Предварительная работа к занятию по развитию речи.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Елистратова Ольга Анатольевна

Подбор дидактического, илюстративного, занимательного материала к проведению логопедического занятия по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Игра «Картинки-загадки»(ребусы)

Цель: Формировать образную сторону речи, расширять словарный запас.

Ход игры: детям загадывается загадка, при правильном ответе ребёнку показывается картинка и предлагается ответить на вопрос полным ответом.

Игра «Радуга»

Цель: Познакомить с последовательным расположением цветов в спектре. Упражнять детей в сопоставлении предметов по цвету.

Материал. 

Аппликация радуги для показа на фланелеграфе. Правая половина (7 радуг) съемная.

Руководство. 

Воспитатель обращает внимание детей на изображение радуги. Вместе с детьми вспоминает названия семи цветов радуги спектра. Указкой показывает эти цвета на радуге. Снимает правую половину радуги и предлагает детям самим составить ее. Вызывает детей поочередно. Они выбирают соответствующие цвета и выкладывают их на фланелеграфе с помощью воспитателя. Остальные дети следят за выполнением задания и дают оценку. Когда радуга составлена, воспитатель предлагает послушать о ней стихотворение Е.Измайлова «Краски радуги». (На занятиях по развитию речи воспитатель разучивает с детьми это стихотворение по мнемотаблице).

“Назови профессию”

Цель. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).

Ход игры.

Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать... Это моя профессия — воспитывать вас. А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)

Игра «Времена года»

Цель: учить детей называть времена года по их признакам. Находить соответствующие картинки, развивать зрительную память, внимание, речь, воспитывать любовь к разным временам года

Ход игры: ведущий раздает участникам по игровому полю. Маленькие карточки он перемешивает и, поочередно показывая их, спрашивает: «К чему подходит эта карточка?» Игрок, забирая у ведущего предметную картинку, закрывает один из квадратов игрового поля и объясняет свои действия. Например: на игровом поле весна, участник кладет эту карточку на рисунок подснежника, потому что он растет весной. Выигрывает ребенок, который первый закроет все предметы игрового поля

Игра «Одним словом»

Цели игры: Развитие внимания, мышления, сообразительности. Формирование умения классифицировать предметы.
Количество игроков: один и более.

Возраст играющих: можно использовать для закрепления материала, как у детей старшего дошкольного возраста,  так и у обучающихся первого класса.

Варианты игры «Назови одним словом»:
1. С одним ребенком. Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке?  (синица, снегирь, воробей, голубь, клест) Как можно их назвать одним словом? (птицы)».

2. С группой детей. Ведущий показывает карточку, а дети стараются назвать первыми, что (кто) на ней изображено.

3. С двумя подгруппами (командами) детей. Ведущий поочередно задает задания (назвать одним словом «что изображено на карточке») для каждой команды: для первой команды – задание на одной стороне карточки, для второй – на обратной стороне. Карточки ведущий достает в произвольном порядке. В конце игры количество правильных ответов подсчитывается. Определяется команда-победитель.

Игра «Наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

1.С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
2.Без опоры на картинки.

летчик (пилот) –

собака (пёс) –

 будка (конура) –

колючки (шипы) –

врач (доктор ) –  

варежки (рукавички) –  

Широкий –

кривой -

лёгкий -  

высоко -  

маленький –

жарко –  

Игра «Из чего сделано?»

Дидактическая задача. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Ход игры. Для этой игры подбираются предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

До начала игры взрослый проводит короткую беседу и уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а так же сделанные из них вещи.

Затем предлагается поиграть в новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его. Мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.

Игра «Великан и гном»

Описание: Две коробочки, картинки, карточки со словами, большая карточка с точками разных размеров и со шнурками разных цветов. 

Цель: развитие мелкой моторики. 
Учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов 
(-ик, -юшк, - ищ), читать слова. Развитие мелкой моторики. 

