Проект «Здравствуй, Пушкин!» как средство развития детской познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Бабич Янина Анатольевна

      Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (пункт 3.2.5 ФГОС ДО).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 17 «Здоровячок»  

г. Зеленогорска Красноярского края

Проект «Здравствуй, Пушкин!»

как средство развития детской познавательной инициативы

у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

                                                                                            Авторы составители:

                                                                                       Бибик Ирина Анатольевна, учитель-логопед  

                                                                             высшей квалификационной категории

                                                                                        Бабич Янина Анатольевна, педагог-психолог  

                                                                             высшей квалификационной категории

2015 г.

Проект «Здравствуй, Пушкин!»

как средство развития детской познавательной инициативы

у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Слайд 2.     

      Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (пункт 3.2.5 ФГОС ДО).

      Эффективность организации воспитания и обучения детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько грамотно построен педагогический процесс. Успех определяет использование инновационных методов, приемов и педагогических технологий, которые открывают новые возможности для работы с дошкольниками. Одним из наиболее эффективных является метод проектов. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности, главное – помочь ребенку поверить в свои силы, проявить инициативу и самостоятельность. Также, проектная деятельность объединяет детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность.

Слайд 3.     

      Актуальность представляемого нами опыта заключается в том, что использование проектной деятельности с дошкольниками  с нарушением зрения приводит к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой на качественно новый уровень перейдут познавательная инициативность, социальная и творческая активность дошкольников.

Слайд 4-5.    

      Отправной точкой для нашего проекта стало посещение детьми библиотеки                                    им. Маяковского, в «Солнечном зале» которой была размещена выставка, посвященная Году литературы в России. Дети рассматривали книги разных авторов и иллюстрации к произведениям, а так же детские творческие работы. Группа ребят остановилась у портрета А. С. Пушкина, и мы услышали диалог следующего содержания:

- Пушкин поэт, мне про него бабушка рассказывала.

- А мне сестра читала сказку о золотой рыбке.

- Он не похож на нас, я такого в кино видел.

- Это поэт и здесь много его сказок.

      Вокруг них тут же собрались дети. «А это кто на картинке?», «Что он делает?», «Что у него в руке?»

      Так у нас появилась первая информация о том, что дети знают о Пушкине. На следующий день некоторые воспитанники принесли в детский сад книги и диски со сказками А. С. Пушкина. В ходе бесед мы выяснили, что большинство детей не знают самого поэта и его творчества. Возникло общее желание узнать всё, что связано с именем великого поэта. Детская заинтересованность побудила нас к созданию познавательно – творческого проекта «Здравствуй, Пушкин!»      

Слайд 6.  

Вид проекта: познавательно – творческий.

Срок реализации: краткосрочный.    

      Длительность проекта невозможно спрогнозировать заранее – всё будет зависеть от интереса детей, от того, какие ресурсы сумеют найти взрослые (педагоги и родители).

      К реализации проекта были привлечены следующие участники: 

- дети группы компенсирующей направленности (возраст детей 5-7 лет);

- учитель – логопед;

- педагог – психолог;

- родители;

- специалисты библиотеки им. Маяковского.                                                                                                                                              

      Для реализации проекта мы выделили 3 основных этапа: аналитико-диагностический, практический, аналитико-обобщающий.

Слайд 7.

1 этап: Аналитико-диагностический.

      На данном этапе мы провели анкетирование родителей (Приложение 1), с целью узнать есть ли домашняя библиотека, какие книги родители читают своим детям, беседуют ли о прочитанном. Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что в 76% семей родители  мало уделяют внимание непосредственно чтению книг, либо читают книги только перед сном, не беседуя с ребенком о прочитанном, ссылаясь на нехватку свободного времени, 83%  родителей  сами не читают художественную литературу, и только 13% семей  имеют домашнюю библиотеку, сами читают книги и прививают потребность к чтению своим детям.    

      Далее проходило обсуждение проекта с его участниками, выяснение возможностей и средств, необходимых для его реализации.

Слайд 8.

Цель проекта: развитие познавательной инициативы у детей через знакомство с историей жизни и творчеством А. С. Пушкина.

Слайд 9.      

