Рабочая программа учителя-дефектолога
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Кулагина Мария Константиновна
Рабочая программа задает основные принципы, подходы, цели и задачи образовательной деятельности с детьми 6-7лет с нарушением зрения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и социальным заказом родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programa_kulaginoy_m.k.docx77.47 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района              

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №5 «Умка»

г. Балаково Саратовской области

____________________________________________________________________

413860, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 5а, тел. 32-05-89

 

        

Рабочая программа

коррекционно-развивающей работы

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности

для детей с нарушением зрения (6 - 7 лет)

на 2017-2018 учебный год

г. Балаково, 2017

Содержание

  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.2.Цели и задачи реализации программы

1.3.Возрастные и индивидуальные характеристики развития детей

1.4.Планируемые результаты освоения содержания программы

  1. Содержательный раздел

2.1.Пояснительная записка к содержанию работы учителя - дефектолога по образовательным областямс указанием основных целей и задач по разделам

2.2. Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений

2.2.1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы

2.2.2.Особенности взаимодействия учителя-дефектолога   с семьями воспитанников и сотрудниками ДОУ.

2.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе (обследование зрительного восприятия)

  1. Организационный

3.1. Проектирование образовательного процесса

3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-дефектолога

3.3.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

  1. Приложение к программе
  1. Тематическое планирование воспитательно – образовательного  процесса.
  2. Перспективный план коррекционной развивающей работы с детьми подготовительной к школегруппы.
  3. Перспективный план реализации региональной программы «Основы здорового образа жизни» для дошкольных учреждений: 4 год обучения " Я в ответе за все на планете»
  4. План взаимодействия с родителями
  5. Циклограмма НОД

  1. Целевой
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционной развивающей работыразработана учителем- дефектологом МАДОУ комбинированного вида № 5 «Умка» Кулагиной М.К., в соответствии:

  • с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
  • Примерной основной образовательной программы дошкольного образования,

на основе:

  • Комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.  Н.Е. Вераксы,
  •  региональной парциальной программы «Основы здорового образа жизни» авт. М. Павлова,
  • парциальной Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду (под ред. Л.И. Плаксиной);

с учетом:

  •  адаптированной образовательной программы ДОУ.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы разработана на основе следующих законодательно-нормативных документов:

1.Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564).

В данной рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушения зрения детей подготовительной группы г. Балаково Саратовской области.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7лет с нарушением зрения.

Срок реализации программы – 2017 - 2018 учебный год.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка и теория обучения и воспитания детей с нарушением развития (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, Л.Б. Баряева, С.Г. Шевченко).

Программа задает основные принципы, подходы, цели и задачи образовательной деятельности с детьми 6-7лет с нарушением зрения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и социальным заказом родителей.

Рабочая программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.

Основные принципы и подходы построения и реализации Программы:

- Принцип научной обоснованности и практической применимости; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.

Рабочая программа реализуется:

  • В непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, где ребенок осваивает, закрепляет и апробирует полученные умения;
  • В самостоятельной деятельности детей, где ребенок может выбрать деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками на равноправных позициях, решать проблемные ситуации и др.
  • Во взаимодействии с семьями детей.

Структура программы.

Данная рабочая учебная программа коррекционной работы состоит из следующих разделов:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • развитие социально-бытовой ориентировки;
  • развитие осязания и мелкой моторики.

Каждый раздел направлен на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения.

Особенности программы.

Программа коррекционной работы с детьми 6-7 лет с нарушением зрения включает в себя взаимосвязанные направления.

Данные направления отражают её основное содержание:
-
диагностическая работа обеспечивает проведение  комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

-информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушением зрения, их родителями (законными представителями), педагогическимиработниками.

1.2.Цели и задачи реализации программы

Цель программы.

Обеспечение системного подхода к созданию условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Задачи:
1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации нарушений зрения;

2.Организация процесса подготовки детей к лечению;

3.Формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

4.Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми с ОВЗ, наглядных пособий, тифлотехники, методики индивидуально-подгруппового обучения;

5.Создание условий для формирования у детей реалистических  представлений об окружающем мире, развития зрительного восприятия,  развития ориентировки в пространстве, развития мелкой моторики рук и графо-моторных навыков(накопление знаний и формирование приёмов чётких представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном расположении); обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесённости слова;обеспечение оптимальных условий при выполнении заданий (дозированная зрительная нагрузка, хорошая освещенность рабочего места, размещение пособий и т. д.).          

