От движения к мышлению: Организация формирования двигательной сферы у детей и подростков с умственной отсталостью.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Балабанова Елена Викторовна

Практический материа для специалистов направленный на организацию формирования двигательной сферы у детей и подростков с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvig_sfera_podrostkov_s_uo.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования (повышения квалификации)

«Тюменский областной институт развития регионального образования» Кафедра психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья

От движения к мышлению:

Организация формирования двигательной сферы у детей и подростков с умственной отсталостью

Практическое пособие  для слушателей профессиональной переподготовки

050715 – Логопедия и 020400 – Психология

Составитель:

доцент кафедры

психолого-педагогических  технологий

охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО,

к.м.н. И.В. Яковлева

Рецензенты:

доцент кафедры теории и практики сестринского дела,

ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава,

к.м.н.   Е.М. Сагадеева,  

доцент кафедры естественно-математического

образования ТОГИРРО,

к.б.н.  Л.П. Костерина

Тюмень 2010

Печатается по решению редакционно-издательского совета ТОГИРРО

Ответственный редактор:

Кускова М.В., к.пед.н., проректор ТОГИРРО

Составитель:

И.В. Яковлева – к.м.н., доцент кафедры психолого-педагогических технологий

охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО

Рецензенты:

Е.М. Сагадеева  – к.м.н.,   доцент кафедры теории и практики сестринского дела, ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава

Л.П. Костерина –  к.б.н., доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО,

От движения к мышлению: Организация формирования двигательной сферы у детей и подростков с умственной отсталостью

Практическое пособие  для слушателей профессиональной переподготовки

050715 – Логопедия и 020400 – Психология

Практическое пособие предназначено для слушателей профессиональной переподготовки

050715 – Логопедия и 020400 – Психология  по дисциплинам «Невропатология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Анатомия и физиология ЦНС»

Организация формирования двигательной сферы у детей и подростков с умственной отсталостью

Моторная недостаточность у различных групп детей проявляется по-разному. При умственной отсталости тормозного типа двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений, резкой замедленности их темпа, вялости, неловкости.

У детей с преобладаем процесса возбуждения отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, им нелегко производить последовательные действия. Особенно затруднены у детей тонкие, дифференцированные движения пальцев рук – мелкая моторика.

У детей с тяжелыми нарушениями интеллекта грубо нарушены все стороны психики: внимание, восприятие, память, речь, мышление, эмоционально-волевая сфера. Психика выражается в моторных актах, но эта связь обоюдна: благодаря проприоцепции моторика влияет на психику. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Занятия физическими упражнениями основаны на одной из главных потребностей человека – влечении к движениям (кинезиофилии). Широкие возможности использования физических упражнений определяются ведущим значением локомоторного аппарата во всей жизнедеятельности человека, необходимым условием нормального функционирования и совершенствования всех важнейших систем организма, в том числе внутренних органов.

Цель работы: формирование и коррекция психомоторных умений и навыков у подростков с умеренной и тяжелой умственной недостаточностью.

Задачи  работы по коррекции психомоторного развития:

  1. Развитие мелкой моторики (тонких движений кистей и пальцев рук, зрительно-двигательной координации)
  2. Развитие крупной моторики (статической и динамической координации движений, силы и выносливости основных мышечных групп)
  3. Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков профессионально-прикладного характера

Принципы построения программы психомоторной коррекции

  • Доступность
  • Систематичность и последовательность
  • Индивидуальный и дифференцированный подход
  • Практическая направленность

Основные принципы формирования и коррекции психомоторных умений и навыков у детей с тяжелой умственной отсталостью

Планируя работу по формированию и коррекции психомоторных умений и навыков, прежде всего, необходимо опираться на данные диагностического обследования, которые помогут определить уровень актуального развития подростка, а также спрогнозировать зону его ближайшего развития.

При диагностике подростков с тяжелой умственной отсталостью целесообразно опираться на уровневую теорию построения движений Н.А. Берштейна.

Коррекцию проводим с учетом клинических групп олигофрении: возбудимых (эретичных) подростков и заторможенных (торпидных).