      В зависимости от вида деятельности были определены следующие задачи:

1. Развивать познавательный интерес, активность и любознательность при знакомстве с историей жизни и творчеством А. С. Пушкина.

2. Уточнять и обогащать представления детей о сказках А. С. Пушкина, расширять словарный запас.

3. Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

4. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе.

5. Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок, эмоционально передавать образ героев.

6. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.

7. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи.

      В соответствии с задачами нами был разработан план деятельности по достижению цели. Осуществлен подбор методической и художественной литературы, иллюстративного, музыкального и видео материала по теме проекта.

Слайд 10.

2 этап: Практический.

      Реализация проекта решалась через интеграцию образовательных областей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности дошкольников, а так же активного взаимодействия с семьями воспитанников.  

     В ходе проекта мы придерживались схемы развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется совместной деятельностью со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Слайд 11.

      Поэтому мы были не только в позиции транслятора готовых знаний и опыта, но постарались стать партнером, помощником, консультантом ребенка, создать такую образовательную среду, в которой каждый из детей мог:

- влиять на выбор темы, формы работы в рамках проекта;

- устанавливать последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;

- выступать в роли инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых;

- реализовывать свои интересы, потребности в знаниях, игре и др. видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.

Слайд 12-13.

      Работу по проекту начали с пополнения предметно – развивающей среды. Центры  группы пополнились наглядно-иллюстративными пособиями, аудио и видео материалами, настольно-печатными и дидактическими играми. В рамках проекта была проведена акция «Подари книгу детскому саду», после которой благодаря усилиям детей и родителей была собрана мини – библиотека по сказкам А. С. Пушкина.

      В процессе работы дети познакомились с биографией поэта. Вместе с детьми мы рассматривали портреты С. А. Пушкина, выполненные художниками О. А. Кипринским  и  В. А. Тропининым. Дети захотели сами выполнить портрет  поэта.  Мы это приветствовали. Для поддержания творческой инициативы долго обсуждали, как и из чего его лучше сделать. Девочки проявили творчество и придумали, что волосы можно сделать из черной пряжи. Они с удовольствием наматывали  нитки, затем приклеивали кудрявые пряди волос и любовались своей работой. 

      В свободной от занятий деятельности  дети познакомились с содержанием книг, аудиозаписей, смотрели  мультфильмы  по произведениям А. С. Пушкина. 

Слайд 14.

      В совместной деятельности с детьми были проведены тематические беседы «Пушкин в кругу семьи», «Времена года в творчестве А. С. Пушкина», «Они прославили Россию»; словесно – дидактические игры «Доскажи сказку», «Узнай героя сказки», «Озвучь героя сказки», «По страницам любимых сказок».  Во всех играх дети самостоятельно выстраивали связное монологическое высказывание, включали в свою речь выразительные средства художественного текста сказки, делились своими мыслями, чувствами, знаниями о любимой сказке. В рассказе, обязательно, отражали что-то интересное, поразившее и взволновавшее их. Так, например, в игре - поиск «Найди героя по описанию» в первом варианте дети самостоятельно описывали внешность героя любимой сказки.

      В игре «Опишите героя сказки, с указанием на его внешность» вот как описывали героев сами дети.

- Она не молодая, высокая, стройная, красивая, лицо белое (царица).

- Молодая, румяная, чернобровая, белолицая (царевна).

- Старый, седой, морщинистый (старик).

- Высокий, крепкий, молодой, сильный (Балда).

Во втором варианте описывали характер героя без единого намека на его внешность:

- Гордая, своенравная, капризная, ревнивая (царица).

-  Жадный, обманщик, трусливый (поп).

- Кроткая, добрая, трудолюбивая, тихая (царевна).

- Ловкий, смекалистый, разумный, трудолюбивый (Балда).

      Игра   «Путешествие в Лукоморье» помогла детям в нахождении аналогии между героями А.С. Пушкина и героями своих любимых сказок. Вот некоторые высказывания: «Молодая царевна похожа на спящую красавицу»; «Василиса Прекрасная похожа на Царевну-Лебедь»; «Коршун очень похож на Змея Горыныча»; «Царевич Елисей похож на Ивана Царевича»; «Сестры похожи на жен братьев из сказки «Царевна Лягушка»; «Старуха похожа на мачеху из сказки «Золушка».

