Работа с детьми ОВЗ.
презентация по коррекционной педагогике на тему

Понеполяк Наталия Михайловна

Памятка для учителя при работе с детьми ОВЗ.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА.

1. Дети с ОВЗ как правило имеют особенность зрительного,  пространственного восприятия и моторно двигательного развития. Поэтому очень важным фактором является организация пространственной среды. Следует учитывать, то что  из- за особенностей в развитии   ребёнок  может задевать по неосторожности стол, уронить предметы с парты. Для такого ребёнка необходимо продумать место в классе, рядом с учителем.

 Иногда у них возникает потребность встать и пройтись или производить манипуляции, с каким либо предметом на его парте (как потребность в двигательной активности), в таких случаях педагогу необходимо набираться терпения и понимания предоставляя такую возможность с дальнейшей коррекцией.

 Такие дети чаще других просятся выйти в туалет, поэтому если ребёнок сидит на последней парте то это безусловно будет мешать образовательному процессу и являться отвлекающим фактором. Если ребёнок сидит впереди, то это будет в меньшей степени отвлекать класс. Парта, где сидит ребёнок, должна стоять в  первой части класса, без предметов отвлекающих внимание ребёнка.

Избегайте ряда около окна, так как  за окном много отвлекающих факторов. Не забывайте про методику динамических поз (ребёнку с ОВЗ можно позволить некоторые задания выполнить стоя).

 Обязательно организовывайте физкульт минутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику для улучшения стимуляции головного мозга позволяющие снять усталость, напряжение, простимулировать работу головного мозга, реализовать двигательную активность.

Один из методов практического воздействия, можно  прежде чем выйти из за парты предложить детям потрогать угол парты, для того чтобы сориентировать себя в пространстве.

2. Для организации  учебного процесса с детьми ОВЗ необходимо использовать большое количество наглядного материала.

Схемы, таблицы, подсказки, пентограммы ( в зависимости от тех учебных задач, которые решает педагог).Основная задача это схематизация алгоритма действия ученика ОВЗ, так как основная проблема этих детей это усвоение поэтапного алгоритма, запоминание и выполнение инструкций. Визуальный ряд позволит расписать правило по пунктам с целью заучивания. Это может быть схема, общая для всех детей, которую педагог вывешивает на доске выделяя разным цветом основное правило, инструкцию которую учитель хочет донести до ученика, это  могут быть индивидуальные правила которые, как вы видите, оформляются отдельно или вкладываются в файл, закреплённый на парте перед началом урока. Перед началом урока учителю будет в помощь визуальная  таблица с планом урока, для понимания и осознания детьми последовательности и целенаправленности  своих действий. Это позволит сократить время на переключаемость внимания от одного действия к другому. Стоит обратить внимание на то, что детям ОВЗ свойственно латентная пауза, при которой ребёнку необходимо больше времени для усвоения инструкции данной педагогом. Здесь помогает метод проговаривания, когда педагог подходит к ребёнку, слегка дотронувшись до него, просит повторить инструкцию, тем самым психологически адресно напоминает о том, что эта информация адресована ему,   помогая тем самым включиться в деятельность. Если ребёнок не может это сделать, то педагог повторяет, проговаривает инструкцию и повторно просит ребёнка проговорить то, что он будет делать. Это способствует выработки рефлексии.

К изготовлению данного материала (визуальных таблиц) могут быть привлечены специалисты, работающие с ребёнком, а так же  родители ученика. Немало важный фактор заключается в преемственности между всеми участниками психолого педагогического сопровождения ребёнка ОВЗ, не усвоенный материал учеником на уроке должен быть передан специалистам, которые работают с ребёнком и пройден повторно с учётом образовательных возможностей ребёнка. Педагогический инструментарий, которым владеют специалисты, позволит поэтапному усвоению программных знаний.

3. На  картинке представлены твёрдые и мягкие мешочки, которые помогут ребёнку ОВЗ ознакомиться с твёрдыми и мягкими звуками (также могут быть продуманы гласные, согласные, звонкие, глухии ).

4.Математические бусы  могут быть помощниками в изучении математического материала. Так же их можно использовать для изучения пространства (лево, право). Использовать в динамических паузах на уроках в качестве релаксации, как чётки для успокоения.