Для правильного построения работы по коррекции психомоторики необходимо вычленить структуру поражения, а затем формировать плохо развитые или отсутствующие  «контингенты движений» того или иного церебрального уровня.

Коррекция  недостаточности организации движений

  • Коррекция  недостаточности организации движений А-уровня  заключается в  выработке навыков удержания определенной позы в покое и движении. Совершенствование деятельности этого уровня организации движений осуществляется развитием статической выносливости, равновесия, способности удерживать позу после сбивающего воздействия (кружения)
  • Недостаточность В-уровня   организации движений выражается в бедности защитных, вспомогательных, выразительных, мимических, пластических движений.
  1. Наиболее адекватным методом коррекции являются музыкально-ритмические упражнения    
  2. Музыкальный ритм изменяет деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма, растормаживает моторные центры, создает бодрое радостное настроение, воспитывает активное внимание и торможение.
  3. Занятие под музыку позволяет точно дозировать раздражение по силе и длительности, упорядочивает темп движений, который легко увязывается с характером музыки.
  4. Улучшаются психические процессы, автоматизация двигательных актов.
  • Коррекция  недостаточности организации движений С-уровня осуществляется упражнениями, направленными на развитие гибкости, укрепление мышц туловища.
  1. Полезны лазанья через препятствия, перешагивания, упражнения с партнером.
  2. В упражнениях используют веревки, мячи, обручи, мешочки с песком.
  • Коррекция  недостаточности организации движений Д-уровня проявляется в невозможности интеллектуального, с опорой на память, решения двигательной задачи.
  1. Коррекция осуществляется играми по правилам с опознанием, запоминанием, пересказом содержания.
  2. Используются игры и упражнения на развитие внимания, сообразительности, находчивости.

Упражнение как средство овладения двигательными умениями

Умения формируются в процессе многократного повторения нужного действия, т.е. путем упражнения.

Последовательность процесса обучения двигательному действию предложена в работах И.П. Ильина.

Последовательность процесса обучения двигательному действию

 (по И.П. Ильину)

Этап

І. Начальное разучивание

ІІ. Углубленное

 разучивание

ІІІ. Закрепление и совершенствование

Цель этапа

Сформировать умение выполнять основу техники двигательного действия

Сформировать умение выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований

Закрепить умение и навык, сформировать способность выполнять действие в условиях его практического применения

Задачи

Создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им

Углубить понимание закономерностей техники изучаемого действия и значения её частей, предупредить возникновение

Закрепить в необходимой мере технику двигательного действия

Восстановить предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике к вновь изучаемому

Последовательно разучить общие детали, усовершенствовать пространственные, временные и динамические характеристики техники действия

Совершенствовать изучаемое действие в соединении с другими двигательными действиями

Разучить звенья основы техники, не освоенные ранее, предупредить возникновение грубых ошибок

Добиться слитного выполнения действий в полном объеме изученных технических требований в условиях, позволяющих обучаемым концентрировать внимание на технике двигательного действия

Сформировать дополнительные варианты техники для целесообразного выполнения действия в различных внешних условиях и ситуациях

Совершенствовать индивидуальные детали техники двигательного действия

Добиться выполнения основы двигательного действия в целом

Совершенствовать выполнение действия при повышающихся волевых и физических усилиях

Стадии формирования двигательного умения (навыка) по И.П. Ильину

  • Первая стадия – формирование понятия и зрительного представления о двигательном действии в целом. Главные каналы получения информации – зрительный (показ) и слуховой (объяснение). Возникающее представление о двигательном действии носит обобщенный характер и не подкреплено мышечно-двигательными ощущениями.
  • Вторая стадия – связана с начальным этапом выполнения разучиваемого действия, поиском тех двигательных (мышечных) координаций, которые обеспечат выполнение двигательной задачи. Задачей этой и последующей стадий является научение следовать предъявленному  образцу.
  • Третья стадия характеризуется концентрацией возбуждения в тех нервных центрах, которые участвуют в управлении данным двигательным актом.
  • Правильное выполнение разучиваемых движений снимает чувство неуверенности и боязни. Постепенно устраняются защитные двигательные реакции, мешающие правильному выполнению двигательного действия.
  • Начинает формироваться динамический стереотип, хотя ошибки еще возможны, т.к. внимание ещё напряжено и концентрируется в основном на движениях, при переключении внимания на окружающую обстановку качество выполнения движения ухудшается.
  • Четвертая стадия  - автоматизация действия. Техника движения выполняется стабильно. Контроль движения осуществляется в основном за счет проприоцептивных сигналов, а зрительная обратная связь отходит на второй план.
  • Пятая стадия – формирование умений высшего порядка. Подросток научается изменять детали двигательного действия для того, чтобы добиться максимального результата при изменившихся условиях деятельности.

