Психолого-педагогический проект « Мы вместе!»
проект по коррекционной педагогике на тему

Гуркова Татьяна Николаевна

Проект «Солнечный круг - для детей и вместе с детьми», направленный на психолого - педагогическое сопровождение слабослышащих дошкольников и их родителей . Идея проекта заключается в достижении ребенком с нарушенным слухом равного со слышащими детьми уровня развития, участия на равноправных началах во всех видах деятельности в детском саду и принятии родителями ребенка таким какой он есть. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tekst.docx26.81 КБ
Файл 4._proekt_my_vmeste.pptx152.47 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «СУРГУТСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Психолого-педагогический проект « Мы вместе!»

сопровождения слабослышащих дошкольников и их родителей

Разработала

педагог-психолог

Гуркова Т.Н.

Г.СУРГУТ

2016


Краткая аннотация проекта:

Проект «Солнечный круг - для детей и вместе с детьми», направленный на психолого - педагогическое сопровождение слабослышащих дошкольников и их родителей . Идея проекта заключается в достижении ребенком с нарушенным слухом равного со слышащими детьми уровня развития, участия на равноправных началах во всех видах деятельности в детском саду и принятии родителями ребенка таким какой он есть.

Систематическое участие ребенка в непрерывной образовательной деятельности вместе со сверстниками даёт дошкольнику бесценный позитивный социальный опыт участия в созидательной преобразующей деятельности, помогает ему наладить контакты с другими детьми и взрослым. Реализация инновационного опыта рассматривается как создание образовательного пространства, способствующего обеспечению паритета образованности родителей и создание психологически безопасной среды как в условиях ДОУ, так и семьи.

Период формирования и функционирования проекта рассчитан на 3 года (2016- 2019гг.) с поэтапной реализацией педагогического опыта с детьми дошкольного возраста.

Актуальность педагогического проекта.

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всех наших граждан. В условиях решения этих стратегических задач, важнейшим качеством становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные пути решения, умения выбирать продуктивный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Как говорится, в президентской инициативе «Наша новая школа». Основное содержание и цель работы — психолога- это психологическая помощь и психологическая поддержка, ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, обеспечение психологического комфорта личности в отношении к самому себе, во взаимоотношении с другими людьми

В связи с этим, основываясь на международные правовые акты, хочется отметить следующее: в мировом сообществе все более заметным становится поворот от «культуры полезности» к «культуре достоинства». В контексте этой концепции человек находящийся в трудной жизненной ситуации независимо от своей дееспособности и полезности для общества рассматривается как объект, медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи, ориентированной на создание условий для полной самореализации его личности.

Данный подход, несомненно, идеален и для реабилитации детей с ограниченными возможностями, а именно, для слабослышащих дошкольников. Медицинская, психологическая, педагогическая, техническая, профессиональная функции, вместе взятые, обеспечивают социальную абилитацию ребёнка. Основные задачи абилитации заключаются в том, чтобы сделать ребенка-инвалида и его семью способными к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения их в общественно-трудовую жизнь общества.

Главным результатом процесса абилитации является достижение такого состояния ребенка, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. На сегодняшний день, затрагивая тему детской инвалидности в нашем дошкольном образовательном учреждении я подразумеваю детей после кохлеарной имплантации. В настоящее время в качестве одного из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с нарушением слуха и, их интеграции, в среду слышащих необходимо рассматривать именно кохлеарную имплантацию. Её результаты не могут не поражать: ребёнок начинает слышать, постепенно учится говорить, и при интенсивной реабилитации через несколько лет ничем не будет отличаться от своих сверстников.

Формирование личности у детей-инвалидов, особенно детей после КИ, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности. Несмотря на то, что инвалиды с детства, как правило, обладают высокой внутренней восприимчивостью мироощущений и развитым самоанализом, дающими предпосылки для развития творческих способностей, им намного труднее реализовывать свои возможности, чем другим детям. Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром.

Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется.

В тоже время, появление в семье ребенка-инвалида деформирует семью. Трудности, которые испытывают родители такого ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными.

Среди дошкольников после кохлеарной имплантации большинство имеют различные нарушения в психике и поведении, в связи с чем, постоянно нуждаются во внимании родителей, тем не менее, далеко не во всех семьях понимают необходимость не только ухода за ребенком, но и воспитание его как личности, способной нормально взаимодействовать с окружающими людьми и трудиться.