Вариант игры: 

Ребенок берёт картинку, соотносит по размеру с точкой и надевает на шнурок, проговаривает существительные, образованные с помощью суффиксов: ик, ищ.

Игра «Детёныши животных»

Цель: знакомить детей с птицами и их птенцами, учить называть и сравнивать их по величине; развивать любознательность, память, внимание, речь; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к птицам.

Ход: воспитатель предлагает детям назвать птенцов и их родителей. Педагог показывает картинку с птицей, ребята называют птенца и как он разговаривает.

 «Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: например, дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица - птицы

«Больше - меньше»

Цель: учить детей сравнивать степень имён прилагательных

Ход игры: детям предлагается ответить на вопросы. Я буду называть вещи маленьким словом, а ты должен назвать большим. Например, мой гриб маленький – а мой гриб больше.

Игра «Кто где прячется»

Цель: закрепление употребления в речи предлогов .

Один ребенок выходит из комнаты . Остальные дети прячут игрушки (мелкие предметы) . По сигналу ребенок возвращается в комнату  и ищет предмет . Когда он отыщет предмет , он говорит, где тот находился . Играющие договариваются , что будут в начале подсказывать , куда положили предмет , например: “мяч под... ,мяч за ... “ и т. д.

Игра « Картинка к  картинке»

Задачи: закреплять умение находить причинно-следственные связи, правильно определять последовательность картинок, знать место обитания, название перелётных птиц; развивать мелкую моторику пальцев рук

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку , назвать следующею за  ней. Определить перелётная или нет птица.  

Игра «Повтори за мной»

Цель: развитие фонематического слуха

Ход игры: Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога.

Игра «Где спрятался звук»

Цель: учить выделять заданный звук в начеле, середине и конце слова.

Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим заданный звук Выделение ударного гласного из начала слова:

Алик –

Оля –

Утка –

Выделение согласного из начала слова:

Шар –  

сом -  

крыша - ;

 рыба -  

Выделение конечного гласного:

Мука -

руки –

кино -

шары

Выделение конечного согласного:

Кот -  

нос -  

пух -  

сын -  

мак -

Игра «Подбери картинку для звука»

Цель: учить подбирать слова на заданный звук, развитие фонематического восприятия.

Ход игры: ребёнку предлагаются картинки на разные звуки, ему необходимо выбрать нужною, которая соответствует заданному звуку.

Игра «Как шуршат листочки»

Цель. Автоматизация звука ш.

Описание игры. Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш...

Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш...

Вариант. Педагог расставляет детей-«деревья» так, чтобы они могли свободно двигать руками. На слова «шуми ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш-ш-ш. Если воспитательница скажет: «Ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками ф-ф-ф-ф и еще быстрее машут руками.

Игра «Пчёлы»

Цель. Автоматизация звука ж.

Описание игры. Посредине площадки (комнаты) отгораживают чертой или стульями улей. Все дети —пчелы. Один ребенок — медведь. Он прячется от пчел. Пчелы сидят в улье и хором говорят;

Пчелы в улье сидят И в окошечко глядят.

Полететь все захотели, Друг за дружкой полетели: Ж-ж-ж-ж-ж-ж.

С жужжанием они разлетаются по площадке, машут крылышками, подлетают к цветам, пьют сок. Внезапно появляется медведь, он стремится попасть в улей за медом. По сигналу «Медведь» пчелы с жужжанием летят к улью. Хватаются за руки, окружают улей и стараются не пропустить медведя. Если пчелам это удается, то назначается новый медведь. Если медведь убежал от пчел, он выбирает себе помощника, и игра возобновляется с двумя медведями.

Игра «Поезд»

Цель. Автоматизация звука ч в слогах.

Описание игры. Дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз. Дежурный (ведущий) дает свисток — поезд трогается. Дети двигаются с согнутыми в локтях руками, делают ими вращательные движения, подражая движению колес, и произносят: чу-чу-чу-чу...

