Пространственное ориентирование
консультация по коррекционной педагогике на тему

В статье освещены этапы формирования навыков ориентировки в пространстве, приемы работы на разных этапах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientirovka_v_prostranstve.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Пространственное ориентирование — это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов ( т.е.восприятие пространства  относится к специальным видам  восприятия).

К восприятию пространства относятся умения:

- ориентироваться в направлениях пространства (определять их и двигаться произвольно в определенном направлении);

-  определять пространственное положение предмета по отношению к себе (впереди, сзади и т.д.) и по отношению друг к другу;

-  определять свое положение относительно других предметов (перед столом, слева от окна);

-  умение ориентироваться на плоскости, в двухмерном пространстве (на листе, на доске, на карточке).

Этапы формирования навыков ориентировки в пространстве

Когда мы говорим о пространственном восприятии, мы в первую очередь имеем в виду восприятие направления (наверху, внизу, справа, слева, за, перед) и пространственные отношения предметов и их частей. Когда же мы говорим об ориентировке детей в пространстве, это значит, что ребенок должен осознать свое положение в пространстве, уметь жить и действовать в этом пространстве. При этом пространство делится для него на ближнее и дальнее. Естественно, ориентировка в ближнем пространстве у детей формируется раньше и легче, чем ориентировка в дальнем пространстве.

Ориентирование в схеме тела

Развитие пространственного ориентирования начинают с овладения схемой собственного тела. Сначала педагог показывает, что у ребенка есть голова, ноги, спина, туловище, грудь, руки. Голова находится вверху, ноги — внизу, впереди — лицо, грудь, живот, сзади — спина, по бокам — бока. Позже приходят осознание симметричности частей тела и выделение правой и левой руки и, соответственно, ног и других частей тела. Овладение схемой собственного тела — основа, на которой развиваются все другие виды пространственной ориентации.

Восприятие пространственных отношений

 между предметами и их частями

В первую очередь ребенок начинает правильно различать отношения предметов и их частей по вертикали («на», «под»). Горизонтальные положения воспринимаются в целом как положение «рядом», «около», и лишь постепенно уточняется, т.е. появляется восприятие «справа», «слева», «за» (позади), «перед»(впереди). Уточнению восприятия пространственных отношений способствуют действия с объектами, которые ребенок производит подражанию взрослому, затем по образцу. При этом ребенок как бы прослеживает путь передвижения предмета в пространстве, что облегчает анализ пространственных взаимоотношений предметов. Ребенок должен приобрести собственный чувственный опыт, закрепить и обобщить его в слове. Это достигается тем, что все результаты действий детей в процессе дидактических игр уточняются словом сначала взрослого, а потом и ребенка. Проверяются эти представления в процессе выполнения речевой инструкции, обозначающей пространственное расположение предметов.

Ориентировка в помещении  

Ориентировку в помещении относится к ориентированию в дальнем пространстве. Здесь на первый план выступают отношения,   выраженные  словами  «далеко»,   «близко», «тут»,  «там»,  «посередине»,  т.  е.  ребенка  учат  умению  последовательно осматривать помещение и ориентироваться в нем.  Особое место занимает при этом взаимное расположение предметов, которые могут заслонять друг друга, т. е. отношения, выраженные предлогами «за», «перед». Восприятие этих отношений формируется постепенно   и   нуждается   в обучающем   воздействии   взрослого. Зачастую   предмет,   который заслонен, не виден, воспринимается  как вообще исчезнувший. Большое место  в работе по развитию ориентировки  в дальнем пространстве занимают игры, в которых дети должны прятать и находить предметы, прятаться сами и искать друг друга. Вначале эти игры   должны   быть   чрезвычайно   простыми.    Предмет,   который прячут,  должен  быть  ярким,  и  прятать  его надо только  в  присутствии детей и на уровне их глаз, так как на начальных этапах дети  видят лишь те  предметы,  которые  находятся  на  уровне  их глаз.   Постепенно у   них формируется возможность   осматривать пространство,   а   благодаря   дидактическим   играм   они   начинают практически учитывать расстояние и направление движения в пространстве.