6.Формирование приёмов целенаправленного восприятия; обучения на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначение:

– по существенным признакам;

– на основе овладения приёмом сравнивания; обучение приёмам группировки на подражание; обучение переносу знаний и понятий в самостоятельную практическую деятельность.

Формы организации коррекционно-развивающей деятельности для реализации программы.

Эффективность коррекционной воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: дефектолога, воспитателя, специалистов и родителей.

Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта зрения.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать подгрупповую и индивидуальную работу с детьми, имеющими нарушение зрения, обеспечить единство  требований педагогов  в формировании полноценной коррекционно-развивающей деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения в школе.

Обучение детей в старшейгруппе осуществляется:

Через непрерывную образовательную деятельность.

Подгрупповые  занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и степени выраженности зрительного дефекта. Они строятся на основе комплексности и интегрирования. По своей структуре состоят из дидактических игр и упражнений с применением многих видов вспомогательных и необходимых средств коррекционно-развивающего процесса:

а) проведения зрительной гимнастики и пальминга как обязательного элемента (упражнения, направленные на устранение дефекта, снятия зрительного утомления и др.)

б) спортивных, танцевальных и др. двигательных упражнений на развитие согласованности и координации движений, коррекции осанки и походки;

в) упражнения, связанные с развитием сенсомоторных функций (пальчиковые гимнастики, самомассаж пальцев и др.)

г) элементов психогимнастики (мимические и пантомимические упражнения, направленные на развитие навыков невербального общения)

Индивидуальная форма работы  является наиболее эффективной и составляет существенную часть работы учителя – дефектолога  в течение каждого рабочего дня недели в целом.Работа  направлена на осуществлении коррекции зрительного восприятия и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. План индивидуальной коррекционной развивающей работы составляется на основе анализа диагностической  карты ребёнка со зрительным нарушением (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь). В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе обследования нарушения в развитие зрительного восприятия  и пробелы в освоение программного материала ребёнка с нарушением зрения.
Для реализации данной Программы   подобран  и систематизирован учебный дидактический материал:специальные методические пособия,  игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования, диагностический материал.

Материал  систематизирован по следующим разделам:

  1. Развитие социально – бытовой ориентировки в окружающем мире и коррекция её недостатков.
  2. Инструментарий для диагностического обследования.
  3. Демонстрационные материалы по лексическим темам.
  4. Дидактический материал (демонстрационный, раздаточный) по развитию зрительного восприятия
  5. Дидактический материал (демонстрационный, раздаточный) по развитию ориентировки в пространстве
  6. Дидактический материал для развития мелкой и общей моторики.

1.3.Возрастные и индивидуальные характеристики развития детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения № 9.

 В старшем дошкольном возрасте дети начинают активно обследовать образец, выявлять принцип его построения, сознательно запоминать его с целью воспроизведения в своей деятельности, тем самым создавая предпосылки для ее организации в соответствии со сложившимся образом и усвоенным правилом.

Эти элементы входят в планирование деятельности как необходимые способы его осуществления; не являясь в полном смысле слова планированием, они создают для него базу.

Указанные элементы связаны с появлением у слабовидящих дошкольников новых способов приобретения знаний, основанных на умении детей четко организовать свою деятельность, опираясь на речь и наглядно-действенное мышление.

Развитие и расширение знаний и представлений об окружающем мире у детей с нарушением зрения обеспечивают формирование более высокого уровня его познания. Уже в процессе осязательного восприятия при узнавании предметов или решении заданий на конструирование дети с нарушением зрения опираются на процессы сравнения. Для этого им необходимо научиться выделять признаки основные, главные, характерные для данной группы предметов, и отличать их от второстепенных качеств, имеющихся в каждом конкретном объекте.

Предметы, с которыми соприкасается и действует ребенок с нарушением зрения, могут менять форму, местоположение в пространстве, объем, величину. Понимание того, что предмет может изменяться по одним параметрам и не изменяться по другим, имеет большое значение для развития мышления ребенка.

В группе воспитывается 20 детей, из них 9 мальчиков и 11 девочек. По решению ПМПК у18детейстатус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (дети с различными нарушениями зрения).