5.Подача устной информации со стороны учителя должна быть эмоционально окрашена, максимально проговорена, наиболее важные моменты выделены голосом. Но если в классе есть ребёнок ОВЗ для успешного выполнения необходимо визуальное оформление, например схема на доске.

6.Письменное задание. Метод проговаривания и схемы.

7.Стоит отметить то, что для формирования мотивации ребёнка необходимо отталкиваться от интересов самого ребёнка. Внести творчество в его деятельность (например:  ребёнок интересуется военной техникой, можно предложить ему проектную работу, где ребёнок сможет составить устный и письменный рассказ, расширить познавательный кругозор, слепить, нарисовать, посчитать, скомбинировать задачу, пример для решения и т.д.) Тем самым педагог организовывает зону принятия и  успешности ребёнка в классе. Можно предложить ребёнку стать на время учителем и вместе провести урок.

Для решения образовательных задач необходимо учитывать разноуровенность класса, дети ОВЗ получают более упрощённые варианты заданий  с пошаговой инструкцией.

8.При прочтении текста необходимо учитывать то, что сложности логического понимания прочитанного, возникшие непонимание переносного смысла, метафоры, морализация даются детям с ОВЗ с большой трудностью. Поэтому следует разбирать, упрощать текст, объяснять смысл прочитанного текста, задавать  несложные вопросы.

9.При заучивании стихов рекомендуется приём движение+ слово с дальнейшим проговариванием без движения, а так же схемы количества слов, пентограммы, воспроизведение на слух, записывая ребёнка на любое записывающее устройство с дальнейшим прослушиванием и заучиванием.

10. Один из методов самоанализа и самоконтроля это самостоятельное оценивание ребёнком своей деятельности. Многие рабочие тетради подразумевает данный метод, но его можно разработать самостоятельно  в виде условных знаков ( например: сначала  круг закрашивает ребёнок, а топом учитель, при этом оговорив цвета, например: зелёный это хорошая оценка, красные отличная).С возрастом данное задание можно усложнять в виде разных геометрических фигур, добавляя фигуру которая будет обозначать то, что задание не выполнено. Это формирует самоанализ, самоконтроль, анализ уровня успешности и позволяет проследить динамику усвоения учебного материала.

11. Уровень успешности выполнения заданий, темп выполнения заданий у каждого ребёнка свой. Дети ОВЗ получают оценивание своих знаний исходя из своих индивидуальных особенностей и возможностей, с учётом динамики в усвоении знаний, умений и навыков.

12.Основа успешного взаимодействия педагога с ребёнком - это установление доверительного контакта и организация зоны социального доверия, обеспечение зоны принятия и успешности. Это будет являться основной психологической платформой для дальнейшего развития ребёнка. Если ребёнок теряет доверие к социальному миру, то он начинает эпатировать социум . Это может быть внешний и внутренний эпатаж проявляющийся в виде агрессии, конфликта, демонстративного и девиантного поведения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_uchebnogo_materiala_dlya_detey_s_ovz.pptx806.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ГБОУ ШМК Бибирево Педагог-психолог Понеполяк Наталия Михайловна

Слайд 2

Особенности детей с ОВЗ Незрелость эмоционально - волевой сферы , инфантилизм , Нескоординированность эмоциональных процессов; Преобладание игровых мотивов , дезадаптивность побуждений и интересов; Низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности; Ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире; Снижение работосп о собности ; Повышенная истощаемость ; Неустойчивость внимания ; Ограниченность словарного запаса , особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи , трудности овладения письменной речью; Расстройства регуляции, программирования контроля деятельности, низкий навык самоконтроля , более низкий уровень развития восприятия. Отставание в развитие всех форм мышления ; Недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объёма кратковременной и долговременной памяти , абстрактно логической .

Слайд 3

Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ Особая пространственная и временная организация образовательной среды; Гибкое варьирование организации процесса обучения; Упрощение системы учебно познавательных задач , решаемых в процессе обучения; Наглядно- действенный характер содержания образования; Индивидуализация организации процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающихся с ОВЗ; Стимулирование познавательной активности , побуждение интереса к себе , окружающему предметному и социальному миру; Обеспечение непрерывного контроля за учебно познавательной деятельностью обучающегося; Специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации; Комплексное психолого педагогическое сопровождение ; Развитие и обработка средств коммуникации , максимальное расширение социальных контактов.

Слайд 4

Организация учебного пространства класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...