Ориентировка в пространстве листа бумаги

Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве листа бумаги. С этим связана подготовка к чтению и письму, и умение читать карту, и отражение объемного пространства на плоскости. Основа всех этих умений закладывается в дошкольном возрасте. В первую очередь ребенок должен понять, что лист — это определенное ограниченное пространство, имеющее свой верх и низ, середину и стороны. На бумаге можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Умственно отсталому ребенку понять это трудно. Ребенка следует научить самостоятельно переносить объемные предметы на плоскость, читать изображения как модель реального пространства, уметь воссоздать ее в действиях с реальными предметами. Дидактические игры могут внести существенный вклад в данную работу.

  Четкая взаимосвязь всех форм ориентирования и восприятия обеспечивает необходимый уровень операций письма и чтения.

Формирование умений и навыков пространственного ориентирования

Обучение навыкам пространственного ориентирования необходимо начинать с развития у детей зрительного восприятия от простого к сложному. Затем следует учить их ориентироваться в схеме собственного тела, определять положение предметов относительно него. При этом обязательным условием является выработка опорных образов, т.е. начальных точек отсчета в системе координат пространства и только после этого вырабатывать противоположные понятия.

Работа по закреплению грамматических форм выражения пространственных отношений предметов следует начинать на реальных предметах, а затем переходить к освоению знаков и их систем, постепенно и последовательно перенося действия во внутренний план.

 Работа по освоению направлений пространства ведется в следующей последовательности:

— определение и закрепление в схеме собственного тела положений верх, сверху;

— определение относительно собственного тела положения сзади;

— определение относительно собственного тела положения справа относительно чего-то или кого-то;

— определение относительно собственного тела положений за, сзади;

— относительно собственного тела положения справа;

— относительно собственного тела положений под, около;

— определение положения перед в схеме собственного тела;

— закрепление положений низ, снизу относительно собственного тела;

— закрепление положений перед, спереди относительно собственного тела;

— закрепление положений лево, слева относительно собственного тела;

— определение и отработка положения предмета относительно другого предмета в позициях выше, сверху, справа, сзади, под;

— отработка положения одного предмета относительно другого в позициях ниже, снизу, слева, перед, над;

— определение и закрепление положений из-за, между, из-под;

— автоматизация в устной и письменной речи наречий, обозначающих пространственные направления, справа, слева, выше, ниже, сверху, снизу;

— автоматизация наречий, обозначающих внешние признаки предметов: больше, меньше, выше, ниже, шире, уже, короче, длиннее;

— закрепление наречий, обозначающих расположение предметов относительно определенной точки, ближе, дальше;

— закрепление употребления на письме предлогов, обозначающих пространственные отношения в следующем порядке: в, за, под, около;

— употребление предложно-падежных конструкций, выражающих пространственные отношения с помощью следующих предлогов: из, перед, на, над, вокруг, от;

— закрепление употребления предлогов из-за, между, из-под;

— дифференциация предлогов в — из, за — перед, под — над, над — на, к — от, из-за, из-под.

Уточнение представлений детей

о схеме тела и ближайшем окружении

Работа по уточнению представлений о схеме собственного тела является основой пространственного ориентирования. Первоначально вырабатываются опорные точки в схеме собственного тела: верх, право. На каждом коррекционном занятии дети учатся находить в своем теле верхние и правые части: правый глаз, правое ухо, правая нога и т. д. Логопед подбирает игровые упражнения на закрепление опорных направлений пространства и использует выработанные направления в заданиях, выполняемых детьми.

Работа по выработке, автоматизации и дифференциации направлений пространства в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения и совершенствованием мелкой моторики рук. Физминутки и гимнастика для пальцев рук в сочетании с закреплением направлений пространства преследуют и еще одну цель — снятие умственного и психофизического напряжения учащихся, способствуют лучшему усвоению материала, изучаемого на занятии.

Постепенно от формирования навыков ориентирования в схеме собственного тела переходим к развитию и закреплению представлений о схеме тела стоящего напротив. И лишь после закрепления умений и навыков пространственного ориентирования в расположенном напротив объекте переходим к ориентированию в пространстве, окружающем человека.

В первую очередь вырабатываются основные положения пространства (право, верх) относительно тела человека с использованием реальных предметов по образцу за логопедом. Затем в работу включаются противоположные опорным точкам направления и в качестве наглядного материала используются карточки с изображениями предметов.

Отработку навыков определения направлений пространства относительно собственного тела по образцу сменяют упражнения на дифференциацию направлений по словесной инструкции.