      На интегрированном занятии «В гостях у сказки» были использованы дидактические игры по произведениям А. С. Пушкина: «Какой сказочный герой лишний», «Найди предметы из сказок А. С. Пушкина», «Угадай, про кого говорю»; игр – фантазий «Если бы я поймал золотую рыбку», «Ученый кот»; игр – подражаний: «Превращение  князя Гвидона», «Превращение в царевну Лебедь», «Изобрази героя» (положительного - отрицательного). Начиная с крошечных этюдов, ребята сами творили образ, - они и артисты, и сценаристы, и режиссеры. Работа с поэтическим словом помогла детям в передаче образа. Это один из любимых видов деятельности детей:

  • с помощью пантомимы они изображали диалоги старика и старухи;
  • взлет Петушка со спицы;
  • жестами, движениями передавали настроение моря (море слегка разыгралось, помутилось,  неспокойное  синее море, почернело, на море черная буря);
  • изображали ветер, полет комара, мухи, шмеля.

•  движения лебедя и коршуна «Бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней...»

Слайд 15.     

      При проведении мероприятий по проекту мы наблюдали за детьми в свободной деятельности. Все приобретенные знания и умения дети воплощали в игре. Игра способствовала активному развитию воображения, творчества и фантазии. Развивала у ребят смекалку, творческое восприятие, а также формировала важные качества личности: наблюдательность, находчивость, коммуникабельность.

      В игре «Опиши шедевры» детям очень нравилось воспроизводить знакомые картины. Но не по наглядному образцу, а по памяти.  Здесь главное, чтобы ребенок проявил смекалку, воображение в подборе антуража. Дети показывали картины из «Сказки о золотом петушке» (сбор войска, бой, окончание боя). Изображая всадников, брали стулья, конями были гимнастические палки, воротами города - дуги. Море из «Сказки о рыбаке и рыбке» изображали с помощью   лент, султанчиков, шарфов. Строительный материал превращался в корабль для корабельщиков, в терема и дворцы. Строя по представлению дети проявили фантазию, конструктивное воображение и мышление.

      Так же ребята самостоятельно рисовали героев сказок, часто вели спор между собой о том, кто больше знает сказок А. С. Пушкина.

Слайд 16.

      Это и подтолкнуло нас  к разработке и проведению литературного развлечения «Мы любим сказки Пушкина», на котором дети смогли себя проявить, как актёры и художники. После просмотра отрывков из мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина и прослушивания  аудиозаписи «Три чуда» Н. Римского-Корсакова  дети показывали пантомимические загадки, отгадывали сказочных героев по психологическим портретам, иллюстрировали музыкальное произведение. 

Слайд 17.

      Одни рисовали  сказочных героев, другие делали  страницы для азбуки.

Слайд 18.

      Дети самостоятельно выбирали, на какую букву они будут рисовать свою страницу. В результате этой работы получилась мини-книга «Азбука». 

Слайд 19.

      Итоговым моментом 2 этапа проекта было проведение литературной викторины «По сказкам А. С. Пушкина».

      Сценарий викторины представлен в Приложении 2 

     Вся викторина была охвачена сказочным сюжетом «Лукоморье». Главным героем был Кот Учёный.  Он помогал ведущим вводить детей в сказочный сюжет, выполнять задания, проводить разминку, а так же показывал различные фокусы. В викторине приняло участие 3 команды из детей подготовительных компенсирующих групп.

Слайд 20.

      Команды выполняли разнообразные задания, дети проявили находчивость и сообразительность, показали приобретенные ранее знания. Результаты выполненных заданий и работ в команде оценивали члены жюри (воспитатели групп). За правильные ответы дети получали золотых рыбок. В конце викторины был проведен конкурс чтецов и подведены итоги. Все участники получили незабываемые впечатления и в подарок о стране Лукоморье сладкие призы.

Слайд 21. 

      Родители стали помощниками в нашей работе над проектом.  В результате совместной деятельности детей и родителей в холле детского сада была организована мини-выставка тактильных обложек.

Слайд 22.