1.4.Планируемые результаты освоения содержания программы

  • Ребенок овладеет установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, овладеет чувством собственного достоинства;
  • Овладеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, научится  подчиняться разным правилам и социальным нормам
  • Усвоит основные культурно-гигиенические навыки. Овладеет навыкам поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.
  • Получит начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон), о функциях глаза и его возможностях.
  • Познакомиться со  значением для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня, профилактике нарушений зрения.
  • Научится сосредоточенно действовать в течение 15-30 минут. Проявлять ответственность за выполнение трудовых поручений. Проявлять  стремление радовать взрослых хорошими поступками, участвовать в беседе, аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника,
  • Научатся делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылаться на источник полученной информации. Проявлять умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, эмоционально тонко чувствовать переживания близких взрослых, детей. 

Познавательны умения:

  • Познакомятся  с сенсорными эталонами, научатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • Научаться ориентироваться в социальном окружении, различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.
  • Овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; научится  принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Научаться ориентироваться в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, между, рядом с, около и пр.).
  • Приобретут умения устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
  • Научится составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшиелитературные произведения.

  1. Содержательный раздел

2.1. Пояснительная записка к содержанию работы учителя - дефектолога по образовательным областям с указанием основных целей и задач по разделам

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в образовательной области «Познавательное развитие»  и  интегрирует со всеми образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Образовательная область

Интеграция  

Социально-коммуникативное развитие

Направление «Развитие социально-бытовой ориентировки»: формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира;развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Направление «Формирование  основ безопасности»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.

Познавательное развитие

расширение кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира.

Речевое развитие

развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи

обогащение словаря по лексическим темам, употребление пространственных предлогов и наречий, величинных понятий

использование художественных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

Художественно-эстетическое развитие

развитие умений отличать основные оттенки цвета, создавать цветные панно, умения видеть расположения предметов на картине; понимать правила перспективы изображения объектов на картине использование художественных произведений для обогащения содержания НОД закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Физическая культура»

Упражнять, стимулировать и активизировать зрение детей соответственно требованиям лечебно-восстановительной работы по гигиене, использование физкультминуток и зрительных гимнастик для двигательной активности.

Направление «Формирование  начальных  представлений  о  здоровом  образе  жизни»»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И Плаксиной. 2003 выделяет несколько разделов для обучения дошкольников с нарушением зрения 6-7 лет:

  1. Развитие социально – бытовой ориентировки в окружающем мире
  2. Развитие зрительного восприятия
  3. Развитие ориентировки в пространстве
  4. Развитие осязания и мелкой моторики

Специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа (в теснейшей взаимосвязи с лечебно-восстановительной) должна помочь детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой).

2.1.1 Содержание требований программы к разделу социально – бытовая ориентировка в  окружающем мире

В развитии полноценной личности ребенка с нарушением зрения, в формировании у него навыков социально-адаптивного поведения (т.е. такого поведения, которое позволит ему быть активным и самостоятельным в различных жизненных ситуациях) огромную роль играет специальная коррекционная образовательная деятельность учителя - дефектолога по социально-бытовой ориентировке.

В процессе реализации программы по социально-бытовой ориентировке учитель – дефектолог ставит перед собой следующие цели:

- Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

- Помочь детям адаптироваться к условиям лечебно-восстановительного процесса.

-Научить детей строить свое поведение в элементарных жизненных ситуациях (в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми) в соответствии с общепринятыми нормами.

- Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях школьного обучения.

Для достижения обозначенных целей решаются следующие задачи:

1. Формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире на основе использования нарушенного зрения и сохранных анализаторов (у детей всех категорий).

2. Формирование у детей умения осмысливать и отражать в речи, воспринимаемые ими предметы, свойства, качества.

3. Обучение детей пониманию и правильному отражению в речи сути происходящих событий и явлений.

4. Развитие у детей зрительно-пространственной адаптации (т.е. необходимого объема пространственных представлений, умений и навыков, при наличии которых они смогут свободно самостоятельно ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей их средой).

5. Осуществление взаимосвязи содержания специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми воспитателями в повседневной жизни.

План тематических занятий по социально – бытовой  ориентировке в старшей группе приводится в Приложении №1 «Перспективный план коррекционно – развивающей работы»

2.1.2. Содержание требований программы к разделу развитие ориентировки в пространстве  

        Закреплять умения детей ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.

Сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и тела стоящего напротив ребенка.

          Развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве; учить четко дифференцировать основные направления пространства, словесно обозначать их соответствующими терминами (справа — направо, слева — налево и т. д.).

