогащение словаря и совершенствование грамматического строя речи детей происходит в единстве с развитием мышления.

Дети чувственно воспринимают предметы и явления окружающей жизни. Без слова, без пояснений взрослых они, однако, не могут правильно разобраться в зна чении всего того, что они видят, ощущают. Очень важно, чтобы дети сами могли правильно словесно обозначать то, что их окружает.

Справедливо считать , что представление, не закреплённое ясным словом, теряет в значительной степени свою ценность. До тех пор, пока дети не усвоят точных наименований предметов и их качеств, их представления будут расплывчатыми, неточными, у них не будут образовываться элементарные понятия.

Мысли у ребёнка складываются и развиваются на базе языкового материала. Конкретные представления об окружающем должны войти в сознание детей вместе с ясным наименованием того, что они видят, слышат, ощущают. Для обогащения словаря валены все занятия, проводимые в детском саду. Во время рисования дети узнают названия цветов, формы, узнают такие слова, как кисть, краски, карандаш, учатся правильно называть различные предметы, изображаемые на рисунках. Занятия по счёту создают благоприятные условия для совершенствования грамматического строя, согласования слов в числе и падеже (один мяч, два мяча, много мячей и т. п.).

Особенно большое значение для обогащения словаря детей и развития навыков разговорной речи имеют занятия по  развитию речи  и ознакомлению с окружающим; наблюдения, беседы, дидактические игры, рассказы по картинкам.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...