Общая динамика формирования двигательного навыка

При ознакомлении с двигательным действием в первую очередь формируются сенсорный и интеллектуальный компоненты навыка, т.е. зрительный образ и понятие об упражнении. В дальнейшем эти компоненты развиваются, обогащаются в совокупности с другими ощущениями (слуховыми, тактильными, вестибулярными, мышечно-суставными) образуют полимодальную концептуальную модель деятельности, т.е. программу двигательной деятельности.

Формирование этой программы образа идет от общего, схематичного к расчлененному, детализированному, а затем к свернутому, обобщенному образу. Существенной особенностью формирования сенсорного компонента навыка является возрастание прочности перцептивного следа с увеличением числа повторений действия.

Каждое занятие по формированию и коррекции психомоторики подростка с выраженной степенью умственного недоразвития состоит с трёх частей.

  1. Вводная часть – игры и упражнения, направленные на мобилизацию внимания, подготовку подростка к предстоящим нагрузкам, поддержание положительного эмоционального настроя.
  2. Основная часть – включает в себя игры и упражнения, направленные на решение социальных задач. Первоначально все упражнения выполняются по показу педагогом, с четким проговариванием всех элементов движения, как педагогом, так и по возможности самим подростком. После того, как движение доведено до автоматизма, подросток может выполнять его самостоятельно, без опоры на показ и помощь специалиста.
  3. Заключительная часть – постепенное снижение нагрузки, релаксирующие упражнения.
  1. Развитие мелкой моторики
  1. Поймай мяч

Цель. Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете, правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Оборудование. Надувной мяч яркой расцветки, веревка, леска для подвешивания мяча.

Ход. Подросток сидит на стуле, над ним опускают мяч, привязанный к веревке, конец которой держит взрослый. Веревка перекинута через леску. Мяч постепенно опускают и просят подростка поймать его, не вставая со стула. Если  он пытается поймать мяч одной рукой, инструктор показывает, как это надо делать, распределяя пальцы рук подростка. Мяч появляется  справа и слева на таком расстоянии, чтобы подросток мог схватить его двумя руками.

  1. Переложи предметы

Цель. Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика и т.д.), подносы, высокий сосуд, желательно прозрачный.

Ход. Подростки сидят за столом, перед каждым сосуд, справа от него на подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы рядом с инструктором. Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание подростков, что второй рукой он держит сосуд. Потом он просит делать так же.

При необходимости подростку следует индивидуально продемонстрировать несколько раз, как сложить пальцы и  брать предметы. После того как подростки соберут предметы правой рукой, они высыпают их на поднос и переставляют его левой рукой, а сосуд держать правой.

  1. Прокати шарики через воротца.

Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Ход игры. Инструктор садится у одного края стола, подросток – у другого. Между собой и подростком инструктор ставит воротца. Педагог берет один шарик и прокатывает его к подростку через воротца. Тот   ловит и тем же движением возвращает обратно. Необходимо обращать внимание на то, что шарик надо брать щепотью.

Развитие соотносящих действий

  1. «Пирамидки»

Цель. Учить соотносить отверстия колец со стержнем, развивая зрительно-моторную координацию при действии двумя руками; формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания.

Оборудование. Пирамидки разной величины и формы.

Ход занятия. Подростки действуют по подражанию. Игра проводится в трёх вариантах:

  1. Подросткам раздаются пирамидки из 4-5 колец с колпачками. Кольца нанизываются в любом порядке. Подросток придерживает стержень ведущей рукой, другой нанизывает кольца, при повторении положение рук меняется.
  2. Подросткам дают две пирамидки: одну – с толстым, другую – с тонким стержнем. Инструктор  учит производить выбор путем проб, каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня.
  3. Изменяется материал. Подросткам предлагают пирамидки с составными кольцами разной величины.
  1. «Закрой коробочки»

Цель. Та же.