Н.Н.Малофеев и А.А.Дмитриев утверждают, что основной причиной изолированности детей инвалидов от общества являются их же родители, которые переживая за исход общения со сверстниками, ограничивают социальные контакты своих детей. У родителей возникает ощущение неуверенности, а часто и неразрешимости проблем обучения ребенка-инвалида в общеразвивающем ДОУ.

В таких ситуациях разные сообщества или организации могут оказать помощь родителям в решении проблем, связанных с интеграцией детей в дошкольном учреждении.

Таким образом, остро встает вопрос о поддержке и помощи психолога, не только детям данной категории, но в том числе и их родителям, так как детям очень важно интегрироваться и адаптироваться в ДОУ. Родителям требуется помощь в психолого-педагогическом просвещении общении с собственными детьми. Педагогам необходима психологическая помощь для снятия эмоционального стресса и только компетентный подход к проблеме и привлечение всех участников образовательного процесса помогает вовремя проводить профилактику соответствующих нарушений.

Этот процесс будет эффективным, если в рамках Сообщества работа будет строиться на основе сотрудничества в вопросах реабилитации детей с ОВЗ. Необходимо предусмотреть готовность родителей получать помощь и поддержку в решении проблем, связанных с интегрированным обучением и воспитанием.

Таким образом, актуальность и значимость инновационного опыта обусловлена, с одной стороны, объективной необходимостью совершенствования коррекционного процесса, а с другой стороны - недостаточностью разработки проблемы оказания психологической помощи родителям, как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Новизна проекта заключается в создании системы психологического сопровождения и оказания своевременной комплексной квалифицированной помощи, как самому ребенку, так и его семье.

Данная модель интеграции слабослышащих дошкольников и их родителей позволяет создать оптимальные возможности для ранней интеграции значительного числа детей с отклонениями в развитии, сохраняя за ними ежедневную адекватную коррекционную помощь.

Использованные инновационные технологии:

 проектный метод, позволяющий привлечь родителей в образовательный процесс;

 использование ИКТ, позволяющий более красочно показать материал на встречах в иллюстрациях;

 интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала;

 здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей и родителей.

Представленный проект дает возможность детям инвалидам, а в частности детям после КИ более безболезненно интегрироваться не только в коллектив сверстников, но и в общество в целом.

Цель: Создание специальной коррекционно-развивающей среды детско-родительского взаимодействия, способствующего высокому уровню личностного развития, обучения, формирования жизненных компетенций и интегративных качеств, необходимых для успешной социализации и адаптации.

Для достижения поставленной цели в рамках проекта предполагается решить следующие задачи:

1. Подобрать инструментарий для проведения исследования процесса абилитации в группе компенсирующей направленности и научно-методическую базу для разработки, проведения и организации психолого - педагогического сопровождения детей после КИ и их родителей;

2. Создание комплексного психолого-педагогического сопровождения развития детей-инвалидов, включая в процесс социализации семейное окружение ребенка;

3. Проанализировать эффективность психолого-педагогического сопровождения участников проектной деятельности.

4. Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия с детьми, повышение уровня коммуникабельности как детей, так и родителей.

Система принципов и подходов, при работе с детьми.

принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в  доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: играх, продуктивной деятельности;

принцип гуманистичности - предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;

принцип создания непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;

принцип творческой направленности – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;

принцип последовательности – усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;

При реализации проекта, я руководствовалась следующими принципами формирования родительской группы:

 Мотивационный принцип. Формирование группы на добровольной основе предполагает желание самого родителя посещать семинары-тренинги.

 Принцип совместной ответственности. Семья и специалисты детского сада разделяют с психологом ответственность за результаты и эффективность проведения мероприятий проекта.

 Принцип открытости. Информированность родителей о динамике развития ребёнка позволяет им быть более откровенными в общении, обеспечивает возможность проанализировать работу своего ребенка, располагает к доверительным отношениям и к дальнейшему сотрудничеству.

Инновационная направленность проекта.

