Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Татьяна Алексеевна Замыслова

Цель: обогащение и активизация словаря детей.

Коррекционно - образовательные задачи.

·        Учить детей пересказывать сказку по ролям близко к тексту. 

·        Закрепить знания детей по теме «Посуда».

Коррекционно – развивающие задачи.

·        Формировать  у детей умение строить сложные  предложения.         

·        Активизировать словарь по теме.

·        Развивать у детей творческие способности и артистизм.

·        Развивать общую, пальцевую и мимическую моторику.

  Коррекционно - воспитательные задачи.

·        Развивать умение работать в коллективе.

·        Воспитывать у детей правила хорошего тона.

·        Воспитывать желание говорить правильно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Родничок»

Конспект коррекционно-развивающей

непосредственно образовательной деятельности

по развитию связной речи

у детей с  общим недоразвитием речи

в подготовительной к школе группе

Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

(с элементами драматизации)

Замыслова Татьяна Алексеевна,

Учитель-логопед

г. Советский

Тема. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

(с элементами драматизации)

Цель: обогащение и активизация словаря детей.

Коррекционно - образовательные задачи.

  • Учить детей пересказывать сказку по ролям близко к тексту.  
  • Закрепить знания детей по теме «Посуда».

Коррекционно – развивающие задачи.

  • Формировать  у детей умение строить сложные  предложения.          
  • Активизировать словарь по теме.
  • Развивать у детей творческие способности и артистизм.
  • Развивать общую, пальцевую и мимическую моторику.

  Коррекционно - воспитательные задачи.

  • Развивать умение работать в коллективе.
  • Воспитывать у детей правила хорошего тона.
  • Воспитывать желание говорить правильно.

  Виды детской деятельности, приёмы работы.

  Игровая: настрой на занятие, игры «Расставь правильно посуду», «Накрой  

                  стол к чаю», игра – макет сказки «Лиса и журавль».

  Коммуникативная: чтение, беседа, вопросы, пересказ, ситуативный    

                   разговор, поощрение,  указания, исправления, игра «Накрой стол к        

                    чаю»,   выбор детей, которые будут играть роли в сказке

  Двигательная: физкультминутка, накрываем стол к чаю, показ сказки с  

                   использованием игр – макетов.

Материал и оборудование: текст русской народной сказки «Лиса и журавль»,

                 фигурки сказочных героев: журавля, лисы;  посуда, карточки с  

                   изображением эмоций, игра «Расставь правильно посуду» с  

                   использованием ИКТ.

Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов К. И.  

                  Чуковского «Федорино горе», «Муха—Цокотуха».  Игра «Назови  

                   правильно» (классификация посуды — кухонная, столовая, чайная и

                 т.д.).

 Индивидуальная работа: следить за правильным звукопроизношением

                                             детей.

Ход НОД.

  1. Организационный момент.

     Логопед. Занятие нужно начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла, что живёт в вашем сердце.

  1. Основная часть
  1. Закрепление обобщающего понятия «Посуда»

   Логопед:  Поиграем в игру; «Назови предмет».    Я говорю: «Столовая посуда», а вы мне называете предметы, которые относятся к данному понятию.

                  Столовая посуда — супница, ложки, тарелки, вилки, солонка...

                    Кухонная посуда — чайник, сковорода, кастрюля, поварёшка    или половник ...

                   Чайная посуда — чашки, блюдца, заварочный чайник, чайные ложки, молочник, сахарница, конфетница ...

  1. Игра «Накрой стол к чаю».

   Логопед:  Если вы ждете гостей, то как готовитесь к их приходу? (Ответы  

         детей.)

   Логопед:  Сейчас мы проверим, как вы умеете накрывать на стол.

                  (Детям предлагается различная посуда, стол, скатерть.)

                  Но вы должны  выбрать лишь чайную посуду.

  (Логопед накрывает стол скатертью, а дети ставят на него посуду и говорят         поставлю на стол сахарницу, потому что это чайная посуда» и т.д.)

  1. Чтение сказки с последующим обсуждением

  Логопед:  Сегодня мы узнаем, как встречали друг друга  Лиса и Журавль в  

                 русской народной сказке.

(Логопед читает текст сказки, а затем задает детям вопросы по содержанию.)

Как встретила Лиса Журавля?

Почему Журавль не смог съесть угощение?

А как поступила Лиса?

Как Журавль встречал гостью?

Смогла ли она поесть вдоволь?

Что значат слова «Как аукнулось, так и откликнулось»?