      Дети с гордостью приносили работы, сделанные дома вместе с мамами и папами. Герои пушкинских сказок вдохновили детей, и они, проявив инициативу и креативность, выполнили необычные, интересные тактильные обложки к произведениям А. С. Пушкина.

Слайд 23 

3 этап: Аналитико-обобщающий.

      После работы над проектом мы провели анализ деятельности всех участников образовательного процесса и сделали следующие выводы:

- в результате совместной работы у детей обогатились представления о жизни и творчестве поэта, дети научились внимательно слушать  сказки, выразительно читать отрывки из произведений   А. С. Пушкина и стихи, инсценировать эпизоды, эмоционально передавать образ героев;

- у воспитанников совершенствовались  социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении;

- а самое главное, проведенная работа способствовала  развитию познавательной инициативы и самостоятельности у детей,  умению находить новые решения возникающих проблем, проявлению  творческих способностей в различных видах деятельности.

      Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей (законных представителей).

Используемая литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008 г.
  2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2008 г.
  3. Лампман В. Е. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар-практикум. – Волгоград: Учитель, 2013 г.
  4. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. М., Просвещение, 2015 г.
  5. Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013 г.

Ссылки на Интернет-ресурсы:

  1. biblioparus.blogspot.com
  2. bk-detstvo.narod.ru
  3. www.razvivai-samara.ru
  4. www.russiandvd.com
  5. www.youtube.com
  6. russian7.ru
  7. rustorka.com
  8. olesya-emelyanova.ru
  9. nibler.ru
  10. foto-cat.ru
  11. mylittles.info
  12. detskijsadik.ru

Приложение 1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! 

Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно. 

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

  • несколько книжных полок
  • книжный шкаф
  • стеллажи с книгами
  • другое __________________________________________________________

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами? 

  • да
  • нет

3. Часто ли вы читаете ребенку книги? 

  • каждый вечер перед сном
  • когда попросит
  • иногда

4. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:

  • сказки
  • стихи
  • литературу о природе
  • энциклопедии, книги познавательного содержания
  • нет определённых предпочтений

5. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном? 

  • да
  • нет
  • иногда

6. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок? _______________________________________________________________________________________

7. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения? 

  • да
  • нет
  • не знаю

8. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать? __________________________________________________________________ 

9. Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребенок? 

  • да
  • нет

10. Проявляет ли ваш ребенок интерес к самостоятельному чтению детских книг? 

  • да
  • нет

11. Рассматриваете ли вы с ребенком работы, представленные на выставке в коридоре первого этажа детского сада: 

  • да, обязательно каждый раз
  • да, иногда
  • нам некогда рассматривать
  • нет, никогда

12. Ходите вы с ребёнком в библиотеку

  • да
  • да, иногда
  • нет, никогда

13. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то какую литературу предпочитаете:

  • периодическую (журналы, газеты)
  • познавательную
  • художественную

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2.

Сценарий викторины для старших дошкольников с нарушением зрения                                                   «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

      Данное мероприятие  проводится, как итоговое по сказкам А. С. Пушкина.

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Задачи:

- формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;

- развивать познавательный интерес, коммуникативные способности;

- закреплять навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности;

- воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина.

Материалы:  золотые рыбки, разрезные картинки, презентация, карточки с цифрами (1, 2, 3, 4), 2 магнитных доски.

Предварительная работа: знакомство с писателем (краткая биография жизни и деятельности), рассматривание портрета. Оформление книжной  выставки «Книги Пушкина». Чтение сказок, слушание музыки Римского-Корсакова и Сен-Санса («Три чуда», «Полет шмеля»), просмотр мультипликационных фильмов, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход викторины

Музыкальное сопровождение «В гостях у сказки»

Вед.1:       У лукоморья дуб зеленый;

             Златая цепь на дубе том:

             И днем и ночью кот ученый

             Все ходит по цепи кругом ….

Слайд 1.

- Скажите, пожалуйста, кто автор этого стихотворения (А. С. Пушкин).

- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по сказкам Александра Сергеевича Пушкина.

Вед.2: - Вы готовы? Капитаны представьте свои команды.    