Дав поезду немного проехать, ведущий поднимает желтый флажок — поезд замедляет ход. На красный — поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает желтый флажок — машинист дает сигнал. На зеленый — поезд трогается. Игра повторяется несколько раз.

Игра «Будь внимателен»

Цель. Дифференциация звуков с—з.

Оборудование. Картинки «Свисток» и «Звонок».

Описание игры. Педагог показывает детям картинки и спрашивает: «Кто знает, как свистит свисток?» (Дети отвечают: с-с-с...) А как звенит звонок? (Дети з-з-з...) А сейчас я посмотрю, кто из вас более внимательный. Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук с, то звук з».

Свистит – шипит

Цель. Дифференциация звуков с—ш.

Описание игры. Педагог кладет перед собой картинки и говорит: «Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с... Гусь: ш-ш-ш... и т.д.

Можно обратить внимание детей на то, что при произнесении звука с язык внизу, а при произнесении щ – вверху.

Самолет

Цель. Дифференциация звуков л—р.

Описание игры. Педагог, обращаясь к детям, говорит: «Сейчас мы будем играть в «самолет». Заведем мотор самолета: р-р-р...» Дети произносят: р-р-р... и воспроизводят руками движения мотора. «Завели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л... Как гудит самолет?» Дети: л-л-л...

Игра «Какой инструмент звучит»

Цель: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

     Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением.

    Игровые правила: Слушать внимательно звучание инструментов, не мешать отвечать друг другу.

    Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими инструментами.

Игра «Цветной цветок»

Цель: закрепить знания холодной (тёплой) цветовой гаммы.

Оборудование: карточки с изображением стебля и сердцевины цветка; изображения лепестков, окрашенных в холодные (тёплые) цвета и оттенки.

Ход игры: воспитатель предлагает составить необычный цветок, лепестки которого окрашены в холодные (тёплые) цвета и оттенки. Затем дети должны назвать эти цвета и оттенки. В конце игры детям предлагается найти холодные (тёплые) цвета и оттенки на своей одежде.

Игра «Право или лево»

Цель: учить ориентироваться в пространстве на примере собственного тела

Популярная у многих логопедов игра на ориентировку в схеме тела. Игра малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даёт такие задания:

1.        дотянись правой рукой через голову до левого уха,

2.        погладь левой рукой правое колено,

3.        почеши левой рукой левую ногу,

4.        надуй правую щёку и т.д.

Задания трудные, несмотря на кажущуюся лёгкость. Не каждый взрослый сможет быстро сориентироваться. Но такая тренировка полезна, так как развивается не только ориентировка в пространстве, но и разные стороны внимания

Игра «Обведи по точкам»

Цель: развитие у детей целостного восприятия предметов, обучение выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.

На листе бумаги с помощью точек нанесен контур рисунка. Ребенку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Игра «Повторяй за мной»

Цель: развивать общую моторику.

Количество игроков: любое.

Все становятся в круг, ведущий в центре под музыку показывает движения, а игроки за ним повторяют. Музыка меняется, ведущий тоже. Выбирать ведущего может как учитель, так и сами дет

Игра –релаксация «Воздушные шарики»

Цель: учить детей расслабляется и снимать с себя мышечное напряжение.

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Лошадка» А.Барто. РАБОТА НАД ЗВУКОМ «И».

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Лошадка» А.Барто. РАБОТА НАД ЗВУКОМ «И».Цель: напомнить детям знакомое стихотворение, учить читать его выразительно, не спеша, не напрягая голос...

Словарная работа на занятиях по развитию речи в детском саду на разных этапах возрастного развития

Данный материал содержит в себе принципы организации словарной работы с дошкольниками...

Конспект занятия по развитию речи Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж...

Обобщение опыта работы "Конспект занятия по развитию речи с использованием массажного шарика Су - Джок"

Формирование  речи посредством использования массажного мячика Су-джок...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» для подготовительной группы

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением»  для подготовительной группы...