                        Почему перестали дружить Лиса и Журавль?

  1. Мимическая гимнастика  

  Логопед: Назовите, какие эмоции здесь изображены (радость, грусть,   огорчение, печаль, сердитый), давайте попробуем погрустить, а теперь  нам радостно, покажите, как вы умеете сердиться  

6.  Физкультминутка. 

   Логопед:  Ребята, давайте  изобразим, как лиса идёт в гости к журавлю, и как    шла обратно, обидевшись на него, не забывайте показывать  настроение лисы.   А теперь  - как журавль идёт к лисе в гости…

7.  Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

        После прочтения дети выбирают Лису, Журавля и автора.

8.  Пересказ сказки.

Для пересказа используется настольный театр.

Когда закончит пересказывать первая тройка, дети выбирают

следующих рассказчиков.

3.  Итог занятия.

    О ком эта сказка?

    Почему не получилось дружбы у Лисы и Журавля?

       Оценка работы детей.  

10.10

4. Основные направления деятельности.

К основным формам деятельности логопедической группы для детей с общим  недоразвитием речи относятся:

4.1. Воспитание и развитие воспитанников в соответствии с реализуемыми в МДОУ общеобразовательными программами.

4.1.1. Воспитатели  проводят работу по всем разделам, принятой в ДОУ комплексной программы. Учитывая трудности, обусловленные речевым дефектом, допускается изменение сроков и тематики разделов комплексной программы.

4.1.2. Важнейшими направлениями деятельности  для детей с речевыми нарушениями являются формирование двигательных навыков, развитие координации движений, пространственной ориентировки. В процессе физического воспитания осуществляются мероприятия по предупреждению утомляемости.

4.1.3. Умственное воспитание направлено на формирование у детей правильных представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствование сенсорных процессов, развитие внимания, воображения, памяти, мышления, что создает необходимую базу для эффективной коррекции речи.

4.2. Проведение коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

4.2.1. Дети с общим недоразвитием речи, поступающие в логопедические группы, должны усвоить объем основных знаний, умений и  навыков, который необходим для успешного обучения в школе. Коррекционная работа включает формирование произносительных навыков, развитие грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

4.2.2. На материале правильного произношения звуков осуществляется:

-развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их  сочетаний  в предложении;

-воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные  и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

-развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой коррекционной задачи;

-развитие словаря;

-развитие произвольного внимания и памяти.

4.2.3. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков.

4.2.4. В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, следует учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков. 

4.3. Работа с родителями (законными представителями) и педагогами.

4.3.1. Проведение разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы с детьми по преодолению имеющихся недостатков в развитии речи. Индивидуальные и тематические консультации по овладению конкретными приемами коррекционно-речевой работы с ребенком,  собрания, тематические выставки.

Общие основы формирования связной речи детей с ОНР. 

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется прежде всего ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и в особенности школьного возраста.
          Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии.
Навыки диалогической речи развивается и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи.
При обучении  детей с 3 уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической(описательной и повествовательной)речи.
Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К  основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению.
В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов в педагогической литературе выделяют : рассказывание по восприятию( рассказы описания предметов, рассказы по картинам и пересказ); рассказывание по памяти( из коллективного и индивидуального опыта детей) и рассказывание по воображению, или творческое рассказывание.
        При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

  • Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  • Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • Целенаправленное воздействие на активацию и развитие ряда психических процессов( восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие:

  • Опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;
  • Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
  • Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи - грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.

Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей.
Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами( систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).
         Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:

  • Коррекционное формирование и включение в <речевой арсенал> детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;
  • Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
  • Обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.

Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом (5-6 чел.). Занятия проводятся 1-3 раза в неделю по 20-30 мин., в утренние часы.                                                                                                                                                      
         Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи - конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх  разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры - театрализованная игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» в подготовительной группе

Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1.     Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собствен...

Конспект занятия: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» с элементами драматизации»

Цели:коррекционно-образовательная:—обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям;коррекционно-развивающие:—развивать у детей умение строить сложноподчиненные предложения;—активизировать...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

ᅟПересказ ᅟрусской ᅟнародной ᅟсказки «Мужик и ᅟмедведь» (с ᅟэлементами ᅟдраматизации) (в подготовительной группе)ᅟЗадачи:1.      ᅟᅟОбучающая: -...

«Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» с элементами драматизации»

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по обучению рассказыванию с использованием интерактивной панели...