На сегодняшний день в психологической практике достаточно много уделено внимания методам и формам работы с «особым» ребёнком, однако, проблемы семейного воспитания, которые могут либо усугубить, либо компенсировать психофизиологические отклонения в развитии, как правило, остаются за пределами внимания практиков. В научной литературе существует феноменологическое описание и экспериментальное исследование этих проблем, а вот как на практике осуществить системный подход к их преодолению остаётся нерешенным. Новизна проекта заключается в создании системы психологического сопровождения и оказания своевременной комплексной квалифицированной помощи, как самому ребенку, так и его семье.

То данная модель позволяет создать оптимальные возможности для ранней интеграции значительного числа детей с отклонениями в развитии, сохраняя за ними ежедневную адекватную коррекционную помощь, а также для педагогической поддержки детей, не имеющих нарушений в развитии.

Суть обновления заключается в том, что процесс сотрудничества между образовательным учреждением, родителями и детьми становится деятельностным (что делать?) и развивающим (что развивать?). Практическая значимость инновационной направленности состоит в разработке и внедрении нетрадиционных психолого-педагогических технологий и форм работы, в усовершенствовании ранее применяемых методов со всеми участниками образовательного процесса, в создании надёжной системы мероприятий для сохранения и укрепления эмоционального здоровья дошкольников с речевыми нарушениями, в получении стабильных результатов.

Воспроизводимость педагогического опыта.

Данный проект имеет достаточно высокий уровень теоретической и практической значимости. Проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность психолога, является одним из средств воспитательно – образовательной деятельности ДОО. Кроме того, проект повторяет и может быть реализован в любом образовательном учреждении, имеющего детей с ОВЗ. В данной работе намечен ряд векторов дальнейших исследований методологического и методического характера, связанного с деятельностью психолога.

Универсальность предложенного проекта определяется возможность его внедрения в деятельность психологов.

Реализуя систему психолого-педагогических мероприятий можно успешно решать задачи социального, познавательно-речевого развития детей, а также по укреплению их психосоматического здоровья.

Основное содержание проекта

Опыт представлен системой инновационных психолого-педагогических технологий, объединенных идеей успешной социальной адаптации детей с ОВЗ, имеющими проблемы в развитии эмоциональной сферы и предполагающей последовательное совершенствование всех видов обеспечения образовательного и воспитательного процессов.

Для реализации задач, которые определены в проекте, используютсяразные формы и методы взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Методы:

 Сказкотерапия, где используются психологическая, терапевтическая, развивающая работа.

 Игротерапия - занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процессе игровой деятельности. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

 Релаксация - в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.

 Живая песочная терапия – занятия проводятся с применением песка и воды.

 Психогимнастика - включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Арт-терапия - это форма работы, основанная на изобразительном искусстве

Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

Формы: групповые и индивидуальные формы общения (семинар-практикум, консультация, тренинг, занятие, круглый стол, мастер-класс, день открытых дверей, встреча с родителями, заключение договоров о сотрудничестве, дискуссии, диагностические обследования, беседы, создание информационных стендов, буклетов, видеоматериалов, очень важна трансляция родителям положительного образа ребёнка).

Средства: методические пособия, иллюстрации, средства наглядности, ИКТ, мебель, диагностический инструментарий, оборудование для игр с водой и песком, оборудование для изодеятельности, физкультурное оборудование, музыкальное сопровождение.

Направлениях психолого - педагогического сопровождения:

1. Работа с семьей слабослышащего ребенка (психологическая адаптация к особым потребностям ребенка, гармонизация отношений и взаимоотношений в семье, подготовка родителей к интегрированному обучению).

2. Работа с детьми, развитие коммуникативных качеств, самооценки, коррекция эмоционально-волевой сферы.

3. Специальная подготовка кадров (развитие толерантности, развитие психолого - педагогической грамотности, надситуативного видения и навыков саморегуляции).

Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

Данный психолого-педагогический опыт завязан на мастерстве педагога. Прежде всего, необходимо желание педагога, владеющего психолого-педагогическими методами, справедливого и последовательного в своих действиях, умеющего заинтересованность детей и родителей. Другими словами, требуется высокий профессионализм, потому что в данной ситуации важен каждый этап проекта, только тогда мы получим желаемый результат. Этот опыт подразумевает наличие хорошего настроения детей и родителей, спокойной доброжелательной обстановки в группе.

