Интегрированное физкультурно-логопедическое занятие "Федорино горе"
опыты и эксперименты по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Илюхина Оксана Викторовна

Материал разработан совместно с инструктором по физвоспитанию в рамках совместной работы по устранению речевой и моторной недостаточности у детей логопедических групп старшего дошкольного возраста. Надеемся, что он будет полезен учителям -логопедам и инструкторам по физической культуре дошкольных учреждений.Мы будем представлять его на методическом объединении для учителей-логопедов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: обобщить представления о посуде и активизировать словарный запас по теме «Посуда». Развивать физическую и творческую активность, способствовать проявлению положительных эмоций.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  • уточнение понятий: столовая, чайная, кухонная посуда;
  • совершенствование навыков словообразования и словоизменения;
  • развитие фонематического восприятия;
  • совершенствование навыков связной речи.
  • закрепление навыков в составлении предложений с соединительным союзом «а»;
  • закрепление умения придумывать загадки – описания с элементами ТРИЗа;
  • совершенствование навыков сравнения предметов.

Коррекционно-развивающие:

  • учить согласовывать речь с движениями;
  • развивать зрительное внимание, чувство ритма;
  • развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
  • совершенствовать технику выполнения правильной ходьбы;
  • развивать умение передавать эмоции;
  • развивать память, внимание, мышление.

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать взаимопонимание, умение работать в команде;
  • воспитывать бережное отношение к посуде.

Оздоровительные:

  • совершенствовать технику выполнения правильной ходьбы;
  • корректировать двигательную активность;
  • развивать координацию движений, равновесие;
  • укреплять дыхательную систему.

Предварительная работа:

  • чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание пальчиковой гимнастики.

Материалы и оборудование:

  • демонстрационный материал: предметные картинки с изображением посуды, продуктов питания;
  • раздаточный материал: эмблемы с изображением ложек и вилок (по числу детей);
  • оборудование: бумажные тарелочки (2 шт.), 2 корзинки (2 шт.), 2 кастрюли, столовые ложки (2 шт.), овощи, плоские обручи, конусы большие (2 шт.), конусы малые (8 шт.)

Логопед: Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию физкультурно-речевой досуг «Федорино горе» для детей подготовительной логопедической группы. Надеемся, что данный материал будет вам полезен.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети под марш заходят в физкультурный зал, маршируют, становятся в шеренгу. По команде останавливаются.

Логопед предлагает поздороваться с гостями.

Приветствие (логоритмическое упражнение).

Здравствуйте гости, к нам заходите ( шаг вперед, наклон головой ,шаг назад, наклон)

К нам заходите, на нас посмотрите.( шаг вправо, пружинка, шаг влево, пружинка)

Мы вам желаем здоровья и счастья,( пр. р. вперед, лев. р. вперед, прав.р. на плечо, лев.р на плечо)

Пусть стороной вас обходят ненастья (прав.р. на пояс, лев.р на пояс, поклон, руки в стороны).
Беседа с логопедом
Логопед читает отрывок из произведения К. Чуковского «Федорино горе» (от «Скачет сито по лугам» до «Тараторит, тараторит, дребезжит».)
Логопед. Из какого стихотворения эти строки? 
Дети. «Федорино горе».
Логопед. Ребята, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети. (О посуде). 

Логопед: Как вы думаете, почему от Федоры сбежала посуда? Для чего она нужна? Какую посуду вы знаете? Из какой посуды едят? Из какой посуды пьют? Назовите столовые приборы? Как нужно ухаживать за посудой?
Дети отвечают.

Логопед: А вы бы хотели помочь бабушке Федоре вернуть назад ее посуду и научить ее правильно за ней ухаживать?
Инструктор. Итак, в путь! Отправляемся на помощь Федоре!

Ходьба по кругу. 

Занимательная разминка.
«Вазочка»: ходьба на носках, руки вверх.
«Блюдца»: ходьба на пятках, руки перед собой. 
«Самовар пыхтит»: глубокий присед, руки перед грудью, произносить «пых- пых». 
"
Посуда убегает от Федоры": бег в среднем темпе с высоким подниманием голени, захлест голени назад, подскоки.

 Дети останавливаются в кругу.

Логопед: Вот мы и дома у Федоры. Посмотрите, какой беспорядок! Вся посуда – кувырком! Посмотрим, какая же посуда есть у Федоры?

Логопед показывает карточки с изображением посуды, дети называют, что на них изображено и какой это вид посуды.