Определять и сравнивать расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.

Словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке (стол стоит у окна, картина висит на стене, игрушка стоит в шкафу на верхней полке и т. д.).

Развивать умение детей определять стороны (части) игрушек и окружающих предметов (например, машины, шкафа для игрушек и т. д.), использовать в речи термины (передняя — задняя, верхняя — нижняя, правая — левая).

Находить и располагать игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства.

Определять стороны предметов, наполняющих пространство (например, у шкафа стороны — передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и левая).

Учить понимать и активно использовать в речи обозначения направления движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др.).

Познакомить детей со схемой пути передвижения в помещениях детского сада.

Учить составлять простейшие схемы пути в направлениях из группы в раздевалку, до кабинета врача, до музыкального зала и т. д.

Передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути.

Словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути.

Составлять простейшие схемы пространства (размещения игрушек на поверхности стола, в шкафу, в кукольном уголке).

Располагать и находить предметы в реальном пространстве, ориентируясь по схеме.

Словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве и на схеме.

Моделировать пространственные отношения (кукольная комната, шкаф с игрушками и т. д.).

Развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, фланелеграфа, стола, грифельной доски.

Учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (сверху вниз и снизу-вверх, справа налево и слева направо, в правом верхнем углу и в левом нижнем углу и т. д.).

Последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг кдругу.Развивать умение детей определять форму окружающих предметов, соотносить ее с геометрическими эталонами; сравнивать предметы по форме.

План тематических занятий по развитию пространственной ориентировки в старшей группе приводится в Приложении № 1«Перспективный план коррекционно – развивающей работы».

2.1.3. Содержание программы по разделу «развитие зрительного восприятия»

Раздел по развитию зрительного восприятия предусматривает развитие зрительной реакции на предметы окружающего мира, определение их формы, цвета, величины предметов и формирование действия с предметами, воспитание интереса к окружающему миру.

Раздел состоит из трех составляющих:

1. Развитие зрительного восприятия цвета предметов.

2. Развитие зрительного восприятия формы предметов.

3. Развитие зрительного восприятия величины предметов.

Планирование коррекционной работы по развитию зрительного восприятия направлено на решение следующих задач:

-формирование представлений о системе эталонов величины:

Замечать величину реальных предметов, зрительно анализировать длину, ширину, высоту предметов, проводить размеры с помощью условных мерок.

узнавать и словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах,

учить зрительному анализу величины предметов,

упражнять глазомер.

- формирование представлений о системе эталонов формы:

закреплять умение различать и называть  форму геометрических фигур в разных пространственных положениях;

учить отличать геометрические фигуры и объемные тела;

обучать использованию форм геометрических и объемных фигур как эталона для анализа основной формы реальных предметов;

учить анализу сложной формы с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа строения формы предметов.

Учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения;

- формирование представлений о системе эталонов цвета;

учить отличать основные оттенки цвета;

 учить узнавать цвет реальных предметов в окружающем мире;

 учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками цвета;учить создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку;

учит замечать цвет движущихся предметов.

План тематических занятий по развитию зрительного восприятия в старшей группе приводится в Приложении № 1 «Перспективный план коррекционно – развивающей работы»

  1. Содержание требований программы к разделу развитие осязания и мелкой моторики

Формировать представления детей о строении и возможности рук, продолжать знакомить с расположением, названием и назначением пальцев, обучать различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных действий руки.

Обучать приемам и соблюдению определенной последовательности при обследовании различных предметов.

 Продолжать учить детей выделять признаки сенсорных эталонов посредством осязания.  

Формировать приемы использования осязания в процессе  ориентировки в окружающих предметах.

Учить ориентировке на микроплоскости с помощью осязания.

                    Формировать навыки и умения выполнять практические действия.

2.2.Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.  

Реализация Программы также осуществляется через решение задач в рамках реализации части, формируемой участниками образовательных отношений, региональной парциальной программы «Основы здорового образа жизни» М. Павлова.

Цель состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления. Деятельность педагогов ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Задачами курсаявляются:

- Формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно.

- Формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми.

- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

 - обеспечение физического и психического саморазвития.

 В своей работе ориентируемся на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Программа «Основы здорового образа жизни» включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья.