Оборудование. Коробочки с крышками различной величины и формы.

Ход игры. Все коробочки высыпаются на стол, рядом – крышки. Подростка просят к каждой коробочке подобрать и надеть на неё крышку.

Развитие движений пальцев рук

  1. «Игра на детском пианино»

Цель. Развивать мелкие движения пальцев каждой руки.

Оборудование. Детское пианино (рояль).

Ход. Подростка просят поиграть на пианино, ударяя по клавишам пальцами обеих рук.

  1. «Мозаика»

Цель. Учить хватанию щепотью, познакомить с указательным типом хватания, развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образ.

Оборудование. Набор мозаики.

Ход. Инструктор показывает, как вставлять форму в отверстие доски. На первом занятии подростки учатся производить только это действие, затем задача постепенно усложняется: выкладывание дорожки, цветочка, домика и т.д.

Развитие движений кистей рук

  1. «Кто ловкий?»

Цель. Развивать у подростков сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Оборудование. Две картонные коробки, теннисные шарики, сачок для аквариума.

Ход. Инструктор показывает подросткам шарики в коробке и говорит, что их можно одной рукой с помощью сачка переложить в другую коробку, показывает, как это сделать. Вначале подросток это делает это ведущей рукой, затем меняет руку.

  1. «Поймай рыбку»

Цель. Та же.

Оборудование. Материал из игры «Поймай рыбку», пластмассовые рыбки, аквариум, удочки или сачки.

Ход. Проводится так же, как и предыдущая.

  1. Развитие крупной моторики

Формирование и коррекция статической координации движений

У подростков с тяжелой умственной отсталостью, как правило, при обследовании обнаруживается грубая недостаточность статической координации. Эти подростки затрудняются принять нужную позу, не могут выдержать её более 1-2 секунд. Во время выполнения упражнений подростки качаются, сходят с места, у них наблюдается общая напряженность, запрокидывание головы как дополнительная коррекция устойчивости положения, синкинезии в лицевой мускулатуре.

Упражнения:

  • Стоя в правильной осанке у стены, поднять руки вверх, в стороны, присесть;
  • Стойка на одной ноге, другая согнута, руки произвольно;
  • Стойка на одной ноге без зрительного контроля, руки в стороны, вверх, на поясе;
  • Равновесие на одной ноге в парах, в тройках;
  • Балансирование на реабилитационном мяче;
  • Стоя в правильной осанке у стены, сесть, встать без помощи рук. То же упражнение повторить без опоры на стену.

Игры:

«Юла» Постоять на одной ноге, затем повернуться на двух ногах 360° и встать на другую ногу, постараться сохранить равновесие.

«Море волнуется» Подростки играют, взявшись за руки, слегка раскачиваются из стороны в сторону, инструктор говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, мор волнуется три, морская фигура замри!». Подростки замирают в той позе, в какой они были на счет три. Выигрывает тот, кто дольше простоит.

«Зоопарк» Подростки играют в зоопарк, каждый пытается изобразить какое-либо знакомое ему животное. По команде «замри!» они остаются в той позе, в которой находились на момент команды. Выигрывает тот, кто дольше простоит.

Формирование и коррекция динамической координации движений

Упражнения:

  • различные виды ходьбы (на носках, пятках и т.д.);
  • метание мячей в цель, колец на шесты;
  • ходьба по следовым дорожкам;
  • перелазывание через препятствия;
  • передача мяча в тройках, парах;
  • выполнение простейших упражнений с закрытыми глазами;
  • переноска и перестановка предметов по ориентирам;
  • метание мячей в движущиеся цели;
  • ловля мяча после поворота, приседания;
  • прыжки на одной ноге с продвижением по линии;
  • ходьба по гимнастической скамейке с мячом, палкой, обручем, на всей стопе, носках, пятках;
  • прыжки на одной ноге в парах, тройках, шеренгах;
  • ходьба и бег, ходьба с хлопками на каждый шаг;
  • прыжки руки в стороны, ноги вместе;
  • повороты  на месте;
  • приседания, руки вперед, вверх, в стороны;
  • простейшие сочетания изученных упражнений;
  • лазанья по гимнастической стенке вверх-вниз с правильной координацией рук и ног;
  • круговые движения вперед и назад одной, двумя руками, встречные движения;
  • махи ногами вперед-назад, вправо-влево, с опорой на стул или гимнастическую стенку;
  • ходьба и бег спиной вперед;
  • прыжки со скакалкой в различном темпе.

