Элементарное музицирование как дополнительный ресурс развития музыкальности дошкольника
статья по коррекционной педагогике по теме

Сатирская Наталья Валерьевна

Все мы знаем, как дети любят двигаться. Научными исследованиями доказано, что любой звук побуждает у человека сокращение мускулатуры, весь организм отвечает на действие музыки. В нашей работе с детьми мы активно используем элементарное музицирование.Элементарное музицирование, по словам немецкого композитора и педагога Карла Орфа, связано с движениями человеческого тела, с танцем и словом. К этому виду деятель­ности относят игру на простейших музыкальных инструментах, речевое интонирование и ритмодекламацию, пение и движение под музыку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shumelki_draznilki_v_elementarnom_muzitsirovanii.docx21.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шумелки, свистелки,кричалки, считалки,дразнилки.

Все мы знаем, как дети любят двигаться. Научными исследованиями доказано, что любой звук побуждает у человека сокращение мускулатуры, весь организм отвечает на действие музыки. В нашей работе с детьми мы активно используем элементарное музицирование.

Элементарное музицирование, по словам немецкого композитора и педагога Карла Орфа, связано с движениями человеческого тела, с танцем и словом. К этому виду деятельности относят игру на простейших музыкальных инструментах, речевое интонирование и ритмодекламацию, пение и движение под музыку.

Дети разного возраста и с различными возможностями здоровья с удовольствием займутся первыми двумя видами. Простейшие музыкальные инструменты найдутся в любом доме. Это всем давно знакомые шумелки, трещотки, коробочки с разнообразными наполнителями, бубны,

погремушки, барабаны, ритмические палочки, ложки. Сюда же отнесем и ксилофоны, металлофоны, колокольчики, свирели, дудки, свистульки. Игра на всех этих инструментах стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей, чувства ритма, звуковысотного и тембрового слуха, а также формирует творческую активность.

Даже если под рукой нет ни одной погремушки или дудки, пение и танцы можно организовать с аккомпанементом «звучащих жестов». Так называют игры звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, притопы ногами, щелчки пальцами. Многие педагоги-практики отмечают, что «звучащие жесты» способствуют активизации мышления.

Начинать занятия элементарным музицированием нужно с речевых упражнений и ритмодекламации. Опираясь на известный, знакомый текст, малыши вместе с взрослыми изучают музыкальный ритм в ритме слов. Во время занятий дети ощущают его естественно и «извлекают» безо всякого труда: прохлопывают, переносят на шумовые инструменты.

Для речевых упражнений прекрасно подходит детский фольклор: считалки, дразнилки, мирилки, кричалки, потешки. Но не обязательно использовать для занятий только известные

тексты. С особенным воодушевлением дети воспринимают звуковую бессмыслицу. Например, «тарабарские чепуховые» рифмы с удовольствием принимаются и музыкально оформляются (эни-бени-рама, тары-бары-растабары и пр.).

Речевые упражнения служат эффективным средством для развития интонационного слуха.

Например, игра «Эхо» Для этой игры нам понадобится детский фольклор. Например, потешка «Антошка»:

Ножки у Антошки едут по дорожке,

Дорожка кривая ни конца, ни края,

Грязь по колено, лошадка охромела.

Топы-дрёпы, топы-дрёпы,

Тяпши-ляпши, тяпши-ляпши,

Тпрусь-ка, Тпрусь-ка, Тпрусь-ка,  Тпрусь.

Потешка озвучивается пофразно: сначала взрослый, потом - ребенок. Задача ребенка - повторить фразу интонационно и ритмически точно так, как она звучит у взрослого, в том же регистре, темпе, таким же тембром и с определенной мимикой.

На следующем этапе уже можно подключать музыкальные инструменты: взрослый отстукивает ритмический рисунок с помощью ударного инструмента (барабан, бубен, ложки и т.п.), а ребенок слушает, запоминает и старается повторить.

Для развития чувства ритма постройте занятия следующим образом:

 спойте песенку или продекламируйте короткий текст вместе с ребенком;

 попросите ребенка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая ритмический рисунок песни или текста;

исполните песню (текст) по ролям: сначала поет голосок, а ладошки отдыхают; голосок «спрятался», а ладошки прохлопывают ритм.

Помните, что пропевание чистоговорок, песен, четверостиший, сопровождаемое «звучащими жестами», также замечательно развивает артикуляционный аппарат ребенка, координацию органов артикуляции и рук, закрепляет навыки правильного произношения у детей.

Н.В.САТИРСКАЯ, музыкальный руководитель высшей категории

                                                                                                                  МБДОУ №115 г.Нижний Новгород




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементарное музицирование как средство творческого развития ребёнка

Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегрированный подход к построению различных занятий с детьми, и оно даёт педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать в...

Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...

«Игра на детских музыкальных инструментах как ресурс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и о...

Элементарное музицирование. Консультация для воспитателей по музыкальному развитию детей

Консультация для воспитателей по музыкальному развитию детей "Элементарное музицирование с дошкольниками" может быть использована в работе музыкальными руководителями ДОУ, старшими воспитате...

Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста

О широких возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей детей. В каких творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование? Примеры озвучивания стихотворе...