Цели и задачи данной программы реализуются в процессе следующих образовательныхобластей:

- физическое развитие: становление ценностей здорового образа жизни, овладение   его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезныхпривычек);

- речевое развитие: развитие всех сторон и форм речи;

-  социально-коммуникативное развитие: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,природе;

 - познавательное развитие: формирование первичных представлений о себе, о других людях, объектах окружающего мира. Приложение № 3

2.2.1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Данная программа реализуется как часть НОД, а также в режимных моментах и совместной деятельности в течение всего образовательного процесса. Реализация происходит в разных видах деятельности: оздоровительные минутки, комплекс упражнений, общение с природой (экскурсии, экологические акции, проекты).

2.2.2. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников и сотрудниками ДОУ.

Взаимодействие с родителями

Одним из важнейших направлений деятельности учителя-дефектолога является сотрудничество с семьей. Оно включает в себя многие направления:                                                                                                                  - консультативное (групповые индивидуальные консультации по вопросам и проблемам развития детей, трудностями овладения знаниями, навыками и умениями).

- просветительское (ознакомление с тифлопедагогическими знаниями и особенностями педагогического процесса, программой обучения), беседы с медиками и специалистами.

- профилактическое: выступления на родительских собраниях, беседы, выставки литературы, пособий, детских работ и др.

- обратная связь: рекомендации для родителей по темам недели (игры, упражнения на закрепление полученных знаний)

План взаимодействия с родителями смотреть (Приложение № 4)

Взаимодействия учителя-дефектолога сотрудниками ДОУ

Сотрудничество учителя-дефектолога и воспитателей в процессе реализации индивидуального подхода к детям в едином образовательном пространстве позволяет определить условия и разработать механизм профессионального взаимодействия.
Учитель-дефектолог совместно с воспитателями и другими специалистами ДОУ, изучая индивидуальные особенности детей, моделируют ситуации развития для каждого воспитанника.Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит оттого, насколько им хорошо организована работа с воспитателями, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателей по закреплению полученных детьми на занятиях учителя-дефектолога знаний. 

Во второй половине дня («Коррекционный час») воспитатель проводит работу с детьми, содержание которых определяет учитель – дефектолог.

Обязательным является взаимодействие учителя-дефектолога с другими специалистами, которое осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.
Коррекционно-развивающая работа проводится в тесной взаимосвязи с врачом-офтальмологом, музыкальным руководителем, физкультурным руководителем, воспитателями и родителями. В основе взаимосвязи всех специалистов дошкольного учреждения лежат:

  • Единое тематическое планирование;
  • Расписание занятий, соответствующее требованиям СанПиН;
  • Единство требований, предъявляемых всеми специалистами;
  • Системное осуществление коррекционно-развивающей работы.
  • Формы  взаимодействия специалистов:
  • Консилиумы;
  • Педсоветы;
  • Консультации;
  • Мастер-классы;
  • Просмотр и анализ открытых занятий. 

     Разработаны тетради взаимосвязи специалистов с воспитателями специализированных групп, куда заносятся рекомендации, диагнозы детей, острота зрения, этапы лечения, зрительные нагрузки для каждого ребёнка. А также отражается индивидуальная коррекционная работа по развитию зрения и зрительных функций с каждым ребёнком.

2.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе (обследование зрительного восприятия)

Обследование зрительного восприятия проводится в соответствии с учебным графиком МАДОУ 2 раза в год: сентябрь-апрель. Промежуточная диагностика проводится в январе для детей, показавших низкий уровень развития на входящей диагностике.

Мониторинговая деятельность предполагает: отслеживание динамики развития детей с нарушением зрения и эффективности коррекционно-развивающей работы.

Обследование детей с нарушением зрения проводится по материалам:

 «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста»

Е.А. Стребелевой,

РемезовойЛ.А. Методическое пособие по развитию зрительного восприятия.

«Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет» М. Безруких, Л. Морозовой

Целью тестовых методик является выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка.   Результаты заносятся в индивидуальную карту ребенка.

 

План диагностического обследования детей с нарушением зрения

старшего  дошкольного возраста

Этапы

Содержание

Сроки

Документация

I первичная

Комплексное всестороннее диагностической обследование детей, с целью выявления уровня имеющихся знаний.

Сентябрь  

(04.09.-15.09.)

Диагностический карты, аналитическая справка, диаграмма.

II промежуточная

Определение динамики в развитие детей, уровня усвоения программного материала, с целью коррекции индивидуального плана развития детей.