- Во время нашего путешествия по Лукоморью вы будете выполнять разные задания, и отвечать на вопросы. Командам дается время для обсуждения вопроса. После звукового сигнала капитаны команд поднимают карточки с ответом. Для того, чтобы члены жюри увидели ваш ответ, у вас на столах лежат карточки с цифрами 1, 2, 3, 4. Вам нужно будет выбрать нужную карточку с цифрой и показать ее жюри. За каждый правильный ответ команда получает золотую рыбку.

- А теперь представим наше многоуважаемое жюри (Татьяна Анатольевна, Валентина Васильевна).

- Итак, в путь.                                                              

Звучит музыка, появляется Кот.

Кот: Мяу! Здравствуйте! Я – кот из страны Лукоморье, (Слайд 2) самый учёный кот на свете! Я очень люблю сказки А. С. Пушкина. А хотите узнать, как сочиняют сказки?

Фокус с картинками.

 - Для того чтобы попасть в страну Лукоморье необходимо выполнить первое задание «Собери картинку» и получить волшебный ключ, который поможет нам открыть тайную дверь в Страну Лукоморье. У меня есть мешок сказок, но он пустой. Помогите мне сложить в него названия сказок А. С. Пушкина. Я буду называть начало сказки, а вы  продолжайте.

- «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке).

- «Сказка о Золотом …» (петушке).

- «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде).

- «Сказка о мертвой …» (царевне и семи богатырях).

Фокус «Чудесный мешочек» (появляются разрезные картинки на каждую команду).

Вед. 1: Задание 1. «Разрезные картинки»

Команды собирают из разрезных картинок иллюстрацию к сказке, получают ключ от тайной двери в Страну Лукоморье).        

Жюри оценивает правильность собирания картинок командами.                                               

Вед. 2: Задание 2. «Найди лишнюю сказку».

- Ребята, А. С. Пушкин написал много сказок.

Слайд 3. Сейчас внимательно посмотрите на экран и найдите ту сказку, которую он не писал.

- Чтобы нам дальше продолжить путешествие, попробуйте угадать из какой сказки этот отрывок:  «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха…». ( «Сказка о рыбаке и рыбке»)

- И следующие вопросы будут по этой сказке. Посмотрите на слайд.

Вед.1: Задание 3 «Ответь на вопросы»

Слайд 5  «Где живет золотая рыбка?»

Слайд 7  «Какое жилище было у старухи?»

Слайд 9  «Чем старик ловил рыбу?»

Слайд 11 «Кто прислуживал старухе, когда она стала царицей?»

Слайд 13 «Какое первое желание старухи исполнила золотая рыбка?»

- Ребята, как в старину использовали корыто?

Кот: Разминка «Стирка»

      После разминки предоставляется слово жюри.

Вед.2: - А теперь угадайте, из какой сказки следующий отрывок?

Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»)
Слайд 16  «Кто подслушал, о чем мечтали «три девицы под окном?»

Слайд 18  «В чем царица с царевичем прибыли на необитаемый остров?»

Слайд 20  «Кто совершал чудеса на этом острове?»

Слайд 22  «С помощью какого прибора рассматривал причаливающие к острову корабли князь Гвидон?»

Вед.1: - А другая сказка А. С. Пушкина начинается с таких слов:

«Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился, и царица у окна
села ждать его одна. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Слайд 24  «Какой волшебный предмет был у мачехи?»

Слайд 26  «Чем была отравлена молодая царевна?»

Слайд 28  «Кто помог царевичу Елисею найти царевну?

Кот: Вижу, хорошо знаете вы и эту сказку…”. Молодцы!

Музыкальная разминка

Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет (помахивают руками)

Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок и делают волнообразные движения)

На раздутых парусах

Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)

Мимо города большого (встают)

Пушки с пристани палят (хлопают)

Кораблю пристать велят (топают).

Вед.2: - А вот и другая сказка: «Жил-был поп, толоконный лоб» («Сказка о попе и его работнике Балде»)

Слайд 30 «Кто из сказочных героев ест за четверых, работает за семерых?»

Слайд 32 «Где повстречал поп своего работника Балду?»

Вед.1: - Из какой сказки следующие слова: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)
Слайд 34 «Кто подарил царю Дадону золотого петушка?»

Вед.2: - Молодцы, ребята! Вы справились со всеми предложенными заданиями. А сейчас ребята подготовили отрывки из сказок и прочтут их нам.