Формирование силы и выносливости основных мышечных групп

Сила мышц рук развивается:

  • сгибанием – разгибанием пальцев рук;
  • круговыми движениями кистей рук вперед и наружу;
  • подтягиванием на перекладине;
  • передвижением в висе на руках по горизонтальной лестнице;
  • ловлей, передачей и другими упражнениями с набивными мячами;
  • работой с реабилитационными мячами различной жестокости;
  • широким использованием тренажеров для развития основных групп мышц верхних конечностей (эспандеры, «эластик» и др.);

Сила мышц ног развивается:

  • приседанием на двух ногах, на одной ноге;
  • выпрыгиванием из положений «полуприсед», «присед»;
  • лазаньем по гимнастической стенке;
  • в положении лежа сгибанием-разгибанием ног с отягощением;
  • приседанием с набивными мячами разного веса в руках, за головой;
  • использованием тренажеров (беговая дорожка, велосипед, степпер и т.д.);

Упражнения для развития мышц спины:

  • наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево, руки вверх, с набивным мячом за головой;
  • в положении лежа на животе разгибание спины без груза, с удержанием за плечи педагогом;
  • использование тренажеров для развития мышц спины.

Сила мышц живота развивается упражнениями:

  • в положении сидя, руки в упоре сзади, поднять ноги, согнутые в коленях, прямые ноги;
  • в положении лежа удерживать набивной мяч стопами, поднять ногами;
  • в положении лежа (партнер или педагог удерживает ноги) поднять туловище, руки за головой.
  • висы на перекладине, гимнастической стенке;
  • упражнения на равновесие;
  • удержание рук в стороны, вперед с отягощением (гантелями, мячами, предметами);
  • лежа на животе, прогнувшись, упираясь руками о пол – зафиксировать эту позу;
  • удержать «упор лежа», «упор лежа, сзади».
  1. Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков профессионально-прикладного характера

Подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости необходимо обучать навыкам работы на специально выбранном оборудовании (например: малое полиграфическое оборудование, картонажное и др.). Это требует большой подготовительной работы по формированию и совершенствованию у них двигательных умений и навыков профессионально-прикладного характера, которая осуществляется и на занятиях по развитию моторики. Для того чтобы развить такие навыки, необходимо отработать с подростком по всем направлениям – развитие мелкой моторики, крупной моторики, основных мышечных групп.

Кроме того, на данных занятиях формируются и двигательные умения, которые потребуются подростку для овладения навыками самообслуживания, графомоторными навыками.

Конечно, каждый педагог на своих занятиях должен непосредственно отрабатывать у подростка те умения и навыки, которые понадобятся ему для работы в том или ином направлении реализации реабилитационной программы. Однако инструктор-методист ЛФК должен идти на помощь каждому специалисту. Для дополнительной диагностики сформированности определенного двигательного навыка может быть использована индивидуальная карта на каждого подростка, в которой отмечается наличие или отсутствие необходимого навыка, после чего инструктор-методист ЛФК, изучив причины отсутствия этого навыка у подростка, определяет возможности его формирования и коррекции.

Диагностика сформированности психомоторных навыков

Индивидуальная карта__________________________________________________________

                                                                 Фамилия, имя подростка

Наименование навыка

Наличие навыка

Начало года

6 мес

12 мес

Итог

есть

нет

есть

нет

есть

нет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Прокалывает иголкой по контуру на картоне

2

Складывает по размеру кубики, матрешки и т.д.