Необходимые условия реализации инновационного опыта:

Кадровые ресурсы: ЦПМПК, определяющая образовательный маршрут ребёнка; специалисты сопровождения – педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, воспитатели (личностные качества: заинтересованность в положительном результате, оптимизм: умение мыслить категориями успеха, позитивное мышление, коммуникабельность); социальные партнёры (заинтересованность в сотрудничестве), осуществление преемственности с детскими садами, школами, куда будут переходить выпускники дошкольной  группы.

Материальные ресурсы: консультативный кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, музыкальный зал, спортивный зал.

Информационно-методическое обеспечение: сеть интернет, использование печатной продукции (газета, памятки, буклеты, информационные стенды), сайт образовательного учреждения ,электронная почта, методическая копилка педагога-психолога, специальные периодические издания.

Партнеры:

В связи с вышеперечисленным, обязанности и роли участников проекта распределились следующим образом:

1 направление: включение в группу происходит с минимальными переживаниями для участников процесса, благодаря четко выстроенной системе сопровождения.

Психолог, сопровождающий ребенка весь период абилитации, проводит консультативную, диагностическую и коррекционную поддержку семьи и ребенка. Начиная с игровых индивидуальных сеансов ребенка и параллельно его семью постепенно включают в коррекционную работу еще до посещения ДОО.

2- направление: коррекционно-развивающая работа при психолого-педагогическом сопровождении выглядят следующим образом:

1. коррекционная работа («исправление» отклонений)

2. развивающая работа (раскрытие потенциальных возможностей ребенка)

По 3 направлению на основе диагностики и самодиагностики отношения педагогов к людям с ограниченными возможностями здоровья, знаний и умений по организации воспитательно - образовательного процесса в комбинированных группах, по результатам анализа диагностики развития детей и их уровня усвоения программного содержания, педагогом-психологом составляется план психологическо помощи педагогам.

По 4 направлению работа организуется при субъект-субъектном взаимодействии педагогов и детей. Программа психолого-педагогического сопровождения направлена на социализацию всех детей группы, на создание доброжелательной и эмоционально благоприятной обстановки. Задача педагогов внимательно относиться ко всем проявлениям детского поведения. При этом учитывать желания всех детей группы и поощрять их творчество и инициативу.

Проект включает следующие этапы работы:

I этап – организационно-подготовительный – сентябрь – октябрь 2016г.

 Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги).

 Познакомиться с передовым опытом педагогов-новаторов в направлении инклюзивного образования, выбор методик.

 Поиск инновационных форм, методов и способов по работе с вышеуказанным контингентом.

 Пополнить предметно-развивающую среду для развития социализирующего пространства участников проекта инклюзивного образования.

 Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей, педагогов.

 Организовать выставку методической литературы для родителей и педагогов по теме проекта.

II этап – организационно-практический – ноябрь 2016 – май 2017 г.

 Провести анкетирование родителей в экспериментальной и контрольной группах.

 Провести мониторинг социально – личностного развития и эмоциональной зрелости потенциальных участников группы.

 Организовать комплексный и системный подход в достижении поставленной цели.

 Разработать тематическое перспективное планирование по работе с отобранным контингентом участников проекта.

 Подготовить практический материал по реализации проекта:

- реализация психолого - педагогического сопровождения детей дошкольного возраста и их родителей в рамках инклюзивного образования, наработка методических и дидактических материалов для программы, систематизация отдельных методик, технологий и средств коррекции и развития.

- создание основ Сообщества «Солнечный круг – для детей и вместе с детьми» как среды реабилитации и интеграции детей-инвалидов и их семей.

III этап– основной (содержательный) – сентябрь 2017 г.– май 2019г.

Диагностический компонент:

Внедренческий компонент:

Провести анкетирование среди родителей контрольной и экспериментальной групп по вопросам готовности к совместному пребыванию в среду здоровых сверстников.

 Провести обследование воспитанников инклюзивного образования на предмет эмоционального благополучия в среде сверстников.

Помочь детям-инвалидам в адаптации в ДОУ.