- Это блюдце. Это чайная посуда.

- Это ложка. Это столовый прибор.

- Это кастрюля. Это кухонная посуда. (и т.д)

Логопед хвалит детей.

Логопед: дети, а есть специальная посуда, название которой образуется от  названия продукта питания, - того самого, который подается в этой посуде.

Логопед показывает картинки с изображением продуктов.

 - Что это? (Хлеб)

 - В какую посуду ты положишь хлеб? (Хлеб я положу в хлебницу).

 - Это сахар. Сахар я положу в сахарницу.

 - Это конфеты. Конфеты я положу в салфетницу.

 - Это масло. Масло я положу в масленку.

 - Это салат. Салат я положу в салатник.

Логопед: Молодцы! Ну а теперь пришло время разложить посуду по полочкам. Давайте вспомним нашу пальчиковую гимнастику « Федорины помощники».

Раз, два, три, четыре (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга),

Мы посуду разложили (хлопки в ладоши «солнышком»).

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному на обеих руках, начиная с мизинца)

И большую поварешку (загибают большие пальцы, затем соединяют ладони большой чашкой, руки соединяют до локтей).

Ничего мы не сломали (удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши),

Так Федоре помогали  (в конце  поднимают большие пальцы: «ВО»!)!

Основная часть (ОРУ)

Инструктор: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданиями. Ну а теперь пора накрывать на стол.

Перестроение в 2 колонны (под маршевую музыку).

Инструктор: на месте стой! Раз, два!

 «Накрываем скатертью стол»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1-3 – пружинящие наклоны вперед – длительный выдох; 4 – выпрямиться – вдох.

«Раскладываем ложки, ставим тарелки»

И.п.: ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вправо, левая кисть по туловищу скользит вверх, правая вниз; 2 – и.п.; 3-4 – то же в другую сторону.

«Ставим на стол графин с водой»

И.п.: о.с., руки на пояс. 1-2-присесть, колени врозь, руки к плечам. Держать спину прямо.

«Кладем салфетки»

Прыжки «Ножницы».

«Мы – молодцы!»

Прыжки с хлопком над головой.

«Мы накрыли стол»

Ходьба на месте. Упражнения на восстановление дыхания. Вдох-выдох. На выдохе – «Ух!»

Логопед: Молодцы ребята! Как быстро и красиво вы сервировали стол!

Очень вкусно пахнет щами…

Кто обедать будет с нами?

Упражнения артикуляционной гимнастики для укрепления мышц языка.

Логопед: подготовим тарелочку для щей  (выгнуть язык «Чашечкой» снаружи и внутри рта).

- суп горячий, подуем на него (вдох – на выдохе – губы  «трубочкой»),

-возьмем кусочек хлеба (язык «лопаткой», удерживаем 5-10сек. 2-3 раза)

- какая вкусная котлетка («футбол»)

- пережевываем пищу (поочередное надувание щек)

- пьем чай («желобок»)

- и заедаем вкусным вареньем («вкусное варенье»)

- а теперь пришло время вымыть посуду (круговые движения языком во рту по кругу в обе стороны).

Логопед: Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? А загадывать? Давайте придумаем загадки о посуде. Кто хочет помочь мне? (1 ребенок)

- Кастрюля – глубокая.  А что еще глубокое? (например, река…)

- Глубокая, но не река. ( ребенок повторяет)

- Кастрюля – железная. А что еще железное? (например, молоток, машина…)

- Железная – но не молоток. ( ребенок повторяет)

- Кастрюля нужна для приготовления еды. А что еще нужно для приготовления еды? (например, сковорода, ковш…)

- Нужна для приготовления еды, но не сковорода. (ребенок повторяет)

А теперь послушаем, какая загадка у нас получилась.

Ребенок: Глубокая, но не река, железная, но не дорога. Нужна для приготовления еды, но не сковорода.

Логопед: Что это, ребята? (кастрюля).

Придумаем еще одну загадку (по аналогии).

Примеры:

«Колется, но не ежик, железная, но не машина, столовый прибор, но не нож.» (Вилка).

«Фарфоровая, но не кукла, с ручкой, но не дверь,  посуда , но не столовая» (Чашка).

Логопед: Ребята, давайте расскажем Федоре, какой разной бывает посуда. Поиграем в игру «Скажи наоборот». Команда «Ложек» будет начинать предложение, а команда «Вилок» заканчивать. А мы с Е.Н. приведем вам пример.

Логопед: посуда бывает хрупкая,

Инструктор: а бывает прочная.