3

Вырезает предметы по контуру

4

Нанизывает на стержень (проволоку) бусы, пуговицы двумя пальцами

5

Действует двумя руками, выполняя операции

  • Отдает предпочтение правой руке
  • Отдает предпочтение левой руке

6

Перебирает крупу

7

Хорошо работает всеми пальцами

8

Скатывает двумя руками лист бумаги

9

Работает с мозаикой

  • крупные детали
  • средние детали
  • мелкие детали

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Готовность к овладению навыками самообслуживания

1

Поднимается на цыпочках

2

Легко поворачивается боком

3

Умеет подняться на небольшую площадку

4

Может дотянуться до предмета, снять его, поставить:

  • стоя
  • сидя

5

Умеет пользоваться застежками:

  • шнуровка
  • пуговицы
  • молния
  • крючки
  • липучки
  • клепки

6

Перешагивает через препятствия

Готовность работы на выбранном оборудовании

1

Работает двумя руками или отдает предпочтение одной

2

Использует в работе все пальцы

3

Пользуется степплером

4

и т.д.

Простейшие графомоторные навыки

1

Рисует, копирует простые узнаваемые картинки

2

Умеет работать с линейкой

3

Копирует геометрические фигуры

4

Обводит по трафарету, лекалу

5

Рисует по клеточкам, соединяя точки

6

Раскрашивает

7

Штрихует

Современной особенностью состояния здоровья детей с нарушением интеллекта является его явное неблагополучие. Результаты обследования детей с интеллектуальной недостаточностью выявляют следующие негативные примеры:

  • наличие различных соматических заболеваний;
  • частое отставание в физическом развитии (низкий рост, дефицит массы тела);
  • низкий уровень физической подготовленности;
  • сниженная самооценка, повышенный уровень тревожности;
  • частые случаи вегетативных расстройств.

Решением этих проблем должна стать организация системы сознательных, целенаправленных педагогических действий, связанных с телесно-физическим развитием детей, проводимая с целью содействия физическому развитию с учетом индивидуальных особенностей и требований социализации.

Дети с нарушением умственного развития в значительной степени подвержены негативному развитию гиподинамии и гипокинезии, низким уровнем двигательной активности.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное воздействие, возникающее у школьников при продолжительных статических нагрузках (сидении), а также исправить нарушения моторики, расширить двигательные возможности детей с нарушением интеллекта – это активная и организованная физическая деятельность, в настоящее время осуществляемая на третьем оздоровительном уроке физической культуры.

 При этом паритетное внимание уделяется формированию физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Прежде всего – это упражнения для укрепления дыхательной системы организма, профилактики заболеваний сердечно-сосудистой  и дыхательной систем, нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения и простудных заболеваний.

На третьем оздоровительном уроке необходимы и упражнения для формирования черт характера и социально значимых качеств личности, психофизические упражнения для контроля эмоционального состояния. Полученные навыки различны у школьников разного возраста, но ведут к единой цели – возможности самостоятельно подобрать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения.

В специальной коррекционной школе необходима также антистрессовая пластическая  гимнастика (программа А.В. Попкова, Е.Н. Литвинова) – это новое направление массовой оздоровительной физической культуры, которое имеет единый подход как к физическому, так и нравственному здоровью. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает заболевания, поддерживает интерес к занятиям физической культурой. Умение ученика настраивать себя на спокойствие, доброжелательность и его способность удерживать себя от резких порывистых движений обеспечивают устойчивое психическое и физическое равновесие, а следовательно, улучшают общее состояние здоровья. Обучение антистрессовой пластической гимнастике основано на переключении внимания учащихся с результата выполнения физического движения на получение удовольствия от самого процесса его выполнения. Эффективность этой программы подтверждена Р.Е. Мотылянской, д.м.н, профессором.

На занятиях дети учатся двигаться плавно, избегая резких порывистых движений. Существует определенная взаимосвязь между психическим состоянием ребенка и плавностью движения. Чем комфортнее состояние ребенка, тем плавне, естественнее его движения и наоборот, движения неуравновешенного, скованного ученика становятся угловатыми и резкими. Гимнастика позволяет детям успокоится, почувствовать себя увереннее и комфортнее. Формированию состояния комфортности способствуют природные мыслеобразы -  вода, солнце, плывущие облака и т.д. На занятиях целесообразно использовать фоновую музыку, не привлекающую внимания, учитывая её влияние на психоэмоциональную сферу детей с нарушением интеллекта.