Конкурс чтецов.

Кот: - Наше путешествие по Лукоморью подошло к концу, но давайте пожелаем друг другу и всем людям что – нибудь радостное и приятное.

Фокус с платочками.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Здравствуй, Пушкин!» как средство развития детской познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения учитель-логопед Бибик Ирина Анатольевна педагог-психолог Бабич Янина Анатольевна МБДОУ д/с № 17

Слайд 2

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста пункт 3.2.5 ФГОС ДО

Слайд 3

Актуальность Использование проектной деятельности с дошкольниками с нарушением зрения приводит к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой на качественно новый уровень перейдут познавательная инициативность, социальная и творческая активность дошкольников

Слайд 4

Библиотека им. Маяковского медиа – лекторий

Слайд 6

Вид проекта: познавательно – творческий Срок реализации: краткосрочный Участники: дети группы компенсирующей направленности (возраст детей 5-7 лет); учитель – логопед; педагог – психолог; родители; специалисты библиотеки им. Маяковского.

Слайд 7

1 этап. Аналитико-диагностический

Слайд 8

Цель проекта Развитие познавательной инициативы у детей через знакомство с историей жизни и творчества А.С.Пушкина

Слайд 9

Задачи проекта Развивать познавательный интерес, активность и любознательность при знакомстве с историей жизни и творчества А. С. Пушкина. Уточнять и обогащать представления детей о сказках А. С. Пушкина, расширять словарный запас. Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе. Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок, эмоционально передавать образ героев. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи.

Слайд 10

2 этап. Практический Совместная деятельность со взрослыми Совместная деятельность со сверстниками Самостоятельная деятельность Схема развития детской деятельности

Слайд 11

влиять на выбор темы, формы работы в рамках проекта; устанавливать последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выполненной деятельности; выступать в роли инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых; реализовывать свои интересы, потребности в знаниях, игре и др. видах деятельности, в основном самостоятельно принимая решения об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии. Дети – полноправные субъекты деятельности, могут:

Слайд 12

Предметно-развивающая среда мини – библиотека по сказкам А. С. Пушкина. наглядно-иллюстративные пособия аудио и видео материалы настольно – печатные и дидактические игры обводные фигуры и трафареты

Слайд 14

Тематические беседы «Пушкин в кругу семьи» «Времена года в творчестве А. С. Пушкина» «Они прославили Россию» словесно – дидактические игры «Доскажи сказку» «Найди героя по описанию» «Озвучь героя сказки» «Путешествие по Лукоморью»

Слайд 15

Игровая деятельность

Слайд 16

Литературное развлечение «Мы любим сказки Пушкина!»

Слайд 18

Страницы из азбуки

Слайд 19

Литературная викторина «По сказкам А. С. Пушкина»

Слайд 21

Мини-выставка тактильных обложек «У Лукоморья»

Слайд 23

3 этап. Аналитико-обобщающий в результате совместной работы у детей обогатились представления о жизни и творчестве поэта, дети научились внимательно слушать сказки, выразительно читать отрывки из произведений А. С. Пушкина и стихи, инсценировать эпизоды, эмоционально передавать образ героев; у воспитанников совершенствовались социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении; а самое главное, проведенная работа способствовала развитию познавательной инициативы и самостоятельности у детей, умению находить новые решения возникающих проблем, проявлению творческих способностей в различных видах деятельности.

Слайд 24

ДО ВСТРЕЧИ В НОВОМ ПРОЕКТЕ!

Слайд 25

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008 г. 2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2008 г. 3. Лампман В. Е. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар-практикум. – Волгоград: Учитель, 2013 г. 4. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. М., Просвещение, 2015 г. 5. Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013 г. Используемая литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование камушков "Марблс" для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения".

Красота "Марблс" завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Мы используем камушки "Марблс" в непосредственно-образовательной деят...

Проект «Мир, в котором я живу» как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших  на сегодняшний день....

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи  должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...

Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

  Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка. В целом под «моторикой» понимается вся сфера двигательных функций организма человека. Раз...

Особенности развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Роль зрительно-моторной координации в развитии ребенка с нарушением зрения...