конспект занятия по пространственному ориентированию в старшей группе для детей с зпр
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Ольга Николаевна Шикина

конспект занятия по развитию пространственной ориентировки  составлен для воспитателей и дефектологов, работающих с детьми с задержкой психического развития.

Материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по пространственному

ориентированию в старшей группе для детей

с ЗПР «Весёлые гномики»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве помещения

и на листе бумаги.

Задачи:

Образовательные:

Развитие пространственного ориентирования: освоение телесного и внешнего пространства;

Развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Коррекционные:

активизировать в речи детей пространственные термины;

развивать слуховое внимание;

развитие мелкой моторики;

развитие мышления, образного восприятия.

Воспитательные:

воспитание наблюдательности;

воспитание умения работать самостоятельно.

Материал к занятию: 2картинки с изображением золотых рыбок (одна

плывёт влево, другая- вправо), мешочек с мелкими игрушками, чистые листы

бумаги, листы на которых условно нарисован аквариум и 5 овалов, простые

карандаши, набор треугольников, образцы для работы с треугольниками,

магнитная игра «Рыбалка», маркеры(прищепки).

                                           Ход занятия:

1.Орг. момент.

2. Упражнения на развитие мелкой моторики:

1) Разминка мышц рук (ладоней, пальцев) резиновыми шиповаными  

   мячами, проговаривая слова:

 Покатаю я в руках бусинки-горошки,                                                                                  

 Станьте ловкими скорей пальчики-ладошки.

2) Пальчиковая гимнастика «Крокодил»:

  Раз огромный крокодил

  Табуретку проглотил.

   А теперь разинул пасть,

  Как бы …… (носу, уху, руке ) не пропасть.

3. Задания на ориентировку на листе:

Цель: знакомство с образованием названий углов ограниченной поверхности.

Педагог: Ребята, к нам в гости пришли гномики Тим и Том. Поздоровайтесь с

ними. Они пришли не с пустыми руками, в мешочках у них сюрпризы.

Гномы: Да, ребята, мы хотели бы с вами поиграть и узнать хорошо ли вы

ориентируетесь на листе бумаги.

Педагог: Прежде, чем мы начнём игру, проверим ребят на умение ориентиро-

ваться на листе (дети выполняют команды педагога). Проведите рукой по

верхнему краю листа, по нижнему краю листа. Покажи левый край листа,

потом- правый. Поставьте указательный палец в центр листа.

Положите левую руку вдоль левой стороны листа, а правую- вдоль верхней

стороны листа. Посмотрите, на пересечении обеих ладоней получается угол.

Он называется верхний левый угол. Перенесите правую руку на нижнюю

часть листа. Назовите этот угол самостоятельно.

(Проводится аналогичная работа с правой стороной листа).

Гномы: Теперь мы можем с вами поиграть. У нас в мешочке игрушки. Их вы

будете расставлять на листе бумаги в том месте, которое мы укажем.

(Собачку поставьте в левый нижний угол, машинку поместите в центр листа

и т. д.)

4. Игра «Рыбки в аквариуме»:

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие образного

восприятия и воображения, совершенствование графических навыков.

Педагог: Ребята, сегодня Тим и Том принесли фотографии своих рыбок,

которые живут у них в аквариуме. Это золотые рыбки. (Одна плывёт влево,

другая вправо). А мы тоже можем создать свой аквариум с рыбками. (Детям

раздаются листы, на которых условно нарисован аквариум и 5 овалов). Вы

дорисуете так, чтобы у вас получились золотые рыбки. Как вы думаете,

сколько в аквариуме будет рыбок? (пять). Найдите и дорисуйте рыбку в

центре, она плывёт вправо. В правом верхнем углу рыбка плывёт влево,

дорисуйте её. В правом нижнем углу рыбка плывёт вправо, в левом нижнем

углу рыбка плывёт влево.

 Давайте посчитаем рыбок, плывущих влево, вправо?

Каких рыбок в аквариуме больше и на сколько?

5. Физминутка:

                Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

                Ножками топают, ладошками хлопают,

                Головками кивают, тихо приседают.

6. Игровое упражнение «Назови, где находится?»

Цель: освоение внешнего пространства.

Педагог: Ребята, нашим гномам очень понравился наш кабинет. Они

увидели здесь много новых предметов. Давайте поможем им

сориентироваться в пространстве этого кабинета. Покажите, где находится

правая часть кабинета (дети перечисляют).

(Аналогичная работа проводится в назывании других частей кабинета).

7. Игра «Правильное зеркало»:

Цель: освоение телесного пространства.

Педагог: Давайте покажем нашим гномам нашу любимую игру, которая

называется «Правильное зеркало». Вы- зеркало. Какие движения показываю

я, такие показываете вы.

8. Игра «Выложи по образцу»:

Цель: развитие операций анализа и синтеза, конструктивных навыков.

Педагог: Ребята, гномам понравилось играть в наши игры. А теперь они

предлагают свою игру. Надо из треугольников выложить рисунок по образцу.

(Образцы лежат у каждого на столах).

9. Игра «Рыбалка»:

Цель: Развитие ловкости и быстроты двигательных навыков.

Педагог: Ребята, а гномы приготовили нам ещё интересную игру «Рыбалку».

Давайте все вместе поиграем. (С помощью магнитных удочек надо наловить

как можно больше рыбок из озера.)

10. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР составлен в соответствии с ФГТ (использование двигательной активности на занятии)...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Пластилиновая живопись

Тема: «Снеговик» (пластилиновая живопись)Программное содержание: Вызвать у детей интерес к пластилину как художественному материалу. Учить способу создания знакомого образа посредством пласт...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ФФН "Наряжаем елочку"

конспект могут использовать в своей работе логопеды д/с...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР (совместное чтение сказки)

В этом занятии две цели: обучение навыкам пересказа и развитие грамматического строя (согласование числительных с существительными)...