В занятия с младшими школьниками включают следующие элементы антистрессовой пластической гимнастики: движения руками, напоминающие оглаживание шара, вращение ручки колодца, имитация движения волны, перемещение веса тела с одной ноги на другую в виде плавного «переливания», повороты корпуса вправо – влево, держа руки в кольце на уровне плеч («каравай»), круговые вращения рук, туловища, головы.

Неотъемлемой частью каждого занятия является суставной массаж:

  • потягивание в плечевом поясе в сочетании с наклонами сидя;
  • имитация мытья рук, р6ениеладоней, скрутка и вращение кистей в запястном суставе, скрутка кистей, сплетенных в замок;
  • поднимание и опускание плеч;
  • растяжка позвоночника;
  • наклоны и повороты головы;
  • наклоны туловища вправо, вперед, влево, назад;
  • вращение туловища в тазобедренном суставе;
  • вращение стоп;
  • вращение в коленном и голеностопном суставах;
  • глубокие пружинящие выпады.

На оздоровительном уроке применяются упражнения стрейчинга (метод фиксированной растяжки). С помощью плавных и очень медленных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза. Стрейчинг развивает и совершенствует гибкость и подвижность суставов.

Комплекс упражнений стрейчинга:

  • «обними себя» – обнять себя за плечи зафиксировать позу на несколько секунд;
  • «оловянный солдатик» – стоя у шведской стенки поочередно поднимать согнутую ногу, обхватив её руками;
  • «складка вперед» – из положения седа на полу – наклон вперед, удерживая руками стопы);
  • «плуг» – лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять слегка согнутые в коленях ноги и коснуться носками пола за головой;
  • «лягушка» – из упора лежа, на согнутых руках, прогнуться в пояснице, выпрямляя руки достать носками до головы;
  • «поздоровайся за спиной» – правая за головой, левая за спиной, сцепить руки за спиной, меняя положение рук.

В содержание оздоровительного урока включаются элементы точечного массажа и самомассажа, которые являются эффективным средством психофизической тренировки. Воздействуя на активные точки, эти движения способствуют расслаблению мышц и снятию эмоционального напряжения. В основном это массаж рук, подошв, пальцев на руках и ногах, головы, ушей.

Формирование правильной осанки должно занимать первостепенное место на занятиях физической культурой, особенно у младших школьников с нарушениями интеллекта. Для этого в содержание третьего оздоровительного урока физкультуры включается фитбол-гимнастика.

Легкое покачивание на фитболе улучшает отток лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, нормализует перистальтику кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников.

Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с верховой ездой, которая является одним из методов лечения позвоночника, ожирения, ишемической болезни  сердца, неврастении (гиппотерапия).

Правильная посадка на мяче предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы. Правильная посадка выравнивает косое положение таза, что крайне важно для коррекции деформаций в грудо-поясничном отделе позвоночника.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Разнообразные игровые имитационные упражнения коррекционно-оздоровительной направленности, использование игровых сюжетов, большой размер мяча и разнообразие цвета создает радостную атмосферу занятий.

Физическое воспитание осуществляется в ходе формирования установок, навыков, способов и приёмов, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей. В процессе занятий проводятся беседы и разъяснения об основах антистрессовой пластической гимнастики, целесообразности тех иных упражнений. Благодаря доброжелательному настрою, дети учатся быть терпимыми внимательными друг к другу. Доброта и сердечные отношения к друзьям и родным – залог успеха и здоровья. В заключительной части оздоровительного урока провожу сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации. Для достижения релаксационного эффекта используется особое музыкальное сопровождение в виде классических музыкальных произведений в медленном темпе с элементами «экологической музыки»: шум дождя, шелест листвы, плеск волн, крик чаек, пение птиц. На фоне музыки звучат слова, которые помогают детям полностью расслабиться и содержат универсальные блоки формул, закрепляющие положительный регуляторный эффект психофизической тренировки. Во время упражнений на расслабление, лёжа на полу с закрытыми глазами, дети повторяют за учителем фразы-установки: «Я хороший, добрый ребенок. Всем ребятам в классе я желаю здоровья. Пусть все будут добрыми и красивыми, милыми и счастливыми».