Январь

(09. 01- 12. 01)

Диагностический карты, аналитическая справка, диаграмма, сравнительный мониторинг качества усвоения знаний.

III итоговая

Психолого – педагогическое обследование, с целью выявления уровня усвоения знаний.

Апрель

(16. 04 - 27. 04)

Диагностический карты, аналитическая справка, диаграмма, сравнительный мониторинг качества усвоения знаний.

  1. Организационный раздел

3.1. Проектирование образовательного процесса

Объем образовательной нагрузки

Распределение занятий учителя-дефектолога, проводимые в течение недели, соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН  2.4.1.3049-13  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций",  утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26  (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный  № 28564.

Наименование разделов программы

Количество занятий

В неделю

В месяц

В год

1.

Ориентировка в пространстве, зрительно моторная ориентировка

1

4

30

2.

Развитие зрительного

восприятия

2

8

60

3.

Социально- бытовая ориентировка

2

8

60

Итого

5

20

150

Время проведения непрерывной образовательной деятельности – 30 минут. Продолжительность индивидуальной формы работы  составляет  10-15 минут.

Перерывы между занятиями – не менее 10 мин

Организация образовательного процесса в 2017-2018 учебном году.

Сроки

Содержание работы

04сентября -15 сентября

Обследование уровня развития зрительного восприятия детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета.

18 сентября – 22 декабря

Непрерывная образовательная деятельность: подгрупповая, индивидуальная

25 декабря-12 января

Каникулы. Обследование уровня развития для детей, показавших низкий уровень развития зрительного восприятия на входном обследовании.

15 января- 13 апреля

Непрерывная образовательная деятельность: подгрупповая, индивидуальная

16апреля- 27 апреля

Итоговое обследование динамики развития зрительного восприятия детей.

Анализ коррекционной  развивающей  работы.

30 апреля  - 25 мая

Непрерывная образовательная деятельность: подгрупповая, индивидуальная

с 29-31 мая

Выпускной

Комплексно - тематическое  планирование

В основе планирования образовательной деятельности  с детьми с нарушениями зрения лежит комплексно тематическое планирование. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. (Приложение № 1)

В Программе представлен перспективный план коррекционной развивающей работы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения по разделам: Зрительное восприятие; Ориентировка в пространстве; Социально-бытовая ориентировка.  (Приложение № 2)

Расписание  непрерывной образовательной деятельности  (НОД)    

Занятия учителя-дефектолога направлены на развитие зрительного восприятия детей, совершенствование их сохранных анализаторов. При  планировании специальных  коррекционных занятиях занятий учитывается зрительные возможности каждого ребенка и период его лечебно-восстановительного процесса, формирует умение пользоваться нарушенным зрением, развивает зрительно-познавательную активность детей, обогащает зрительно — сенсорным опытом.  В структуру коррекционных занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия.

Обязательными элементами НОД являются:

- пальчиковая гимнастика

- динамическая пауза

- зрительная гимнастика.

Дни недели

Время проведения

Виды НОД

Понедельник

900-930

(фронтальная)

Развитие социально-бытовой ориентировки

Вторник

900-930

940-1010

 (подгрупповая)

Развитие зрительного восприятия

Среда

900-930

940-1010

(подгрупповая)

Развитие зрительного восприятия

Четверг

1530-1600

1610-1640                (подгрупповая)

Развитие ориентировки в пространстве

Пятница

900-930

1030-1100

(подгрупповая)

Развитие социально-бытовой ориентировки

Календарное планирование

Календарное планирование составляется на неделю, на основе перспективного плана, циклограмм деятельности в данной возрастной группе в соответствии с режимом дня, расписание НОД.

Циклограмма деятельности учителя-дефектолога: на 2017 –2018учебный год представлена в Приложении №5

3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-дефектолога

Кабинет учителя - дефектолога предназначен для занятий с детьми, имеющими  нарушения зрения и вторичные отклонения. В кабинете созданы условия для системного развития возможностей ребенка, развития психических функций. Все материалы в кабинете систематизированы.

Кабинет имеет несколько зон:

- зона подгрупповых занятий Учебная зона кабинета обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья в соответствии с численностью детей в подгруппе, магнитную доску, мольберт.

- зона для проведения индивидуальных занятий

- зона для двигательной активности детей, проведения динамических пауз

- зона сенсорного развития обеспечивает развитие мелкой моторики пальцев рук и тактильного восприятия. Данная среда содержит материалы, стимулирующие сенсорное развитие.