Логопед: блюдо бывает…широкое – узкое, ложка (маленькая – большая), чашка (низкая – высокая), тарелка(мелкая - глубокая), нож (тупой -острый), стакан (стеклянный- пластмассовый).

А теперь давайте вспомним, из чего делают посуду?  (Ответы детей:

посуду делают из глины, фарфора, стекла, дерева и т.д.)

- Посуда из фарфора,  какая? (Посуда из фарфора – фарфоровая)

- Посуда из глины -  глиняная. (Из стекла – стеклянная, из хрусталя – хрустальная, из керамики – керамическая, из алюминия – алюминиевая, из серебра – серебряная, из металла – металлическая).

Инструктор: Ребята, вы молодцы! Хорошо  придумываете загадки, знаете много интересного о посуде,  а сейчас пришло время  разложить чистую посуду на свои места.

1-я эстафета: «Передай тарелку» (Ручеек по верху)

2-я эстафета: «Не урони тарелку» (Передача тарелки  с перепрыгиванием через обручи)

Инструктор: молодцы, ребята. Все тарелки стоят на своих местах. А теперь давайте поможем бабушке Федоре приготовить вкусный наваристый борщ.

Логопед: давайте вспомним, какие овощи понадобятся нам для его приготовления.

В бульон мы положим :  (порезанный) картофель, нашинкуем (капусту), обжарим лук, морковь, свеклу и порежем помидоры.

Инструктор: Ну что, готовы? По сигналу нужно перенести на ложке по одному овощу из корзинки в кастрюлю и передать ложку следующему участнику команды. На старт, внимание, марш!

3-я эстафета: « Собери овощи в кастрюлю».

Инструктор: Ребята, вы замечательно поиграли и немного устали …

Инструктор предлагает детям повернуться лицом друг к другу, взяться за руки и сделать круг.

Инструктор: давайте выполним упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц.

Дыхательная гимнастика  с элементами йоги. Упражнения на расслабление мускулатуры тела.

Логопед: А сейчас,  давайте вспомним и изобразим, как же мы были недовольны, когда увидели у  Федоры много грязной посуды (дети изображают недовольство). А теперь удивимся. Куда же убежала вся посуда?  Изобразите, как обрадовалась Федора, после того как вы помогли ей вымыть и убрать всю посуду.

Логопед хвалит детей.

Логопед: вот и закончилось наше путешествие … Мы побывали у Федоры, помогли ей вымыть посуду, навести порядок на ее кухне, приготовили вкусный борщ, и при этом не разбили ни одной тарелки. Мы узнали много нового о посуде, научились загадывать загадки и составлять красивые предложения.

Инструктор: Ребята, а что запомнилось вам больше всего во время нашего путешествия. Какие трудности у вас возникли? (Ответы детей). 

Логопед: А теперь у нас есть сюрприз для вас. Бабушка Федора испекла своим помощникам вкусные и ароматнее пирожки.  В группе вы попьете чай с ними и еще раз вспомните о нашем сказочном путешествии! Давайте попрощаемся с нашими гостями.                          Дети под музыку выходят и зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный физкультурно-логопедический досуг "Мы знаем сказки Чуковского"

В данной работе представлен сценарий  интегрированного физкультурно-логопедического досугового мероприятия по сказкам К.И.Чуковского, предназначенный для старшего дошкольного возраста....

"В зимнем лесу" - интегрированное физкультурно-логопедическое занятие

Логопед работает над речью логопатов не только в рамках своего занятия, но и в другие режимные моменты....

Интегрированный физкультурно-логопедический досуг для старшего дошкольного возраста

Интегрированный физкультурно-логопедический досуг для старшего дошкольного возраста...

Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша страна – Россия» Путешествия звуков «Р» и «Рь» по Перми и по России.

Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.Целью занятия является  автоматизация и дифференциация звуков «Р» и «Рь».В процессе за...

КОНСПЕКТ Интегрированного физкультурно-логопедического занятия «Путешествие по большому городу»

КОНСПЕКТ Интегрированного физкультурно-логопедического занятия «Путешествие по большому городу»...

ФОТООТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БОЛЬШОМУ ГОРОДУ"

Спецификой работы в комбинированной группе для детей с недоразвитием речи является развитие речи во всех видах деятельности, в том числе, и на физкультурных занятиях. Одним из важнейших средств физиче...

Интегрированная игра-путешествие "Федорино-горе"

Игра-путешествие  с использование нейроигр...