 Литература

  1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. -М., Владос 2001Выгодская Г.Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников. - М., 1964.
  2.   Малофеев Н. Н.  Особый ребенок - обычное детство / Малофеев Н. Н.// Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 3-8.
  3. Микляева Н.  Детский сад для всех : "чужие" - тоже "свои" / Микляева Н.// Обруч. - 2009. - № 5. - С. 3-6.
  4. Прилепская Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. - 1989. - № 5. - С.26-32.
  5. Психология глухих детей: Сб. / Под ред. И.М.Соловьева и др. - М.: Педагогика, 1971. - 448 с.
  6. Речитская Е.Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. - М., 2000.
  7. Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста. //Дефектология. - 1997. - № 4.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мы вместе!» Психолого-педагогический проект сопровождения слабослышащих дошкольников и их родителей Гуркова Т.Н. педагог-психолог Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры « Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 2

Актуальность Среди дошкольников после кохлеарной имплантации большинство имеют различные нарушения в психике и поведение. Тем не менее не во всех семьях понимают необходимость не только ухода за ребенком, но и воспитание его как личности, способной нормально взаимодействовать с окружающими людьми и трудиться. Родителей часто сопровождает чувство неуверенности и неразрешимости проблем обучения ребенка-инвалида. Таким образом, встает вопрос о поддержке и помощи психолога не только детям данной категории но в том числе и их родителям. Педагогам необходима психологическая помощь для снятия эмоциональной нагрузки.

Слайд 3

Цель проекта Создание специальной коррекционно-развивающей среды детско-родительского взаимодействия, способствующего личностному развитию, обучению, формированию жизненных компетенций и интегративных качеств, необходимых для успешной социализации и адаптации детей после кохлеарной имплантации. Задачи проекта Формирование научно-методической базы и подбор инструментария для разработки, организации проведения психолого-педагогического сопровождения детей после КИ и их родителей. Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения развития детей после КИ, включая семейное окружение ребенка Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия с детьми, повышение уровня коммуникабельности детей и родителей. Анализ эффективности психолого-педагогического сопровождения участников проектной деятельности . Ожидаемый результат Представленный проект будет способствовать интеграции детей после КИ не только в коллектив сверстников, но и в общество в целом.

Слайд 4

Практическая значимость Создание системы психологического сопровождения и оказания своевременной комплексной квалифицированной помощи как самому ребенку, так и его семье. Данная модель позволяет создать оптимальные возможности для ранней интеграции детей с ОВЗ, сохраняя за ними ежедневную адекватную коррекционную помощь .

Слайд 5

Реализация проекта 1этап-Организационно-подготовительный: - изучение контингента участников проекта(дети, родители, педагоги); -изучение научно-методических материалов, знакомство с опытом педагогов, выбор методик; -пополнение предметно-развивающей среды для развития социализирующего пространства; - подбор консультативного и наглядного материала для родителей и педагогов. 2 этап- организационно-практический: - анкетирование родителей и педагогов; -мониторинг социально-личностного развития участников проекта; -разработка тематического перспективного планирования ; -реализация психолого-педагогического сопровождения детей и их родителей, наработка методических и дидактических материалов, адаптация отдельных методик и технологий. 3 этап-основной (содержательный): -внедренческий компонент; -диагностический компонент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Программа (фрагмент) психолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе «Вместе в школу мы пойдем!»

Цель программы сотрудничества  – организация совместной работы детского сада, ребенка и его семьи в процессе подготовки к обучению в школе. Программа состоит из пяти блоков.Первый  блок...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

Краевой конкурс психолого-педагогических практик « По ступеням профессионализма» Номинация «Вместе мы можем всё»»

Из опыта работы сопровождения ребенка с ОВЗ специалистами МКДОУ «Малиновский детский сад»...

Конспект занятия психолого-педагогического сопровождения социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста «Мы вместе».

Цели:- совершенствовать навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой) – средствами человеческого общения; - развивать  культуру речи в ситуациях приве...

Сценарий психолого - педагогической гостиной "В школу - вместе!"

Сценарий психолого-педагогической гостиной для родителей и детей подготовительной к школе группы предлагается вниманию педагогов - психологов  ДОУ...

Проект психолого-педагогического сопровождения ребѐнка с инвалидностью и с ОВЗ «Вместе справимся со всем!» практико-ориентированной направленности

Идея проекта заключается в достижении ребенком с ОВЗ равного с нормально развивающимися детьми уровня личностного развития и социализации, участия на равноправных началах во всех видах деятельности в ...