 - стеллажи для размещения учебных пособий, демонстрационного и раздаточного материала.

3.3.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Дидактическое обеспечение соответствует реализуемой программе и способствует реализации всех направлений коррекционной работы.

Пособия по развитию зрительного восприятия (фронтальные и индивидуальные):

  • пособия по формированию сенсорного восприятия: цвета (дифференцировки, соотношения, локализации насыщенности, оттенков), формы (объемные и плоскостные изображения), величины;
  • по формированию предметных представлений: натуральные предметы, муляжи, игрушки, цветные картинки разного размера в разных модальностях, контурное и силуэтное изображение предметов, трафареты (внутренние и внешние);

-   по развитию зрительно-слуховой памяти;

Пособия по ориентировке в большом и малом пространствах (вспомогательные средства, макеты помещений и планы, иллюстрации поз ребенка при ходьбе и др.).

Пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, разрезные картинки, танграммы и др.).

Пособия по развитию мелкой моторики рук (бусы, шнуровка, застежки и т. д.).

Пособия по развитию компенсаторных способов восприятия окружающего мира:

- тактильно-кинестетических ощущений (разные поверхности);

- слухового восприятия (набор звуковых игрушек).                  

Пособия для коррекции зрения у детей

- мозаика разной величины и цвета, различный   мелкий материал (бусы и др.), кубики и конструктор "Строитель";

-дидактические игры и упражнения по изучаемой теме (по развитию сенсорного восприятия, предметного представления, внимания, памяти, мышления и т. д.);

  • трафареты (тематические, геометрические, линейные);
  • раскраски;
  • лабиринты;
  • материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и   др.);

приборы по развитию зрительных функций (кольцебросы, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др.)

  • Социально – бытовая ориентировка

  • Дружинина Л.А., Абдалова Н.Ю., Сидорович Л.А., Хохлова Е.И., Южаникова Е.Р. «Занятия по развитию социально – бытовой ориентировке с дошкольниками, имеющими нарушение зрения»
  • Ремезова Л.А. «Ознакомление дошкольников с нарушением зрения с предметным и природным окружением»
  • Ремезова Л.А., Жабаровская Л.Н. «Знакомим дошкольников с нарушением зрения с птицами»
  • Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. «Здравствуй, мир»
  • Е.Н. ПодколзинаСоциально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных  коррекционных занятий)
  • Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно- образовательного процесса с приложением.
  • Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Издательство мозаика-синтез 2012.
  • Развитие зрительного восприятия

- восприятие величины

- восприятие цвета

- восприятие формы

  • Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Лапшина Т.В. «Развитие зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией »
  • Ремезова Л.А. «Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения»
  • Ремезова Л.А., СергееваЛ.В., Лапшина Т.В. «Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения»
  • Ремезова Л.А., СергееваЛ.В., Юрлина О.Ф. «Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин»
  • Л.А.Венгер, Э.Т.Пилюгина         «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

  • Дружинина Л.А., Андрющенко Е.В.., Шалагина Г.А.., Шильдяева Л.Г.  «Занятия по развитию зрительного       восприятия   с дошкольниками имеющими нарушение зрения»                                                                                                                                                                                                                                                                                              
  • Денискина В.З., Петрова Г.П. Развитие обоняния у детей с нарушением зрения //Дефектология. - №4. – 2005.- С. 58-62.
  • Ориентировка в пространстве, зрительно – моторная ориентировка
  • Помараева И.А. , В.А. Позина «Занятия по ФЭМП»
  • Дружинина Л.А., Андрющенко Е.В.., Шалагина Г.А.., Шильдяева Л.Г.  «Занятия по развитию ориентировки в пространстве с дошкольниками, имеющими нарушение зрения»
  •  Нагаева Т.И. Нарушение зрения у дошкольников Развитие пространственной ориентировки.
  • Моурлот Т.С. Развитие мелкой моторики рук

ПРИЛОЖЕНИЕ

к рабочей программе

коррекционно-развивающей работы

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности

для детей с нарушением зрения (6-7 лет)

на 2017-2018 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога по развитию речи на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Рабочая программа учителя-дефектолога по формированию элементарных математических представлений на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Рабочая программа учителя-дефектолога по обучению игре на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога)

   Программа разработана  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И...

рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога)

   Программа разработана  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И...