Следующим этапом в работе по формированию пространственного ориентирования является использование упражнений по закреплению умений определять направления и положения пространства предметов относительно друг друга. При этом постепенно и последовательно осуществляется переход от использования конкретных предметов к их изображениям, а затем и к графическим схемам.

На каждом этапе работы по формированию умений и навыков ориентирования в окружающем пространстве соблюдается определенная последовательность. Сначала дети обучаются раскладыванию, расположению размещению предметов особым образом. Затем – определению расположения объекта в пространстве, не манипулируя предметами и их изображениями, схемами.

Работа с предложно-падежными конструкциями пространственного значения

Работа с предложениями, в состав которых входят предлоги с пространственным значением, начинается задолго до занятий, посвященных именно данным темам. Ведется длительное, последовательное обучение умению понимать значение предлогов и употреблять их в речи. Учащиеся усваивают, с каким падежом существительных или прилагательных употребляются эти предлоги на занятиях по теме «Слова, обозначающие предмет», «Слова, обозначающие признак предмета».

Предлоги с пространственным значением расположения (места) используются в упражнениях на любых занятиях (за, на, перед, над, под и т.п.). При этом сначала отрабатывается умение понимать их значение на реальных объектах, в том числе и на схеме собственного тела. Затем логопед закрепляет умение понимать значение данных предлогов и употреблять словосочетания с ними при анализе расположения конкретных предметов и их макетов. И лишь после этого используются схематическое изображение объектов и смысловые основы для употребления того или иного предлога.

Аналогичная последовательность сохраняется и при работе с предлогами, обозначающими направление движения в пространстве (тс, от, по, в, из и т.д.).

Необходимо отметить, что в изучении конструкций с данными предлогами важным является четкая дифференциация их значений. Это достигается следующим образом. Сначала логопед использует в речи один из дифференцируемых предлогов, тем самым вырабатывая опорное положение или направление пространства. Затем в работу включается предлог с противоположным значением. Помимо прочего, на данных занятиях используются упражнения по дифференциации предлогов и приставок (от и от-; за и за-; и т.д.).

Последовательность включения в работу предлогов такова: от, от- к, из, из- в, за, за- в, на, под, под- над, около, вокруг, из-за, из-под, через, между.

Как правило, работа по развитию пространственного ориентирования ведется параллельно при различных видах деятельности:

-особая роль отводится занятиям физкультурой: дети двигаются по словесной команде, подражанию образцу;

 - на уроках по рисованию и труду (аппликации) дети учатся ориентированию в пространстве листа;

 - в играх с различными конструкторами учатся анализировать образец постройки, определять пространственное расположение деталей, вводя их словесное обозначение;

  - на уроках по развитию речи отрабатываются предлоги с пространственными значениями;

  -  в процессе игры и труда также есть возможность познакомиться с такими предлогами.

То есть элементы пространственного ориентирования формируются в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование занятий по формированию умений и навыков пространственного ориентирования

Вопрос формирования у детей дошкольного возраста навыка ориентировки в пространстве является значимым  для успешной подготовки детей к школьному обучению.Недостаточная сформированность  прос...

Игры и упражнения направленные на развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии»

В данном материале предлагаются игры и упражнения для проведения с родителями практического семинара....

конспект занятия по пространственному ориентированию в старшей группе для детей с зпр

конспект занятия по развитию пространственной ориентировки  составлен для воспитателей и дефектологов, работающих с детьми с задержкой психического развития.Материал подобран с учётом возрастных ...

Занятие педагога-психолога на развитие коммуникативных навыков и пространственного ориентирования детей средней группы

Занятие педагога-психолога на развитие коммуникативных навыков и пространственного ориентирования детей средней группыЗадачи:Развитие умения ориентироваться в микропространстве и на листе бумагиРазвит...

Мастер - класс "Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ."

Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ.2 слайд:Целью моего мастер-класса является - знакомство педагогов с технологией ТРИЗ. При подготовке мастер...

Дифференцированный подход в работе по формированию пространственно - ориентированных представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ (дошкольники с нарушением речи, с лёгкой умственной отсталостью)

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важных задач государственной политики в области образования. Получение детьми с ограниченными...

Игры и упражнения, направленные на развитие пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии

Совсем скоро ваши дети станут первоклассниками. И, конечно же, мы с вами хотим, чтобы в школе они были успешными. Большую роль в школьной успеваемости будет играть уровень овладения грамотой. Грамотно...