Систематические занятия пластической гимнастикой являются не только средством физического воспитания, но ещё мощным фактором коррекции и компенсации двигательных нарушений. Эффективность занятий заключается в улучшении общего самочувствия детей, повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшается эмоциональное состояние, снижается уровень тревожности, выравнивается самооценка, повышается социальная адаптация, формируется высокая мотивация к занятиям физической культурой.

Тесты по теме: Организация формирования двигательной сферы у детей и подростков с умственной отсталостью

  1. Каковы основы формирования двигательных навыков у подростков с умственной отсталостью?

А. Занятия физическими упражнениями основаны на одной из главных потребностей человека – влечении к движениям (кинезиофилии).

Б. Результаты диагностики моторных функций, координации движений, скоростно-силовых показателей.

  1. Чем отличаются моторные возможности подростков тормозного и возбудимого типа?

А. При умственной отсталости тормозного типа двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений, резкой замедленности их темпа, вялости, неловкости.

Б. У детей с преобладанием процесса возбуждения отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, им нелегко производить последовательные действия.

  1. Каковы главные принципы формирования умения выполнять нужное двигательное действие у подростка с нарушением умственного развития?

А. Многократное повторение нужного действия.

Б. Доступность, систематичность и последовательность, индивидуальный и дифференцированный подход, практическая направленность

В. Все ответы верные

Список использованной литературы

  1. Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. [Текст] / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2001.
  2. Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери [Текст]  / Д.В. Винникотт – Пер. с англ. Н.М. Падалко. – Независимая фирма «Класс», 1998.
  3. Ефимов, О.И.Школьные проблемы. Для умных родителей, педагогов и врачей [Текст] / О.И. Ефимов. – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2004.– 288 с.
  4. Чимаров, В.М., Левитина, Е.В.Формирование здоровья субъектов образовательного процесса. Т 1 [Текст] / В.М. Чимаров, Е.В. Левитина – Тюмень, 2008.– С. 75-91, 194-219.
  5. Бердова, О.С. Инновационный подход к организации физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната  IIIV вида. [Текст] // О.С. Бердова –  Коррекционная педагогика –№4(34),– 2009.– С. 25-28
  6. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике [Текст] / Сост. М.А. Поваляева.– Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 349 с.: ил.– (Познавайка).
  7. Ратнер, А.Ю. Нарушения мозгового кровообращения у детей. [Текст] / А.Ю. Ратнер.–  Издательство Казанского университета, 1983. – 144 с.
  8. Семенович, А.В. Ланина, Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка – фундамент коррекции общего недоразвития речи [Текст] // А.В. Семенович, Т.Н. Ланина. – Практическая психология и логопедия, 2 (9), 2004. – С. 19-27.
  9. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы [Текст] / Н.В. Самоукина – Ярославль: Академия развития, 2002.
  10. Уфимцева Л.П., Сафонова Л.М., Полежаева Е.Б. Коррекция и развитие двигательной сферы подростков с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития [Текст] // Л.П.Уфимцева, Л.М.Сафонова, Е.Б.Полежаева – Коррекционная педагогика,– №6 (18),– 2006.– С. 67-75.
  11. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М., Генезис, 2001.
  12. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд. Института психотерапии, 2001.
  13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  14. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. Младенческий, ранний и дошкольный возраст./ Е.М. Мастюкова – М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование игры у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людбми. однако у умст...

Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Эмоции умственно отсталых дошкольников тесно связаны с интелектуальным развитием...

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью...

Дневник самообразования учителя-дефектолога. «Формирование математических способностей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО у детей с ОВЗ (с умственной отсталостью)»

ДНЕВНИК САМООБРАЗОВАНИЯУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГАПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7ЛЕТ) с умственной отсталостью«Формирование математических способностей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС...

Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

У умственно отсталых детей эмоции проявляются в зависимости от: возраста, клинического вида умственной отсталости, социальной среды,...

Доклад для воспитателей "Формирование игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) с помощью дидактических игр".

В данном материале описаны основны аспекты формирования игровой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями посредством дидактических игр, сделанных своими руками....